itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Ловля самолётов на крючок: обойдёмся без авианосца?

Знаете, в чём главная беда британского Королевского флота последние лет сто? У него деньги кончились. Это вынуждает искать как можно более дешёвые, подчас странные на вид решения. Многие из них пошли в серию, многие остались экспериментами. Об одном таком мы вам сейчас расскажем. Пробовали ловить самолёт на крючок?

/
22K
17
0
171

Знаете, в чём главная беда британского Королевского флота последние лет сто? У него деньги кончились. Это вынуждает искать как можно более дешёвые, подчас странные на вид решения. Многие из них пошли в серию, многие остались экспериментами. Об одном таком мы вам сейчас расскажем. Пробовали ловить самолёт на крючок?

Экономия на авианосцах

В своё время Британия с честью носила высокое звание «владычицы морей», но прошло время, и английский лев ослабел. После отделения доминионов и потери основной массы колоний Королевский флот, ещё недавно самый большой в мире, стремительно сократился, множество кораблей, вплоть до авианосцев, пошло на продажу, при этом бюджета не хватало даже на поддержание ВМС в сильно урезанном виде.

Несколько программ обновления авианосного флота, ставшего во время Второй мировой основой морской мощи, были последовательно сорваны скудным финансированием.

В 1970-е годы вместо шестидесятитысячетонных авианосцев разумного и хорошо проработанного проекта CVA-01 пришлось строить лёгкие и дешёвые «инвинсиблы» — почти втрое меньшего водоизмещения, не способные нести ничего, кроме вертолётов и «харриеров» — самолётов вертикального взлёта и посадки (СВВП), общим числом в 20-22 штуки. Корабли этой концепции, выглядевшие пародией на любимые флотом «большие» авианосцы типа «Одейшес», — «Игл» и «Арк Ройял», прозвали «харриероносцами» — Harrier Carrier.

Харриероносец
«Харриероносец»
Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Корабли проекта CVA-01 оценивались как очень перспективные, по характеристикам они приближались к американским   «суперавианосцам» типа «Форрестол», которым несколько уступали по размерам и составу авиагруппы. Флот планировал получить два таких корабля, и для них даже начали строить эскорт — большие эсминцы проекта 82. Однако авианосные планы были отменены, а из четырёх эсминцев проекта 82 построили лишь один, доживший до наших дней уже в качестве несамоходного учебного корабля.

Дальше стало только хуже. Денег не удалось наскрести даже на строительство пары ещё меньших «харриероносцев», способных нести меньше десятка СВВП. Провалилась и попытка сделать авианосец из контейнеровоза. Первый авианесущий контейнеровоз Её Величества «Атлантик Конвейор» побывал в бою и даже погиб в ходе конфликта за Фолкленды, но покупать столь крупные корабли флот не мог себе позволить по причине бедности, а брать в аренду не хотел по причине гордости.

Но авианосцев всё равно хотелось, и побольше. Что же делать?

Конечно же — продолжать уменьшать!

Шведское решение

Простая логика гласит: чем меньше корабль, тем он дешевле. И хоть это верно не всегда, у флота уже не оставалось другого выхода. Но вот сказать проще, чем сделать. Конечно, вертолёты, бывало, базировались и на кораблях водоизмещением даже менее 1000 тонн, с «харриером» же всё было сложнее. Если вертолёт мог переждать сильную качку, просто повисев рядом, то для СВВП, пожиравшего топливо с дикой скоростью, такая роскошь была недоступна.

И тут помощь пришла, откуда её совсем не ждали — из Швеции. А вернее, от шведского пилота-испытателя Хайнца Эрвина Фрике, работавшего в то время в British Aerospace (ВАе), которая производила те самые «харриеры». Придуманная им система Skyhook выглядела следующим образом: на небольшом корабле предполагалось разместить механический кран на жёсткой стабилизированной штанге.

Тестирование системы Скайхук
Тестирование системы «Скайхук»

Заходивший на посадку «харриер» подлетал к кораблю с соплами в вертикальном положении и аккуратно зависал у борта. Стабилизированный в трёх плоскостях манипулятор-робот с несколькими захватами аккуратно подцеплял истребитель за специальные упоры на обшивке.

Во время всей операции датчики максимально синхронизировали движения крана и самолёта. Наконец, «пойманный» самолёт гасил движки и отправлялся краном прямо в ангар корабля. По обратной схеме самолёт мог и взлететь.

Безумная на первый взгляд идея вдруг сработала.

Шведу удалось убедить ВАе выделить деньги и провести испытания. На них «Скайхук» («небесный крюк» по-нашему) показал себя просто отлично, и началось проектирование полноценных боевых кораблей с его использованием.

В ВАе предложили взять в качестве основы для авианесущего корабля со «Скайхуком» уже существующие фрегаты водоизмещением в 3000 тонн. Такой вариант был привлекателен своей дешевизной, но вот разместить много самолётов явно бы не вышло. Кораблестроители также почуяли выгоду в проекте. Одна из крупнейших кораблестроительных фирм Англии Vosper Thornycroft предложила полностью самостоятельный проект малого авианосца водоизмещением в 5500 тонн, на котором даже нашлось место для небольшой взлётной палубы и трамплина, да и авиагруппа была позначительнее.

Проект авианосца с системой Скайхук от компании Vosper Thornycroft
Проект авианосца с системой «Скайхук» от компании Vosper Thornycroft

Предполагалось использовать подобные корабли в качестве помощников при «больших братьях» типа «Инвинсибл». «Харриеры» базировались бы на полноценном авианосце, а на корабль с «крюком» перелетали бы для увеличения радиуса действия при необходимости.

Старая мечта

Но если «Скайхук» позволял базировать самолёты даже на таких малых кораблях, то, может быть, удалось бы провернуть подобное и на лодках? На подводных лодках!

Мысль о подводном авианосце никогда не покидала военных различных стран. Возможность незаметно подтянуть ударную авиацию поближе к противнику дорогого стоила.

И вот, казалось, у англичан появился инструмент для реализации подобных мечтаний. По всем расчётам выходило, что систему и пару «харриеров» можно было разместить и на разрабатывавшихся в то время стратегических ракетоносцах типа «Вэнгард». Место ракетных шахт занимал ангар для самолётов, краны же хотели разместить в задней части рубки.

Размещение системы Скайхук на одном из ранних вариантов Вэнгарда. На кране изображён BAe P.1214 — перспективный самолёт на замену харриеру
Размещение системы «Скайхук» на одном из ранних вариантов «Вэнгарда». На кране изображён BAe P.1214 — перспективный самолёт на замену «харриеру»

Предполагалось сразу заложить одну из подлодок в такой конфигурации, а в случае успеха переоборудовать ещё и пару старых ракетоносцев типа «Резольюшн».

Но всё же спроектированный как ракетоносец «Вэнгард» в качестве авианосца смотрелся не очень. Потому в ВАе совместно с Vickers Shipbuilding and Engineering создали специальный проект подводного авианосца с системой «Скайхук», активно используя технические решения и агрегаты «Вэнгарда».

При схожих размерах лодок в новый проект удалось вписать нормальный ангар на четыре самолёта и даже небольшую взлётно-посадочную площадку.

В остальном проект походил характеристиками на своего ракетоносного собрата, при этом разработчикам удалось даже компенсировать шум от ВПП особой конструкцией рубки, экранировавшей площадку от набегающего потока воды.

Идея «самолётоловного крана» понравилась не только флоту, но британским Королевским ВВС. Конечно, на земле не было проблем с качкой, но крюк позволил бы даже не самым опытным пилотам «харриеров» совершать посадку в сложных условиях — например, на очень маленькую полянку в лесу или ночью. Кроме того, система позволяла экономить немало топлива на взлёте и посадке, что было ценно в любом случае. В ВАе эту идею поддержали и подготовили проект размещения «Скайхука» на тяжёлом внедорожном шасси.

Наземный вариант Скайхук
Наземный вариант «Скайхук»

Но, перестраховываясь, ВВС сначала решили посмотреть, что выйдет у флота.

Денег нет и не будет

А у флота не вышло ничего. Несмотря на все выгоды, дешевизну и активную поддержку флота, на «самолётоловку» снова просто не дали денег. В министерстве обороны Великобритании идею просто не поняли. Ведь у флота и так есть аж три отличных авианосца (хоть и маленьких), так зачем нужны все эти непонятные (совсем маленькие) корабли, и уж тем более — спорные и наверняка дорогие подводные авианосцы.

Да и мир менялся: реалии холодной войны уходили в прошлое. В начале 1990-х годов идею «Скайхука» попытались продать японцам, заинтересованным в получении полноценной авиации для своих вертолётонесущих эсминцев, но и тут не сложилось.

Тем не менее идея подобной системы взлёта и посадки не покидает умы конструкторов. Уже в наше время американское агентство DARPA разработало очень схожий с рассмотренным нами устройством проект SideArm для запуска и приземления беспилотных летательных аппаратов. И, хотя он ещё не воплотился в металле, финансирование на него было выделено. Так что у нас есть все шансы увидеть в серии роботизированные руки, кидающие в небо беспилотники.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

58K
58
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
39
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

16K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
13
0
0
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
74
58
530
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

53K
48
124
132
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

60K
116
380
786
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

48K
144
445
884
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

24K
67
90
114
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

25K
96
20
336
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

48K
140
110
1.4K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

46K
80
69
513
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

323K
149
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

170K
72
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
74
58
530
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

113K
64
34
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

105K
106
29
742
WARBLOGS