itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Ловля самолётов на крючок: обойдёмся без авианосца?

Знаете, в чём главная беда британского Королевского флота последние лет сто? У него деньги кончились. Это вынуждает искать как можно более дешёвые, подчас странные на вид решения. Многие из них пошли в серию, многие остались экспериментами. Об одном таком мы вам сейчас расскажем. Пробовали ловить самолёт на крючок?

/
21K
16
0
171

Знаете, в чём главная беда британского Королевского флота последние лет сто? У него деньги кончились. Это вынуждает искать как можно более дешёвые, подчас странные на вид решения. Многие из них пошли в серию, многие остались экспериментами. Об одном таком мы вам сейчас расскажем. Пробовали ловить самолёт на крючок?

Экономия на авианосцах

В своё время Британия с честью носила высокое звание «владычицы морей», но прошло время, и английский лев ослабел. После отделения доминионов и потери основной массы колоний Королевский флот, ещё недавно самый большой в мире, стремительно сократился, множество кораблей, вплоть до авианосцев, пошло на продажу, при этом бюджета не хватало даже на поддержание ВМС в сильно урезанном виде.

Несколько программ обновления авианосного флота, ставшего во время Второй мировой основой морской мощи, были последовательно сорваны скудным финансированием.

В 1970-е годы вместо шестидесятитысячетонных авианосцев разумного и хорошо проработанного проекта CVA-01 пришлось строить лёгкие и дешёвые «инвинсиблы» — почти втрое меньшего водоизмещения, не способные нести ничего, кроме вертолётов и «харриеров» — самолётов вертикального взлёта и посадки (СВВП), общим числом в 20-22 штуки. Корабли этой концепции, выглядевшие пародией на любимые флотом «большие» авианосцы типа «Одейшес», — «Игл» и «Арк Ройял», прозвали «харриероносцами» — Harrier Carrier.

Харриероносец
«Харриероносец»
Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Корабли проекта CVA-01 оценивались как очень перспективные, по характеристикам они приближались к американским «суперавианосцам» типа «Форрестол», которым несколько уступали по размерам и составу авиагруппы. Флот планировал получить два таких корабля, и для них даже начали строить эскорт — большие эсминцы проекта 82. Однако авианосные планы были отменены, а из четырёх эсминцев проекта 82 построили лишь один, доживший до наших дней уже в качестве несамоходного учебного корабля.

Дальше стало только хуже. Денег не удалось наскрести даже на строительство пары ещё меньших «харриероносцев», способных нести меньше десятка СВВП. Провалилась и попытка сделать авианосец из контейнеровоза. Первый авианесущий контейнеровоз Её Величества «Атлантик Конвейор» побывал в бою и даже погиб в ходе конфликта за Фолкленды, но покупать столь крупные корабли флот не мог себе позволить по причине бедности, а брать в аренду не хотел по причине гордости.

Но авианосцев всё равно хотелось, и побольше. Что же делать?

Конечно же — продолжать уменьшать!

Шведское решение

Простая логика гласит: чем меньше корабль, тем он дешевле. И хоть это верно не всегда, у флота уже не оставалось другого выхода. Но вот сказать проще, чем сделать. Конечно, вертолёты, бывало, базировались и на кораблях водоизмещением даже менее 1000 тонн, с «харриером» же всё было сложнее. Если вертолёт мог переждать сильную качку, просто повисев рядом, то для СВВП, пожиравшего топливо с дикой скоростью, такая роскошь была недоступна.

И тут помощь пришла, откуда её совсем не ждали — из Швеции. А вернее, от шведского пилота-испытателя Хайнца Эрвина Фрике, работавшего в то время в British Aerospace (ВАе), которая производила те самые «харриеры». Придуманная им система Skyhook выглядела следующим образом: на небольшом корабле предполагалось разместить механический кран на жёсткой стабилизированной штанге.

Тестирование системы Скайхук
Тестирование системы «Скайхук»

Заходивший на посадку «харриер» подлетал к кораблю с соплами в вертикальном положении и аккуратно зависал у борта. Стабилизированный в трёх плоскостях манипулятор-робот с несколькими захватами аккуратно подцеплял истребитель за специальные упоры на обшивке.

Во время всей операции датчики максимально синхронизировали движения крана и самолёта. Наконец, «пойманный» самолёт гасил движки и отправлялся краном прямо в ангар корабля. По обратной схеме самолёт мог и взлететь.

Безумная на первый взгляд идея вдруг сработала.

Шведу удалось убедить ВАе выделить деньги и провести испытания. На них «Скайхук» («небесный крюк» по-нашему) показал себя просто отлично, и началось проектирование полноценных боевых кораблей с его использованием.

В ВАе предложили взять в качестве основы для авианесущего корабля со «Скайхуком» уже существующие фрегаты водоизмещением в 3000 тонн. Такой вариант был привлекателен своей дешевизной, но вот разместить много самолётов явно бы не вышло. Кораблестроители также почуяли выгоду в проекте. Одна из крупнейших кораблестроительных фирм Англии Vosper Thornycroft предложила полностью самостоятельный проект малого авианосца водоизмещением в 5500 тонн, на котором даже нашлось место для небольшой взлётной палубы и трамплина, да и авиагруппа была позначительнее.

Проект авианосца с системой Скайхук от компании Vosper Thornycroft
Проект авианосца с системой «Скайхук» от компании Vosper Thornycroft

Предполагалось использовать подобные корабли в качестве помощников при «больших братьях» типа «Инвинсибл». «Харриеры» базировались бы на полноценном авианосце, а на корабль с «крюком» перелетали бы для увеличения радиуса действия при необходимости.

Старая мечта

Но если «Скайхук» позволял базировать самолёты даже на таких малых кораблях, то, может быть, удалось бы провернуть подобное и на лодках? На подводных лодках!

Мысль о подводном авианосце никогда не покидала военных различных стран. Возможность незаметно подтянуть ударную авиацию поближе к противнику дорогого стоила.

И вот, казалось, у англичан появился инструмент для реализации подобных мечтаний. По всем расчётам выходило, что систему и пару «харриеров» можно было разместить и на разрабатывавшихся в то время стратегических ракетоносцах типа «Вэнгард». Место ракетных шахт занимал ангар для самолётов, краны же хотели разместить в задней части рубки.

Размещение системы Скайхук на одном из ранних вариантов Вэнгарда. На кране изображён BAe P.1214 — перспективный самолёт на замену харриеру
Размещение системы «Скайхук» на одном из ранних вариантов «Вэнгарда». На кране изображён BAe P.1214 — перспективный самолёт на замену «харриеру»

Предполагалось сразу заложить одну из подлодок в такой конфигурации, а в случае успеха переоборудовать ещё и пару старых ракетоносцев типа «Резольюшн».

Но всё же спроектированный как ракетоносец «Вэнгард» в качестве авианосца смотрелся не очень. Потому в ВАе совместно с Vickers Shipbuilding and Engineering создали специальный проект подводного авианосца с системой «Скайхук», активно используя технические решения и агрегаты «Вэнгарда».

При схожих размерах лодок в новый проект удалось вписать нормальный ангар на четыре самолёта и даже небольшую взлётно-посадочную площадку.

В остальном проект походил характеристиками на своего ракетоносного собрата, при этом разработчикам удалось даже компенсировать шум от ВПП особой конструкцией рубки, экранировавшей площадку от набегающего потока воды.

Идея «самолётоловного крана» понравилась не только флоту, но британским Королевским ВВС. Конечно, на земле не было проблем с качкой, но крюк позволил бы даже не самым опытным пилотам «харриеров» совершать посадку в сложных условиях — например, на очень маленькую полянку в лесу или ночью. Кроме того, система позволяла экономить немало топлива на взлёте и посадке, что было ценно в любом случае. В ВАе эту идею поддержали и подготовили проект размещения «Скайхука» на тяжёлом внедорожном шасси.

Наземный вариант Скайхук
Наземный вариант «Скайхук»

Но, перестраховываясь, ВВС сначала решили посмотреть, что выйдет у флота.

Денег нет и не будет

А у флота не вышло ничего. Несмотря на все выгоды, дешевизну и активную поддержку флота, на «самолётоловку» снова просто не дали денег. В министерстве обороны Великобритании идею просто не поняли. Ведь у флота и так есть аж три отличных авианосца (хоть и маленьких), так зачем нужны все эти непонятные (совсем маленькие) корабли, и уж тем более — спорные и наверняка дорогие подводные авианосцы.

Да и мир менялся: реалии холодной войны уходили в прошлое. В начале 1990-х годов идею «Скайхука» попытались продать японцам, заинтересованным в получении полноценной авиации для своих вертолётонесущих эсминцев, но и тут не сложилось.

Тем не менее идея подобной системы взлёта и посадки не покидает умы конструкторов. Уже в наше время американское агентство DARPA разработало очень схожий с рассмотренным нами устройством проект SideArm для запуска и приземления беспилотных летательных аппаратов. И, хотя он ещё не воплотился в металле, финансирование на него было выделено. Так что у нас есть все шансы увидеть в серии роботизированные руки, кидающие в небо беспилотники.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

23K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

51K
49
22
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

25K
29
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

34K
34
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

32K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
22
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
10
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
14
0
0
Ад над Германией: самый огромный провал «летающих крепостей»

17 августа 1943 года американские лётчики готовились к масштабному рейду вглубь Германии — это должно было стать жёстким и впечатляющим ударом по вражеской промышленности. Но на деле американцев ждала самая кровавая воздушная битва в небе над Третьим рейхом.

18K
65
34
687
Почему Россия массово скупает патроны: мини-расследование WARHEAD.SU

Мы расспросили экспертов и выяснили: скупают не только патроны, но и оружие; спрос местами вырос не на 130%, а на 500%; и ещё — средний чек некоторых оружейных магазинов достиг 1,5 млн рублей.

14K
38
1
460
На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?

Одни классы самолётов появляются, другие исчезают, но вокруг некоторых из них не утихают споры. И самый главный объект для обсуждений — штурмовики. Казалось, они окончательно погибли в 50-х, с наступлением сверхзвуковой эры. Затем их класс возродился, но сейчас вновь стоит на пороге исчезновения. Почему так сложилось и какая судьба ждёт штурмовики?

11K
66
92
384
Как заразить Сан-Франциско: незаметно и безнаказанно

Американская военщина распыляет микробы по американскому же городу… 70 лет назад это было не фантастикой и не бредом, а просто скучной реальностью. Осенью 1950 года американский тральщик бороздил воды бухты Сан-Франциско. Но бороздил не просто так, а с абсолютно секретной миссией. Он распылял в воздухе бактерии. Зачем?

12K
51
57
336
Китай в ловушке: как довести до краха великую империю

Нанкинский договор заставил Китай открыть для свободной торговли с европейцами порты Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай. Остров Гонконг перешёл в вечное владение Великобритании. Империи Цин предстояло выплатить Лондону 21 миллион долларов в течение трёх лет! Это был первый унизительный и неравноправный договор Китая с европейцами. Но как же так получилось?

12K
50
38
372
Лучшие аниме для «настоящих пацанов»

Многие терпеть не могут аниме. Дескать, это всё какая-то «девчачья дичь». И совершенно зря. Аниме — огромный мир, по разнообразию сравнимый с игровым кинематографом. В нём есть настолько лихие и крутые боевики разных видов и стилей, что многие классические образчики жанра могут разве что постоять в стороне и нервно покурить.

11K
20
29
204
Гибель первой женщины-палубника, или Что скрывает американский флот

Не успела американская морская авиация привыкнуть к первой женщине за штурвалом F-14, как она погибла в авиакатастрофе. Официальной версией признали отказ техники, но дальнейшее расследование поставило её под сомнение. О гибели Кары Халтгрин, споры о которой не утихают и по сей день, — в нашем материале.

11K
43
32
163
В погоне за чудом. Мифы о реактивных истребителях Третьего рейха

Третий рейх в свои последние годы имеет очень противоречивый образ в массовом сознании. С одной стороны, это уже обречённое преступное государство, а с другой — страна с немыслимым уровнем технологий, особенно в авиации. Многие уверены, что немцы опережали своих противников чуть ли не на десятилетия. Но так ли это? Мы разобрались.

11K
67
81
456
Следы на «Горячем снегу». Памяти Юрия Бондарева

WARHEAD.SU провожает последнего корифея «лейтенантской» прозы.

11K
45
9
747
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

125K
64
48
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

97K
90
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

66K
98
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

62K
54
57
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

59K
59
47
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

57K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

57K
77
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

57K
52
11
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

50K
38
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

230K
100
58
897
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

125K
64
48
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

125K
83
21
869
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

118K
31
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

97K
90
27
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

95K
45
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

90K
7
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

78K
35
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

77K
28
17
346