Ловля самолётов на крючок: обойдёмся без авианосца?

Экономия на авианосцах

В своё время Британия с честью носила высокое звание «владычицы морей», но прошло время, и английский лев ослабел. После отделения доминионов и потери основной массы колоний Королевский флот, ещё недавно самый большой в мире, стремительно сократился, множество кораблей, вплоть до авианосцев, пошло на продажу, при этом бюджета не хватало даже на поддержание ВМС в сильно урезанном виде.

Несколько программ обновления авианосного флота, ставшего во время Второй мировой основой морской мощи, были последовательно сорваны скудным финансированием.

В 1970-е годы вместо шестидесятитысячетонных авианосцев разумного и хорошо проработанного проекта CVA-01 пришлось строить лёгкие и дешёвые «инвинсиблы» — почти втрое меньшего водоизмещения, не способные нести ничего, кроме вертолётов и «харриеров» — самолётов вертикального взлёта и посадки (СВВП), общим числом в 20-22 штуки. Корабли этой концепции, выглядевшие пародией на любимые флотом «большие» авианосцы типа «Одейшес», — «Игл» и «Арк Ройял», прозвали «харриероносцами» — Harrier Carrier.

«Харриероносец»

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Корабли проекта CVA-01 оценивались как очень перспективные, по характеристикам они приближались к американским   «суперавианосцам» типа «Форрестол», которым несколько уступали по размерам и составу авиагруппы. Флот планировал получить два таких корабля, и для них даже начали строить эскорт — большие эсминцы проекта 82. Однако авианосные планы были отменены, а из четырёх эсминцев проекта 82 построили лишь один, доживший до наших дней уже в качестве несамоходного учебного корабля.

Дальше стало только хуже. Денег не удалось наскрести даже на строительство пары ещё меньших «харриероносцев», способных нести меньше десятка СВВП. Провалилась и попытка сделать авианосец из контейнеровоза. Первый авианесущий контейнеровоз Её Величества «Атлантик Конвейор» побывал в бою и даже погиб в ходе конфликта за Фолкленды, но покупать столь крупные корабли флот не мог себе позволить по причине бедности, а брать в аренду не хотел по причине гордости.

Но авианосцев всё равно хотелось, и побольше. Что же делать?

Конечно же — продолжать уменьшать!

Шведское решение

Простая логика гласит: чем меньше корабль, тем он дешевле. И хоть это верно не всегда, у флота уже не оставалось другого выхода. Но вот сказать проще, чем сделать. Конечно, вертолёты, бывало, базировались и на кораблях водоизмещением даже менее 1000 тонн, с «харриером» же всё было сложнее. Если вертолёт мог переждать сильную качку, просто повисев рядом, то для СВВП, пожиравшего топливо с дикой скоростью, такая роскошь была недоступна.

И тут помощь пришла, откуда её совсем не ждали — из Швеции. А вернее, от шведского пилота-испытателя Хайнца Эрвина Фрике, работавшего в то время в British Aerospace (ВАе), которая производила те самые «харриеры». Придуманная им система Skyhook выглядела следующим образом: на небольшом корабле предполагалось разместить механический кран на жёсткой стабилизированной штанге.

Тестирование системы «Скайхук»

Заходивший на посадку «харриер» подлетал к кораблю с соплами в вертикальном положении и аккуратно зависал у борта. Стабилизированный в трёх плоскостях манипулятор-робот с несколькими захватами аккуратно подцеплял истребитель за специальные упоры на обшивке.

Во время всей операции датчики максимально синхронизировали движения крана и самолёта. Наконец, «пойманный» самолёт гасил движки и отправлялся краном прямо в ангар корабля. По обратной схеме самолёт мог и взлететь.

Безумная на первый взгляд идея вдруг сработала.

Шведу удалось убедить ВАе выделить деньги и провести испытания. На них «Скайхук» («небесный крюк» по-нашему) показал себя просто отлично, и началось проектирование полноценных боевых кораблей с его использованием.

В ВАе предложили взять в качестве основы для авианесущего корабля со «Скайхуком» уже существующие фрегаты водоизмещением в 3000 тонн. Такой вариант был привлекателен своей дешевизной, но вот разместить много самолётов явно бы не вышло. Кораблестроители также почуяли выгоду в проекте. Одна из крупнейших кораблестроительных фирм Англии Vosper Thornycroft предложила полностью самостоятельный проект малого авианосца водоизмещением в 5500 тонн, на котором даже нашлось место для небольшой взлётной палубы и трамплина, да и авиагруппа была позначительнее.

Проект авианосца с системой «Скайхук» от компании Vosper Thornycroft

Предполагалось использовать подобные корабли в качестве помощников при «больших братьях» типа «Инвинсибл». «Харриеры» базировались бы на полноценном авианосце, а на корабль с «крюком» перелетали бы для увеличения радиуса действия при необходимости.

Старая мечта

Но если «Скайхук» позволял базировать самолёты даже на таких малых кораблях, то, может быть, удалось бы провернуть подобное и на лодках? На подводных лодках!

Мысль о подводном авианосце никогда не покидала военных различных стран. Возможность незаметно подтянуть ударную авиацию поближе к противнику дорогого стоила.

И вот, казалось, у англичан появился инструмент для реализации подобных мечтаний. По всем расчётам выходило, что систему и пару «харриеров» можно было разместить и на разрабатывавшихся в то время стратегических ракетоносцах типа «Вэнгард». Место ракетных шахт занимал ангар для самолётов, краны же хотели разместить в задней части рубки.

Размещение системы «Скайхук» на одном из ранних вариантов «Вэнгарда». На кране изображён BAe P.1214 — перспективный самолёт на замену «харриеру»

Предполагалось сразу заложить одну из подлодок в такой конфигурации, а в случае успеха переоборудовать ещё и пару старых ракетоносцев типа «Резольюшн».

Но всё же спроектированный как ракетоносец «Вэнгард» в качестве авианосца смотрелся не очень. Потому в ВАе совместно с Vickers Shipbuilding and Engineering создали специальный проект подводного авианосца с системой «Скайхук», активно используя технические решения и агрегаты «Вэнгарда».

При схожих размерах лодок в новый проект удалось вписать нормальный ангар на четыре самолёта и даже небольшую взлётно-посадочную площадку.

В остальном проект походил характеристиками на своего ракетоносного собрата, при этом разработчикам удалось даже компенсировать шум от ВПП особой конструкцией рубки, экранировавшей площадку от набегающего потока воды.

Идея «самолётоловного крана» понравилась не только флоту, но британским Королевским ВВС. Конечно, на земле не было проблем с качкой, но крюк позволил бы даже не самым опытным пилотам «харриеров» совершать посадку в сложных условиях — например, на очень маленькую полянку в лесу или ночью. Кроме того, система позволяла экономить немало топлива на взлёте и посадке, что было ценно в любом случае. В ВАе эту идею поддержали и подготовили проект размещения «Скайхука» на тяжёлом внедорожном шасси.

Наземный вариант «Скайхук»

Но, перестраховываясь, ВВС сначала решили посмотреть, что выйдет у флота.

Денег нет и не будет

А у флота не вышло ничего. Несмотря на все выгоды, дешевизну и активную поддержку флота, на «самолётоловку» снова просто не дали денег. В министерстве обороны Великобритании идею просто не поняли. Ведь у флота и так есть аж три отличных авианосца (хоть и маленьких), так зачем нужны все эти непонятные (совсем маленькие) корабли, и уж тем более — спорные и наверняка дорогие подводные авианосцы.

Да и мир менялся: реалии холодной войны уходили в прошлое. В начале 1990-х годов идею «Скайхука» попытались продать японцам, заинтересованным в получении полноценной авиации для своих вертолётонесущих эсминцев, но и тут не сложилось.

Тем не менее идея подобной системы взлёта и посадки не покидает умы конструкторов. Уже в наше время американское агентство DARPA разработало очень схожий с рассмотренным нами устройством проект SideArm для запуска и приземления беспилотных летательных аппаратов. И, хотя он ещё не воплотился в металле, финансирование на него было выделено. Так что у нас есть все шансы увидеть в серии роботизированные руки, кидающие в небо беспилотники.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий