Железо

Иранские мотошахиды и бабай-байкеры в бою

Боевые мотоциклы постепенно уходят в прошлое? Но двухколёсных коней до сих пор используют в мотокавалерии различных стран — и даже пытаются воевать на них против танков. От иранских противотанковых шахидов до джихад-байков — наш обзор мототехники в современных войнах.
Алексей Бортников
  • 12K
  • 14
  • 2
  • 179

Мотоциклетные шахиды

В 1980 году началась кровавая ирано-иракская война. Противоречия и территориальные претензии столкнули две крупные страны в мясорубке, отчаянно похожей на азиатский вариант мировой войны. Массовые атаки, позиционные тупики, колючая проволока, минные поля и химическое оружие.

Кроме того, иранская армия столкнулась с крупными танковыми силами Ирака — режим Хусейна активно закупал тысячами танки Т-55 и Т-62, а позднее и Т-72, у Советского Союза. Молодая исламская республика оказалась в кольце санкций и в условиях эмбарго на поставки оружия. Да и иранские М48 и «чифтены» в танковых дуэлях часто терпели поражение.

Парировать иракские бронированные кулаки решили с помощью добровольцев. Тысячи людей призвали в ополчение. Многие из них стали гранатомётчиками, которые из засад должны были выбивать танки Хусейна. Часть из них для большей мобильности посадили на мотоциклы.

Иранские добровольцы

Стоит ли говорить, что такая мотокавалерия несла огромные потери? Но это не стало препятствием для храбрецов, совершавших подвиги во имя революции.

Что интересно, в 1990-е годы для Республиканской гвардии Ирака в России закупили мотоциклы «Урал». Спустя много лет на них будут охотно позировать американские солдаты.

Мотоциклетчики-гранатомётчики в иранской армии, КСИР (Корпус стражей Исламской революции), в различных ополченческих формированиях есть и сегодня.

(Фото: Hossein Fatemi)

На парадах место сзади занимают и бойцы с ПЗРК (переносным зенитно-ракетным комплексом).

(Фото: Mohammad Hassanzadeh)

Вошли в моду и менее придирчивые к ландшафту квадроциклы, на которые можно поставить противотанковые средства помощнее — ПТРК (противотанковые ракетные комплексы) и безоткатные орудия.

Если немножко постараться, то и РСЗО (реактивную систему залпового огня) из квадроцикла можно запилить.

(Фото: Latif Hosseini)

Да и раненых можно перевозить, оказывается, — хотя при подъёме в горку ноги эвакуируемого утыкаются в поверхность.

Конечно, орда джипов, квадроциклов и мотоциклов смотрится брутально только на параде. В военных действиях потери таких «москитных» САУ будут зашкаливать. Но у Ирана мало других вариантов для моторизации армии в реалиях эмбарго на поставку вооружений.

В принципе, в XXI веке пальму первенства у боевой мототехники всё чаще перехватывают квадроциклы и багги, причём нередко бронированные.

Иорданские бронебагги с минометом, безоткатным орудием и ПТРК

И даже наземные беспилотники‑роботы.

Противотанковый дрон в Ираке

Некоторых роботов учат водить эти самые квадроциклы.

Мотоциклы больших армий для локальных конфликтов

Лёгкими носителями противотанкового оружия увлекаются и армии больших военных держав, и вооружённые силы стран третьего мира, и боевики террористических и повстанческих организаций.

Впрочем, регулярные армии тоже используют мотоциклы как простое и малозаметное средство для разведчиков. Например, американцы применяют «харлеи» модели MT-500 с притороченными контейнерами для снаряжения и стрелкового оружия.

Как тут не вспомнить их прародителей времён Второй мировой с «седельными» кобурами для пистолета-пулемёта «Томпсон» или винтовки «Гаранд».

Морпехи же рассекают на HDT M1030-M2 LE 670, чьи моторы могут употреблять семь видов топлива — от бензина до биодизельного, что бывает очень полезно в условиях ограниченного снабжения.

А вот на боевые багги можно поставить оружие посерьёзней — пару пулемётов, автоматический гранатомёт, ПТУР (противотанковую управляемую ракету) и даже ПЗРК. Ими американцы и их союзники по НАТО активно пользуются со времен операции «Буря в пустыне» против Ирака.

Desert Patrol Vehicle (транспорт для патрулирования пустыни)

Российской армии производители активно предлагают новые модели колясочных «уралов» с возможностью установки пулемёта или ПТРК.

Для недавно созданных Сил специальных операций концерн «Калашников» предлагает бесшумный электромотоцикл.

А пока люди, внешне похожие на бойцов ССО (силы специальных операций), в Сирии используют коммерческие спортивные байки.

Их коллеги из США закупили пару сотен полноприводных байков Christini AWD 450 Military.

Также присматриваются американские военные к гибридному бесшумному мототранспорту. Спецназ ценит неприметные и малошумные машины — особенно на равнинах Ближнего Востока.

Бабай-байкеры

Было бы странно предположить, что изобретательные боевики в Сирии и Ираке не додумаются до использования мотоциклов. И мысль их дошла до крупнокалиберных китайских пулемётов М85 на шкворневой установке. Впрочем, воюющие стороны стремятся усилить свою огневую мощь всеми доступными способами.

Боевик ИГИЛ ведет огонь из пулемета

Также практикуется ставший классикой для Азии способ перевозки гранатомётчика на мотоцикле.

Можно эффектно пострелять из АКМ прямо с «железного коня». Эффективно ли — это уже другой вопрос.

Используют мотоциклы и для подвоза боеприпасов.

Есть фотосвидетельства применения байков в качестве транспортного средства для шахидов с бомбами.

Но вряд ли их атаки против военных увенчаются успехом. Сейчас террористам приходится бронировать шахид-мобили не хуже танков, чтобы под огнём доехать до блокпоста. И это к лучшему.

Сирийский спецназ также использует мотоциклы в боевых действиях. А ливанская «Хезболла», воюющая на стороне правительственных сирийских войск, штатно ставит на квадроциклы ПТРК.

Мототехника активно не хочет сдавать позиции, несмотря на отсутствие всякой защиты. К её плюсам относятся дешевизна, скрытность, мобильность. К минусам — то, что вывести из строя и мотоцикл, и его экипаж может одна пулемётная очередь.

Впрочем, непрекращающиеся локальные конфликты дают все шансы на продолжение истории боевых байков.