itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Вековая крепость: почему B-52 прослужит ещё сто лет

Недавно Пентагон в очередной раз переиграл план будущего своей стратегической авиации. Похоже, старинный «дедуля» B-52 Stratofortress задержится на службе больше 90 лет… и даже переживёт очередных сменщиков. Чем можно объяснить подобное долголетие?

/
26K
30
4
249
Фото: Norman Graf

Недавно Пентагон в очередной раз переиграл план будущего своей стратегической авиации. Похоже, старинный «дедуля» B-52 Stratofortress задержится на службе больше 90 лет… и даже переживёт очередных сменщиков. Чем можно объяснить подобное долголетие?

Реактивная лихорадка

Разработка самого знаменитого долгожителя современной авиации началась в последние месяцы Второй мировой. В Воздушных силах армии США (тогда ещё даже ВВС США не появились!) сочинили техзадание на разработку перспективного стратегического бомбардировщика, который должен был сменить хтоничный B-36.

Проектирование началось зимой 1945-46 годов. Первое время из-за жёстких требований по дальности в качестве основного варианта рассматривали турбовинтовой двигатель. Кстати, некоторые черты самолёта сильно напоминали будущий Ту-95, так что сейчас по обе стороны океана вполне могли бы служить «близнецы».

Концепт B-52
Концепт B-52

Однако вскоре позитивный опыт испытаний новейшего дальнего бомбардировщика B-47, рост требований по скорости и общее головокружение от успехов реактивной авиации заставили конструкторов переориентироваться на реактивные двигатели. В-52 фирмы «Боинг» с легкостью побил в конкурсе B-60 фирмы Convair (тот был переделкой B-36 и значительно уступал по лётным характеристикам). Причём, когда в феврале 1951 года подписали контракт на первую серию из тринадцати B-52A (до первого полёта прототипа оставалось больше года), «архаичный» B-36 был, по сути, ещё новинкой: гиганты начали поступать в части меньше трёх лет назад!

Такой была атмосфера военных лет и реактивной лихорадки первых двух десятилетий после войны. Самолёты молниеносно сменяли друг друга в строю, и в то время как строевые лётчики быстро переучивались на следующую машину, уже вовсю шли испытания очередной новинки.

B-52A
B-52A

Заслуга «Крепости» в том, что она наплевала на эту схему со стратосферной высоты.

Временная заплатка

Серийное производство уложилось в десятилетие — последний самолёт сошёл с конвейера в 1962 году.

Самым молодым из ныне летающих B-52 в этом году исполнится 56 лет!

Сейчас в строю остались одни ровесники — бомбардировщики последней модификации (B-52H), выпущенной в 1960-62 годах. Самую последнюю машину выкатили аккурат в дни максимального накала Карибского кризиса — такая вот живая история ядерного противостояния.

К слову, в этом плане очень несправедливы частые упрёки «в интернетах» в адрес Ту-95 — якобы он «рухлядь». Вообще-то все нынешние Ту-95МС выпустили в 80-х годах, и для стратегических бомбардировщиков они ещё довольно молодые.

Последний B-52H, сошедший с конвейера в 1962 году
Последний B-52H, сошедший с конвейера в 1962 году (фото: Boeing)

B-52H казался переходной машиной к будущему — временной заплаткой, так сказать. На рубеже 50-60-х годов стало понятно, что высотный дозвуковой бомбардировщик со свободнопадающими бомбами не имеет особых шансов, поэтому его делали, во-первых, с расчётом на прорыв ПВО на малой высоте, а во-вторых, как ракетоносец. В планах было использование аэробаллистических ракет GAM-87 Skybolt с дальностью до 1850 км, но с ними не выгорело. Впрочем, сильно никто не расстроился.

Когда B-52H уже запускали в серию, подразумевалось, что прослужат бомбардировщики примерно до 1970 года, после чего их спишут вместе с ракетами. Как мы и говорили — временная заплатка. Но для чего?

Проклятие сменщика

На рубеже 1950-60-х военные ещё не отошли от полувековой авиационной гонки под олимпийским девизом «быстрее, выше, сильнее». Более того, подаренный реактивными двигателями (а так же прогрессом в материалах, аэродинамике и многом другом) послевоенный прорыв убедил их, что вот сейчас «карта попёрла».

Вековая крепость: почему B-52 прослужит ещё сто лет

Прежде чем смеяться над фантастическими проектами того времени, вспомните, что работали над ними люди, которые ещё детьми застали фанерные этажерки, вскоре превратившиеся в сияющих реактивных монстров.

Для человечества того времени факт, что самолёты станут полукосмическими и гиперзвуковыми — объективное и разумное развитие событий, а наша реальность, где до сих пор летают B-52, — какое-то безумие.

Но вернёмся к теме. На смену неповоротливым «крепостям», казалось, шли скоростные машины. В 1960 году на вооружение встал двухмаховый B-58 «Хастлер», который сменил B-47 и по нашим стандартам был скорее дальним бомбардировщиком. Шла разработка настоящего монстра — трёхмахового сверхвысотного B-70 «Валькирия».

B-58 Хастлер и B-70 Валькирия
B-58 «Хастлер» и B-70 «Валькирия»

Даже летал он на топливе, которое не было нефтепродуктом, а состояло из соединений бора и водорода — настоящее чудо химической промышленности.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

В СССР до такого, э-э-э, торжества авиационной технологии не дошли. Проект сверхзвукового бомбардировщика М-50 прикрыли на ранней стадии испытаний, а сравнимый с «Валькирией» М-56 остался на бумаге. Наступало время межконтинентальных ракет.

И тут начало действовать настоящее «проклятие сменщика B-52».

Сначала в Белый дом пришла администрация Кеннеди, полная эффективных менеджеров — включая министра обороны, ранее топ-менеджера «Форда», Роберта Макнамару, который без жалости порезал «Валькирию». Обосновал он это тем, что скорость и высота — недостаточная защита от перспективных ЗРК (зенитных ракетных комплексов. — Прим. ред.), да и вообще МБР (межконтинентальная баллистическая ракета. — Прим. ред.) гораздо лучше. B-70 отстояли только в качестве летающей лаборатории.

B-58 Хастлер
B-58 «Хастлер»

Потом выяснилось, что и с B-58 не всё ладно. Если уходить от ЗРК на малые высоты, дальность становится не ахти, кроме свободнопадающих термоядерных бомб самолёт ничего нести не может, сложный в управлении, дорогущий и т. д.

В общем, в 1970 году списали именно его, а не B-52.

Незаменимый дедушка

Конечно, никто тогда не планировал вечно сидеть на B-52 (наивные!). В том же 1970 году как раз выбрали проект перспективного бомбардировщика — B-1 от фирмы Rockwell. Самолёт планировали сделать без излишеств, но прогрессивный: с крылом изменяемой стреловидности для подстройки под разные режимы полёта, двухмаховый, с большим запасом крылатых ракет… Что-то знакомое, верно? Да, наш Ту-160 — то, каким по плану должен был стать американский B-1 (но не вышло).

B-1
B-1

К середине 80-х годов новый самолёт в варианте B-1B ввели в строй: фактически дозвуковой (сверхзвук только на большой высоте и символический) и маловысотный «кидатель» свободнопадающих ядерных бомб. Были ещё аэробаллистические ракеты SRAM, но их вскоре списали. Крылатые ракеты большой дальности (а на B-52 уже тогда были AGM-86 с дальностью около 2500 км) на B-1 не поставили. В итоге получился самолёт, который для нанесения ядерных ударов по СССР подходил гораздо меньше, чем старичок B-52. Хоть его и выпустили запланированной серией в сотню машин, но быстро перепрофилировали на решение чисто тактических задач. Заменить B-52 он не смог.

Был ли это повод приуныть? Нет, конечно! Ведь у американских генералов в конце 80-х на подходе оказалась новая игрушка: не имеющий аналогов, незаметный для радаров B-2 «Спирит».

«Дух» вполне мог заменить «Крепость», но тут СССР нанёс сокрушительный удар по американской оборонной промышленности: он распался.

В результате безжалостный конгресс так и не выдал денег на сотню чрезвычайно дорогих невидимок — их выпустили всего два десятка, очень мало.

B-52, B-2, B-1
B-52, B-2, B-1

В 90-х годах в порядке сокращения ядерных вооружений убрали с глаз долой последние B-52G, и остались только B-52H. Единственные носители крылатых ракет большой дальности — основного ядерного оружия стратегической авиации. Да и привыкли к ним: обслуживать просто, денег много не просят, все нюансы эксплуатации давно известны…

До недавнего времени планировалось, что B-52H и B-1 уйдут к 2040 году с заменой на перспективный малозаметный стратег B-21, на который в этот раз сразу прикрутят крылатую ракету (пока не созданную). B-2 по этим планам должен был прослужить до конца 2050-х годов.

Однако в начале 2018 года опубликовали план, ранее воспринимавшийся в качестве шутки: старичок B-52H переживёт и B-2, и B-1 (которые спишут не позже 2032 и 2036 годов соответственно). Зачем, мол, на их эксплуатацию деньги тратить, когда их полностью заменит B-21? А вот B-52H — дедушка уникальный; даже нашлись деньги на программу замены антикварных двигателей на современные — скорее всего, с пассажирского самолёта.

B-52H
B-52H

По нынешним планам B-52 прослужат до 2050 года. До столетия первого полёта останется пара лет, а до физического столетия в небе — где-то десяток.

Есть все шансы дотянуть до этого момента.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

23K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

51K
49
22
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

25K
29
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

34K
34
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

32K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
22
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
10
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
14
0
0
Ад над Германией: самый огромный провал «летающих крепостей»

17 августа 1943 года американские лётчики готовились к масштабному рейду вглубь Германии — это должно было стать жёстким и впечатляющим ударом по вражеской промышленности. Но на деле американцев ждала самая кровавая воздушная битва в небе над Третьим рейхом.

17K
62
31
638
Красный снег: странная победа 1812 года

Битва под Красным в ноябре 1812 года до сих пор остаётся каким-то потерянным ребёнком Наполеоники. Сражение, в котором французы потеряли десятки тысяч людей, одно из крупнейших во всей кампании, регулярно провозглашается то ли трагикомедией ошибок и упущенных возможностей, то ли вообще провалом русских войск и персонально Кутузова. Но что там вообще произошло?

14K
130
91
882
Лётчики-камикадзе и девочки-волшебницы: 7 лучших аниме о войне и военных

Мир аниме огромен и способен удивлять даже ценителей. К примеру, вот вам прорыв советской армии через оборону НАТО в Западной Германии в 80-е. Или бой эсминца с СУО «Иджис» против американского авианосца Второй мировой. И даже современные японские военные, громящие драконов с помощью систем РСЗО и звена «фантомов»! Обо всём этом — наша статья.

14K
48
30
565
Почему Россия массово скупает патроны: мини-расследование WARHEAD.SU

Мы расспросили экспертов и выяснили: скупают не только патроны, но и оружие; спрос местами вырос не на 130%, а на 500%; и ещё — средний чек некоторых оружейных магазинов достиг 1,5 млн рублей.

14K
37
1
460
Балатонские храбрецы: как советские артиллеристы остановили немцев

В марте 1945 года немцы начали последнее крупное наступление. В районе венгерского озера Балатон в атаку двинулась 6-я танковая армия СС. Своих танков у фронта Толбухина было мало, резервы требовались для движения на Вену. Останавливать немецкие танки выпало артиллеристам.

13K
66
31
793
На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?

Одни классы самолётов появляются, другие исчезают, но вокруг некоторых из них не утихают споры. И самый главный объект для обсуждений — штурмовики. Казалось, они окончательно погибли в 50-х, с наступлением сверхзвуковой эры. Затем их класс возродился, но сейчас вновь стоит на пороге исчезновения. Почему так сложилось и какая судьба ждёт штурмовики?

11K
66
92
384
Как заразить Сан-Франциско: незаметно и безнаказанно

Американская военщина распыляет микробы по американскому же городу… 70 лет назад это было не фантастикой и не бредом, а просто скучной реальностью. Осенью 1950 года американский тральщик бороздил воды бухты Сан-Франциско. Но бороздил не просто так, а с абсолютно секретной миссией. Он распылял в воздухе бактерии. Зачем?

11K
50
57
336
Лучшие аниме для «настоящих пацанов»

Многие терпеть не могут аниме. Дескать, это всё какая-то «девчачья дичь». И совершенно зря. Аниме — огромный мир, по разнообразию сравнимый с игровым кинематографом. В нём есть настолько лихие и крутые боевики разных видов и стилей, что многие классические образчики жанра могут разве что постоять в стороне и нервно покурить.

11K
20
29
204
Китай в ловушке: как довести до краха великую империю

Нанкинский договор заставил Китай открыть для свободной торговли с европейцами порты Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай. Остров Гонконг перешёл в вечное владение Великобритании. Империи Цин предстояло выплатить Лондону 21 миллион долларов в течение трёх лет! Это был первый унизительный и неравноправный договор Китая с европейцами. Но как же так получилось?

11K
47
37
355
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

125K
63
48
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

96K
90
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

66K
98
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

62K
54
57
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

59K
59
47
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

57K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

57K
77
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

57K
52
11
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

50K
38
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

230K
100
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

125K
83
21
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

125K
63
48
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

117K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

96K
90
27
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

95K
44
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

90K
7
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

78K
35
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

77K
28
17
346