Железо

Шесть странных воздушных боёв и немного ретро

Для воздушных боёв человек придумал истребители. А бомбардировщики придумали, чтобы бомбить. Но если очень-очень хочется, то завалить вражину можно на совсем не приспособленном для этого самолёте. Семь таких эпизодов — в нашей новой подборке!
Евгения Ирбисова
  • 30K
  • 36
  • 11
  • 333
Фото: Ondřej Soukup

1. Британские летающие лодки «Сандерленд» хоть и не отличались высокими боевыми или пилотажными характеристиками, вполне компенсировали недостатки техники агрессивностью экипажей. Так, 3 апреля 1940 года один из летавших в Норвегию «сандерлендов» сумел отбиться от шести немецких тяжёлых истребителей Ju-88С и сбить два из них.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Пилоты «юнкерсов» решили, что неуклюжая «летающая лодка» станет лёгкой добычей, а зря. «Сандерленд» после этого получил в люфтваффе прозвище «летающий дикобраз».

2. Как оказалось, «юнкерсы» были злопамятными самолётами. 2 июня 1943 года одинокий «Сандерленд» над Бискайским заливом атаковали аж восемь «восемьдесят восьмых». К финалу боя англичанин больше напоминал дуршлаг, чем летательный аппарат: один стрелок убит, большинство остальных членов экипажа ранены. Тем не менее, «Сандерленд» на свой аэродром вернулся, а три Ju-88 нет.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

"Сандерленд», к слову, искал выживших пассажиров и членов экипажа Дугласа DC-3 компании BOAC, сбитого 1 июня над Бискайским заливом. Атаковавшие безоружный пассажирский самолёт немцы рассчитывали убить Уинстона Черчилля.

«Сандерленд»

3. 28 декабря того же года другой «Сандерленд» повстречался над Атлантикой с немецким дальним разведчиком Fw-200 «Кондор». Конец был немного предсказуем: англичанин полетел дальше, а немец — вниз, на встречу с Нептуном.

4. Несколькими месяцами раньше «кондорам» не повезло в другой встрече. 17 августа 1943 года их противником стал противолодочный «Либерейтор» американского производства, ввязавшийся в бой сразу с двумя FW-200. Для того, чтобы загрузить побольше глубинных бомб, с самолёта сняли часть бронезащиты, но американцев это не смутило.

Fw-200 «Кондор»

Первый пилот Хью Максвелл, как настоящий истребитель вышел из облаков прямо в хвост ведущему «Кондору».

Отличный манёвр, особенно если учесть, что пилотировал он четырёхмоторный бомбер весом 28 тонн.

Вскоре «Кондор» загорелся и пошёл вниз. Но к этому моменту стрелки ведомого Fw-200 превратили правое крыло «Либерейтора» в лохмотья. Третий и четвёртый двигатель были выбиты, а сама плоскость — по воспоминаниям пилота — «состояла из дыр и пламени». В итоге разваливающийся «Либерейтор» упал в Атлантику чуть позже своего врага. Оказавшийся поблизости корабль подобрал семерых американцев и четверых немцев из экипажа «Кондора». Ведомый FW-200, также получивший повреждения, дотянул до аэродрома в Бордо, но при посадке разбился и сгорел.

B-24 «Либерейтор»

5. А вот по другую сторону планеты японским летающим лодкам H6K везло гораздо меньше. Поначалу японское командование вообще не очень понимало, почему их патрульные самолёты пропадают там, где вражеских истребителей быть вроде не должно. Наконец одному из японцев повезло: лейтенант Хицудзи, вернувшись на базу «на честном слове и одном крыле» доложил, что их летающая лодка была атакована американским патрульным бомбардировщиком B-17. Самолёт Хицудзи был весь продырявлен и после приводнения едва не затонул. Стоя по горло «в воде, крови и бензине», выжившие члены экипажа пытались кое-как заткнуть дыры в корпусе спасательными жилетами. После этого японцы усилили вооружение и защиту своих летающих лодок — что, впрочем, не сильно им помогло.

H6K

6. 21 ноября 1943 года немецкие дальние бомбардировщики He-177 «Грайф» вылетели на перехват союзного конвоя в Атлантике. Конвой не имел в прикрытии авианосца и находился слишком далеко от берега, чтобы его прикрыли сухопутные истребители. Но «грейфам» всё же пришлось вступить в воздушный бой. Четырёхмоторный B-24D британского Берегового командования, в чью задачу входила охрана конвоя от подводных лодок, атаковал немецкие самолёты. Очередями бортовых стрелков «Либерейтора» были повреждены два He-177, один из которых, едва дотянув до берега, сел на брюхо, а второй свалился в Бискайский залив.

He-177 «Грейф»

7. Но это мы всё о больших машинах, а теперь давайте завершим подборку битв «слоников» дуэлью «мышек». 10 апреля 1945 года немецкий связной самолёт Fi-156 встретился с американским коллегой Piper Cub. Оба легкомоторных самолётика совершенно не тянули на истребители.

Единственным оружием у них на борту были личные пистолеты пилотов: «Вальтер» P38 у немцев и «Кольт» М1911 у американцев.

Piper Cub

Такой скромный арсенал не остановил драчливых янки. В итоге Дуэйн Фрэнсис и Билл Мартин стали победителями в одном из самых необычных воздушных боёв Второй мировой — сбитый ими немец упал неподалеку от Эльбы.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Не, ну, а чо. Чисто такой воздушный бой в стиле Первой мировой. Да и по характеристикам оба участника не сильно ушли от тех самолётов.


Если у этих историй и есть мораль, то она очень проста. Настоящий лётчик-истребитель всегда сможет проявить себя, на чём бы ему ни довелось летать. Война большая, случаи на ней всякие бывают.