Железо

Песнь о «Меркаве»

Сегодня WARHEAD.SU отдаёт должное вершине танкостроения Израиля — танку «Меркава». Для того, чтобы соответствовать моменту, автор перешёл с прозы на белый стих и описал, за что он любит этот уникальный танк с возможностями БМП.
Михаил Котов
Фото: Dan Josephson
  • 22K
  • 36
  • 17
  • 419

Чуден Израиль при тихой погоде, когда подставляет он солнцу земли и горы свои. Глядишь и не знаешь, как же далеко распростерлась его величавая ширина. Или возьми пустыню Негев, что длится до самого моря Средиземного. Редкий даман добежит до середины Негева. И лишь «Меркавы», колесницы Израилевы, чувствуют себя здесь как дома, ибо это их дом и будет стоять он, покуда жив Израиль и твёрд храм Господень.

Л — Логика

«Меркава» логична. Исраэль Таль, руководивший разработкой этого танка, чётко понимал, где он будет применяться. Израильским конструкторам не пришлось метаться между десятками и сотнями противоречащих друг другу указаний («…и чтобы на севере работал хорошо, и от песка защищён, и лёгкий, и броды до трёх метров преодолевал»).

С «Меркавой» всё было проще: открой окно, посмотри — вот она, каменистая земля. Почувствуй дыхание пустыни и ощути на зубах скрипящий песок. Выпей вина — бокал кариньяна с лозы иудейских холмов, что под злым солнцем и сухим ветром выросла и дала гроздь. Ощути это солнце, ветер, полынь, сухие травы, соль и камни. Именно в этих условиях будет работать этот танк.

А теперь становись за кульман и черти. Твори, не размениваясь на лишнее.

Прототип «Меркавы» (на шасси танка «Центурион»)

Сделай танк тяжёлым — в 60 и даже в 70 тонн весом сделай его. Каменистая почва легко выдержит этот вес, ведь нет здесь ни луж, ни болот. Есть здесь горы, холмы, гряды и ущелья, тысячелетиями хранящие воинов, даруя им места для хитрых засад и стрельбы с закрытых позиций. Пользуйся этим грамотно, и будет твой танк неуязвим.

Форму башни продумай, сделай её плоской, сужающейся сделай её, раскатай по корпусу танка как лист мацы; из-за гребня холма противнику будет видна только она, и пробить её щучий нос будет нелегко.

Позицию выбери с умом, встань на ней, и созиждется твой танк твердыней, которую не сможет взять неприятельский гранатомёт и даже ПТУР. Вот у него литые корпус и башня, углы наклона брони, исчисленные и соразмерные. Смотри же на них и радуйся, ибо перед тобой гармония и совершенство, отлитые в металле.

Люди важнее

И что тут спорить, возможность разместить в танке резервный экипаж или шесть десантников просто прекрасна. Увезти с поля боя раненых, подобрать экипаж из подбитого танка… можно придумать ещё тысячу и одну ситуацию, в которых этот дополнительный отсек окажется просто необходимым. А возможность взять больше снарядов — это так правильно и хорошо.

Всем бухтящим, что подобное инженерное решение увеличило размеры «Меркавы», мы посоветуем ещё раз перечитать начало статьи. В рамках заданных особенностей театра военных действий это не критично.

Да и вообще — те, кто против дополнительного объёма, просто никогда не сталкивались с проблемой маленького багажника.

Впрочем, десант или раненые — это исключение из правил, чаще всего задний отсек забит снарядами. Запас карман не тянет.

И снова о логичности компоновки: двигатель в передней части танка, принимающий на себя удар при попадании, — это прекрасно. Практически идеальная иллюстрация к тому, что танки можно ещё построить, а вырастить и обучить новых танкистов будет гораздо дороже и дольше.

Люди важнее, а потому снаряду придется сначала иметь дело с бронёй, затем с металлом двигателя и трансмиссии, и лишь потом попытаться дотянуться до экипажа. Впрочем, минусом этого решения стала перетяжелённая носовая часть машины. Во время стрельбы «Меркаву» прилично качает, что влияет на точность выстрела. За всё приходится платить.

Впереди планеты всей

Мало просто разработать и создать комплекс активной защиты. Гораздо сложнее профинансировать его установку. И здесь израильтяне впереди планеты всей. КАЗ «Трофи» стоит на всех «меркавах» Mk.4M. Цена вопроса — 300 тысяч долларов. И вот уже на башне танка размещена РЛС с четырьмя фазированными решётками, обеспечивающая круговой обзор; а две пусковые установки уничтожат противотанковую ракету ещё на подлёте.

Если уж начистоту, сначала даже израильским военным не удавалось выбить финансирование на установку активной защиты, хоть эта опция и была предусмотрена. «Помогла» вторая ливанская война. По её результатам стало понятно, что КАЗ — это не роскошь, а необходимая в каждом танке вещь.

«Трофи»: радар и симулятор пускового устройства

Ну и последнее: «Меркава» просто чертовски красива. Мало какой танк может похвастаться идеальными линиями башни.

Эти колесницы пустыни, смертоносные и защищённые, давно стали брендом и символом Израиля.

Завистники говорят, что израильтянам так и не удалось продать «Меркаву» ни в одну страну мира. Даже прошедший несколько лет назад по СМИ контракт с Сингапуром на 50 танков, судя по всему, оказался уткой и никем не подтверждается.

Биологи скажут по-другому: «Меркава» — это эндемик. Она обитает только в Израиле и не очень рвётся действовать в других — не таких удобных для её использования — странах. Так что, если хотите увидеть эти танки в естественной среде обитания, приезжайте в Израиль. Там есть и отличный танковый музей, где вам ещё раз расскажут о том, насколько это замечательный танк.

Подписки в соцсетях