itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Эргономика для тех, кто в танке

Сигналы механику-водителю можно передавать пиная его ногами по плечам, обогревать танк изнутри керосиновой лампой, а все сиденья делать фиксированными в расчёте на усреднённого бойца. Но лучше изучать эргономику — науку о приспособлении рабочей среды к человеку. О ней — а заодно и о повышении удобства и эффективности военной техники — мы сегодня и поговорим.

/
22K
31
10
141

Сигналы механику-водителю можно передавать пиная его ногами по плечам, обогревать танк изнутри керосиновой лампой, а все сиденья делать фиксированными в расчёте на усреднённого бойца. Но лучше изучать эргономику — науку о приспособлении рабочей среды к человеку. О ней — а заодно и о повышении удобства и эффективности военной техники — мы сегодня и поговорим.

Эти проблемные кожаные мешки

Если говорить научно, то к военной эргономике можно отнести всё, что касается системы «человек — машина — среда».

Такие уж мы, люди, нежные существа — для того, чтобы эффективно действовать, нам нужно есть, спать, дышать; желательно, чтобы вокруг было не слишком жарко и не слишком холодно, а атмосфера не была токсичной. Проще говоря, человек «работает» с каким-то оружием, находясь при этом в определённой среде и условиях. И это окружение серьёзно влияет на эффективность человека. Например, вы пытаетесь выиграть дуэль с танком противника. При этом вокруг ночь, зима, ели вы позавчера, а мылись уже сами не помните когда…

Так или иначе, вопросами эргономики оружия человечество занималось с древнейших времён, когда и слов-то таких не знали. Всерьёз проблема приспособления оружия и техники к человеку возникла во время Первой мировой. Размеры армий и потери выросли, а вооружение стало сложнее и существенно дороже. В таких условиях не приходилось рассчитывать, что все призывники будут гениями и сами освоятся с непростой техникой.

Mark I в разрезе
Mark I в разрезе

Чтобы управлять танком Mark I требовалось четыре человека. Водитель переключал скорости и управлял главным фрикционом (на понятном автолюбителям языке — сцеплением), командир управлял тормозами, а два помощника водителя переключали бортовые коробки передач.

Простейшее действие — поворот танка — было результатом очень слаженной командной работы.

Но танк не просто так ездит. Он должен воевать. И одно дело, когда дорогущую боевую машину уничтожает противник в бою — это неприятно, но для того она и создавалась… лишь бы задачу выполнила. И совсем другое, если эта машина ломается из-за «человеческого фактора» даже не повоевав.

Мировая война дала прекрасную возможность провести исследования, проверить на практике некоторые теории, а главное, собрать колоссальные объёмы статистических и научных данных, которые никогда не собирались ранее.

Рабочее место стрелка в немецком танке A7V. За спиной двигатель, вокруг 23 товарища, голуби и горы припасов и снаряжения
Рабочее место стрелка в немецком танке A7V. За спиной двигатель, вокруг 23 товарища, голуби и горы припасов и снаряжения

Раньше и основательнее всех к вопросу подошли авиаторы: всё-таки цена ошибки пилота куда выше, чем у экипажа бронированной машины. В авиации появились новые области знаний: например, авиационная медицина и психология, а также новые разработки, вроде авиатренажёров.

После войны работа продолжилась, а данные систематизировались. Вторая мировая ещё больше подстегнула учёных, и в период с 1940-го по середину 50-х военная эргономика окончательно сформировалась как самостоятельная область знаний. Даже сами по себе термины «эргономика» и «человеческий фактор» вошли в обиход именно в тот период.

Заряжающий в танке Валентайн
Заряжающий в танке «Валентайн»

Исследования фокусировались главным образом на авиакосмической отрасли, причём некоторые открытия оказались настолько важны, что их взяли у лётчиков и стали применять в других родах войск, в том числе и в бронетанковых.

В конце 70-х, после серии авиакатастроф Национальный совет безопасности транспорта США предложил обучать экипажи самолётов по методике CRM (Crew Resource Management), а в 1996-м аналогичную методику предложили использовать для тренировки экипажей боевых машин, в том числе и танков.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Ключевой особенностью методики является упор не на решение технических вопросов, а на отработку взаимодействия членов экипажа друг с другом, в том числе в нештатных ситуациях.

В Советской России машины проектируют вас

«In Soviet Russia machines design you», — так мог бы пошутить американец и был бы очень близок к истинному положению дел. Ситуация с созданием машин для людей и правда была настолько ужасной, что некоторые современные исследователи даже придумали специальный термин: «машинный феодализм». Это означает, что подход к проектированию в первую очередь учитывал характеристики машин, а людям приходилось под них подстраиваться.

Этот подход был рудиментом популярных когда-то идей Фредерика Тейлора, который считал, что человек — это «шестерёнка или гайка в большой машине».

Такое бездушное отношение критиковали русские ученые Бехтерев и Мясищев в 20-е. А Замятин в романе «Мы» построил антиутопическое общество на принципах тейлоризма. Но кому в СССР было интересно мнение каких-то гуманитариев?

Разумеется, в Советском Союзе знали о зарубежных исследованиях в области организации труда и эргономики, вели свои и даже кое-что использовали. Но теория — одно, а применять знания на практике — совсем другое, тем более, что вмешивались дополнительные факторы.

Во-первых, слабость некоторых областей советской промышленности. Если какую-то проблему не могли решить в КБ и на заводах, то её приходилось превозмогать советским военнослужащим.

Во-вторых, в СССР техническая сторона всегда доминировала над гуманитарной. За решением проблем «как впихнуть всё в танк с очень плотной компоновкой» вполне могли потеряться не менее важные вопросы, связанные с людьми: их физиологией или психологией.

Транспортер ТР-1 ТР-26 на базе танка Т-26. Вы не поверите, но он предназначался для перевозки 14 десантников
Транспортер ТР-1 (ТР-26) на базе танка Т-26. Вы не поверите, но он предназначался для перевозки 14 десантников

И наконец, самый важный фактор. В разработку оружия часто вмешивалось политическое и партийное руководство страны. Невероятно, но если армейское двуначалие закончилось осенью 1942 года, то двуначалие в оборонке благополучно пережило войну и умерло только вместе с СССР.

В чём это выражалось? Например в том, что политические и партийные руководители могли «продавить» нужное решение или даже вид боевой техники. Могли вынудить военных или оружейников пойти по неверному пути, могли приказать начать производство «сырой» техники — просто, «чтобы не обидеть товарищей из братской республики». Даже назначение главного конструктора или инженера оборонного завода не обходилось без партийных органов.

Слева плавающий авиадесантный танк с изменяемым клиренсом — Объект 911Б.
Слева плавающий авиадесантный танк с изменяемым клиренсом — «Объект 911Б».

Всё это в сумме (плюс личные амбиции руководителей и конструкторов) периодически порождало неудобные, а то и откровенно безумные решения. Например, увлечение «ракетными танками», компоновочная схема «все в башне» («Объект 911Б»), попытки сократить экипаж до двух человек или разместить механика-водителя в новом танке Т-64, отрезав его от остального экипажа боеукладкой.

Эксперименты с компоновочной схемой «все в башне» провалились из-за человеческого фактора: механик-водитель попросту терял «чувство машины» и направления.

Тем временем на загнивающем Западе

Глупо отрицать, что именно Запад стал «локомотивом» и в исследованиях, и в применении полученных результатов на практике. В США была мощная индустрия, производившая всё более сложные виды вооружений — например, тяжёлые бомбардировщики. Сложное оружие становилось всё дороже и требовало всё более квалифицированных специалистов для эффективного использования и обслуживания. В итоге спрос родил предложение и правительство стало финансировать исследования.

Одна из отличительных черт британской бронетехники — наличие бачка для кипячения воды. Куда же британцы без чая!
Одна из отличительных черт британской бронетехники — наличие бачка для кипячения воды. Куда же британцы без чая!

К нашему времени накопилось огромное количество знаний и опыта, а мир даже в военной области гуманизировался.

Другая заметная тенденция: изменился характер военных действий, что в конечном итоге изменило и технику.

В начале 90-х в ряде исследований упоминалось:

«Конструкции нашей техники не решают напрямую проблемы, возникающие в конфликтах высокой интенсивности, где экипажи могут сражаться по несколько дней подряд. Необходимо уделить внимание сценариям, в которых экипажи могут сменяться, вести круглосуточное дежурство, спать, питаться и соблюдать требования личной гигиены»

К настоящему времени бронетехника сильно изменилась. Например, БТР и БМП выросли в размерах, внутри появились мини-кухоньки и даже биотуалеты.

Солдат сейчас — дорогое удовольствие. Его надо беречь.

На поле боя он должен приехать в боеспособном состоянии, а не полудохлый от жары, холода и шума; желательно, чтобы в процессе перевозки его позвоночник не ссыпался в трусы из-за тряски и вибрации.

Опционально устанавливаемый аппарат для приготовления пищи в немецком БТР Боксер
Опционально устанавливаемый аппарат для приготовления пищи в немецком БТР «Боксер»

Количество оборудования и снаряжения у бойцов значительно увеличилось и продолжает расти. А в будущем военные, вероятно, будут использовать активные и пассивные экзоскелеты и бронекостюмы, что потребует ещё больших объёмов.

Туалет в немецком БТР Боксер — практиш, даже немного квадратиш. Невероятный прогресс по сравнению с каской или пластиковой бутылкой
Туалет в немецком БТР «Боксер» — практиш, даже немного квадратиш. Невероятный прогресс по сравнению с каской или пластиковой бутылкой

Постепенно российская техника «догоняет» современные требования. Например, одним из требований к российским МРАПам было дать сапёрам возможность надевать свои взрывозащитные костюмы внутри машины. В иных случаях (вроде бомбардировщика Су-34) отечественные разработки даже вырвались вперёд. Что дальше? Посмотрим!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

222K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0