Война

Феникс, который не воскрес: гибель крейсера «Генерал Бельграно»

Всерьёз ли рассчитывала Аргентина победить в Фолклендской войне? Готовы ли были англичане убивать по-настоящему? И что за звуки издаёт тонущий боевой корабль в предсмертной агонии?
Анна Новикова
  • 9K
  • 15
  • 5
  • 132

Умирающий Феникс

Всю жизнь ему везло: с того момента, как лёгкий крейсер «Феникс» спустили на воду в Нью-Джерси в 1938 году, бог военных кораблей к нему откровенно благоволил. Иначе как бы он уцелел 7 декабря 1941, во время японской атаки на Пёрл-Харбор? Или потом — когда в австралийских водах сопровождал американские транспортные суда? Или ещё позже — у берегов Новой Гвинеи: две японских бомбы ранили, но не убили, а от вражеской торпеды удалось увернуться…

«Феникс» проходит мимо горящих «Западной Вирджинии» и «Аризоны» в Пёрл-Харборе (фото: Wikimedia Commons)

В 1944-м «Феникс» участвовал в сражениях в заливе Лейте и в проливе Суригао — где наконец-то отплатил японцам, достав своей артиллерией линкоры «Фусо» и «Ямасиро».

Кончилась Вторая мировая, и «Феникс» вывели из состава ВМС США, а в 1951 продали Аргентине — где, казалось бы, ветерану была обеспечена спокойная старость. Но не тут-то было. Аргентина в ту пору лидировала в регионе и имела соответствующие политические амбиции. В 1956 году крейсер переименовали в «Генерал Бельграно», а в 1967-м оснастили, вдобавок к артиллерии, пусковыми установками зенитного ракетного комплекса «Си Кэт».

«Генерал Бельграно» и одна из его пусковых установок ЗРК «Си Кэт» (источник фото)

В 1978-м на «Бельграно» имели виды во время островного кризиса в водах канала Бигл, а в 1982 году отправили воевать за Фолкленды… И тут везение кончилось. Двойное попадание английских торпед — ровесниц «Бельграно» — оборвало жизненный путь судна и 323 человек, что составило около половины всех людских потерь Аргентины в Фолклендской войне.

…А знаете ли вы, как стенает тонущий корабль в предсмертной агонии? Спасшиеся члены экипажа рассказывали, что после второй торпеды по крейсеру раздался звук рвущегося железа, а потом — в полной тишине — скрип, как от несмазанной двери. Судно длинное, на корпусе действительно были петли на манер дверных. Именно ими он заплакал от боли.

Кораблям тоже бывает больно.

Акустики с «Конкерора» записали и другие звуки. Мороз по коже пробирает, когда слышишь тонкое позвякивание, больше всего похожее на звук раскачивающейся хрустальной люстры. Так доносятся сквозь толщу воды треск и скрежет машинного отделения, которое давит и расплющивает ворвавшийся вовнутрь океан.

Моська лает на слона

Считается, что война началась с шалости подрядчиков, нанятых для сбора железного лома на заброшенной китобойной станции. Люди аргентинского бизнесмена по имени Константин Давыдофф (слава богу, никому в голову не пришло до кучи притянуть к теме «русскую угрозу») — возьми да и подними на острове Сан-Педро аргентинский флаг. И это учитывая, что наняли их, вообще-то, англичане… Типичный такой аргентинский юмор. Который англичане не поняли.

Леопольдо Гальтиери обращается к согражданам, апрель 1982 года

На самом деле всё было гораздо сложнее. Леопольдо Гальтиери рассчитывал отвлечь аргентинское общественное мнение от внутренних проблем — которые он и его хунта никак не в состоянии были разрешить — старым проверенным способом: включить патриотический раж. Ещё они надеялись, что британцы на конфронтацию не пойдут, а если и пойдут, то Аргентину поддержат «старшие братья» — США.

Раж включился, однако по остальным пунктам всё сразу пошло не так. Во-первых, у Маргарет Тэтчер тоже внутренних проблем было по горло. Шахтёры бастовали, ирландцы поддавали огоньку терактами, да и лорды — что консерваторы, что лейбористы — всё никак не могли смириться с тем фактом, что у власти женщина, и она ими командует… Во-вторых, США решили, что Аргентину со всеми её завиральными идеями — и креном то в фашизм, то в левизну — поддерживать совсем не выгодно. «Соседи через стенку», чилийцы, припомнили старые обидки и тоже аргентинскую сторону принять отказались.

Корабль Её Величества «Конкерор» идёт выполнять пожелания короны

Маргарет Тэтчер, которой для полного политического счастья не хватало только отнятой второразрядной страной «за здорово живёшь» территории, такую наглость спускать не собиралась. Вскоре она на полном серьёзе отправила в Южную Атлантику армаду из 43 боевых кораблей и многих десятков вспомогательных судов. В числе прочего в состав соединения входили пять атомных субмарин, включая подлодку «Конкерор».

Бить или не бить?

Крейсер «Генерал Бельграно», только что после косметического ремонта, покинул самую южную на Земле военно-морскую базу Ушуайа 24 апреля 1982 года в составе оперативной группы 79.3 и направился к острову Де-Лос-Эстадос. В задачу группы входило наблюдение и «сдерживание» кораблей противника… с запретом приближаться к английским кораблям, вооружённым противокорабельными ракетами. Сам крейсер из ракетного вооружения имел только упомянутые выше ЗРК «Си Кэт». Была добротная артиллерия — по берегу стрелять, или там, для ближнего боя с не слишком навороченным противником. Но не более того.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Зато противокорабельные ракеты «Экзосет» — такие же, как у англичан — были на сопровождавших «Бельграно» эсминцах «Иполито Бушар» и «Пьедрабуэна». Старые торпедно-артиллерийские эсминцы типа «Аллен М. Самнер» тоже были получены Аргентиной от США. Помимо установки «Экзосетов» они прошли довольно серьезную модернизацию по программе FRAM II, включавшую замену радиоэлектронного оборудования и оснащение противолодочным управляемым вооружением.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Отдельно стоит заметить, что американцы планировали использовать на «Фрамах» беспилотные противолодочные вертолёты DASH (Drone Anti-Submarine Helicopter) QH-50 фирмы «Джиродайн», однако система не оправдала надежд и была оперативно списана. А жаль, было бы интересно посмотреть на неё в Фолклендской войне. Хотя скорее всего, конечно, ничего бы не было.

В свою очередь «Конкерор», которому было суждено обнаружить «Бельграно» 30 апреля, имел как старые испытанные торпеды Mark 8 (ровесницы бывшего «Феникса»), так и новейшие управляемые Mark 24. 

Когда война закончилась, подводники с «Конкерора» в один голос утверждали, что тоже никак не ожидали, что им реально придётся кого-то торпедировать или взрывать.

В условиях холодной войны стреляли только на учениях, — а всё остальное время плавали туда-сюда, кого-то выслеживали, где-то отмечались; но никогда не топили реального противника, не убивали живых людей.

В момент обнаружения «Бельграно» с эскортом — тоже, в общем-то, «ничто не предвещало». Ну, обнаружили. Ну, как обычно, подстроились на глубине 60 метров под кормой — чтобы аргентинским акустикам казалось, будто шумят собственные лопасти «Бельграно», а вовсе не вражеская лодка.

Через некоторое время оторвались от слежения и, согласно протоколу, доложили об обстановке…

Крейсер «Генерал Бельграно»

Изначально командование решило, что сам по себе бывший «Феникс» реальной опасности не представляет… поэтому ещё почти двое суток «Бельграно» и «Конкерор» просто поплавали друг за другом. Впрочем, был нюанс: с севера к зоне боевых действий приближался единственный аргентинский авианосец «25 мая» во главе оперативной группы 79.1, и англичанам имело смысл озаботиться, чтобы не попасть в клещи.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Оперативные расклады при Фолклендах — тема отдельного разговора, но вкратце ситуация выглядела следующим образом: подлодки, действующие вне зоны боевых действий, должны были найти главные силы аргентинцев — в первую очередь авианосец с его эскортом. «Скайхоки» и «Супер Этандары» представляли собой реальную угрозу для британских кораблей. Авианосец обнаружить не удалось, зато был найден «Бельграно». Командующий британским соединением адмирал Джон Форстер «Сэнди» Вудвард отдал «Конкерору» приказ топить «Бельграно», чего не имел права делать — лодки ему не подчинялись, и, кроме того, аргентинец был вне обозначенной зоны боевых действий.

Позднее Вудвард объяснил свои действия тем, что хотел устранить одну из двух сторон возможных «клещей», в которые британское соединение рисковало попасть, действуй аргентинцы с должной решительностью и умением. Его приказ был снят с передачи через спутник, но начальство наверху в лице командующего флотом адмирала Филдхауса и руководства Минобороны забеспокоилось, и решило обсудить, не стоит ли одобрить решение Вудварда?

2 мая Маргарет Тэтчер всё-таки решила устроить показательную порку и дала соответствующее распоряжение тогдашнему военному министру, Джону Нотту. Тот связался с капитаном «Конкерора» и отдал приказ потопить корабль, на борту которого находились более тысячи человек.

В 15:57 по фолклендскому времени по «Бельграно» выпустили три торпеды Mark 8. Старый конь, как известно, борозды не испортит, и его предпочли новейшей Mark 24. Ими командир лодки, Кристофер Рефорд-Браун, планировал стрелять в случае, если ему не удалось бы вновь подойти к крейсеру поближе.

Тонущий «Бельграно» (источник фото)

«Конь» (которого на английском морском жаргоне величали «рыбой») практически снёс корму крейсера и стал причиной гибели многих аргентинских моряков. Пять секунд спустя вторая торпеда разворотила левый борт. Третья в цель не попала, но в этом уже не было необходимости: «Бельграно» обесточило; он стремительно заполнялся водой и в 17:00 скрылся в ледяных волнах Южной Атлантики.

Что тебе снится, крейсер «Бельграно».?

«Да здравствует крейсер «Бельграно»! — скандировали десятки охрипших глоток из шлюпок с уцелевшими аргентинскими моряками.

Уходящий под воду крейсер казался им тонущим человеком.

Вместе с невозродившимся Фениксом англичане, фигурально выражаясь, потопили и хунту: война ещё не кончилась, и аргентинцы не пустили ко дну британский эсминец «Шеффилд»… а власть Гальтиери уже дала течь. Осенью, через несколько месяцев после восстановления на островах британской власти, в Аргентине произошёл очередной переворот… Но это уже совсем другая история.

В 2003 году была попытка найти на дне Атлантики останки героического крейсера. Поисками в течение нескольких дней занимались Seacor Lenga — исследовательское судно с экспедицией National Geographic на борту — и два корабля ВМС Аргентины. Успехом, однако, их совместные усилия не увенчались из-за погодных условий.

…Или же бог военных кораблей решил, что судьба крейсера — остаться легендой, бесследно сгинув в пучине Атлантического океана. Боги капризны, никогда не знаешь, что у них на уме.