Железо

Безумная затея: экранопланы с межконтинентальными баллистическими ракетами

Многие любители военной техники обожают жарко поспорить. Что круче, какая идея достойна внимания, а какая — места на свалке истории? Некоторые темы особенно неоднозначны, и спор об экранопланах в их числе. Недокорабль и недосамолёт — или неоценённый прорыв? Аргументы есть у обеих сторон. Но в одном оба лагеря сходятся: история у этих машин не самая завидная.
Юрий Кужелев
  • 10K
  • 18
  • 1
  • 202

Изобрели и построили их уже давно, а вот найти им место в жизни до сих пор не выходит. Энтузиасты придумывали экранопланам самые разные роли — от носителя противокорабельных ракет до десантника, от пожарного и спасателя до гигантского шикарного лайнера. Ничего не вышло.

Но, может, стоило поднять ставки и выдать экранопланам самое страшное оружие, которое придумал человек?

Атомная тарелка «Конвэйр»

Идея вооружить экраноплан межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) имеет давние корни, уходящие в далёкие 50-е годы. И — нет, это был не СССР, который мы считаем законодателем мод в военной сфере.

В тот раз постарались США, и постарались на славу.

Проектом занимались Convair. В те годы вместе с экранопланами свой путь начинали также суда на воздушной подушке, и уж очень похожие были идеи. Только если одни создают динамическую подушку за счёт скорости, вторые просто надувают её мощными вентиляторами.

«А почему бы не совместить оба принципа?» — подумали специалисты «Конвэйр». И немедленно совместили.

Вышел «не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка». Поскольку терминология в те времена ещё не устоялась, проект окрестили Hydroskimmer — сейчас это одно из названий судов на воздушной подушке.

Получившийся монстр не напоминал ни корабль, ни самолёт. Глядя на него, можно было подумать: «Инопланетяне… они уже тут!».

И правда, «Гидроскиммер» был настоящей морской летающей тарелкой — и тарелкой немалой. Диаметр 122 метра, толщина 20 метров.

В движение «тарелку» приводила целая пачка реактивных двигателей. Некоторые из которых располагались по всему периметру конструкции (для выполнения поворотов).

Оба варианта проекта «Конвэйр» — с ракетами «Поларис» и «Регулус»

После создания динамической подушки за счёт набегающего потока врубались дополнительные нагнетательные агрегаты, создававшие отдалённое подобие обычной воздушной подушки. Всё вышеперечисленное приводил в действие атомный реактор.

Применений своему детищу в «Конвэйр» видели множество, но решили зайти сразу с козырей. И представили его в качестве носителя стратегического атомного оружия.

Как раз в то время активно проектировались будущие стратегические подводные ракетоносцы, и «Гидроскиммер» должен был с ними конкурировать. По мнению разработчика, скорость в 100 узлов была куда лучшей защитой для носителя ракет, чем скрытность и толщина воды. А вооружаться «тарелки» должны были или десятью новейшими ракетами UGM-27 «Поларис», или восемью более старенькими крылатыми SSM-N-8A «Регулус». Но флот не оценил идею компании и денег не выделил.

Попытка сделать на базе «Гидроскиммера» авианосец также не удалась. На этом американская часть истории экранопланов и заканчивается.

Мирный экраноплан в бескрайних степях…

К идее вернулись уже в конце 70-х и по другую сторону океана — в СССР. К тому времени стандартные варианты базирования ядерных ракет начали немного устаревать.

Если раньше боеголовка имела точность «плюс-минус город» и не особо угрожала хорошо защищённым шахтным пусковым установкам, то с внедрением новых компьютерных мозгов её точность возросла. А значит были все шансы — если не уничтожить, то хотя бы повредить шахту, сорвав пуск.

Да и подлодки сдавали в своей незаметности: в океанах раскинулись системы обнаружения, с обеих сторон выпускались подлодки-охотники, ходившие за вражескими ракетоносцами незаметным хвостом.

В разгар холодной войны при таких обстоятельствах снова стала интересной ставка на скорость.

Чего-чего, а свободных территорий полно и в США, и в СССР. И, если гонять по бескрайним пустыням, степям или тундре что-то достаточно быстрое, противнику придётся закидывать ядерками все эти просторы в надежде на случайное попадание. В США увидели потенциал в судах с воздушной подушкой, а в СССР больше заглядывались на экранопланы.

Мирный советский экраноплан везёт стартовый ускоритель на Байконур. Если надо, он же повезёт и МБР (Изображение: А. Сухов)

Первые подобные проекты подготовил сам «маэстро» Ростислав Алексеев. Как человек интеллигентный, он в первую очередь видел для своего детища мирное применение: экраноплан должен был возить детали ракет мирной космонавтики на Байконур. Но, как человек практичный, догадывался: куда проще получить финансирование у военных. Потому предусматривал для летающего монстра и более грозное применение.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Ростислав Алексеев (1916-1980) — советский конструктор-судостроитель, один из пионеров в разработках судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. В частности, он разработал всем известные пассажирские суда на подводных крыльях — «Ракета», «Метеор», «Комета», «Восход» и другие.

Целая армада экранопланов должна была возить по району базирования как настоящие ракеты, так и муляжи — 24 часа в сутки семь дней в неделю. Получив сигнал, что пора «жахнуть», они бы направились к ближайшей стартовой площадке, откуда бы и вылетели «подарки» адресатам. Но воплотить эти планы в жизнь Алексеев не успел.

Жертвы конверсии

Идею не забыли. В поздние 80-е, на фоне истерии с СОИ (Стратегическая оборонная инициатива Рейгана, также известная, как «Звёздные войны». — Прим. ред.), на свет родилась ещё пара проектов.

Пришли к следующему: экраноплан можно было бы не только использовать для транспортировки ракет, но и производить запуск прямо с него: из транспортно-пускового контейнера, схожего с используемыми на ПГРК.

Носиться такой экраноплан мог по всему Мировому океану.

И для уничтожения «неуловимого чудовища» надо было сначала его нагнать. Что не так и просто при скорости 400 километров в час.

Но эпоха СССР закончилась. Конструкторы решили следовать веяниям новой эпохи и быстро организовали частную фирму. Проект переделали под мирный космос, предложив возить коммерческие ракеты на экватор. Правда, объяснить, зачем такой системе скорость экраноплана, не смогли. И разработки канули в лету.

Мирный советский экраноплан с абсолютно мирными ракетами

Был и ещё один проект — гражданский. В конце 80-х СССР очень интересовался различными тяжёлыми и сверхтяжёлыми ракетами. Даже если собирать их на старте, довезти запчасти — та ещё проблема. Потому почти все КБ практиковались в создании различных аппаратов для решения этого вопроса.

Гигантские дирижабли, самолёты… Были там и экранопланы.

На основе подобных проектов разработали экранолёт для «воздушного старта» нескольких лёгких или средних ракетоносителей. Но кроме мирного применения рассматривался вариант замены обычных ракет на военные МБР. Правда, возникал вопрос: можно ли считать экранолёт самолётом и попадает ли он под запрет размещения межконтинентальных ракет?

Ответ дало время: с распадом СССР о таких проектах оставалось только мечтать.

Экранолёт «Три богатыря». Хорошо видно размещение пяти средних ракет под крылом

Судьба экранопланов невольно порождает вопрос. Может так быть, что виноваты не заговор и не иллюминаты, тормозящие прогресс? Не военные, отрицающие пользу применения таких летательных аппаратов? Может, экранопланы и правда просто бесполезная, но красивая идея? Или их время ещё не пришло…