itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Детище трёх государств: русский джип выходит на тропу

Лёгкий военный вездеход со всеми ведущими колёсами. В 1941-м компания Bantam в США представила прототип, из которого вышли знаменитые «Виллис-МБ» и «Форд-ГПВ». С появлением американского внедорожника засуетились и в СССР…

/
9.7K
20
9
132

Лёгкий военный вездеход со всеми ведущими колёсами. В 1941-м компания Bantam в США представила прототип, из которого вышли знаменитые «Виллис-МБ» и «Форд-ГПВ». С появлением американского внедорожника засуетились и в СССР…

В конце января 1941-го нарком среднего машиностроения Вячеслав Малышев пригласил к себе конструктора Виталия Грачёва. Нарком показал инженеру американский автомобильный журнал Automotive Industries, в котором была статья о лёгком военном вездеходе со всеми ведущими колёсами.

Самый первый прототип Бэнтэма. На пассажирском сидении своего детища — инженер Карл Пробст
Самый первый прототип «Бэнтэма». На пассажирском сидении своего детища — инженер Карл Пробст (источник фото)

Это был первый прототип небольшой американской компании Вantam. Джип, который со временем сменили более совершенные «Виллис-МБ» и «Форд-ГПВ».

Кстати, название «джип» появилось раньше того самого Jeep Grand Cherokee, который у всех на слуху (дедушку известного внедорожника начали выпускать в 1949 году). Неформальное прозвище «джип», позже ставшее именем нарицательным, в широкое обращение вошло весной 1941 года, после испытаний автомобиля Bantam.

Форд-ГПВ
«Форд-ГПВ»

«При чём тут джип?» — спросите вы. А дело было вот в чём. Новенький внедорожник своё название получил от Ford GPW — обе машины были полноприводными и похожими внешне. И однажды американская журналистка Катарина Хилльер назвала автомобиль «Бантам» «джи пи», по фонетическому сочетанию первых букв аббревиатуры Ford GPW. Прозвище прижилось, и в дальнейшем практически все внедорожники стали называть джипами.

Но вернёмся в кабинет Малышева, где вершилась судьба джипа отечественного.

«Срочно в разработку», — сказал нарком, указывая на автомобиль в журнале. Для этого он и вызвал Грачёва.

Срочно так срочно. Чай оно не в первый раз…

От слов к делу

Работа закипела. 3 февраля 1941-го в горьковском КБ началось проектирование автомобиля ГАЗ-64. Через девять дней были готовы чертежи, а 4 марта началась сборка первого образца.

Уже 25 марта на свет появилась первая опытная машина, а 22 апреля Сталину в Кремле продемонстрировали два внедорожника. И приступили к испытаниям.

Кстати, почему вождю представили две машины? Дело в том, что Малышев поставил задачу сразу двум КБ — ГАЗу и НАТИ (Научно-исследовательскому автотракторному институту). В задании жёстко и чётко оговаривались длина и колея машины, грузоподъемность (400 кг) и гарантированный пробег (5000 км).

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Пробег, по современным меркам, ничтожный, но нужно учесть, что имелись в виду фронтовые условия эксплуатации с соответствующими нагрузками и качеством дорог, да и большим дистанциям там было взяться неоткуда. Многие командирские машины при каждодневной эксплуатации в режиме «от передовой до штаба и обратно» в условиях позиционной войны не набегали и 1000 км за сезон. В мирное время и на нормальных дорогах ресурс «Газика» был многократно выше — немало ГАЗ-67, построенных на основе ГАЗ-64, дожили до наших дней в ходовом состоянии на «родных» агрегатах с пробегом в десятки тысяч километров.

Пробег полученных по ленд-лизу «виллисов» в целом укладывался в эти же цифры. Кстати, масло на тех машинах надо было менять не как сейчас, а каждую тысячу километров (лучше чаще), а уж сколько было точек смазки в ходовой...

ГАЗ-64 на испытаниях
ГАЗ-64 на испытаниях

Более удачным по компоновке и плавности хода на пересечённой местности (плавность влияла на стрельбу из пулемёта на ходу) оказался опытный джип АР-НАТИ. Но он был технологически более сложным и потому в серию не пошёл. А вот ГАЗ-64 вобрал в себя всё самое лучшее из серийно выпускавшихся в то время на ГАЗе автомобилей: ГАЗ-61, ГАЗ-ММ и ГАЗ М‑1.

С 15 по 27 апреля 1941 года ГАЗ-64 успешно прошёл войсковые испытания на полигоне ГБТУ РККА. К слову, АР-НАТИ в испытаниях также участвовал.

ГАЗ-64

Технической базой ГАЗ-64 с полезной нагрузкой 400 кг служили полноприводное шасси «маршальского внедорожника» ГАЗ-61 и агрегаты от серийных грузовиков. От ГАЗ-61 использовались доработанный передний и задний мосты, одноступенчатая раздаточная коробка, укороченные карданные валы, рулевой механизм, тормоза и колёса. А также доработанная тормозная система.

Шасси ГАЗ-64
Шасси ГАЗ-64

От грузовика ГАЗ-ММ позаимствовали 50-сильный двигатель с карбюратором МЛ-1, водяным насосом от мотора ГАЗ-11, электрическим стартёром, изменёнными системами питания и охлаждения, а также сухое сцепление, четырёхступенчатую КПП и заднее подпружиненное буксирное устройство.

Стоит учесть чёткое распоряжение наркома Малышева — ни в чём не отступать от прототипа.

Слепо следуя заокеанскому примеру, было решено сократить вполне приемлемую колею автомобиля ГАЗ-61: с 1440 мм до параметров, близких к американским. Это неминуемо привело к переделкам узлов ходовой части.

Уменьшение колёсной базы с 2845 мм (у ГАЗ-61) до 2100 мм заставило конструкторов практически заново разработать новую сварную лонжеронную раму.

Упрощённый открытый четырёхместный кузов модели 416 конструкции Бориса Комаревского первоначально изготовлялся из кровельного железа без специальной оснастки. Он снабжался тентом и брезентовыми фартуками вместо обычных дверей, двумя передними раздельными сиденьями и одним двухместным задним, а также откидным лобовым стеклом с вакуумным очистителем. Совершенно новыми были массивный капот с вытяжными щелями, узкие жестяные крылья с закруглёнными краями и характерными углублениями для фар. А также простая облицовка радиатора, состоявшая из десяти сваренных вертикально металлических прутков.

Детище трёх государств: русский джип выходит на тропу

В кузове предусматривались места для стрелкового оружия и боеприпасов. Основной топливный бак ёмкостью 43 литра размещался под лобовым стеклом, а под задним сиденьем имелась вторая 40-литровая ёмкость.

Снаряжённая масса ГАЗ-64 составила 1306 кг, размер передней колеи — 1278 мм, задней — 1245. На шоссе автомобиль развивал скорость 92 км/ч и расходовал в среднем 15 литров бензина на 100 км. Максимальный угол подъёма достигал 42 градусов.

Благодаря дорожному просвету в 229 мм под мостами и коротким свесам внедорожник мог преодолевать вертикальную стенку высотой 0,45 м, снежную целину в 0,4 м и броды глубиной до 80 см.

ГАЗ-64 имел несколько лучшую проходимость, чем «Виллис». Особенно с прицепом, на заболоченных участках, по тяжёлой грязи, на подъёмах, буграх и ямах. Это было связано с более устойчивой работой нефорсированного, но очень «эластичного» двигателя на малых оборотах. Можно было длительно двигаться по бездорожью с малой скоростью на третьей и даже четвёртой передачах без необходимости их переключения.

На более высокой передаче машина могла разгоняться, начиная со скорости всего девять км/ч. Немыслимая способность для американских джипов.

Детище трёх государств: русский джип выходит на тропу

Таким образом, в отличие от «Виллиса», ГАЗ-64 являлся типичным автомобилем-тягачом, чьей стихией были малые скорости при больших нагрузках в движении по бездорожью. Что и требовалось на войне.

Конечно, машина была ещё достаточно «сырая», не столь технически совершенная и законченная, как «Виллис».

Билет в жизнь

При довольно положительном отзыве в отчёте отмечались и недостатки ГАЗ-64, в основном связанные с применением некачественных материалов: поломки элементов рамы, сошки руля и передних рессор («виллисы» тоже этим «болели»). Неудобная посадка пассажиров, хотя и более удачная, чем у заокеанского внедорожника. Затруднительное управление, большой расход топлива и особенно масла в двигателе (подтекали уплотнения). Однако, как и следовало ожидать, главным недостатком стала заимствованная у американцев идея использовать слишком узкую колею. Автомобиль не вписывался в проложенные грузовиками следы, имел недостаточную боковую устойчивость на косогорах.

Были даже случаи его бокового опрокидывания (впрочем, как и у «Виллиса»). В конце 1942 года колея передних колёс была расширена до 1293 мм. Но это ещё в большей степени увеличило несовпадение следов от передних и задних колёс, что неблагоприятно сказывалось на проходимости по деформируемым грунтам, приводило к образованию новых колей и повышению потерь на самопередвижение.

Детище трёх государств: русский джип выходит на тропу

ГАЗ-64 широкого распространения так и не получил. В 1941 году собрали чуть более 600 машин, но в 1942-м было выпущено всего 67 единиц. Причиной сокращения производства была загрузка ГАЗа лёгкими танками и иными приоритетными задачами.

В начале 1943-го возобновилось производство доработанного ГАЗ-64 В, получившего название ГАЗ-67… но вскоре и оно прекратилось (выпустили три машины).

Впоследствии индекс ГАЗ-67 (сначала назывался ГАЗ-67Б) получил коренным образом модернизированный ширококолейный автомобиль; уровень и объём его радикальных переделок требовал присвоения нового модельного номера.

Отсюда некоторая путаница с этапами совершенствования ГАЗ-64 и освоения новых моделей.

С апреля 1943 года внедорожник совсем не выпускался. Все шасси «64» шли под монтаж бронеавтомобилей БА‑64.

БА-64
БА-64

3 мая 1943 года примерили установку на шасси ГАЗ-64 лёгкой 37-мм пушки — для последующего монтажа орудия на ГАЗ-67, который был уже «на выходе». В основном же начиная с 1942 года оснащение Красной армии многоцелевыми легковыми автомобилями повышенной проходимости велось по нарастающей за счёт импортных «виллисов», аналогичных «фордов» и «бантамов», вполне себя оправдавших в наших фронтовых условиях.

ГАЗ-64 с 37-мм пушкой
ГАЗ-64 с 37-мм пушкой (фото: ЦАМО РФ)

К тому же они резко снизили острую нехватку специальных транспортных средств, с которой советские военные столкнулись в начале войны. И если эти машины до сих пор имеются в натурных образцах на бывших территориях войны, то достоверных сведений о хотя бы одном сохранившемся ГАЗ-64 нет.

Проектирование, освоение и опыт эксплуатации нашего первого джипа для завода не прошли бесследно. ГАЗ-64 дал жизнь не только более совершенному ГАЗ-67, но и, без сомнения, всему послевоенному поколению легковых автомобилей высокой проходимости.

Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

24K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

53K
54
22
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

26K
31
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

35K
34
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

32K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

15K
23
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

40K
118
130
6.1K
Жил грешно и умер смешно. 5 нелепых смертей командующих «Оси»

Умереть при приземлении на минное поле. Стать жертвой пропеллера собственного самолёта. Отдать концы, попав под раздачу ни за что. Многие командующие стран «Оси» погибли на Восточном фронте при весьма затейливых обстоятельствах. В нашей подборке — наиболее «отличившиеся» кадры: те, кому в смерти не повезло. И поделом.

27K
131
123
2.3K
Как отучить дезертиров сдаваться в плен — метод сержанта Глазкова

Чтобы отучить бойца переходить на сторону врага, нужен особист. Только не такой, как в «Штрафбате», а настоящий герой-чекист, способный на риск и подвиг. Таким оказался сержант НКВД Иван Глазков из 114-й стрелковой дивизии. После него желание принимать перебежчиков у противника отпало раз и навсегда.

25K
73
311
2.1K
Всегда стоят насмерть: румыны о советских солдатах и РККА

«Остаётся мёртвым, где поставил командир». В разгар битвы за Сталинград командование 3-й румынской армии разослало в свои части документ, оценивавший боевые качества Красной армии. Это исследование базировалось на оценке вермахта, которую румыны обогатили своим опытом войны с СССР. О том, как видели РККА и красноармейцев их враги, — в нашем материале.

23K
87
45
3.6K
Танк или недоразумение: как воевал Т-60

Одни говорят, что это был едва ли не худший танк войны — слабый, с малокалиберной пушчонкой, тонкой бронёй и дохлым мотором, который даже ездить без «старших братьев» не всегда мог. Другие — что именно эта машина спасла Москву. Кто же прав? И вообще, что такое Т-60 — танк или недотанк, «машина танкового шлейфа»?

19K
85
132
788
«Куда пропали пленные Эйзенхауэра?»: тайна миллиона солдат Третьего рейха

Злобные американцы во главе с генералом Эйзенхауэром уморили миллион немцев! Или нет? Что на самом деле случилось с солдатами Третьего рейха в американском плену — в нашей статье.

19K
93
178
456
Почему английские лучники сражались без штанов при Азенкуре?

Известная, славная битва вошла в историю Англии — сражение при Азенкуре, когда английские лучники напрочь разбили французов. Правда, в учебниках обычно опускают один забавный факт, о котором мы вам и расскажем.

17K
77
34
2.9K
Удача, полководческий талант и дурость противника: пять неравных битв Средневековья

У вас нет денег, ваши вассалы разгромлены, а союзники готовы вонзить нож в спину. Как воевать? Спокуха! Победить сильного врага можно, даже уступая ему в численности. Немного везения, грамотные манёвры и идиотизм противника творят чудеса. Даже в Средневековье, где всем рулит рыцарская кавалерия.

17K
75
46
1.4K
Оружие победы: миномёт, который ценили даже враги

Это оружие копировали враги и уважали союзники. Почему же не «Катюша», не гаубица, а именно 120-мм миномёт можно назвать оружием Победы?

16K
109
139
700
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

72K
110
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

66K
60
70
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

63K
62
48
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

61K
72
76
862
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

60K
60
11
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

58K
78
35
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

51K
70
406
703
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

45K
68
83
1.7K
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

44K
95
353
786
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

252K
115
77
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

128K
35
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

133K
74
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

130K
95
24
869
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

100K
97
29
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

98K
53
31
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

94K
8
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

79K
38
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

79K
29
18
346