itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Детище трёх государств: русский джип выходит на тропу

Лёгкий военный вездеход со всеми ведущими колёсами. В 1941-м компания Bantam в США представила прототип, из которого вышли знаменитые «Виллис-МБ» и «Форд-ГПВ». С появлением американского внедорожника засуетились и в СССР…

Лёгкий военный вездеход со всеми ведущими колёсами. В 1941-м компания Bantam в США представила прототип, из которого вышли знаменитые «Виллис-МБ» и «Форд-ГПВ». С появлением американского внедорожника засуетились и в СССР…
/
9.5K
20
9
132

Лёгкий военный вездеход со всеми ведущими колёсами. В 1941-м компания Bantam в США представила прототип, из которого вышли знаменитые «Виллис-МБ» и «Форд-ГПВ». С появлением американского внедорожника засуетились и в СССР…

В конце января 1941-го нарком среднего машиностроения Вячеслав Малышев пригласил к себе конструктора Виталия Грачёва. Нарком показал инженеру американский автомобильный журнал Automotive Industries, в котором была статья о лёгком военном вездеходе со всеми ведущими колёсами.

Самый первый прототип Бэнтэма. На пассажирском сидении своего детища — инженер Карл Пробст
Самый первый прототип «Бэнтэма». На пассажирском сидении своего детища — инженер Карл Пробст (источник фото)

Это был первый прототип небольшой американской компании Вantam. Джип, который со временем сменили более совершенные «Виллис-МБ» и «Форд-ГПВ».

Кстати, название «джип» появилось раньше того самого Jeep Grand Cherokee, который у всех на слуху (дедушку известного внедорожника начали выпускать в 1949 году). Неформальное прозвище «джип», позже ставшее именем нарицательным, в широкое обращение вошло весной 1941 года, после испытаний автомобиля Bantam.

Форд-ГПВ
«Форд-ГПВ»

«При чём тут джип?» — спросите вы. А дело было вот в чём. Новенький внедорожник своё название получил от Ford GPW — обе машины были полноприводными и похожими внешне. И однажды американская журналистка Катарина Хилльер назвала автомобиль «Бантам» «джи пи», по фонетическому сочетанию первых букв аббревиатуры Ford GPW. Прозвище прижилось, и в дальнейшем практически все внедорожники стали называть джипами.

Но вернёмся в кабинет Малышева, где вершилась судьба джипа отечественного.

«Срочно в разработку», — сказал нарком, указывая на автомобиль в журнале. Для этого он и вызвал Грачёва.

Срочно так срочно. Чай оно не в первый раз…

От слов к делу

Работа закипела. 3 февраля 1941-го в горьковском КБ началось проектирование автомобиля ГАЗ-64. Через девять дней были готовы чертежи, а 4 марта началась сборка первого образца.

Уже 25 марта на свет появилась первая опытная машина, а 22 апреля Сталину в Кремле продемонстрировали два внедорожника. И приступили к испытаниям.

Кстати, почему вождю представили две машины? Дело в том, что Малышев поставил задачу сразу двум КБ — ГАЗу и НАТИ (Научно-исследовательскому автотракторному институту). В задании жёстко и чётко оговаривались длина и колея машины, грузоподъемность (400 кг) и гарантированный пробег (5000 км).

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Пробег, по современным меркам, ничтожный, но нужно учесть, что имелись в виду фронтовые условия эксплуатации с соответствующими нагрузками и качеством дорог, да и большим дистанциям там было взяться неоткуда. Многие командирские машины при каждодневной эксплуатации в режиме «от передовой до штаба и обратно» в условиях позиционной войны не набегали и 1000 км за сезон. В мирное время и на нормальных дорогах ресурс «Газика» был многократно выше — немало ГАЗ-67, построенных на основе ГАЗ-64, дожили до наших дней в ходовом состоянии на «родных» агрегатах с пробегом в десятки тысяч километров.

Пробег полученных по ленд-лизу «виллисов» в целом укладывался в эти же цифры. Кстати, масло на тех машинах надо было менять не как сейчас, а каждую тысячу километров (лучше чаще), а уж сколько было точек смазки в ходовой...

ГАЗ-64 на испытаниях
ГАЗ-64 на испытаниях

Более удачным по компоновке и плавности хода на пересечённой местности (плавность влияла на стрельбу из пулемёта на ходу) оказался опытный джип АР-НАТИ. Но он был технологически более сложным и потому в серию не пошёл. А вот ГАЗ-64 вобрал в себя всё самое лучшее из серийно выпускавшихся в то время на ГАЗе автомобилей: ГАЗ-61, ГАЗ-ММ и ГАЗ М‑1.

С 15 по 27 апреля 1941 года ГАЗ-64 успешно прошёл войсковые испытания на полигоне ГБТУ РККА. К слову, АР-НАТИ в испытаниях также участвовал.

ГАЗ-64

Технической базой ГАЗ-64 с полезной нагрузкой 400 кг служили полноприводное шасси «маршальского внедорожника» ГАЗ-61 и агрегаты от серийных грузовиков. От ГАЗ-61 использовались доработанный передний и задний мосты, одноступенчатая раздаточная коробка, укороченные карданные валы, рулевой механизм, тормоза и колёса. А также доработанная тормозная система.

Шасси ГАЗ-64
Шасси ГАЗ-64

От грузовика ГАЗ-ММ позаимствовали 50-сильный двигатель с карбюратором МЛ-1, водяным насосом от мотора ГАЗ-11, электрическим стартёром, изменёнными системами питания и охлаждения, а также сухое сцепление, четырёхступенчатую КПП и заднее подпружиненное буксирное устройство.

Стоит учесть чёткое распоряжение наркома Малышева — ни в чём не отступать от прототипа.

Слепо следуя заокеанскому примеру, было решено сократить вполне приемлемую колею автомобиля ГАЗ-61: с 1440 мм до параметров, близких к американским. Это неминуемо привело к переделкам узлов ходовой части.

Уменьшение колёсной базы с 2845 мм (у ГАЗ-61) до 2100 мм заставило конструкторов практически заново разработать новую сварную лонжеронную раму.

Упрощённый открытый четырёхместный кузов модели 416 конструкции Бориса Комаревского первоначально изготовлялся из кровельного железа без специальной оснастки. Он снабжался тентом и брезентовыми фартуками вместо обычных дверей, двумя передними раздельными сиденьями и одним двухместным задним, а также откидным лобовым стеклом с вакуумным очистителем. Совершенно новыми были массивный капот с вытяжными щелями, узкие жестяные крылья с закруглёнными краями и характерными углублениями для фар. А также простая облицовка радиатора, состоявшая из десяти сваренных вертикально металлических прутков.

Детище трёх государств: русский джип выходит на тропу

В кузове предусматривались места для стрелкового оружия и боеприпасов. Основной топливный бак ёмкостью 43 литра размещался под лобовым стеклом, а под задним сиденьем имелась вторая 40-литровая ёмкость.

Снаряжённая масса ГАЗ-64 составила 1306 кг, размер передней колеи — 1278 мм, задней — 1245. На шоссе автомобиль развивал скорость 92 км/ч и расходовал в среднем 15 литров бензина на 100 км. Максимальный угол подъёма достигал 42 градусов.

Благодаря дорожному просвету в 229 мм под мостами и коротким свесам внедорожник мог преодолевать вертикальную стенку высотой 0,45 м, снежную целину в 0,4 м и броды глубиной до 80 см.

ГАЗ-64 имел несколько лучшую проходимость, чем «Виллис». Особенно с прицепом, на заболоченных участках, по тяжёлой грязи, на подъёмах, буграх и ямах. Это было связано с более устойчивой работой нефорсированного, но очень «эластичного» двигателя на малых оборотах. Можно было длительно двигаться по бездорожью с малой скоростью на третьей и даже четвёртой передачах без необходимости их переключения.

На более высокой передаче машина могла разгоняться, начиная со скорости всего девять км/ч. Немыслимая способность для американских джипов.

Детище трёх государств: русский джип выходит на тропу

Таким образом, в отличие от «Виллиса», ГАЗ-64 являлся типичным автомобилем-тягачом, чьей стихией были малые скорости при больших нагрузках в движении по бездорожью. Что и требовалось на войне.

Конечно, машина была ещё достаточно «сырая», не столь технически совершенная и законченная, как «Виллис».

Билет в жизнь

При довольно положительном отзыве в отчёте отмечались и недостатки ГАЗ-64, в основном связанные с применением некачественных материалов: поломки элементов рамы, сошки руля и передних рессор («виллисы» тоже этим «болели»). Неудобная посадка пассажиров, хотя и более удачная, чем у заокеанского внедорожника. Затруднительное управление, большой расход топлива и особенно масла в двигателе (подтекали уплотнения). Однако, как и следовало ожидать, главным недостатком стала заимствованная у американцев идея использовать слишком узкую колею. Автомобиль не вписывался в проложенные грузовиками следы, имел недостаточную боковую устойчивость на косогорах.

Были даже случаи его бокового опрокидывания (впрочем, как и у «Виллиса»). В конце 1942 года колея передних колёс была расширена до 1293 мм. Но это ещё в большей степени увеличило несовпадение следов от передних и задних колёс, что неблагоприятно сказывалось на проходимости по деформируемым грунтам, приводило к образованию новых колей и повышению потерь на самопередвижение.

Детище трёх государств: русский джип выходит на тропу

ГАЗ-64 широкого распространения так и не получил. В 1941 году собрали чуть более 600 машин, но в 1942-м было выпущено всего 67 единиц. Причиной сокращения производства была загрузка ГАЗа лёгкими танками и иными приоритетными задачами.

В начале 1943-го возобновилось производство доработанного ГАЗ-64 В, получившего название ГАЗ-67… но вскоре и оно прекратилось (выпустили три машины).

Впоследствии индекс ГАЗ-67 (сначала назывался ГАЗ-67Б) получил коренным образом модернизированный ширококолейный автомобиль; уровень и объём его радикальных переделок требовал присвоения нового модельного номера.

Отсюда некоторая путаница с этапами совершенствования ГАЗ-64 и освоения новых моделей.

С апреля 1943 года внедорожник совсем не выпускался. Все шасси «64» шли под монтаж бронеавтомобилей БА‑64.

БА-64
БА-64

3 мая 1943 года примерили установку на шасси ГАЗ-64 лёгкой 37-мм пушки — для последующего монтажа орудия на ГАЗ-67, который был уже «на выходе». В основном же начиная с 1942 года оснащение Красной армии многоцелевыми легковыми автомобилями повышенной проходимости велось по нарастающей за счёт импортных «виллисов», аналогичных «фордов» и «бантамов», вполне себя оправдавших в наших фронтовых условиях.

ГАЗ-64 с 37-мм пушкой
ГАЗ-64 с 37-мм пушкой (фото: ЦАМО РФ)

К тому же они резко снизили острую нехватку специальных транспортных средств, с которой советские военные столкнулись в начале войны. И если эти машины до сих пор имеются в натурных образцах на бывших территориях войны, то достоверных сведений о хотя бы одном сохранившемся ГАЗ-64 нет.

Проектирование, освоение и опыт эксплуатации нашего первого джипа для завода не прошли бесследно. ГАЗ-64 дал жизнь не только более совершенному ГАЗ-67, но и, без сомнения, всему послевоенному поколению легковых автомобилей высокой проходимости.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

22K
27
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

50K
46
21
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

25K
29
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

34K
34
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

32K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
22
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
10
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
14
0
0
«Блажен, кто воздаст тебе»: штурм Грозного 1999–2000 года

Кошмарный штурм Грозного в 1994–1995 годах не стал последним бедствием этого города. Тяжёлые бои за Грозный шли в марте 1996 года, летом 1996 российская армия снова понесла огромные потери в уличных боях — и это сражение стало финалом первой войны в Чечне. Однако злополучному городу предстояло превратиться в поле большой битвы ещё раз.

24K
120
73
896
Тест: какой вы знаток военных терминов?

Давайте проверим, какой вы военный специалист. Как хорошо вы знаете различные военные термины?

17K
13
23
469
Гиперзвук: недостижимая мечта авиации

Сверхзвук, вертикальный взлёт, стелс, сверхманёвренность… Сейчас все говорят о гиперзвуке, активно его развивают и хвастаются достижениями. Кажется, ещё чуть-чуть — и в серию пойдут пассажирские гиперзвуковые самолёты! Но это происходит не в первый раз. Почему гиперзвуковая авиация не появилась раньше — и появится ли сейчас?

16K
55
33
228
Месть Джанибека: как ордынский хан едва не погубил Европу

Некоторые решения ведут к неожиданно печальным и далеко идущим последствиям для всего человечества. Так было, например, с атомными зарядами, сброшенными на Хиросиму и Нагасаки, — тогда их считали просто очень мощными бомбами. Вероятно, монгольский хан Джанибек, в 1347 стоявший лагерем под стенами крымской Кафы, тоже слабо себе представлял, какую тьму он впускает в мир.

15K
63
44
482
Смерть в пурпуре: как умирали византийские императоры

Не всем правителям Константинополя повезло закончить свои дни мирным образом в постели. Самые печальные случаи, когда византийским императорам не удавалось спокойно отойти в мир иной, — в нашей статье.

14K
26
20
260
Измаил: кровавая жертва русской армии

Взятие турецкой крепости Измаил навсегда останется выдающимся подвигом русской армии. Но зачем был нужен немедленный штурм? Почему Суворов решился на подобную атаку и сколько стоило честолюбие талантливого генерала?

13K
40
129
1.1K
Шамхорское побоище: банды против русских эшелонов

В этой истории переплелись судьбы возвращавшихся с турецкого фронта русских солдат, пылающей молодым национализмом закавказской интеллигенции и разбойников с большой дороги. Девятого января 1918 года их пути пересеклись — чтобы в итоге обернуться кровавой баней. Почему всё началось и чем закончилось — в нашей статье.

13K
48
80
396
Новые запросы к старому кино. Как сегодня встретили бы советские фильмы о войне

Новое отечественное кино, особенно военное, принято ругать — и часто поделом. Но что, если бы советскую классику увидел современный зритель — с такими же претензиями, как сейчас?

13K
49
406
1.3K
МиГи над Израилем. Охота на русскую «летучую лисицу»

50 лет назад израильские лётчики многократно пытались перехватить Миг-25. Безуспешно — у лучших пилотов ВВС Израиля не было ни единого шанса поймать «трёхмаховый» самолёт-разведчик. Или не всё было так просто? И вообще — были МиГи над территорией Израиля хоть раз?

13K
65
53
434
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

114K
58
43
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

108K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

92K
81
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

64K
95
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

61K
54
57
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

57K
53
44
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

57K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

56K
77
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

56K
51
11
432
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

225K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

121K
78
20
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

114K
58
43
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

108K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

93K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

92K
81
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

88K
7
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

77K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

77K
28
17
346