itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Детище трёх государств: русский джип выходит на тропу

Лёгкий военный вездеход со всеми ведущими колёсами. В 1941-м компания Bantam в США представила прототип, из которого вышли знаменитые «Виллис-МБ» и «Форд-ГПВ». С появлением американского внедорожника засуетились и в СССР…

/
10K
21
9
132

Лёгкий военный вездеход со всеми ведущими колёсами. В 1941-м компания Bantam в США представила прототип, из которого вышли знаменитые «Виллис-МБ» и «Форд-ГПВ». С появлением американского внедорожника засуетились и в СССР…

В конце января 1941-го нарком среднего машиностроения Вячеслав Малышев пригласил к себе конструктора Виталия Грачёва. Нарком показал инженеру американский автомобильный журнал Automotive Industries, в котором была статья о лёгком военном вездеходе со всеми ведущими колёсами.

Самый первый прототип Бэнтэма. На пассажирском сидении своего детища — инженер Карл Пробст
Самый первый прототип «Бэнтэма». На пассажирском сидении своего детища — инженер Карл Пробст (источник фото)

Это был первый прототип небольшой американской компании Вantam. Джип, который со временем сменили более совершенные «Виллис-МБ» и «Форд-ГПВ».

Кстати, название «джип» появилось раньше того самого Jeep Grand Cherokee, который у всех на слуху (дедушку известного внедорожника начали выпускать в 1949 году). Неформальное прозвище «джип», позже ставшее именем нарицательным, в широкое обращение вошло весной 1941 года, после испытаний автомобиля Bantam.

Форд-ГПВ
«Форд-ГПВ»

«При чём тут джип?» — спросите вы. А дело было вот в чём. Новенький внедорожник своё название получил от Ford GPW — обе машины были полноприводными и похожими внешне. И однажды американская журналистка Катарина Хилльер назвала автомобиль «Бантам» «джи пи», по фонетическому сочетанию первых букв аббревиатуры Ford GPW. Прозвище прижилось, и в дальнейшем практически все внедорожники стали называть джипами.

Но вернёмся в кабинет Малышева, где вершилась судьба джипа отечественного.

«Срочно в разработку», — сказал нарком, указывая на автомобиль в журнале. Для этого он и вызвал Грачёва.

Срочно так срочно. Чай оно не в первый раз…

От слов к делу

Работа закипела. 3 февраля 1941-го в горьковском КБ началось проектирование автомобиля ГАЗ-64. Через девять дней были готовы чертежи, а 4 марта началась сборка первого образца.

Уже 25 марта на свет появилась первая опытная машина, а 22 апреля Сталину в Кремле продемонстрировали два внедорожника. И приступили к испытаниям.

Кстати, почему вождю представили две машины? Дело в том, что Малышев поставил задачу сразу двум КБ — ГАЗу и НАТИ (Научно-исследовательскому автотракторному институту). В задании жёстко и чётко оговаривались длина и колея машины, грузоподъемность (400 кг) и гарантированный пробег (5000 км).

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Пробег, по современным меркам, ничтожный, но нужно учесть, что имелись в виду фронтовые условия эксплуатации с соответствующими нагрузками и качеством дорог, да и большим дистанциям там было взяться неоткуда. Многие командирские машины при каждодневной эксплуатации в режиме «от передовой до штаба и обратно» в условиях позиционной войны не набегали и 1000 км за сезон. В мирное время и на нормальных дорогах ресурс «Газика» был многократно выше — немало ГАЗ-67, построенных на основе ГАЗ-64, дожили до наших дней в ходовом состоянии на «родных» агрегатах с пробегом в десятки тысяч километров.

Пробег полученных по ленд-лизу «виллисов» в целом укладывался в эти же цифры. Кстати, масло на тех машинах надо было менять не как сейчас, а каждую тысячу километров (лучше чаще), а уж сколько было точек смазки в ходовой...

ГАЗ-64 на испытаниях
ГАЗ-64 на испытаниях

Более удачным по компоновке и плавности хода на пересечённой местности (плавность влияла на стрельбу из пулемёта на ходу) оказался опытный джип АР-НАТИ. Но он был технологически более сложным и потому в серию не пошёл. А вот ГАЗ-64 вобрал в себя всё самое лучшее из серийно выпускавшихся в то время на ГАЗе автомобилей: ГАЗ-61, ГАЗ-ММ и ГАЗ М‑1.

С 15 по 27 апреля 1941 года ГАЗ-64 успешно прошёл войсковые испытания на полигоне ГБТУ РККА. К слову, АР-НАТИ в испытаниях также участвовал.

ГАЗ-64

Технической базой ГАЗ-64 с полезной нагрузкой 400 кг служили полноприводное шасси «маршальского внедорожника» ГАЗ-61 и агрегаты от серийных грузовиков. От ГАЗ-61 использовались доработанный передний и задний мосты, одноступенчатая раздаточная коробка, укороченные карданные валы, рулевой механизм, тормоза и колёса. А также доработанная тормозная система.

Шасси ГАЗ-64
Шасси ГАЗ-64

От грузовика ГАЗ-ММ позаимствовали 50-сильный двигатель с карбюратором МЛ-1, водяным насосом от мотора ГАЗ-11, электрическим стартёром, изменёнными системами питания и охлаждения, а также сухое сцепление, четырёхступенчатую КПП и заднее подпружиненное буксирное устройство.

Стоит учесть чёткое распоряжение наркома Малышева — ни в чём не отступать от прототипа.

Слепо следуя заокеанскому примеру, было решено сократить вполне приемлемую колею автомобиля ГАЗ-61: с 1440 мм до параметров, близких к американским. Это неминуемо привело к переделкам узлов ходовой части.

Уменьшение колёсной базы с 2845 мм (у ГАЗ-61) до 2100 мм заставило конструкторов практически заново разработать новую сварную лонжеронную раму.

Упрощённый открытый четырёхместный кузов модели 416 конструкции Бориса Комаревского первоначально изготовлялся из кровельного железа без специальной оснастки. Он снабжался тентом и брезентовыми фартуками вместо обычных дверей, двумя передними раздельными сиденьями и одним двухместным задним, а также откидным лобовым стеклом с вакуумным очистителем. Совершенно новыми были массивный капот с вытяжными щелями, узкие жестяные крылья с закруглёнными краями и характерными углублениями для фар. А также простая облицовка радиатора, состоявшая из десяти сваренных вертикально металлических прутков.

Детище трёх государств: русский джип выходит на тропу

В кузове предусматривались места для стрелкового оружия и боеприпасов. Основной топливный бак ёмкостью 43 литра размещался под лобовым стеклом, а под задним сиденьем имелась вторая 40-литровая ёмкость.

Снаряжённая масса ГАЗ-64 составила 1306 кг, размер передней колеи — 1278 мм, задней — 1245. На шоссе автомобиль развивал скорость 92 км/ч и расходовал в среднем 15 литров бензина на 100 км. Максимальный угол подъёма достигал 42 градусов.

Благодаря дорожному просвету в 229 мм под мостами и коротким свесам внедорожник мог преодолевать вертикальную стенку высотой 0,45 м, снежную целину в 0,4 м и броды глубиной до 80 см.

ГАЗ-64 имел несколько лучшую проходимость, чем «Виллис». Особенно с прицепом, на заболоченных участках, по тяжёлой грязи, на подъёмах, буграх и ямах. Это было связано с более устойчивой работой нефорсированного, но очень «эластичного» двигателя на малых оборотах. Можно было длительно двигаться по бездорожью с малой скоростью на третьей и даже четвёртой передачах без необходимости их переключения.

На более высокой передаче машина могла разгоняться, начиная со скорости всего девять км/ч. Немыслимая способность для американских джипов.

Детище трёх государств: русский джип выходит на тропу

Таким образом, в отличие от «Виллиса», ГАЗ-64 являлся типичным автомобилем-тягачом, чьей стихией были малые скорости при больших нагрузках в движении по бездорожью. Что и требовалось на войне.

Конечно, машина была ещё достаточно «сырая», не столь технически совершенная и законченная, как «Виллис».

Билет в жизнь

При довольно положительном отзыве в отчёте отмечались и недостатки ГАЗ-64, в основном связанные с применением некачественных материалов: поломки элементов рамы, сошки руля и передних рессор («виллисы» тоже этим «болели»). Неудобная посадка пассажиров, хотя и более удачная, чем у заокеанского внедорожника. Затруднительное управление, большой расход топлива и особенно масла в двигателе (подтекали уплотнения). Однако, как и следовало ожидать, главным недостатком стала заимствованная у американцев идея использовать слишком узкую колею. Автомобиль не вписывался в проложенные грузовиками следы, имел недостаточную боковую устойчивость на косогорах.

Были даже случаи его бокового опрокидывания (впрочем, как и у «Виллиса»). В конце 1942 года колея передних колёс была расширена до 1293 мм. Но это ещё в большей степени увеличило несовпадение следов от передних и задних колёс, что неблагоприятно сказывалось на проходимости по деформируемым грунтам, приводило к образованию новых колей и повышению потерь на самопередвижение.

Детище трёх государств: русский джип выходит на тропу

ГАЗ-64 широкого распространения так и не получил. В 1941 году собрали чуть более 600 машин, но в 1942-м было выпущено всего 67 единиц. Причиной сокращения производства была загрузка ГАЗа лёгкими танками и иными приоритетными задачами.

В начале 1943-го возобновилось производство доработанного ГАЗ-64 В, получившего название ГАЗ-67… но вскоре и оно прекратилось (выпустили три машины).

Впоследствии индекс ГАЗ-67 (сначала назывался ГАЗ-67Б) получил коренным образом модернизированный ширококолейный автомобиль; уровень и объём его радикальных переделок требовал присвоения нового модельного номера.

Отсюда некоторая путаница с этапами совершенствования ГАЗ-64 и освоения новых моделей.

С апреля 1943 года внедорожник совсем не выпускался. Все шасси «64» шли под монтаж бронеавтомобилей БА‑64.

БА-64
БА-64

3 мая 1943 года примерили установку на шасси ГАЗ-64 лёгкой 37-мм пушки — для последующего монтажа орудия на ГАЗ-67, который был уже «на выходе». В основном же начиная с 1942 года оснащение Красной армии многоцелевыми легковыми автомобилями повышенной проходимости велось по нарастающей за счёт импортных «виллисов», аналогичных «фордов» и «бантамов», вполне себя оправдавших в наших фронтовых условиях.

ГАЗ-64 с 37-мм пушкой
ГАЗ-64 с 37-мм пушкой (фото: ЦАМО РФ)

К тому же они резко снизили острую нехватку специальных транспортных средств, с которой советские военные столкнулись в начале войны. И если эти машины до сих пор имеются в натурных образцах на бывших территориях войны, то достоверных сведений о хотя бы одном сохранившемся ГАЗ-64 нет.

Проектирование, освоение и опыт эксплуатации нашего первого джипа для завода не прошли бесследно. ГАЗ-64 дал жизнь не только более совершенному ГАЗ-67, но и, без сомнения, всему послевоенному поколению легковых автомобилей высокой проходимости.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

58K
58
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

16K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
13
0
0
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

79K
48
124
132
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

87K
99
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

51K
68
90
114
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

48K
144
445
884
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

46K
80
69
513
«Блажен, кто воздаст тебе»: штурм Грозного 1999–2000 года

Кошмарный штурм Грозного в 1994–1995 годах не стал последним бедствием этого города. Тяжёлые бои за Грозный шли в марте 1996 года, летом 1996 российская армия снова понесла огромные потери в уличных боях — и это сражение стало финалом первой войны в Чечне. Однако злополучному городу предстояло превратиться в поле большой битвы ещё раз.

47K
161
90
896
Тяжёлый и тупой: 5 «школьных» заблуждений о европейских средневековых мечах

Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!

42K
112
264
664
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

337K
150
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

170K
72
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

113K
64
34
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

79K
48
124
132
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0