Железные нервы, талант и подготовка: аварийная посадка Тэмми Шульц

Авария на «Боинге»

Самолёт на высоте более десяти километров следовал рейсом 1380 из аэропорта Ла-Гуардия (Нью-Йорк) в Даллас, когда у него взорвался левый двигатель. Обломками и ударной волной выбило один из иллюминаторов в салоне. Произошла разгерметизация. И только благодаря счастливой случайности не задело топливную систему и систему управления лайнера — самолёт не взорвался и не потерял управляемость.

Но в образовавшуюся брешь затянуло одного из пассажиров — Дженнифер Риордан (впоследствии её не удалось спасти, и она стала единственной жертвой происшествия).

Один из пассажиров рейса 1380 снимал на видео происходящее в салоне

Самолёт начал стремительно терять скорость и высоту.

Аварийная посадка с неисправным двигателем — одна из учебных ситуаций на тренировочном симуляторе.

Но одно дело компьютерная игрушка, и совсем другое — реальная жизнь.

Хладнокровные действия Тэмми Шульц позволили выровнять самолёт. Скорость, упавшую с 450 до 289 узлов, удалось нарастить до 393-х. На этой скорости уже можно вести машину на посадку.

Тэмми вышла на связь с диспетчером, когда лайнер ещё падал. «В самолёте дыра, и кто-то выпал», — сказала она, пояснив, что «Боинг» не горит, однако у него оторвана одна турбина.

Специалисты осматривают повреждённый двигатель

Диспетчер отправил её в ближайшую воздушную гавань, готовую принять самолёт. Ею оказался Международный аэропорт Филадельфии.

Пилот-ас

Посадка прошла образцово. Посадив неисправную махину, Тэмми вышла в салон и сказала ободряющие слова перепуганным пассажирам.

С момента аварии двигателя они строчили в соцсети о своих последних, как они думали, минутах.

Когда самолёт сел и спасённые принялись на все лады превозносить мастерство и высокий профессионализм Тэмми Шульц, к инциденту уже было приковано всеобщее внимание.

Обнародованная запись переговоров с диспетчером вызвала ещё большее восхищение поведением пилота. В экстремальной ситуации она описывала происходящее сдержанным деловым тоном. (Особенно хотелось бы, чтобы этот ролик прослушали мужики, от страха нажирающиеся в хлам перед посадкой в самолёт. Это хотя бы на время отобьёт у них гендерные стереотипы).

Чтобы так водить самолёт, нужны железные нервы, талант и подготовка. По счастливому совпадению, у Шульц оказалось и то, и другое, и третье.

Путь в авиацию

Тэмми выросла на ранчо в штате Нью-Мексико, неподалёку от воздушной базы Holloman. А потому часто была невольным зрителем авиашоу.

Как она написала в своей автобиографической книге «Military Fly Moms» («Летающие военные мамочки»), выпущенной в 2012 году, «некоторые люди растут рядом с авиацией, я росла под ней… и знала, что просто обязана летать».

Однако после окончания школы Шульц поступить в лётное училище не удалось — девушек не брали. Хорошо, что второй её страстью была ветеринария — так что она, не сильно расстроившись, пошла в университет MNU в Канзасе. Где и получила диплом специалиста в области биологии и сельхозбизнеса.

Тэмми Шульц

Став бакалавром, Тэмми Шульц попыталась попасть на службу в ВВС. Ей отказали — «не дамское это занятие». Зато появилась возможность учиться на пилота ВМС, и Тэмми не замедлила ей воспользоваться.

В 1985 году она попала в одну из первых групп подготовки женщин-пилотов для нужд военно-морского флота. Там она прошла подготовку к полётам на машинах нескольких типов, включая многоцелевой истребитель F/A-18.

Кстати, там же, в лётной школе, наша героиня познакомилась с будущим мужем. Сейчас они работают в одной авиакомпании и у них двое детей.

Тэмми Шульц с мужем

После выпуска в 1989 году Тэмми вошла в состав тактической эскадрильи радиоэлектронной борьбы VAQ-34, летавшей в то время на самолётах EA-7L — варианте палубного штурмовика A-7 «Корсар-2», переоборудованного для задач радиоэлектронной борьбы. Эти машины использовали для изображения постановщиков помех вероятного противника. В 1991 году эскадрилья получила истребители F/A-18A «Хорнет», оборудованные для той же цели. «Хорнеты» на флоте неофициально прозвали Bug — «жучок» или просто «баг», за частые глюки и аварийность.

Шульц — первая женщина, пилотировавшая подобные самолёты, и этот опыт научил её справляться с чрезвычайными происшествиями.

«В лётной школе (AOCS), если вы женщина или принадлежите к каким-либо меньшинствам, вас берут на карандаш; вы находитесь под пристальным вниманием. Было бы здорово, если бы они убрали этот потолок над нашей головой. В VAQ-34 пол был не важен, не было ни привилегий, ни ущемлений. Что доказывает мою точку зрения: если у вас смешанная команда, половая принадлежность перестаёт быть значимой», — так описывает этот период лётчица в своих мемуарах.

Несмотря на хорошие характеристики, Тэмми не участвовала в боевых действиях — женщинам это банально не полагалось. Военное командование обратилось с соответствующим запросом к тогдашнему президенту Биллу Клинтону в 1994-м, и тот разрешил женщинам-пилотам служить в горячих точках. Но к этому времени Шульц уже год как уволилась со службы.

Экипаж выдыхает после приземления

Несмотря на отсутствие возможности проявить себя на войне, Тэмми дослужилась до лейтенанта (должностная категория 0-3, аналог капитан-лейтенанта ВМФ России. — Прим. ред.). Она была инструктором и во время учений часто работала за вероятного противника. В 1993 году ушла в отставку и стала работать пилотом гражданской авиации в компании Southwest Airlines.

Армейский опыт очень пригодился Тэмми при аварийной посадке. И, хотя военными подвигами принято гордиться больше, чем мирными достижениями, все-таки хорошо, что жизненный путь привёл её в гражданскую авиацию. Думаю, и уцелевшие пассажиры, и жители Ирака со мной согласятся.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий