Развлечения

Фильм «Танки»: не про реальную историю

На пресс-показ «Танков» я шёл с изрядным скепсисом. Конные рейдеры-черносотенцы и мотоциклетные фашисты в чёрной коже заставили ожидать феерический накал ада, угара и содомии. Мысленно окрестив фильм «Безумный Максим на бездорожье ярости», я предвкушал злобное глумление в наполненной сарказмом рецензии. Всё оказалось не так плохо. Но, увы, и не очень хорошо.
Алексей Костенков
  • 23K
  • 14
  • 24
  • 190

«Танки» представляют собой причудливую смесь производственного романа из довоенной жизни и классической повести «про разведчиков», где доблестные чекисты раскрывают злые козни фашистских шпионов, а «неуловимые мстители» — на которых ориентировались авторы по их собственному признанию — неуловимо мстят.

На экране мчащиеся к кремлёвской стене и товарищу Сталину танки то и дело сменяются стрельбой, взрывами, побегами и прочими безобразиями. Которые вышли бодрыми и разудалыми, хотя — на мой вкус — их могло бы быть больше. И ядрёнее.

Настроение предвоенной эпохи — её Zeitgeist («дух времени». — Прим. ред.) — передать удалось на четвёрку. Крепкую. К сожалению, не больше. Уж слишком выпадают из контекста незримо сидящие десятилетиями посреди густонаселённого Черноземья те самые клюквенные казаки-дроздовцы — они же рейдеры пустошей.

Яркие образы, прекраснейший постапочный городок, злодейский предводитель «из бывших», как будто сошедший со страниц тогдашней книги…

…это прекрасно, это замечательно, но, к сожалению, очень мимо.

С тем же успехом герои могли бы провалиться во временной портал и превозмогать каких-нибудь монголо-татар или братву из 90-х.

А вот немцы хороши. Немцы шикарны. Зловещи, опасны, профессиональны и безжалостны. Ровно до тех пор, пока они не превращаются в тех самых БДСМ-байкеров, которые оказались на удивление невнятны и редки на экране. А поражение они терпят ну просто феерически глупо. В этот момент прямо-таки не хватает фоном музыки то ли из «Деревни дураков», то ли из шоу Бенни Хилла. Не читали они «100 правил Тёмного Властелина».

Заклёпки и комиксы

Оставим за скобками претензии «заклёпочников», что история реального танкового пробега от Харькова до Москвы здесь и не ночевала. Авторы сразу обозначили: реальный пробег был лишь источником вдохновения. А делали на его основе по сути кинокомикс. Который не про реальную историю по умолчанию.

Безусловно, настоящий кинокомикс — дело сложное и дорогое. В России их только учатся делать. И учатся весьма успешно: некоторые вещи вселяют надежду.

Бюджет «Танков» невелик, и можно без сомнения сказать: он весь без остатка на экране. Всё, что можно было сделать, сделано.

Особенно с учётом того, что авторы принципиально постарались обойтись без компьютерной графики — исключительно суровым железом и правдой жизни.

Но каким же шедевром могла бы стать эта вещь, если бы полёт фантазии авторов не сдерживался матчастью и прочими ограничениями!

Эту историю можно было под завязку набить красочными элементами дизельпанка — и на выходе получить если не культовый фильм, то около того.

Вспомним не очень давнюю экранизацию акунинского «Шпиона». Сама по себе история, на мой вкус, скучновата. Однако решение создателей «Шпиона» уйти от реализма и наполнить фильм массой ярких деталей СССР 30-х — которых не существовало, но которые могли существовать — было прекрасным.

Кадр из фильма «Шпион». На заднем плане возвышается Дворец Советов

Величественные здания Москвы, оставшиеся лишь в проектах, титанический Дворец Советов, плывущие в ярких предвоенных небесах дирижабли и самолёты, бесчисленные шпионские ретро-гаджеты — как этого всего не хватает в «Танках»!

А ведь представьте. Маршал Жуков, прибывающий в начале фильма на Дальний Восток на огромном АНТ-20. Воздушный пункт наблюдения за пробегом на борту дирижабля. Странные устройства производства сумрачного германского гения в руках немецких шпионов. И наконец, — «кавалерия из-за холмов» в виде бесконечно сурового советского спецназа, которая прибыла бы в последний момент и покарала фашистских негодяев со всей пролетарской непреклонностью и зрелищностью. Как это было бы прекрасно.

И ведь где-то так у авторов на имевшемся материале и получилось. Но хочется больше и вкуснее. «Тиграм в зоопарке мяса недодают!».

Гаечка где?

И наконец — Гаечка… Товарищи мастера кино, если уж вы начинаете постмодернистскую игру с цитированием культового персонажа, то доводите же её до ума. У вас был мощнейший, симпатичный образ отважной барышни-технаря, недвусмысленно напоминающей предмет целого интернет-культа. И ведь многие лелеяли надежду увидеть именно такого персонажа в фильме, судя по его постерам.

Как довести многочисленных среди целевой аудитории фильма культистов до восторга? Сделать «Гаечку» отважной барышней-технарём!

Она должна выручать команду своим мастерством и технической смекалкой, использовать невероятные гаджеты, копаться в механизмах по уши в мазуте, проявлять отвагу и решительность... и вообще вести себя, как подобает прообразу. И быть при этом милой и трогательной. Увы… ничего этого нету. Нетути. Кроме пары-тройки моментов, колеблющихся где-то на грани искомого.

Оставшееся время мы видим на экране просто симпатичную девушку. Типовую. И чем дальше, тем меньше в ней этой самой барышни-технаря. Под конец вообще забываешь, что это прелестное создание делает в танке.

Чёрт… только этой ролью, правильно прописанной и сыгранной, можно было вытянуть очень многое. Но не сложилось. Увы, увы, увы.

Видимо, сказалась попытка совместить кинокомикс и исходную производственную драму. В итоге получилось, что довольно-таки реалистичные персонажи оказываются в комиксовом мире. А ведь в комиксе герои должны быть ярки, харАктерны до предела, до утрированности. Этого очень не хватает.

Учиться, учиться и учиться.

Тут скромность и умеренность лишние. Если уж делать комикс про СССР 30-х годов, то нужны драйв, стремительность, пафос и бешеное превозмогание советского сверхчеловека под яростными предвоенными небесами.

И рояли… нет, в комиксе методично выезжающие из кустов музыкальные инструменты с восседающими на них Deus ex Machina (от лат. «Бог из машины» — выражение, обозначающее неожиданную, нарочитую развязку. — Прим. ред) — дело обычное и даже необходимое. Но уж очень их в «Танках» много. Просто до неприличия. Они вылетают из каждого придорожного куста с лихим рёвом, таранят и переворачивают друг друга, сбивая краску, обламывая рога и клешни. Душераздирающее зрелище.

Впрочем, это всё моё занудное брюзжание. Повторюсь, фильм вышел лучше, чем я предполагал на основании трейлеров и фотографий. Динамичнее, атмосфернее, интереснее, чем большая часть отечественного кино. Жаль, что шедевром его не назовёшь — перед нами довольно крепкий «середняк».

Но на ошибках учатся. По крайней мере на это хотелось бы надеяться. И однажды — чем музы не шутят — мы увидим настолько впечатляющий отечественный кинокомикс в стиле дизельпанка про грозную и яростную предвоенную эпоху, что все «Марвелы» будут нервно курить в углу.

Очень на это надеюсь.