itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Авианосцы из глубин океана: вечная мечта американского флота

Американские военные — вовсе не боевые автоматы мирового капитализма, а самые обыкновенные люди, которые любят помечтать. И главная мечта всего флота США — мощные подводные авианосцы. Каждое десятилетие выделяются средства на новые эксперименты в этой области. Поговорим о самом интересном из них.

Американские военные — вовсе не боевые автоматы мирового капитализма, а самые обыкновенные люди, которые любят помечтать. И главная мечта всего флота США — мощные подводные авианосцы. Каждое десятилетие выделяются средства на новые эксперименты в этой области. Поговорим о самом интересном из них.
/
18K
19
1
100

Американские военные — вовсе не боевые автоматы мирового капитализма, а самые обыкновенные люди, которые любят помечтать. И главная мечта всего флота США — мощные подводные авианосцы. Каждое десятилетие выделяются средства на новые эксперименты в этой области. Поговорим о самом интересном из них.

Крайне нужная вещь

Зачем вообще нужен подводный авианосец? Ответ у флота США, конечно, есть: авианесущая субмарина сочетает в себе мощь обычного авианосца и скрытность подлодки. Да, на обычную лодку можно поставить ракеты вроде «томагавков» или «калибров» и даже успешно наносить удары. Но ракета не самолёт, и повторно её использовать не выйдет, поэтому запас «беспилотных камикадзе» ограничен, а применять их для простецкой задачи поддержки войск невыгодно.

Самолёт же очень полезная в хозяйстве вещь: он может завоевать господство в воздухе, вести разведку и многое другое. Да и с освоением ближнего космоса стало неизбежным появление спутниковых систем слежения вроде «Легенды», которые серьёзно облегчили обнаружение обычных авианосцев и их свиты. А вот подводный — в толще воды — попробуй найди.

В 1963 году хиппи мечтали о любви и мире во всём мире, а в Центре военно-морского анализа Института Франклина мечтали о кораблях будущего.

Но заниматься подобными изысканиями для серьёзной конторы не солидно, так что по документам это проходило как разработка программы перспективного развития флота США… под громким названием Strike («Удар»). И какое же светлое будущее без подводных авианосцев! Совместно с экспертами из «Дженерал динамикс» «Электрик бот» сформулировали требования к такой подлодке: атомный реактор (и не один), корпус 250 метров в длину и 30 в ширину, водоизмещение около 100000 тонн.

Авианосцы из глубин океана: вечная мечта американского флота

Автоматизация и специально продуманные схемы работы и разделения обязанностей должны были помочь сократить экипаж всего до 430-390 человек. В качестве оружия самообороны — десяток торпедных аппаратов и выдвижные зенитно-ракетные комплексы (ЗРК).

На основании этих цифр и приступили к черновой проработке вариантов.

Мозговой штурм

Все проекты можно разделить на несколько групп. Первая — с размещением самолётов в шахтах. И правда, зачем мудрить, изобретая велосипед? Можно использовать работоспособные шахтные конструкции, благо похожие проекты активно разрабатывали в конце 50-х годов. Вместо ракеты пихаем в шахту самолёт, после чего прорабатываем старт со специальной выдвижной конструкции (стартового стола) или же ставим под углом сами шахты (для удобства).

Стартовый стол для шахтного размещения авиации
Стартовый стол для шахтного размещения авиации

Правда, посадочную палубу придётся сохранить, но взлетать проще, чем садиться, поэтому подлодка выйдет не такой уж и большой. Плюсы у подобной концепции яркие: возможность одновременного старта всей авиагруппы.

Пока обычный авианосец по очереди запускает по паре самолётов, авианесущая субмарина с шахтами запульнёт в воздух сразу пару десятков.

Минусы тоже значительные: шахты занимают много места, так что самолётов выходит маловато. Десяток или два… Ничто в сравнении с нормальным авианосцем. Поэтому убираем шахты в сторону.

Вариант подводного авианосца с шахтным размещением 17 самолётов. Так же хорошо виден выдвинутый стартовый стол
Вариант подводного авианосца с шахтным размещением 17 самолётов. Так же хорошо виден выдвинутый стартовый стол

Второй вариант. Взлётно-посадочная полоса (ВПП) на надстройках. Авианосцу полезно держать взлётную палубу повыше — так и садиться проще, и волны не мешают. Значит надо уменьшить осадку в надводном положении путём размещения балластных цистерн большего размера. Но они занимают полезное внутреннее пространство, где могут поместиться ещё самолёты, бомбы и топливо.

Решение — разместить взлётные палубы на приподнятых надстройках. Да, получится узко и неудобно, но для самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП) хватит.

Вариант подводного авианосца с двумя стартовыми площадками для СВВП на надстройках. За счёт отказа от больших балластных цистерн в него влезает максимально 50 самолётов
Вариант подводного авианосца с двумя стартовыми площадками для СВВП на надстройках. За счёт отказа от больших балластных цистерн в него влезает максимально 50 самолётов

Из плюсов подобного решения — свободное пространство. Благодаря габаритам 250 на 30 в подлодку влезает аж 50 самолётов, а заодно много полезного для них. Минус же в том, что все эти самолёты — исключительно СВВП, которые звёзд с неба не хватают и вообще-то больше заслуживают звание «недосамолёта».

И опять проигрыш нормальному авианосцу. Идём дальше.

Вариант подводного авианосца со стартовой площадкой на одной надстройке. Чуть удобнее для пилотов, но хуже для подлодки при движении под водой
Вариант подводного авианосца со стартовой площадкой на одной надстройке. Чуть удобнее для пилотов, но хуже для подлодки при движении под водой

Следующий вариант снова предусматривает использование СВВП, но в этот раз с более человечными условиями базирования. Вместо нормальной взлётной палубы — одна или несколько небольших взлётных площадок с прямым доступом на них из множества отдельных ангаров. При погружении стартовые площадки закрываются раздвижными створками.

Подводный авианосец с восемью ангарами
Подводный авианосец с восемью ангарами

С одной стороны, такая система защищает палубу от всякой морской грязи, да и персоналу удобно работать с самолётами без подъёмников и других сложностей. С другой стороны — а если створки сломаются? А если будут протекать? Подводный авианосец потеряет возможность погружаться или — если это случится уже под водой — вообще утонуть может. Даже если сделать ангары герметичными, останется проблема с СВВП.

Что ж, и этот вариант не подходит.

А можно и с 12 ангарами!
А можно и с 12 ангарами!

Можно попробовать опцию со стартом прямо с уровня ангара. Тогда самолёт взлетит с трамплина, а значит сократится и длина разбега. Внешняя палуба, конечно, останется — для приёма возвращающихся,— но на неё уже не потребуется много персонала.

Подводный авианосец со стартовой рампой в носу. Из-за этого общее количество самолётов стало поменьше — всего 28
Подводный авианосец со стартовой рампой в носу. Из-за этого общее количество самолётов стало поменьше — всего 28

Здесь особых плюсов не просматривается, разве что трамплин. А вот минусы ясные и понятные: малейшее происшествие при взлёте (а оно рано или поздно случится) обернётся серьёзными повреждениями для авианосца и полной невозможностью осуществлять запуск и приём самолётов. Размещение второго трамплина в корме не решит вопрос, а только потратит полезное место.

Нет, не подходит.

Консерватизм и традиции

Выходит, традиционная конструкция — самая подходящая. Да, после всплытия палубу придётся чистить от грязи, но на это дело можно подрядить моряков или придумать специальную систему промыва палубы. Да, элеваторы надо хорошо загерметизировать, но это проще, чем с массивными раздвижными створками. Остаётся лишь вопрос с размерами. Может, сделать побольше? Длиной примерно в 290 метров? Но если денег мало, можно и поскромнее уложиться — всего в 190 метров.

Максимальный и минимальный варианты подводного авианосца. Для сравнения с ними в масштабе — скромная советская Акула
Максимальный и минимальный варианты подводного авианосца. Для сравнения с ними в масштабе — скромная советская «Акула»

Всё же самой тщательной проработке подвергся вариант, наиболее близкий к оптимальным параметрам. 256 метров в длину, водоизмещение 100500 тонн, с авиагруппой в 28 самолётов в обычном варианте и, если грузить штабелями, до 44.

Прорабатывались и другие варианты использования такой подлодки.

Вместо боевой авиации на подлодку можно было погрузить 2000 морпехов с техникой и высадочными средствами.

Пара подобных транспортных субмарин с поддержкой авианесущего собрата вполне может втихую подобраться к вражескому побережью и, выбравшись из воды, быстро его захватить. А если что, на борт можно принять и мобильные комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР), переквалифицировавшись в эрзац-ракетоносец.

Основной вариант подводного авианосца
Основной вариант подводного авианосца

Всем хороша подлодка-авианосец! И не очень дорогая — всего 247 миллионов долларов США по курсу 1963 года. Вот только выбить эти деньги на эксперименты не удалось. Время было сложное, и куда полезнее казалось строить нормальные подводные «убийцы городов» — носители баллистических ракет. Но сама идея флот не покинула и готовилась вернуться в будущем.

Ведь мечтать — не вредно.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

22K
27
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

49K
46
21
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

25K
29
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

33K
34
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

32K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
22
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
10
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
14
0
0
«Блажен, кто воздаст тебе»: штурм Грозного 1999–2000 года

Кошмарный штурм Грозного в 1994–1995 годах не стал последним бедствием этого города. Тяжёлые бои за Грозный шли в марте 1996 года, летом 1996 российская армия снова понесла огромные потери в уличных боях — и это сражение стало финалом первой войны в Чечне. Однако злополучному городу предстояло превратиться в поле большой битвы ещё раз.

24K
119
73
896
Тест: какой вы знаток военных терминов?

Давайте проверим, какой вы военный специалист. Как хорошо вы знаете различные военные термины?

17K
13
23
469
Гиперзвук: недостижимая мечта авиации

Сверхзвук, вертикальный взлёт, стелс, сверхманёвренность… Сейчас все говорят о гиперзвуке, активно его развивают и хвастаются достижениями. Кажется, ещё чуть-чуть — и в серию пойдут пассажирские гиперзвуковые самолёты! Но это происходит не в первый раз. Почему гиперзвуковая авиация не появилась раньше — и появится ли сейчас?

16K
55
33
228
Месть Джанибека: как ордынский хан едва не погубил Европу

Некоторые решения ведут к неожиданно печальным и далеко идущим последствиям для всего человечества. Так было, например, с атомными зарядами, сброшенными на Хиросиму и Нагасаки, — тогда их считали просто очень мощными бомбами. Вероятно, монгольский хан Джанибек, в 1347 стоявший лагерем под стенами крымской Кафы, тоже слабо себе представлял, какую тьму он впускает в мир.

15K
63
44
482
Смерть в пурпуре: как умирали византийские императоры

Не всем правителям Константинополя повезло закончить свои дни мирным образом в постели. Самые печальные случаи, когда византийским императорам не удавалось спокойно отойти в мир иной, — в нашей статье.

13K
26
20
256
Шамхорское побоище: банды против русских эшелонов

В этой истории переплелись судьбы возвращавшихся с турецкого фронта русских солдат, пылающей молодым национализмом закавказской интеллигенции и разбойников с большой дороги. Девятого января 1918 года их пути пересеклись — чтобы в итоге обернуться кровавой баней. Почему всё началось и чем закончилось — в нашей статье.

13K
48
80
396
Новые запросы к старому кино. Как сегодня встретили бы советские фильмы о войне

Новое отечественное кино, особенно военное, принято ругать — и часто поделом. Но что, если бы советскую классику увидел современный зритель — с такими же претензиями, как сейчас?

13K
49
373
1.3K
МиГи над Израилем. Охота на русскую «летучую лисицу»

50 лет назад израильские лётчики многократно пытались перехватить Миг-25. Безуспешно — у лучших пилотов ВВС Израиля не было ни единого шанса поймать «трёхмаховый» самолёт-разведчик. Или не всё было так просто? И вообще — были МиГи над территорией Израиля хоть раз?

12K
65
52
434
Тест: сможете ли вы выиграть Аустерлиц?

Двадцатого ноября 1805 года близ города Аустерлица в Моравии сошлись войска трёх императоров: французского — Наполеона I, русского — Александра I и австрийского — Франца II. Это было решающее сражение войны Третьей антинаполеоновской коалиции, окончившееся победой французов. Но могло ли всё сложиться иначе? Пройдите наш тест и попытайтесь переиграть историю.

10K
14
19
405
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

114K
58
43
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

102K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

91K
81
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

63K
95
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

60K
54
57
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

56K
53
42
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

56K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

56K
77
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

56K
51
11
432
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

222K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

120K
78
20
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

114K
58
43
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

102K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

92K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

91K
81
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

87K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

77K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

76K
28
17
346