Авианосцы из глубин океана: вечная мечта американского флота

Американские военные — вовсе не боевые автоматы мирового капитализма, а самые обыкновенные люди, которые любят помечтать. И главная мечта всего флота США — мощные подводные авианосцы. Каждое десятилетие выделяются средства на новые эксперименты в этой области. Поговорим о самом интересном из них.

/
18K
19
1
100

Американские военные — вовсе не боевые автоматы мирового капитализма, а самые обыкновенные люди, которые любят помечтать. И главная мечта всего флота США — мощные подводные авианосцы. Каждое десятилетие выделяются средства на новые эксперименты в этой области. Поговорим о самом интересном из них.

Крайне нужная вещь

Зачем вообще нужен подводный авианосец? Ответ у флота США, конечно, есть: авианесущая субмарина сочетает в себе мощь обычного авианосца и скрытность подлодки. Да, на обычную лодку можно поставить ракеты вроде «томагавков» или «калибров» и даже успешно наносить удары. Но ракета не самолёт, и повторно её использовать не выйдет, поэтому запас «беспилотных камикадзе» ограничен, а применять их для простецкой задачи поддержки войск невыгодно.

Самолёт же очень полезная в хозяйстве вещь: он может завоевать господство в воздухе, вести разведку и многое другое. Да и с освоением ближнего космоса стало неизбежным появление спутниковых систем слежения вроде «Легенды», которые серьёзно облегчили обнаружение обычных авианосцев и их свиты. А вот подводный — в толще воды — попробуй найди.

В 1963 году хиппи мечтали о любви и мире во всём мире, а в Центре военно-морского анализа Института Франклина мечтали о кораблях будущего.

Но заниматься подобными изысканиями для серьёзной конторы не солидно, так что по документам это проходило как разработка программы перспективного развития флота США… под громким названием Strike («Удар»). И какое же светлое будущее без подводных авианосцев! Совместно с экспертами из «Дженерал динамикс» «Электрик бот» сформулировали требования к такой подлодке: атомный реактор (и не один), корпус 250 метров в длину и 30 в ширину, водоизмещение около 100000 тонн.

Автоматизация и специально продуманные схемы работы и разделения обязанностей должны были помочь сократить экипаж всего до 430-390 человек. В качестве оружия самообороны — десяток торпедных аппаратов и выдвижные зенитно-ракетные комплексы (ЗРК).

На основании этих цифр и приступили к черновой проработке вариантов.

Мозговой штурм

Все проекты можно разделить на несколько групп. Первая — с размещением самолётов в шахтах. И правда, зачем мудрить, изобретая велосипед? Можно использовать работоспособные шахтные конструкции, благо похожие проекты активно разрабатывали в конце 50-х годов. Вместо ракеты пихаем в шахту самолёт, после чего прорабатываем старт со специальной выдвижной конструкции (стартового стола) или же ставим под углом сами шахты (для удобства).

Стартовый стол для шахтного размещения авиации

Правда, посадочную палубу придётся сохранить, но взлетать проще, чем садиться, поэтому подлодка выйдет не такой уж и большой. Плюсы у подобной концепции яркие: возможность одновременного старта всей авиагруппы.

Пока обычный авианосец по очереди запускает по паре самолётов, авианесущая субмарина с шахтами запульнёт в воздух сразу пару десятков.

Минусы тоже значительные: шахты занимают много места, так что самолётов выходит маловато. Десяток или два… Ничто в сравнении с нормальным авианосцем. Поэтому убираем шахты в сторону.

Вариант подводного авианосца с шахтным размещением 17 самолётов. Так же хорошо виден выдвинутый стартовый стол

Второй вариант. Взлётно-посадочная полоса (ВПП) на надстройках. Авианосцу полезно держать взлётную палубу повыше — так и садиться проще, и волны не мешают. Значит надо уменьшить осадку в надводном положении путём размещения балластных цистерн большего размера. Но они занимают полезное внутреннее пространство, где могут поместиться ещё самолёты, бомбы и топливо.

Решение — разместить взлётные палубы на приподнятых надстройках. Да, получится узко и неудобно, но для самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП) хватит.

Вариант подводного авианосца с двумя стартовыми площадками для СВВП на надстройках. За счёт отказа от больших балластных цистерн в него влезает максимально 50 самолётов

Из плюсов подобного решения — свободное пространство. Благодаря габаритам 250 на 30 в подлодку влезает аж 50 самолётов, а заодно много полезного для них. Минус же в том, что все эти самолёты — исключительно СВВП, которые звёзд с неба не хватают и вообще-то больше заслуживают звание «недосамолёта».

И опять проигрыш нормальному авианосцу. Идём дальше.

Вариант подводного авианосца со стартовой площадкой на одной надстройке. Чуть удобнее для пилотов, но хуже для подлодки при движении под водой

Следующий вариант снова предусматривает использование СВВП, но в этот раз с более человечными условиями базирования. Вместо нормальной взлётной палубы — одна или несколько небольших взлётных площадок с прямым доступом на них из множества отдельных ангаров. При погружении стартовые площадки закрываются раздвижными створками.

Подводный авианосец с восемью ангарами

С одной стороны, такая система защищает палубу от всякой морской грязи, да и персоналу удобно работать с самолётами без подъёмников и других сложностей. С другой стороны — а если створки сломаются? А если будут протекать? Подводный авианосец потеряет возможность погружаться или — если это случится уже под водой — вообще утонуть может. Даже если сделать ангары герметичными, останется проблема с СВВП.

Что ж, и этот вариант не подходит.

А можно и с 12 ангарами!

Можно попробовать опцию со стартом прямо с уровня ангара. Тогда самолёт взлетит с трамплина, а значит сократится и длина разбега. Внешняя палуба, конечно, останется — для приёма возвращающихся,— но на неё уже не потребуется много персонала.

Подводный авианосец со стартовой рампой в носу. Из-за этого общее количество самолётов стало поменьше — всего 28

Здесь особых плюсов не просматривается, разве что трамплин. А вот минусы ясные и понятные: малейшее происшествие при взлёте (а оно рано или поздно случится) обернётся серьёзными повреждениями для авианосца и полной невозможностью осуществлять запуск и приём самолётов. Размещение второго трамплина в корме не решит вопрос, а только потратит полезное место.

Нет, не подходит.

Консерватизм и традиции

Выходит, традиционная конструкция — самая подходящая. Да, после всплытия палубу придётся чистить от грязи, но на это дело можно подрядить моряков или придумать специальную систему промыва палубы. Да, элеваторы надо хорошо загерметизировать, но это проще, чем с массивными раздвижными створками. Остаётся лишь вопрос с размерами. Может, сделать побольше? Длиной примерно в 290 метров? Но если денег мало, можно и поскромнее уложиться — всего в 190 метров.

Максимальный и минимальный варианты подводного авианосца. Для сравнения с ними в масштабе — скромная советская «Акула»

Всё же самой тщательной проработке подвергся вариант, наиболее близкий к оптимальным параметрам. 256 метров в длину, водоизмещение 100500 тонн, с авиагруппой в 28 самолётов в обычном варианте и, если грузить штабелями, до 44.

Прорабатывались и другие варианты использования такой подлодки.

Вместо боевой авиации на подлодку можно было погрузить 2000 морпехов с техникой и высадочными средствами.

Пара подобных транспортных субмарин с поддержкой авианесущего собрата вполне может втихую подобраться к вражескому побережью и, выбравшись из воды, быстро его захватить. А если что, на борт можно принять и мобильные комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР), переквалифицировавшись в эрзац-ракетоносец.

Основной вариант подводного авианосца

Всем хороша подлодка-авианосец! И не очень дорогая — всего 247 миллионов долларов США по курсу 1963 года. Вот только выбить эти деньги на эксперименты не удалось. Время было сложное, и куда полезнее казалось строить нормальные подводные «убийцы городов» — носители баллистических ракет. Но сама идея флот не покинула и готовилась вернуться в будущем.

Ведь мечтать — не вредно.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

16K
21
3
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

43K
38
18
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

21K
22
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

32K
33
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

30K
18
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

12K
19
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

10K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

11K
23
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

9.9K
13
0
0
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

34K
53
75
1.7K
Охотник, ставший жертвой: гибель авианосца «Корейджес»

Группы из авианосцев и эсминцев должны были охотиться за немецкими подлодками. Топить «стальных акул» и защищать британские суда. Но вышло наоборот: тонул «охотник» — огромный, грозный авианосец. А рядом, на глубине, затаилась его победительница — подводная лодка. Так 80 лет назад встретил свой конец авианосец «Корейджес».

31K
50
12
478
Бронзовый коллапс: почему погибли древние цивилизации?

Это было процветающее, сложно устроенное общество с развитой экономикой и торговлей, охватывающей всю ойкумену. А потом всё внезапно рухнуло, оставив после себя лишь забытые города и заносимые песком каналы. WARHEAD.SU ранее уже рассказывал о бронзовом коллапсе и сейчас представляет новый взгляд на причины первой великой цивилизационной катастрофы.

23K
59
115
576
Тайна «засыпанных городов»: атомная война, которой не было

Стоит объяснить причины одного заблуждения, как у сторонников «замалчиваемой истории» оказывается наготове ещё десяток новых теорий. Сегодня у нас разговор об одной из таких. О всемирном потопе, атомной войне XIX века и тайне «засыпанных городов» — в материале WARHEAD.SU.

20K
40
68
366
Новый израильский автомат ARAD: в чём подвох?

У Армии обороны Израиля будет новый автомат! А может, и не будет. А может, и не новый… Да что там вообще происходит? Наши авторы разобрались.

20K
21
11
98
Рак против ботов: берлинский нагиб

Иногда военная история преподносит сюрпризы, которые кажутся сюрреалистическим анекдотом. Бой СУ-76 лейтенанта Рака против сухопутных торпед в Берлине весной 1945-го — как раз из таких.

18K
80
21
502
Ракетный удар по саудовской нефти: киберпанк, который мы заслужили…

Четырнадцатого сентября 2019 года кто-то нанёс удар по нефтяной инфраструктуре Саудовской Аравии. Хуситы утверждают, что это сделали они, американцы им не верят и винят во всём Иран, а журналисты недоумевают — как один нефтеперерабатывающий завод мог настолько сильно пошатнуть мировое производство нефти? Попробуем разобраться.

18K
42
19
582
Скьявона и скьявонеска: славянские клинки на венецианской службе

Небольшая Венецианская республика постоянно воевала с могучими османами, германскими императорами и множеством других врагов. Её боевым козырем были славянские наёмники и их мечи, со временем ставшие «фирменным» венецианским оружием. Как «противотурецкий» меч сербских рыцарей превратился в «вампирский» палаш венецианской гвардии — и причём тут ультрамарины и котики?

17K
52
41
722
Таинственный удар по Саудовской Аравии: дроны-невидимки и квазиракеты

Судя по причинённым результатам, атака на саудовский обогатительный завод войдёт в историю: 17 попаданий, потрясающая точность, почти полное отсутствие противодействия. Что в российской, что в мировой прессе пока нет даже примерного ответа, как это удалось.

17K
34
62
375
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

76K
66
19
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

75K
42
31
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

61K
21
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

55K
40
77
361
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

50K
42
10
432
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

49K
40
54
591
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

49K
64
34
719
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

46K
35
9
466
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

46K
43
33
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

188K
85
53
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

101K
57
14
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

82K
39
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

80K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

76K
66
19
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

75K
42
31
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

74K
32
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

72K
27
17
346
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы

Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.

67K
33
28
679