itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Авианосцы из глубин океана: вечная мечта американского флота

Американские военные — вовсе не боевые автоматы мирового капитализма, а самые обыкновенные люди, которые любят помечтать. И главная мечта всего флота США — мощные подводные авианосцы. Каждое десятилетие выделяются средства на новые эксперименты в этой области. Поговорим о самом интересном из них.

/
19K
20
1
100

Американские военные — вовсе не боевые автоматы мирового капитализма, а самые обыкновенные люди, которые любят помечтать. И главная мечта всего флота США — мощные подводные авианосцы. Каждое десятилетие выделяются средства на новые эксперименты в этой области. Поговорим о самом интересном из них.

Крайне нужная вещь

Зачем вообще нужен подводный авианосец? Ответ у флота США, конечно, есть: авианесущая субмарина сочетает в себе мощь обычного авианосца и скрытность подлодки. Да, на обычную лодку можно поставить ракеты вроде «томагавков» или «калибров» и даже успешно наносить удары. Но ракета не самолёт, и повторно её использовать не выйдет, поэтому запас «беспилотных камикадзе» ограничен, а применять их для простецкой задачи поддержки войск невыгодно.

Самолёт же очень полезная в хозяйстве вещь: он может завоевать господство в воздухе, вести разведку и многое другое. Да и с освоением ближнего космоса стало неизбежным появление спутниковых систем слежения вроде «Легенды», которые серьёзно облегчили обнаружение обычных авианосцев и их свиты. А вот подводный — в толще воды — попробуй найди.

В 1963 году хиппи мечтали о любви и мире во всём мире, а в Центре военно-морского анализа Института Франклина мечтали о кораблях будущего.

Но заниматься подобными изысканиями для серьёзной конторы не солидно, так что по документам это проходило как разработка программы перспективного развития флота США… под громким названием Strike («Удар»). И какое же светлое будущее без подводных авианосцев! Совместно с экспертами из «Дженерал динамикс» «Электрик бот» сформулировали требования к такой подлодке: атомный реактор (и не один), корпус 250 метров в длину и 30 в ширину, водоизмещение около 100000 тонн.

Авианосцы из глубин океана: вечная мечта американского флота

Автоматизация и специально продуманные схемы работы и разделения обязанностей должны были помочь сократить экипаж всего до 430-390 человек. В качестве оружия самообороны — десяток торпедных аппаратов и выдвижные зенитно-ракетные комплексы (ЗРК).

На основании этих цифр и приступили к черновой проработке вариантов.

Мозговой штурм

Все проекты можно разделить на несколько групп. Первая — с размещением самолётов в шахтах. И правда, зачем мудрить, изобретая велосипед? Можно использовать работоспособные шахтные конструкции, благо похожие проекты активно разрабатывали в конце 50-х годов. Вместо ракеты пихаем в шахту самолёт, после чего прорабатываем старт со специальной выдвижной конструкции (стартового стола) или же ставим под углом сами шахты (для удобства).

Стартовый стол для шахтного размещения авиации
Стартовый стол для шахтного размещения авиации

Правда, посадочную палубу придётся сохранить, но взлетать проще, чем садиться, поэтому подлодка выйдет не такой уж и большой. Плюсы у подобной концепции яркие: возможность одновременного старта всей авиагруппы.

Пока обычный авианосец по очереди запускает по паре самолётов, авианесущая субмарина с шахтами запульнёт в воздух сразу пару десятков.

Минусы тоже значительные: шахты занимают много места, так что самолётов выходит маловато. Десяток или два… Ничто в сравнении с нормальным авианосцем. Поэтому убираем шахты в сторону.

Вариант подводного авианосца с шахтным размещением 17 самолётов. Так же хорошо виден выдвинутый стартовый стол
Вариант подводного авианосца с шахтным размещением 17 самолётов. Так же хорошо виден выдвинутый стартовый стол

Второй вариант. Взлётно-посадочная полоса (ВПП) на надстройках. Авианосцу полезно держать взлётную палубу повыше — так и садиться проще, и волны не мешают. Значит надо уменьшить осадку в надводном положении путём размещения балластных цистерн большего размера. Но они занимают полезное внутреннее пространство, где могут поместиться ещё самолёты, бомбы и топливо.

Решение — разместить взлётные палубы на приподнятых надстройках. Да, получится узко и неудобно, но для самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП) хватит.

Вариант подводного авианосца с двумя стартовыми площадками для СВВП на надстройках. За счёт отказа от больших балластных цистерн в него влезает максимально 50 самолётов
Вариант подводного авианосца с двумя стартовыми площадками для СВВП на надстройках. За счёт отказа от больших балластных цистерн в него влезает максимально 50 самолётов

Из плюсов подобного решения — свободное пространство. Благодаря габаритам 250 на 30 в подлодку влезает аж 50 самолётов, а заодно много полезного для них. Минус же в том, что все эти самолёты — исключительно СВВП, которые звёзд с неба не хватают и вообще-то больше заслуживают звание «недосамолёта».

И опять проигрыш нормальному авианосцу. Идём дальше.

Вариант подводного авианосца со стартовой площадкой на одной надстройке. Чуть удобнее для пилотов, но хуже для подлодки при движении под водой
Вариант подводного авианосца со стартовой площадкой на одной надстройке. Чуть удобнее для пилотов, но хуже для подлодки при движении под водой

Следующий вариант снова предусматривает использование СВВП, но в этот раз с более человечными условиями базирования. Вместо нормальной взлётной палубы — одна или несколько небольших взлётных площадок с прямым доступом на них из множества отдельных ангаров. При погружении стартовые площадки закрываются раздвижными створками.

Подводный авианосец с восемью ангарами
Подводный авианосец с восемью ангарами

С одной стороны, такая система защищает палубу от всякой морской грязи, да и персоналу удобно работать с самолётами без подъёмников и других сложностей. С другой стороны — а если створки сломаются? А если будут протекать? Подводный авианосец потеряет возможность погружаться или — если это случится уже под водой — вообще утонуть может. Даже если сделать ангары герметичными, останется проблема с СВВП.

Что ж, и этот вариант не подходит.

А можно и с 12 ангарами!
А можно и с 12 ангарами!

Можно попробовать опцию со стартом прямо с уровня ангара. Тогда самолёт взлетит с трамплина, а значит сократится и длина разбега. Внешняя палуба, конечно, останется — для приёма возвращающихся,— но на неё уже не потребуется много персонала.

Подводный авианосец со стартовой рампой в носу. Из-за этого общее количество самолётов стало поменьше — всего 28
Подводный авианосец со стартовой рампой в носу. Из-за этого общее количество самолётов стало поменьше — всего 28

Здесь особых плюсов не просматривается, разве что трамплин. А вот минусы ясные и понятные: малейшее происшествие при взлёте (а оно рано или поздно случится) обернётся серьёзными повреждениями для авианосца и полной невозможностью осуществлять запуск и приём самолётов. Размещение второго трамплина в корме не решит вопрос, а только потратит полезное место.

Нет, не подходит.

Консерватизм и традиции

Выходит, традиционная конструкция — самая подходящая. Да, после всплытия палубу придётся чистить от грязи, но на это дело можно подрядить моряков или придумать специальную систему промыва палубы. Да, элеваторы надо хорошо загерметизировать, но это проще, чем с массивными раздвижными створками. Остаётся лишь вопрос с размерами. Может, сделать побольше? Длиной примерно в 290 метров? Но если денег мало, можно и поскромнее уложиться — всего в 190 метров.

Максимальный и минимальный варианты подводного авианосца. Для сравнения с ними в масштабе — скромная советская Акула
Максимальный и минимальный варианты подводного авианосца. Для сравнения с ними в масштабе — скромная советская «Акула»

Всё же самой тщательной проработке подвергся вариант, наиболее близкий к оптимальным параметрам. 256 метров в длину, водоизмещение 100500 тонн, с авиагруппой в 28 самолётов в обычном варианте и, если грузить штабелями, до 44.

Прорабатывались и другие варианты использования такой подлодки.

Вместо боевой авиации на подлодку можно было погрузить 2000 морпехов с техникой и высадочными средствами.

Пара подобных транспортных субмарин с поддержкой авианесущего собрата вполне может втихую подобраться к вражескому побережью и, выбравшись из воды, быстро его захватить. А если что, на борт можно принять и мобильные комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР), переквалифицировавшись в эрзац-ракетоносец.

Основной вариант подводного авианосца
Основной вариант подводного авианосца

Всем хороша подлодка-авианосец! И не очень дорогая — всего 247 миллионов долларов США по курсу 1963 года. Вот только выбить эти деньги на эксперименты не удалось. Время было сложное, и куда полезнее казалось строить нормальные подводные «убийцы городов» — носители баллистических ракет. Но сама идея флот не покинула и готовилась вернуться в будущем.

Ведь мечтать — не вредно.

Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

24K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

53K
54
22
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

26K
31
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

35K
34
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

32K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

15K
23
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

40K
118
130
6.1K
Жил грешно и умер смешно. 5 нелепых смертей командующих «Оси»

Умереть при приземлении на минное поле. Стать жертвой пропеллера собственного самолёта. Отдать концы, попав под раздачу ни за что. Многие командующие стран «Оси» погибли на Восточном фронте при весьма затейливых обстоятельствах. В нашей подборке — наиболее «отличившиеся» кадры: те, кому в смерти не повезло. И поделом.

27K
131
123
2.3K
Как отучить дезертиров сдаваться в плен — метод сержанта Глазкова

Чтобы отучить бойца переходить на сторону врага, нужен особист. Только не такой, как в «Штрафбате», а настоящий герой-чекист, способный на риск и подвиг. Таким оказался сержант НКВД Иван Глазков из 114-й стрелковой дивизии. После него желание принимать перебежчиков у противника отпало раз и навсегда.

25K
73
311
2.1K
Всегда стоят насмерть: румыны о советских солдатах и РККА

«Остаётся мёртвым, где поставил командир». В разгар битвы за Сталинград командование 3-й румынской армии разослало в свои части документ, оценивавший боевые качества Красной армии. Это исследование базировалось на оценке вермахта, которую румыны обогатили своим опытом войны с СССР. О том, как видели РККА и красноармейцев их враги, — в нашем материале.

23K
87
45
3.6K
Танк или недоразумение: как воевал Т-60

Одни говорят, что это был едва ли не худший танк войны — слабый, с малокалиберной пушчонкой, тонкой бронёй и дохлым мотором, который даже ездить без «старших братьев» не всегда мог. Другие — что именно эта машина спасла Москву. Кто же прав? И вообще, что такое Т-60 — танк или недотанк, «машина танкового шлейфа»?

19K
85
132
788
«Куда пропали пленные Эйзенхауэра?»: тайна миллиона солдат Третьего рейха

Злобные американцы во главе с генералом Эйзенхауэром уморили миллион немцев! Или нет? Что на самом деле случилось с солдатами Третьего рейха в американском плену — в нашей статье.

19K
93
178
456
Почему английские лучники сражались без штанов при Азенкуре?

Известная, славная битва вошла в историю Англии — сражение при Азенкуре, когда английские лучники напрочь разбили французов. Правда, в учебниках обычно опускают один забавный факт, о котором мы вам и расскажем.

17K
77
34
2.9K
Удача, полководческий талант и дурость противника: пять неравных битв Средневековья

У вас нет денег, ваши вассалы разгромлены, а союзники готовы вонзить нож в спину. Как воевать? Спокуха! Победить сильного врага можно, даже уступая ему в численности. Немного везения, грамотные манёвры и идиотизм противника творят чудеса. Даже в Средневековье, где всем рулит рыцарская кавалерия.

17K
75
46
1.4K
Оружие победы: миномёт, который ценили даже враги

Это оружие копировали враги и уважали союзники. Почему же не «Катюша», не гаубица, а именно 120-мм миномёт можно назвать оружием Победы?

16K
109
139
700
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

72K
110
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

66K
60
70
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

63K
62
48
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

61K
72
76
862
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

60K
60
11
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

58K
78
35
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

51K
70
406
703
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

45K
68
83
1.7K
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

44K
95
353
786
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

252K
115
77
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

128K
35
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

133K
74
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

130K
95
24
869
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

100K
97
29
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

98K
53
31
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

94K
8
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

79K
38
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

79K
29
18
346