itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Авианосцы из глубин океана: вечная мечта американского флота

Американские военные — вовсе не боевые автоматы мирового капитализма, а самые обыкновенные люди, которые любят помечтать. И главная мечта всего флота США — мощные подводные авианосцы. Каждое десятилетие выделяются средства на новые эксперименты в этой области. Поговорим о самом интересном из них.

/
19K
21
1
100

Американские военные — вовсе не боевые автоматы мирового капитализма, а самые обыкновенные люди, которые любят помечтать. И главная мечта всего флота США — мощные подводные авианосцы. Каждое десятилетие выделяются средства на новые эксперименты в этой области. Поговорим о самом интересном из них.

Крайне нужная вещь

Зачем вообще нужен подводный авианосец? Ответ у флота США, конечно, есть: авианесущая субмарина сочетает в себе мощь обычного авианосца и скрытность подлодки. Да, на обычную лодку можно поставить ракеты вроде «томагавков» или «калибров» и даже успешно наносить удары. Но ракета не самолёт, и повторно её использовать не выйдет, поэтому запас «беспилотных камикадзе» ограничен, а применять их для простецкой задачи поддержки войск невыгодно.

Самолёт же очень полезная в хозяйстве вещь: он может завоевать господство в воздухе, вести разведку и многое другое. Да и с освоением ближнего космоса стало неизбежным появление спутниковых систем слежения вроде «Легенды», которые серьёзно облегчили обнаружение обычных авианосцев и их свиты. А вот подводный — в толще воды — попробуй найди.

В 1963 году хиппи мечтали о любви и мире во всём мире, а в Центре военно-морского анализа Института Франклина мечтали о кораблях будущего.

Но заниматься подобными изысканиями для серьёзной конторы не солидно, так что по документам это проходило как разработка программы перспективного развития флота США… под громким названием Strike («Удар»). И какое же светлое будущее без подводных авианосцев! Совместно с экспертами из «Дженерал динамикс» «Электрик бот» сформулировали требования к такой подлодке: атомный реактор (и не один), корпус 250 метров в длину и 30 в ширину, водоизмещение около 100000 тонн.

Авианосцы из глубин океана: вечная мечта американского флота

Автоматизация и специально продуманные схемы работы и разделения обязанностей должны были помочь сократить экипаж всего до 430-390 человек. В качестве оружия самообороны — десяток торпедных аппаратов и выдвижные зенитно-ракетные комплексы (ЗРК).

На основании этих цифр и приступили к черновой проработке вариантов.

Мозговой штурм

Все проекты можно разделить на несколько групп. Первая — с размещением самолётов в шахтах. И правда, зачем мудрить, изобретая велосипед? Можно использовать работоспособные шахтные конструкции, благо похожие проекты активно разрабатывали в конце 50-х годов. Вместо ракеты пихаем в шахту самолёт, после чего прорабатываем старт со специальной выдвижной конструкции (стартового стола) или же ставим под углом сами шахты (для удобства).

Стартовый стол для шахтного размещения авиации
Стартовый стол для шахтного размещения авиации

Правда, посадочную палубу придётся сохранить, но взлетать проще, чем садиться, поэтому подлодка выйдет не такой уж и большой. Плюсы у подобной концепции яркие: возможность одновременного старта всей авиагруппы.

Пока обычный авианосец по очереди запускает по паре самолётов, авианесущая субмарина с шахтами запульнёт в воздух сразу пару десятков.

Минусы тоже значительные: шахты занимают много места, так что самолётов выходит маловато. Десяток или два… Ничто в сравнении с нормальным авианосцем. Поэтому убираем шахты в сторону.

Вариант подводного авианосца с шахтным размещением 17 самолётов. Так же хорошо виден выдвинутый стартовый стол
Вариант подводного авианосца с шахтным размещением 17 самолётов. Так же хорошо виден выдвинутый стартовый стол

Второй вариант. Взлётно-посадочная полоса (ВПП) на надстройках. Авианосцу полезно держать взлётную палубу повыше — так и садиться проще, и волны не мешают. Значит надо уменьшить осадку в надводном положении путём размещения балластных цистерн большего размера. Но они занимают полезное внутреннее пространство, где могут поместиться ещё самолёты, бомбы и топливо.

Решение — разместить взлётные палубы на приподнятых надстройках. Да, получится узко и неудобно, но для самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП) хватит.

Вариант подводного авианосца с двумя стартовыми площадками для СВВП на надстройках. За счёт отказа от больших балластных цистерн в него влезает максимально 50 самолётов
Вариант подводного авианосца с двумя стартовыми площадками для СВВП на надстройках. За счёт отказа от больших балластных цистерн в него влезает максимально 50 самолётов

Из плюсов подобного решения — свободное пространство. Благодаря габаритам 250 на 30 в подлодку влезает аж 50 самолётов, а заодно много полезного для них. Минус же в том, что все эти самолёты — исключительно СВВП, которые звёзд с неба не хватают и вообще-то больше заслуживают звание «недосамолёта».

И опять проигрыш нормальному авианосцу. Идём дальше.

Вариант подводного авианосца со стартовой площадкой на одной надстройке. Чуть удобнее для пилотов, но хуже для подлодки при движении под водой
Вариант подводного авианосца со стартовой площадкой на одной надстройке. Чуть удобнее для пилотов, но хуже для подлодки при движении под водой

Следующий вариант снова предусматривает использование СВВП, но в этот раз с более человечными условиями базирования. Вместо нормальной взлётной палубы — одна или несколько небольших взлётных площадок с прямым доступом на них из множества отдельных ангаров. При погружении стартовые площадки закрываются раздвижными створками.

Подводный авианосец с восемью ангарами
Подводный авианосец с восемью ангарами

С одной стороны, такая система защищает палубу от всякой морской грязи, да и персоналу удобно работать с самолётами без подъёмников и других сложностей. С другой стороны — а если створки сломаются? А если будут протекать? Подводный авианосец потеряет возможность погружаться или — если это случится уже под водой — вообще утонуть может. Даже если сделать ангары герметичными, останется проблема с СВВП.

Что ж, и этот вариант не подходит.

А можно и с 12 ангарами!
А можно и с 12 ангарами!

Можно попробовать опцию со стартом прямо с уровня ангара. Тогда самолёт взлетит с трамплина, а значит сократится и длина разбега. Внешняя палуба, конечно, останется — для приёма возвращающихся,— но на неё уже не потребуется много персонала.

Подводный авианосец со стартовой рампой в носу. Из-за этого общее количество самолётов стало поменьше — всего 28
Подводный авианосец со стартовой рампой в носу. Из-за этого общее количество самолётов стало поменьше — всего 28

Здесь особых плюсов не просматривается, разве что трамплин. А вот минусы ясные и понятные: малейшее происшествие при взлёте (а оно рано или поздно случится) обернётся серьёзными повреждениями для авианосца и полной невозможностью осуществлять запуск и приём самолётов. Размещение второго трамплина в корме не решит вопрос, а только потратит полезное место.

Нет, не подходит.

Консерватизм и традиции

Выходит, традиционная конструкция — самая подходящая. Да, после всплытия палубу придётся чистить от грязи, но на это дело можно подрядить моряков или придумать специальную систему промыва палубы. Да, элеваторы надо хорошо загерметизировать, но это проще, чем с массивными раздвижными створками. Остаётся лишь вопрос с размерами. Может, сделать побольше? Длиной примерно в 290 метров? Но если денег мало, можно и поскромнее уложиться — всего в 190 метров.

Максимальный и минимальный варианты подводного авианосца. Для сравнения с ними в масштабе — скромная советская Акула
Максимальный и минимальный варианты подводного авианосца. Для сравнения с ними в масштабе — скромная советская «Акула»

Всё же самой тщательной проработке подвергся вариант, наиболее близкий к оптимальным параметрам. 256 метров в длину, водоизмещение 100500 тонн, с авиагруппой в 28 самолётов в обычном варианте и, если грузить штабелями, до 44.

Прорабатывались и другие варианты использования такой подлодки.

Вместо боевой авиации на подлодку можно было погрузить 2000 морпехов с техникой и высадочными средствами.

Пара подобных транспортных субмарин с поддержкой авианесущего собрата вполне может втихую подобраться к вражескому побережью и, выбравшись из воды, быстро его захватить. А если что, на борт можно принять и мобильные комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР), переквалифицировавшись в эрзац-ракетоносец.

Основной вариант подводного авианосца
Основной вариант подводного авианосца

Всем хороша подлодка-авианосец! И не очень дорогая — всего 247 миллионов долларов США по курсу 1963 года. Вот только выбить эти деньги на эксперименты не удалось. Время было сложное, и куда полезнее казалось строить нормальные подводные «убийцы городов» — носители баллистических ракет. Но сама идея флот не покинула и готовилась вернуться в будущем.

Ведь мечтать — не вредно.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

58K
58
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
39
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

16K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
13
0
0
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
74
58
530
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

53K
48
124
132
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

60K
116
380
786
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

48K
144
445
884
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

48K
140
110
1.4K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

46K
80
69
513
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

25K
96
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

24K
67
90
114
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

323K
149
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

170K
72
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
74
58
530
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

113K
64
34
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

105K
106
29
742
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

11K
13
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

7.5K
17
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

2.9K
7
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

2.1K
9
4
0