Надысь

Как будут модернизировать «Адмирала Кузнецова»

Илья Крамник поясняет
В СМИ появились сообщения о подписании контракта на модернизацию единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов». Что нужно переделать на стареющем корабле, и сильно ли это ему поможет? Попробуем разобраться.
WARHEAD.SU
  • 22K
  • 21
  • 22
  • 274
Илья Крамник
Илья Крамник
Научный редактор

«Адмирал Кузнецов» — пятый корабль семейства 1143. Он построен по серьёзно изменённому проекту и стал первым «настоящим» отечественным авианосцем, способным отправлять в воздух и принимать самолёты обычного взлёта и посадки. Корабль спустили на воду в 1985 году и ввели в строй в 1991-м. «Кузнецов» вводился в состав флота не в лучшее время, что наложило свой отпечаток на его состояние.

По большому счёту, если говорить не о ремонте (с восстановлением готовности узлов и агрегатов или заменой их на новые), а о модернизации, то коренного улучшения на корабле требуют несколько вещей.

1. Силовая установка. К сожалению, сочетание турбозубчатых агрегатов ТВ-12 и котлов КВГ-4, использующееся в главной энергетической установке «Кузнецова» (четыре вала, восемь котлов, суммарная мощность на валах — около 150 мегаватт), показало себя не слишком надёжно — особенно котлы. Заменить ГЭУ авианосца на что-то принципиально иное сейчас невозможно. Но новые котлы, более надёжные и выносливые, поставить необходимо. Способность долго и устойчиво держать полный ход — одна из определяющих характеристик авианосца, что в 1920-м, что в 2018 году.

2. Радиоэлектронное оборудование. Радиолокационный комплекс «Марс-Пассат», на который в своё время возлагали большие надежды в части управления ПВО корабля и его эскорта, тоже не оправдал надежд ещё в советское время. Да и в любом случае «Марс-Пассат» уже устарел. Площади и объёмы позволяют внедрить на корабль комплекс нового поколения «Полимент». Это оправданное решение, особенно если рассчитывать на продление срока службы «Кузнецова» ещё лет на 20. В части БИУС — боевой информационной системы управления — конечно же, напрашивается установка «Сигмы», становящейся де-факто стандартом на новых кораблях ВМФ России.

3. Ударное вооружение. Ракетный комплекс «Гранит», дающий основания для классификации «Кузнецова» как авианесущего крейсера, скорее всё же мешает кораблю быть полноценным авианосцем. Использование тяжёлых ракет очень плохо совместимо с применением реактивной авиации с палубы корабля. Это снижает эффективность боевой единицы в целом. Логичнее демонтировать «Гранит» и использовать высвободившийся объём для расширения авиационного ангара.

4. ПВО и ПЛО. Повторим вышесказанное — вооружение авианосца не должно мешать применению авиации. Поэтому никаких систем большой дальности на этом корабле быть не должно. Ударяться в другую крайность и оставлять на авианосце только малокалиберную зенитную артиллерию, тоже не стоит. Оптимальным для обновлённого «Кузнецова» набором ПВО выглядело бы сочетание некоторого количества вертикальных пусковых установок ЗРК «Редут» для ракет малой дальности и зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Панцирь-М».

5. Авиагруппа. Ещё одна беда корабля. Мечтать об установке на «Кузнецове» катапульт, которые позволили бы разместить на нём палубные самолёты ДРЛО, летающие танкеры и прочие полезные (но весомые) вещи, которым требуется дополнительная энергия для взлёта, не приходится.

Что остаётся? Заказать дополнительные МиГ-29К, отремонтировать все Су-33 и ждать перспективный авиационный комплекс палубной авиации — видимо, «оморяченный» Су-57. И, разумеется, новое семейство морских вертолётов.

Есть ли шанс, что всё это появится? Ну… во всяком случае, всё это необходимо для нового корабля (и ещё многое другое, включая и новую энергетическую установку, катапульты и т. д.). А если не планировать постройку нового авианосца, то нет смысла и тратиться на модернизацию «Кузнецова».