Подборки

«Их война»: топ-5 зарубежных фильмов про Афганистан

США собираются выводить свои войска из Афганистана — а мы решили вспомнить, какие есть хорошие и относительно свежие фильмы об американской миссии в этой стране. Запасайтесь попкорном и устраивайтесь поудобнее!
Варвара Стешевич
  • 26K
  • 10
  • 8
  • 132

1. «Кавалерия» (12 Strong, 2018)

«Если русские говорят, к их словам стоит прислушаться».

Постер к фильму впечатляющий: Крис Хемсворт на коне с М4 на фоне «боинга» CH-47 «Чинук». На коне он потому, что едет в глубь Афганистана на задание по горным тропкам и бездорожью. И хотя в отряде американского спецназа ездить верхом умеет только капитан, все они идут вперёд на верную смерть, отпуская шуточки про отбитые зады.

В фильме полно деталей солдатского быта с массой суеверий и примет, а также тактических бород, бомбардировщиков и конных атак. Однако кавалерия оказывается плохим средством против танков (неожиданно!), союзники-афганцы — по-восточному непостижимыми, а горы — полными засад. Но приказ есть приказ. А помимо него есть ещё обещание семье вернуться живым.

В целом фильм можно охарактеризовать как красивую сказку на военную тему с восточным колоритом. В некоторые моменты дух Редьярда Киплинга мог бы одобрительно кивнуть.

2. «Репортёрша» (Whiskey Tango Foxtrot, 2016)

«Сейчас нам надо как-то заполнить пробел в Афганистане. Поэтому я собрал здесь всех холостых и бездетных сотрудников».

Это фильм про военную журналистику и её среднеазиатскую специфику.

Новостник, всю жизнь писавшая тексты, оказывается в Афганистане с нелепым ярко-оранжевым рюкзаком и желанием объективно показать войну. Нельзя сказать, что ей рады. Но в смелости и находчивости репортёрше отказать нельзя. От одной комичной ситуации к другой растёт её профессионализм и рискованность материала. В погоне за стОящими сюжетами иногда приходится принимать непростые решения и нести за них ответственность, а также конкурировать с коллегами с других каналов… или наоборот, помогать им.

Действие происходит в 2004–2005 годах под аккомпанемент непрекращающейся гражданской войны.

Оригинальное название фильма — «приличная» расшифровка ругательной аббревиатуры WTF (what the fuck). На русский её лучше перевести как «Какого чёрта!», и это ближе к сюжету фильма, чем пресная «Репортёрша».

3. «Уцелевший» (Lone Survivor, 2012)

«Какая-то проклятая операция!»

Непобедимые «Морские котики» — накачанные супер-профи, которым море по колено и сам чёрт не брат. Им поставили задачу: обезвредить известного талибского лидера. Они выходят на позицию, обнаруживают цель, но вдруг откуда ни возьмись появляются козы — а за ними пастухи. Старик и два подростка.

Перед «котиками» встаёт нестандартная проблема: что делать с гражданскими?

Убить, связать и оставить умирать или же отпустить, сорвав тем самым операцию? Спросить некого, связи с командным центром нет, а действовать надо быстро. Можно ли убить троих пастухов, чтобы выполнить операцию и спасти своих ребят? Вопрос не только этический, но и правовой. «Котики» обсуждают международное гуманитарное право на полном серьёзе, и мнения у них разделились.

Не будем спойлерить, чем всё закончилось. Но процесс (то есть сам фильм) красивый и героичный.

4. «Цель номер один» (Zero Dark Thirty, 2012)

«Мы тратим миллиарды долларов, гибнут люди, но мы не приблизились к победе над врагом».

Это всё та же война, но с другими игроками. Спецслужба разыскивает главного террориста в мире. Чтобы до него добраться, сначала надо выйти на важного связного. А в процессе его поисков приходится применять «расширенные методы допроса» — попросту, пытки. Но даже они не всегда помогают. Агент ЦРУ семь лет ищет выход на связного, чтобы выйти на шейха, теряя при этом друзей и коллег.

Всё кажется напрасным, зацепки — тупиковыми, а «террорист номер один» — неуловимым.

И тут встаёт главный вопрос: стоит ли гоняться за призраком или лучше сосредоточиться на террористических ячейках в Европе и США?

Как всегда, оригинальное название несёт другой смысл. Буквально оно переводится как «половина первого ночи», время проведения решающей операции. Фигурально — время тьмы, за которым должен наступить рассвет.

5. «Хорошее убийство» (Good Kill, 2014)

«Вы сидите здесь и нажимаете на курок, а где-то там умирают люди».

Ещё один нестандартный подход к той же войне. На этот раз — взгляд оператора беспилотного летательного аппарата MQ-9 Reaper, вооружённого ракетами, которые он время от времени выпускает по живым целям. Всё очень похоже на компьютерную игру, только вместо пикселей — люди.

Насилие порождает насилие: теракты — удары с беспилотников, а ракеты, выпущенные дронами, — новые теракты.

Пилот ВВС США, пересаженный с самолёта на управление дроном, оказывается зажатым в этом порочном круге. Он вынужден выполнять приказы, законность которых вызывает у него вопросы. Ответы пилот ищет в водке. Семья постепенно разрушается, а на мечте вновь летать ставится жирный крест.

Однако в конце он всё-таки совершает то самое «хорошее убийство», которое вынесено в заголовок. Правда, это не совсем то, что имело в виду начальство, и о чём говорилось в уставе.

Бесспорно, не надо забывать отличные отечественные фильмы об Афганской войне 1979–1989 годов. Но они сильно отличаются от американских — как по режиссёрскому замыслу, так и по стилистике исполнения. Не стоит «класть все яйца в одну корзину». Лучше просто насладиться разностью режиссёрских подходов и непредвзято посмотреть хорошее кино.

Подписки в соцсетях