От «Скифа» до «Матильды»: четыре типичных провала исторического кино

Вы пришли в кинотеатр на новый исторический фильм. Садитесь в мягкое кресло, внимательно смотрите на экран. Но вскоре понимаете: вместо хорошего кино вам опять подсунули чёрт знает что…

/
26K
19
20
348

Вы пришли в кинотеатр на новый исторический фильм. Садитесь в мягкое кресло, внимательно смотрите на экран. Но вскоре понимаете: вместо хорошего кино вам опять подсунули чёрт знает что…

В кадре — ни правдивых рассказов о событиях прошлого, ни достоверных исторических деталей. Вам не покажут, как жили во времена описываемых событий. Как думали и поступали жившие тогда люди. Чем они отличались от нас и в чём были похожи. Просто фильм, который вы смотрите, — это очередной провал исторического кино.

Ты что-то слишком намудрил. Давай проще, иначе люди не поймут

Пример. Когда снимают фильм, руководствуясь таким принципом, получается что-то наподобие вышедшего недавно «Скифа». Создатели очень старались сделать исторический боевик. Боевик у них получился. А вот историческим его назвать невозможно. Вместо кино про Древнюю Русь мы увидели фильм про сказочных варваров, зачем-то называющих друг друга славянскими именами. Варвары, как и положено, обитают в фантастической стране, не имеющей абсолютно ничего общего с Русью.

Почему так происходит? Давайте разбираться. Режиссёр просит сценариста подготовить сценарий. Сценарист должен его написать. Разбираться в том, о чём пишет, он совершенно не обязан. Да и большая часть режиссёров-заказчиков уверена:

сценарий должен содержать бодрый экшен, и сюжет должен быть такой, чтобы зритель сказал «ух»!

Поэтому, что делает «правильный» сценарист? Верно: пишет сценарий, который понравится режиссёру.

А что делает «неправильный»? Верно: изучает исторические события, чтобы попытаться рассказать о них будущему зрителю. Но режиссёры не дураки. Они хорошо знают, «что нужно широким народным массам». Поэтому в кинопроизводство уходят исключительно фильмы, над сценариями которых работали «правильные» сценаристы.

В таком кино будет много антуража самых разных эпох, понатасканного из закромов киностудии, но имеющего самое минимальное отношение к изображаемой эпохе.

Будут хара́ктерные актеры — то есть кривляться в кадре каждый будет за двоих.

Будет много драк, погонь, панорамных съёмок. Спецэффектов — где надо и не надо. Короче, всего, что современные российские режиссёры считают признаком блокбастера.

Но вот истории там не будет. Вместо неё будут…

Ребята с нашего двора

Пример. В 2016 году в прокат вышел фильм «Дуэлянт». В нём авторы хотели показать быт и нравы русской знати самого блистательного — «петербургского» — периода нашей истории. Читай, середины XIX века. Однако вместо этого мы увидели логику, манеры и поведение простых парней с окраины маленького провинциального города, по воле случая одетых во фраки и сюртуки. Гопники вместо аристократов. Довольно сомнительный вариант, не так ли?

Вы, наверное, считаете, что исторический фильм должен показать зрителю, что делали великие деятели прошлого? Или дать возможность понять, каким был русский человек XIII века? Или объяснить некоторые поступки исторических личностей, которые кажутся нам странными и непонятными?

Забудьте. Вы ошибаетесь. Всё это для исторического кино абсолютно не важно.

Так вместо картин минувших времён мы видим наших современников, одетых в исторические костюмы и чаще всего даже не пытающихся вжиться в роль. Вместо людей из далёкого (или не очень далёкого) прошлого мы обнаруживаем своего соседа или коллегу по работе, волей случая оказавшегося в другой эпохе. Но увы, все они не имеют никакого отношения к настоящим историческим персонажам: их манеры, поведение и логика действий позаимствованы прямо из наших дней. Со всеми свойственными ХХI веку стереотипами, шаблонами и заблуждениями.

Так происходит по нескольким причинам. Первая среди них…

Консультант? Пусть других консультирует!

Пример. У печально памятного фильма «Матильда» был очень хороший консультант по военному костюму. Он настойчиво рекомендовал использовать исторически достоверную форму и дал художнику по костюмам всю необходимую информацию. Его внимательно выслушали и поступили по-своему. Имея перед глазами подробнейшие картинки с описаниями того, «как надо», творческие люди сделали так, как посчитали нужным.

Когда смотришь наше кино, быстро понимаешь: исторические консультанты работают совсем не для того, чтобы защитить фильм от самых вопиющих ошибок. Наверное, они появляются по традиции. Потому что «так принято».

Вот сидит в кабинете продюсер, прикидывает бюджет фильма и думает: «Ещё наши отцы и деды снимали кино, выделяя в съёмочной группе ставку для консультанта. С тех пор так и повелось. Не нам ломать старый обычай: нужен исторический консультант. Пусть будет, он человек тихий, много денег не просит».

Так в съёмочной группе появляется специалист по историческим вопросам. Иногда внезапно оказывается, что он неплохо знает предмет, которому посвящён фильм.

Такой консультант для киношников самый вредный: ходит, надоедает режиссёру, мешает работать, сбивает с мыслей. Нудит про какие-то финтифлюшки, психологию, достоверность. Вмешивается в работу костюмера, тормозит полёт его фантазии.

Или даже предлагает потратить на правильные декорации, костюмы или оружие деньги, которые уже давно решено пустить на новую квартирку режиссёра в Каннах. В общем — плохой консультант, таких у нас в кино не любят.

Хороший консультант «не отсвечивает» на съёмочной площадке. Он тихо получает зарплату, соглашается с любым «креативом». И понимает, что главные здесь — режиссёр, сценарист и ещё полтора десятка других людей. А он фигура случайная и в общем-то ненужная. Таких режиссёры очень любят и приглашают во все свои новые проекты.

Всё это происходит потому, что режиссёр имеет право на самые главные слова…

Я художник, я так вижу!

Пример. В сериале «Крылья империи» режиссёру очень хотелось, чтобы вахмистр военного училища устроил юнкерам разнос в самых худших традициях советской армии. С криком, руганью и обещаниями самых страшных кар. Разумеется, сохранилось множество мемуарной литературы, которая описывает повседневный быт юнкеров. Историкам хорошо известно, как мог и как не мог себя вести вахмистр с будущими офицерами. Но режиссёр, видимо, посчитал, что такая сцена будет выглядеть «драматично». Так вместо исторического кино получился балаган, в котором задорно кривляются клоуны-неудачники.

«Я художник, я так вижу!». Когда произносятся эти слова, случается самое страшное. Появляются фильмы, от просмотра которых у историков — как профессионалов, так и любителей — прибавляется седых волос.

А неискушённого зрителя не покидает ощущение, что эти два часа, проведённые в кинозале, над ним изощрённо издевались.

К сожалению, создатели исторических фильмов не историки. С этим придётся смириться. В самом лучшем случае они могут немного интересоваться эпохой, о которой решили снять кино. Что-то прочитать об этом времени. Возможно, расспросить о нём у тех, кого они считают специалистами. Тогда появляется смутная надежда, что вместо дорогой, но зрелищной халтуры свет увидит достойное кино.

В худшем случае режиссёр окажется сторонником какой-нибудь конспирологической теории, которые во множестве расплодились в последние десятилетия. Будет утверждать: история сфальсифицирована (вместе с документами прошлого и археологическими находками). Или же окажется почитателем творений безумных фантазёров, готовых рассказывать, как инопланетяне создавали цивилизацию древнего Шумера, а обученные тайным боевым искусствам казаки выходили воевать в одиночку против сотни врагов.

Но даже если не случилось самого худшего, зритель постоянно рискует увидеть на экране не историческую правду, а то, что считает правильным режиссёр.

Все самые дремучие стереотипы главного человека на съёмочной площадке обречены воплотиться в снятом им кино. Вот считает он, что главный герой должен драться двумя саблями — и ничего не поделаешь. Актёр возьмёт хоть три! В зубах стиснет третью, чтобы получить роль, славу и деньги… и будет с нею управляться так, что искры полетят. А если актрисе, играющей роль средневековой дамы, будет приказано глупо хихикать и делать в камеру комичные ужимки, приказ будет выполнен безукоризненно. Тем более, уж что-что — а глупо смеяться в камеру современные актрисы умеют очень хорошо.

А обоснованием этой кинематографической вакханалии всегда будет пресловутое «я так вижу»! И ничего с этим не сделать. По крайней мере, до тех пор, пока режиссёры не начнут отвечать за потраченный бюджет. А зритель у нас — что бы ни считали кинематографисты — умный. На плохое кино он не ходит. И не любит, когда его держат за дурака.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Как Нолан «продинамил» зрителя
О чём молчат пустынные пляжи киношного Дюнкерка

С историческими фильмами в последнее время одна и та же беда — выходишь из кинотеатра, щурясь от света, чешешь репу и думаешь — что это было, и точно ли «это» именно про ту историю? Фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк», богатый разными другими достоинствами, не поражает масштабами. В отличие от реальных событий, которые он был призван нам показать.

11K
15
8
1
Три главные ошибки стратегии и тактики в «Игре Престолов»

Джордж Мартин любим поклонниками за историческую достоверность, однако сериал уже два сезона как оторвался от книг и летит по пачке Беломора. Динамики прибавилось, да и персонажи почти перестали умирать, зато реалистичность сражений вызывает сомнения. И вовсе не потому, что в них участвуют живые мертвецы и драконы.

26K
22
7
160
«Белый тигр» — в кино в пять раз лучше
Что посмотреть про танчики

Снимать фильмы по книгам — дело выгодное. Писателю копеечка капает, киношникам меньше возни с сюжетом и гарантия, что на «Пятьдесят сумерек дивергента» как минимум читатели, да сходят. Ну а зрителям, на худой конец, можно зарубиться в спецолимпиаде на тему: что круче — первоисточник или экранное воплощение. Обычно книга лучше… Но с «Белым тигром» Шахназарова по мотивам романа Ильи Бояшова все вышло наоборот. И вот почему.

12K
20
11
74
Здравствуй, белочка
Суровый северокорейский кавай

По выжженным полям ползут тяжёлые, усеянные шипами мамонт-танки с тремя стволами. Генерал походя расстреливает агента по завершении спецоперации. Попавшее в засаду отделение противника сжигают заживо из огнемётов… Что происходит?

20K
25
5
299
Крепкий орешек по-советски
Бабушки и дирижабли против эсэсовцев под веществами

На рубеже кукурузно-оттепельной эпохи Хрущёва и портвейно-застойной брежневской эры на советские экраны вышел фильм «Крепкий орешек». Повествующий отнюдь не о борьбе Ивана Маклейнова в условиях развитого социализма. Впрочем, чего ещё можно ожидать от ленты, сценарий к которой писал Эфраим Севела?

16K
16
8
338
С той стороны: 5 немецких романов о Второй мировой

Мы все знаем книги «Живые и мертвые», «Прокляты и убиты», «Судьба человека», «В окопах Сталинграда», «А зори здесь тихие» и десятки других произведений о Великой Отечественной войне. Но что писали о ней те, с кем мы воевали?

51K
16
19
600
«Армия Спасения»
«Клюква», которая стоит просмотра

Если хочется провести пару часов длинным осенним вечером за лёгкой военной киношкой в стиле «Red Alert», то вот вам развесистая и сочная клюква. В 2000 году, на фоне саркастичного угара «ДМБ», фильм «Армия спасения» остался практически незамеченным. А зря.

8.9K
9
3
108
Василий Верещагин — художник, что рисует солнце
(но все почему-то замечают только отрезанные головы)

Первая и часто единственная картина Верещагина, которую показывают школьникам, — «Апофеоз войны». От этого у публики о нём зачастую создается ложное представление как о хиппи, ненавидевшем насилие и топившем за мир во всём мире. О невероятной биографии Верещагина можно снять сериал, и ещё на сборник анекдотов останется.

8.1K
14
1
114
Советские танки в Фульдском коридоре? Ня!
Веселые картинки экран покажет наш

Нет такого явления, о котором не сняли бы аниме. В начале 80-х вышел шизомилитаристский опус про Третью мировую с ядерными грибами над Нью-Йорком и Москвой, снятый по мотивам романа Джона Хакетта. Аниме Future War 198X, при всех штампах, клюкве и невменяемости персонажей заслуживает внимания. Где ещё можно увидеть наполненную пафосом сцену прорыва Фульдского коридора танками 8-й гвардейской армии?

13K
20
2
251
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

37K
53
75
1.7K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

20K
54
56
795
Невозможное: как немецкая подлодка прорвалась в Скапа-Флоу

Восемьдесят лет назад осуществился самый страшный кошмар британского флота. Подлодка кригсмарине всё-таки проникла в святая святых — базу Скапа-Флоу — и нанесла удар. О безбашенной операции, которую даже Черчилль признал подвигом, — в материале WARHEAD.SU.

19K
38
28
279
Рак против ботов: берлинский нагиб

Иногда военная история преподносит сюрпризы, которые кажутся сюрреалистическим анекдотом. Бой СУ-76 лейтенанта Рака против сухопутных торпед в Берлине весной 1945-го — как раз из таких.

19K
80
22
502
Скьявона и скьявонеска: славянские клинки на венецианской службе

Небольшая Венецианская республика постоянно воевала с могучими османами, германскими императорами и множеством других врагов. Её боевым козырем были славянские наёмники и их мечи, со временем ставшие «фирменным» венецианским оружием. Как «противотурецкий» меч сербских рыцарей превратился в «вампирский» палаш венецианской гвардии — и причём тут ультрамарины и котики?

18K
52
41
678
Попытка линкора «Шарнхорст»: последний шанс больших кораблей Третьего рейха

«Шарнхорст» не был самой мощной боевой единицей кригсмарине. Но именно ему предстояло стать последним крупным кораблём Германии, погибшим в бою с себе подобными, — другие стали жертвами бомбардировок, газовых резаков и даже ядерных испытаний. Как же выглядело это последнее сражение?

17K
42
11
247
Тамбовское восстание: как крестьяне с большевиками воевали

В августе 1920 года на борьбу за хлеб поднялось практически всё крестьянство губернии. Тамбовские партизаны не были порождением «старого мира»: они исповедовали формулу «советы без большевиков», не жаловали офицеров и даже имели своих комиссаров. И, хоть они и проиграли восстание, — в итоге, пусть и временно, добились своего.

17K
47
52
1.5K
Мортен-1944: как провалилось решающее наступление Хауссера и Клюге

Августовской ночью 1944 года эсэсовские танки выкатывались из тумана на позиции американцев. У неопытной 30-й пд, казалось, не было никаких шансов. Здесь, у маленького французского городка Мортен, решалось, кто попадёт в «котёл»: армия Паттона или армия Хауссера.

17K
56
25
543
Тест: кто вы в Тридцатилетней войне?

Эта война сотрясала Европу с 1618-го до 1648 года, унесла миллионы жизней, перепахала весь Старый Свет и превратила целые страны в разорённые пустоши. На её полях сражались армии всей Европы и даже литературные персонажи — от трёх мушкетёров и шевалье д’Артаньяна до капитана Диего Алатристе. Пройдите наш тест и узнайте, в какой армии вы могли воевать.

16K
11
25
375
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

77K
66
19
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

76K
42
31
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

64K
21
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

56K
40
77
361
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

50K
42
10
432
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

50K
40
54
591
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

50K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

47K
43
33
1.1K
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

47K
35
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

190K
85
54
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

102K
57
15
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

83K
39
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

81K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

77K
66
19
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

76K
42
31
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

74K
32
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

73K
27
17
346
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы

Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.

67K
33
28
679