itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

От «Скифа» до «Матильды»: четыре типичных провала исторического кино

Вы пришли в кинотеатр на новый исторический фильм. Садитесь в мягкое кресло, внимательно смотрите на экран. Но вскоре понимаете: вместо хорошего кино вам опять подсунули чёрт знает что…

/
29K
24
22
348

Вы пришли в кинотеатр на новый исторический фильм. Садитесь в мягкое кресло, внимательно смотрите на экран. Но вскоре понимаете: вместо хорошего кино вам опять подсунули чёрт знает что…

В кадре — ни правдивых рассказов о событиях прошлого, ни достоверных исторических деталей. Вам не покажут, как жили во времена описываемых событий. Как думали и поступали жившие тогда люди. Чем они отличались от нас и в чём были похожи. Просто фильм, который вы смотрите, — это очередной провал исторического кино.

Ты что-то слишком намудрил. Давай проще, иначе люди не поймут

Пример. Когда снимают фильм, руководствуясь таким принципом, получается что-то наподобие вышедшего недавно «Скифа». Создатели очень старались сделать исторический боевик. Боевик у них получился. А вот историческим его назвать невозможно. Вместо кино про Древнюю Русь мы увидели фильм про сказочных варваров, зачем-то называющих друг друга славянскими именами. Варвары, как и положено, обитают в фантастической стране, не имеющей абсолютно ничего общего с Русью.

От Скифа до Матильды: четыре типичных провала исторического кино

Почему так происходит? Давайте разбираться. Режиссёр просит сценариста подготовить сценарий. Сценарист должен его написать. Разбираться в том, о чём пишет, он совершенно не обязан. Да и большая часть режиссёров-заказчиков уверена:

сценарий должен содержать бодрый экшен, и сюжет должен быть такой, чтобы зритель сказал «ух»!

Поэтому, что делает «правильный» сценарист? Верно: пишет сценарий, который понравится режиссёру.

А что делает «неправильный»? Верно: изучает исторические события, чтобы попытаться рассказать о них будущему зрителю. Но режиссёры не дураки. Они хорошо знают, «что нужно широким народным массам». Поэтому в кинопроизводство уходят исключительно фильмы, над сценариями которых работали «правильные» сценаристы.

От Скифа до Матильды: четыре типичных провала исторического кино

В таком кино будет много антуража самых разных эпох, понатасканного из закромов киностудии, но имеющего самое минимальное отношение к изображаемой эпохе.

Будут хара́ктерные актеры — то есть кривляться в кадре каждый будет за двоих.

Будет много драк, погонь, панорамных съёмок. Спецэффектов — где надо и не надо. Короче, всего, что современные российские режиссёры считают признаком блокбастера.

Но вот истории там не будет. Вместо неё будут…

Ребята с нашего двора

Пример. В 2016 году в прокат вышел фильм «Дуэлянт». В нём авторы хотели показать быт и нравы русской знати самого блистательного — «петербургского» — периода нашей истории. Читай, середины XIX века. Однако вместо этого мы увидели логику, манеры и поведение простых парней с окраины маленького провинциального города, по воле случая одетых во фраки и сюртуки. Гопники вместо аристократов. Довольно сомнительный вариант, не так ли?

От Скифа до Матильды: четыре типичных провала исторического кино

Вы, наверное, считаете, что исторический фильм должен показать зрителю, что делали великие деятели прошлого? Или дать возможность понять, каким был русский человек XIII века? Или объяснить некоторые поступки исторических личностей, которые кажутся нам странными и непонятными?

Забудьте. Вы ошибаетесь. Всё это для исторического кино абсолютно не важно.

Так вместо картин минувших времён мы видим наших современников, одетых в исторические костюмы и чаще всего даже не пытающихся вжиться в роль. Вместо людей из далёкого (или не очень далёкого) прошлого мы обнаруживаем своего соседа или коллегу по работе, волей случая оказавшегося в другой эпохе. Но увы, все они не имеют никакого отношения к настоящим историческим персонажам: их манеры, поведение и логика действий позаимствованы прямо из наших дней. Со всеми свойственными ХХI веку стереотипами, шаблонами и заблуждениями.

От Скифа до Матильды: четыре типичных провала исторического кино

Так происходит по нескольким причинам. Первая среди них…

Консультант? Пусть других консультирует!

Пример. У печально памятного фильма «Матильда» был очень хороший консультант по военному костюму. Он настойчиво рекомендовал использовать исторически достоверную форму и дал художнику по костюмам всю необходимую информацию. Его внимательно выслушали и поступили по-своему. Имея перед глазами подробнейшие картинки с описаниями того, «как надо», творческие люди сделали так, как посчитали нужным.

Когда смотришь наше кино, быстро понимаешь: исторические консультанты работают совсем не для того, чтобы защитить фильм от самых вопиющих ошибок. Наверное, они появляются по традиции. Потому что «так принято».

От Скифа до Матильды: четыре типичных провала исторического кино

Вот сидит в кабинете продюсер, прикидывает бюджет фильма и думает: «Ещё наши отцы и деды снимали кино, выделяя в съёмочной группе ставку для консультанта. С тех пор так и повелось. Не нам ломать старый обычай: нужен исторический консультант. Пусть будет, он человек тихий, много денег не просит».

Так в съёмочной группе появляется специалист по историческим вопросам. Иногда внезапно оказывается, что он неплохо знает предмет, которому посвящён фильм.

Такой консультант для киношников самый вредный: ходит, надоедает режиссёру, мешает работать, сбивает с мыслей. Нудит про какие-то финтифлюшки, психологию, достоверность. Вмешивается в работу костюмера, тормозит полёт его фантазии.

Или даже предлагает потратить на правильные декорации, костюмы или оружие деньги, которые уже давно решено пустить на новую квартирку режиссёра в Каннах. В общем — плохой консультант, таких у нас в кино не любят.

От Скифа до Матильды: четыре типичных провала исторического кино

Хороший консультант «не отсвечивает» на съёмочной площадке. Он тихо получает зарплату, соглашается с любым «креативом». И понимает, что главные здесь — режиссёр, сценарист и ещё полтора десятка других людей. А он фигура случайная и в общем-то ненужная. Таких режиссёры очень любят и приглашают во все свои новые проекты.

Всё это происходит потому, что режиссёр имеет право на самые главные слова…

Я художник, я так вижу!

Пример. В сериале «Крылья империи» режиссёру очень хотелось, чтобы вахмистр военного училища устроил юнкерам разнос в самых худших традициях советской армии. С криком, руганью и обещаниями самых страшных кар. Разумеется, сохранилось множество мемуарной литературы, которая описывает повседневный быт юнкеров. Историкам хорошо известно, как мог и как не мог себя вести вахмистр с будущими офицерами. Но режиссёр, видимо, посчитал, что такая сцена будет выглядеть «драматично». Так вместо исторического кино получился балаган, в котором задорно кривляются клоуны-неудачники.

От Скифа до Матильды: четыре типичных провала исторического кино

«Я художник, я так вижу!». Когда произносятся эти слова, случается самое страшное. Появляются фильмы, от просмотра которых у историков — как профессионалов, так и любителей — прибавляется седых волос.

А неискушённого зрителя не покидает ощущение, что эти два часа, проведённые в кинозале, над ним изощрённо издевались.

К сожалению, создатели исторических фильмов не историки. С этим придётся смириться. В самом лучшем случае они могут немного интересоваться эпохой, о которой решили снять кино. Что-то прочитать об этом времени. Возможно, расспросить о нём у тех, кого они считают специалистами. Тогда появляется смутная надежда, что вместо дорогой, но зрелищной халтуры свет увидит достойное кино.

От Скифа до Матильды: четыре типичных провала исторического кино

В худшем случае режиссёр окажется сторонником какой-нибудь конспирологической теории, которые во множестве расплодились в последние десятилетия. Будет утверждать: история сфальсифицирована (вместе с документами прошлого и археологическими находками). Или же окажется почитателем творений безумных фантазёров, готовых рассказывать, как инопланетяне создавали цивилизацию древнего Шумера, а обученные тайным боевым искусствам казаки выходили воевать в одиночку против сотни врагов.

Но даже если не случилось самого худшего, зритель постоянно рискует увидеть на экране не историческую правду, а то, что считает правильным режиссёр.

Все самые дремучие стереотипы главного человека на съёмочной площадке обречены воплотиться в снятом им кино. Вот считает он, что главный герой должен драться двумя саблями — и ничего не поделаешь. Актёр возьмёт хоть три! В зубах стиснет третью, чтобы получить роль, славу и деньги… и будет с нею управляться так, что искры полетят. А если актрисе, играющей роль средневековой дамы, будет приказано глупо хихикать и делать в камеру комичные ужимки, приказ будет выполнен безукоризненно. Тем более, уж что-что — а глупо смеяться в камеру современные актрисы умеют очень хорошо.

От Скифа до Матильды: четыре типичных провала исторического кино

А обоснованием этой кинематографической вакханалии всегда будет пресловутое «я так вижу»! И ничего с этим не сделать. По крайней мере, до тех пор, пока режиссёры не начнут отвечать за потраченный бюджет. А зритель у нас — что бы ни считали кинематографисты — умный. На плохое кино он не ходит. И не любит, когда его держат за дурака.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Как Нолан «продинамил» зрителя
О чём молчат пустынные пляжи киношного Дюнкерка

С историческими фильмами в последнее время одна и та же беда — выходишь из кинотеатра, щурясь от света, чешешь репу и думаешь — что это было, и точно ли «это» именно про ту историю? Фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк», богатый разными другими достоинствами, не поражает масштабами. В отличие от реальных событий, которые он был призван нам показать.

17K
24
11
1
Три главные ошибки стратегии и тактики в «Игре Престолов»

Джордж Мартин любим поклонниками за историческую достоверность, однако сериал уже два сезона как оторвался от книг и летит по пачке Беломора. Динамики прибавилось, да и персонажи почти перестали умирать, зато реалистичность сражений вызывает сомнения. И вовсе не потому, что в них участвуют живые мертвецы и драконы.

38K
26
9
160
«Белый тигр» — в кино в пять раз лучше
Что посмотреть про танчики

Снимать фильмы по книгам — дело выгодное. Писателю копеечка капает, киношникам меньше возни с сюжетом и гарантия, что на «Пятьдесят сумерек дивергента» как минимум читатели, да сходят. Ну а зрителям, на худой конец, можно зарубиться в спецолимпиаде на тему: что круче — первоисточник или экранное воплощение. Обычно книга лучше… Но с «Белым тигром» Шахназарова по мотивам романа Ильи Бояшова все вышло наоборот. И вот почему.

15K
21
12
74
Здравствуй, белочка
Суровый северокорейский кавай

По выжженным полям ползут тяжёлые, усеянные шипами мамонт-танки с тремя стволами. Генерал походя расстреливает агента по завершении спецоперации. Попавшее в засаду отделение противника сжигают заживо из огнемётов… Что происходит?

22K
28
5
299
Крепкий орешек по-советски
Бабушки и дирижабли против эсэсовцев под веществами

На рубеже кукурузно-оттепельной эпохи Хрущёва и портвейно-застойной брежневской эры на советские экраны вышел фильм «Крепкий орешек». Повествующий отнюдь не о борьбе Ивана Маклейнова в условиях развитого социализма. Впрочем, чего ещё можно ожидать от ленты, сценарий к которой писал Эфраим Севела?

17K
17
8
338
С той стороны: 5 немецких романов о Второй мировой

Мы все знаем книги «Живые и мертвые», «Прокляты и убиты», «Судьба человека», «В окопах Сталинграда», «А зори здесь тихие» и десятки других произведений о Великой Отечественной войне. Но что писали о ней те, с кем мы воевали?

63K
20
20
600
«Армия Спасения»
«Клюква», которая стоит просмотра

Если хочется провести пару часов длинным осенним вечером за лёгкой военной киношкой в стиле «Red Alert», то вот вам развесистая и сочная клюква. В 2000 году, на фоне саркастичного угара «ДМБ», фильм «Армия спасения» остался практически незамеченным. А зря.

10K
10
3
108
Василий Верещагин — художник, что рисует солнце
(но все почему-то замечают только отрезанные головы)

Первая и часто единственная картина Верещагина, которую показывают школьникам, — «Апофеоз войны». От этого у публики о нём зачастую создается ложное представление как о хиппи, ненавидевшем насилие и топившем за мир во всём мире. О невероятной биографии Верещагина можно снять сериал, и ещё на сборник анекдотов останется.

11K
27
4
114
Советские танки в Фульдском коридоре? Ня!
Веселые картинки экран покажет наш

Нет такого явления, о котором не сняли бы аниме. В начале 80-х вышел шизомилитаристский опус про Третью мировую с ядерными грибами над Нью-Йорком и Москвой, снятый по мотивам романа Джона Хакетта. Аниме Future War 198X, при всех штампах, клюкве и невменяемости персонажей заслуживает внимания. Где ещё можно увидеть наполненную пафосом сцену прорыва Фульдского коридора танками 8-й гвардейской армии?

17K
37
5
251
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

79K
48
124
132
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

87K
99
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

51K
68
90
114
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

48K
144
445
884
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

46K
80
69
513
«Блажен, кто воздаст тебе»: штурм Грозного 1999–2000 года

Кошмарный штурм Грозного в 1994–1995 годах не стал последним бедствием этого города. Тяжёлые бои за Грозный шли в марте 1996 года, летом 1996 российская армия снова понесла огромные потери в уличных боях — и это сражение стало финалом первой войны в Чечне. Однако злополучному городу предстояло превратиться в поле большой битвы ещё раз.

47K
161
90
896
Тяжёлый и тупой: 5 «школьных» заблуждений о европейских средневековых мечах

Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!

42K
112
264
664
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

337K
150
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

170K
72
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

113K
64
34
457
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

79K
48
124
132
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
WARBLOGS