Исторический наброс

Коты, тельняшки и сигары: что лежит в основе флотских традиций?

Невозможно представить морской флот без традиций. Моряки всего мира незыблемо соблюдают старинные обычаи, каждый из которых имеет свою историю. Людям, незнакомым с морским миром, они кажутся чудачеством — ведь трудно уловить практический смысл, если смотреть поверхностно. Мы же решили заглянуть глубже.
Владимир Нагирняк /
22K
16
3
291
Невозможно представить морской флот без традиций. Моряки всего мира незыблемо соблюдают старинные обычаи, каждый из которых имеет свою историю. Людям, незнакомым с морским миром, они кажутся чудачеством — ведь трудно уловить практический смысл, если смотреть поверхностно. Мы же решили заглянуть глубже.

Откуда что взялось

С древности объектом внимания кошек были корабли с зерном, на которых заводились грызуны. В итоге это вылилось в появление традиционного корабельного кота. Ещё один обычай — салютование выстрелами из корабельных пушек при входе в гавань. С самого начала это было актом миролюбия. На кораблях специально разряжали пушки, чтобы показать свои добрые намерения, и получали такое же подтверждение с берега.

Порой старые традиции рождали новые. Средневековое окропление палубы парусника или галеры вином не церемонии освящения дало жизнь современному обычаю — разбиванию бутылки о борт корабля при спуске на воду.

Прогресс не стоит на месте: теперь бутылку разбивает женщина, что делает её покровительницей, или «крёстной матерью» корабля.

Случалось, что традиции становились общепринятыми морскими правилами, которые были своего рода «вводной частью» морского закона. Например, известная морская формула «капитан покидает корабль последним» стала означать, что на судне не осталось ни одного человека, и все теперь в безопасности.

Русские тельняшки и английские тосты

Часто флоты разных стран имеют свои персональные обычаи — менее известные, но чрезвычайно интересные. По одной из старейших и свято соблюдаемых традиций российского флота, выпускники военно-морских училищ должны натянуть тельняшки на памятники известным адмиралам. По всей видимости, делают они это ещё со времён императорского Морского корпуса.

У британского флота есть известная традиция: пить сидя во время тоста за короля или королеву. Этот обычай начался со случая, имевшего место на английской эскадре во время возвращения короля Карла II из изгнания. Когда Карл находился на флагманском корабле, адмирал и офицеры эскадры торжественно выпивали, произнося тосты за короля.

Карл II был мужчиной высокого роста и, поднимаясь вместе с офицерами во время речей, несколько раз крепко ударился головой о верхние балки в кают-компании.

В какой-то момент Его Величеству стало жалко свою голову, и он попросил офицеров не вставать, сказав: «Господа, можете пить сидя. Ваша верность мною под сомнение не ставится».

Любопытно, что американский флот является одним из самых молодых в мире, но обладает при этом большим запасом традиций. Одна из них касается курения на корабле и требует к себе особенного внимания.

Лучший отдых — перекур!

Сегодня во всём мире курению объявили войну, и современному человеку сложно представить, что когда-то табак воспринимался как благо. Нынешние моряки уже не испытывают тех трудностей, с которыми сталкивались суровые «морские волки» прошлого, пересекавшие моря и океаны на деревянных парусных судах.

Тесные кубрики, плохая, невкусная пища, тусклое освещение и скука были неотъемлемыми спутниками морской жизни. Одной из немногочисленных радостей моряка того времени стало курение трубки или сигары после тяжёлого рабочего дня, что поддерживало дух экипажей.

Однако сам процесс раскуривания табака не был похожим на то, что понимает под ним современный человек, которому достаточно щёлкнуть зажигалкой, чтобы пустить дым. В те времена спички ещё не стали такой банальностью, как сейчас. Их заменяли масляные лампадки, которые висели в носовых кубриках фрегатов, корветов или бригов и назывались «лампами для прикуривания» (smoking lamp). Команду на перекур всегда давал боцман в строго определённое время суток, и когда он произносил: «Зажечь лампу для прикуривания!» («Light the smoking lamp!»), моряки спешили в кубрик, где прикуривали от неё и релаксировали в табачном дыме.

Курение в других местах корабля строго воспрещалось.

Такие правила не чья-то блажь, а суровая необходимость.

Огонь в море — самый страшный и беспощадный враг для всех моряков, поэтому лампа для прикуривания стала единственным санкционированным источником огня на борту. Это был практический способ держать огонь на судне подальше от огнеопасных мест — типа снарядных и пороховых погребов и других помещений, где располагались легковоспламеняющиеся вещества и материалы.

В современном американском флоте лампы для прикуривания давно исчезли из практического употребления. Однако память о них хранится до сих пор, поскольку на кораблях ВМС США до сих пор употребляют выражение: «Зажигание лампы для прикуривания только в разрешённых местах». Или же, когда экипажу даётся время на перекур, командуют: «Зажечь лампу для прикуривания!». Эта традиция соблюдается на разных американских кораблях — вплоть до подводных лодок.

Некоторые люди глумятся над традициями, считая их пережитками. Но они ошибаются — если рассматривать обычаи в качестве стандарта поведения, ниже которого нельзя опускаться.

Примером тому могут служить знаменитые слова адмирала Эндрю Брауна Каннингема. С их помощью в мае 1941 года он отклонил рекомендацию бросить британские войска на Крите, чтобы не подставлять свои корабли под смертоносные удары вражеской авиации. «Военно-морскому флоту нужно три года, чтобы построить корабль. Для того чтобы заново построить традицию, потребуется триста лет». Флот пришёл на помощь, поскольку не мог опуститься ниже своих стандартов.

Мораль, этика и безопасность — если всё это поддерживается традициями, то стоит ли считать их чудачеством и анахронизмом?

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...