Железо

«Калибры» из коробки: чем вооружить современные грузовые суда?

Ракетный комплекс, замаскированный под поезд, был успешно реализован в Советском Союзе. В современной России конструкторы пошли ещё дальше и предложили замаскировать ракетную установку под стандартный сорокафутовый морской контейнер. Стоит ли теперь опасаться контейнеровозов, заходящих в порт? Как обнаружить такую установку… а главное, зачем она была создана?
Михаил Котов
  • 20K
  • 18
  • 9
  • 166

Начнём издалека.

После пограничного конфликта на острове Даманский советский кладезь шуток и анекдотов пополнился бриллиантом: на китайскую танковую атаку «мирно пашущий советский трактор ответил ураганным огнём из всех орудий». Анекдот пришёлся по вкусу, и фраза стала мемом (или, как говорили раньше, «ушла в народ»).

Однако в 2011 году на Международном военно-морском салоне показали разработку, идеально вписывающуюся в советский анекдот. Да, мы сейчас говорим о Club-K — модификации экспортной версии ракетного комплекса «Калибр», предназначенной для размещения в обычных морских контейнерах.

Среди океана контейнеров

Статистика знает всё.

От статистики не скроешься никуда. Она имеет точные сведения не только о количестве старших лейтенантов, вьетнамских гуков, дульных компенсаторов, спутников, маркитанток, автоматов Калашникова, медалей «За выслугу лет», танков и самолётов, — но знает даже, сколько в мире военных экспертов. Одного не знает статистика: сколько на нашей планете морских контейнеров.

Хотя что я вру — знает, конечно! В настоящее время в мире насчитывается примерно 43 миллиона контейнеров. Из них 23 миллиона активно используются, а остальные доживают свой век на суше. Это очень много.

Теперь представьте, что вот этот ржавеющий красный контейнер с надписью MAERSK, стоящий в отстойнике порта, — и не контейнер вовсе.

И вот тот синенький из пары сотен стоящих на грузовой палубе контейнеровоза тоже не настоящий. При этом контейнеры металлические — о том, что у них внутри, можно узнать либо открыв, либо прогнав через таможенную систему «Янтарь».

А между тем внутри у них ракетный комплекс Club-K.

«А внутре у ней ракета…»

Всего в комплексе три контейнера. Основной — это так называемый универсальный стартовый модуль. В модуле четыре ракеты, можно создать систему из четырёх связанных модулей — итого 16 ракет. Наверное, можно и больше… но в конце-то концов — это оружие защиты или попытка развязать Третью мировую?

Club-K на Международном военно-морском салоне 2011 года (фото: Wikimedia Commons)

В состав универсального модуля входят система управления стрельбой и пусковая установка вертикального (для ракет 3М-54КЭ, 3М-54КЭ1, 3М-14КЭ) или наклонного (для ракет Х-35УЭ) старта.

Кроме контейнера с универсальным стартовым модулем где-то неподалёку должны стоять ещё два таких же. В одном из них модуль боевого управления, в другом — модуль электропитания и вспомогательных систем. То есть до того момента, как модули начинают работать, обнаружить их практически невозможно. Прекрасное тактическое преимущество, вот только как его реализовать?

Чего нет? Правильно, никакой радиолокационной станции в комплекте. И это главная проблема такого комплекса. Нужно либо задействовать ещё одну систему (причём заказав её в таком же контейнерном исполнении), либо использовать заранее известные координаты. Увы, но у этого комплекса есть более важные проблемы, чем наведение на цель.

В комплекте не поставляется: модуль обнаружения и целеуказания с комплексом дальнего радиотехнического мониторинга ЧВА-001-04РПЭ (источник фото)

Проблемы запуска

Самый главный вопрос, на который пока не ответили разработчики, — как комплекс использовать? Да, его можно перевозить автомобильными платформами, как, собственно, любой контейнер, и даже осуществлять пуски «с колёс». Но тут надо понимать, что четыре ракеты в условиях боевых действий погоды не сделают. Посмотрите на Сирию — американцы предпочитают запускать ракеты «с запасом», едва ли не пару десятков на одну цель.

Идея привезти комплекс Club-K в порт, а затем выстрелить ракетами по месту выступления президента какой-нибудь страны — идея для неплохого боевика, но уж точно не для реальной жизни. В реальности для устранения будут использовать гораздо более простые и надёжные способы.

Значит, перед нами оружие защиты? И тут снова не так много сценариев его применения. Катать три лишних контейнера на лихтеровозе несложно, но зачем? Пиратов вроде пока нет, а в случае полномасштабного конфликта бить будут не по флагу, а по морде. И если одна из сторон решит перерезать морские коммуникации, как это было восемьдесят лет назад, то топить грузовые суда будут быстро и безжалостно.

Так и получается, что комплексы эти призваны скорее «пугать», а не воевать. Тот самый бронепоезд, который стоит на запасном пути. Даже самое замечательное оружие, если оно не вписывается в современную доктрину ведения боя, может остаться не у дел. «„Калибры“ из коробки» идеально подошли бы в случае существования в современном мире пиратских рейдеров, грозящих мирным контейнеровозам.

«Сюрприз» можно воткнуть даже на десантный катер (фото: Рособоронэкспорт)

Увы, в современной реальности пираты выродились в десятки плохо вооружённых сомалийцев на «зодиаках», а государства предпочитают грабить торговцев путем пошлин и налогов.

Контейнер-сюрприз

Итог получается странным. Есть очень интересное, созданное с оригинальной задумкой оружие. Вот только как его применять, пока непонятно. Судя по отсутствию информации о контрактах на покупку Club-K, — непонятно многим. Что делать? Тоже неясно. Разработчик в интервью говорил о возможности установки ракетного комплекса на ледоколы. Но зачем? Возможно, исключительно для реализации того самого анекдота о мирно пашущем советском тракторе.

Пока же комплексу Club-K можно прогнозировать исключительно выставочную жизнь. Впрочем, время покажет. Может, и пригодятся «ракеты в коробочке». Идея-то классная.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Ближайшая перспектива — применение подобных систем с универсальных палуб кораблей с модульным вооружением (строящиеся корветы проекта 20386, например). Это модная тема в последние годы — свободный объём с подведёнными коммуникациями, который может быть заполнен модулем, оборудованным по желанию: хоть под пусковые установки, хоть под госпиталь с операционной, хоть под походный штаб корабельного соединения. Но сами видите — это довольно далеко от первоначальной идеи «ракеты на сухогрузе».

Подписки в соцсетях