Сразу должен сказать: «Собибор» — фильм не для развлечения. Если хотите развлечься, идите на какой-нибудь другой фильм — на «Лару Крофт», к примеру. Это честное развлекательное кино. А «Собибор» — фильм о лагере смерти. Даже не концлагере, а натуральной фабрике уничтожения. Реальной. И о том, как люди выживали там. И не просто выживали — боролись. И побеждали. Вожаком восстания в Собиборе стал лейтенант Красной армии Александр «Саша» Печерский.
Капитан Александр Аронович Печерский и макет лагеря Собибор, собственноручно им собранный (источник фото)
Много лет назад я смотрел фильм «Побег из Собибора» 1987 года. Печерского там сыграл Рутгер Хауэр. Сейчас я уже мало что помню из того фильма. Помню, было страшно. Помню кропотливый план узников по заманиванию охранников в ловушки и тихому их убийству.
Рутгер Хауэр в фильме «Побег из Собибора»
И, конечно, помню Хауэра с его добрыми глазами робота-убийцы. Как только появляется его персонаж с характерной улыбкой, как-то сразу становится понятно — немцам скоро хана. Так и выйдет. Так что на Западе о нас снимали далеко не только клюкву. Увы, встретиться с настоящим Печерским западной съёмочной группе не дали — и это позор. А в 1990 году герой умер. И только в январе 2016 года Печерского, автора одного из самых успешных восстаний за всю войну, посмертно наградили орденом Мужества.
Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам
Собибор — один из лагерей уничтожения (Vernichtungslager), использовавшихся нацистами для истребления «расово неполноценных» лиц — евреев и цыган, а также советских военнопленных. Действовал с мая 1942-го по октябрь 1943 года, за это время были уничтожены около 250 тысяч человек. В основном узники истреблялись в первые дни после прибытия, некоторое их количество оставлялось в живых для вспомогательных работ, что позволяло продлить жизнь на какое-то время.
Восстание в Собиборе стало одной из самых успешных попыток лагерного сопротивления в годы Второй мировой войны — участникам побега удалось убить 12 охранников лагеря и уйти в лес. К сожалению, большая часть из более чем 400 восставших погибла. До конца войны дожили только 53 человека, включая организатора — Александра Печерского, сумевшего во главе группы бывших узников Собибора прорваться в Белоруссию и присоединиться к партизанам.
О самом Собиборе я знал только «немного предсказуемый» финал. Поэтому на новый фильм шёл как простой зритель.
На небольшой полустанок прибывает поезд. Из него выходят прилично одетые люди с чемоданами: мужчины, женщины, старики, дети. Охрана выкликает специалистов — столяров, плотников, ювелиров, обувщиков… Остальных направляют помыться после дороги в душевые, для дезинфекции. И люди идут. Ещё не зная, что эти секунды делят прибывших на живых и мертвых. Потому что большинство, кроме нескольких счастливчиков, ждёт газовая камера. Приезжают новые эшелоны. Из Германии, Франции, Польши… Итог тот же.
Можно попробовать выжить, по прихоти судьбы и охраны лагеря оказавшись полезным. Сортировать вещи своих же родных. Чемоданы, туфельки, очки. Кольца. Женские волосы.
Можно попробовать молиться. Но рано или поздно — итог тот же.
Можно попробовать сбежать. Кругом колючая проволока и минные поля. Сбежать не удавалось ещё никому. А потом в наказание всех узников поставят на колени и расстреляют каждого десятого. Это если вас ещё до побега не выдадут другие узники. Всё это передано в фильме. Передано крайне наглядно.
Что делать? Скажу честно: не знаю. Я человек другого поколения.
Печерский смог придумать и, главное, реализовать план, чтобы не просто выжить, а поломать всю эту машину смерти раз и навсегда.
Причём он не говорил ни на идише, ни по-польски. Но смог осуществить совершенно невообразимое.
Исполнитель роли Печерского, Константин Хабенский, хорош. Он внешне, конечно, совершенно не «терминатор» Рутгер Хаэур. Но играет собственного героя, не чужого. Он — как актёр — в этой роли выложился полностью.
Минусы. Увы, есть. Я не могу залезть Хабенскому в голову и написать, «что хотел сказать автор своим произведением». Но в кинозале иногда чувствуется «неровность» фильма: как будто его два разных человека делали (тогда я ещё не знал, что у «Собибора» действительно сменился режиссёр). Время от времени на общем трагическом фоне вылезают крохотные эпизоды, без которых (на мой и только мой) взгляд можно было смело обойтись.
Немцы и их подручные только в Собиборе деловито убили сотни тысяч людей. Сортировали на полезных и бесполезных, как это показано в фильме, потом вторых просто травили. Они действительно хвастались меткостью, стреляя по людям. Или унижали иудеев, заставляя есть хлеб в пост на Йом-Кипур. Или заставляли самого наказываемого считать наносимые удары (садизм в том, что при сбое в подсчёте экзекуция начиналась заново, и так человека можно было забить до смерти). Многие эпизоды фильма — чистая правда.
Зачем же показывать таких деятелей (не могу сказать «людей») карикатурными злодеями «я кровожадный, я беспощадный» в стиле, простите, какого-нибудь Тарантино? Они и так уже нелюди дальше некуда. К счастью, таких моментов немного. И общий эмоциональный фон фильма очень сильный.
Александр Печерский оставил воспоминания, недавно переизданные под названием «Прорыв в бессмертие» (я их прочёл после просмотра кино). В них Печерский рассказал, как он выживал в течение многих месяцев плена. Несмотря на крохотную пайку и садизм охранников. И как потом попал в Собибор — и что смог там совершить. Многие эпизоды фильма (например, рубка пня, добыча продуктов, разговор с охранником-капо) взяты прямо из воспоминаний героя. А вот лирическая линия в книге передана куда лучше.
Понравится ли такой фильм? Он вообще-то о лагере смерти — глагол «нравится» тут неуместен. Стоит ли на него идти? Тут каждый должен решать сам.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.