Перезвон колоколов с часовой башни Пражской Лореты звучит уже более 300 лет. Играл он и 9 мая 1945-го, под грохот стрельбы и разрывы снарядов. Бой за Прагу был недолог — уже к полудню выстрелы стихли. Но даже в коротком бою не обходится без потерь. Освобождавший город солдат Беляков, очарованный колокольным звоном, навсегда остался в Праге.
Легенда
Раненого советского солдата Белякова принесли в одну из капелл на Лоретанской площади. Монахи пытались ему помочь, но ранение оказалось слишком тяжёлым. Боец прожил ещё несколько часов, отмеренных колоколами Лореты. И умирая сказал, что вечно бы слушал их звон, если бы мог.
Монахи не смогли спасти освободителя, но сделали всё, чтобы выполнить его последнюю просьбу.
Так рядом с одним из красивейших мест Праги появилась могила советского солдата Белякова. Который теперь всегда слышит звон Лореты.
История
Тогда, в мае 45-го, к Праге шли части сразу двух гвардейских танковых армий — 3-я генерал-полковника Павла Рыбалко и 4-я генерал-полковника Дмитрия Лелюшенко. Путь от Берлина до Праги вовсе не был лёгкой прогулкой. Большинство немецких частей рвалось на запад, надеясь, что плен у союзников избавит их от поездки в Sibirien. Но хватало — особенно среди войск СС — и тех, кто сдаваться не собирался.
О том, кто ворвался в Прагу первым, можно узнать из наградного листа. Посмертного. Выданного на гвардии лейтенанта 63-й гвардейской танковой бригады Ивана Гончаренко.
«Действуя в головном дозоре, нанося противнику сокрушительные удары, т.Гончаренко первым ворвался в г. Прага. Стремительно преследуя противника, т. Гончаренко захватил мост через реку Влтава в центе города и выступил в неравный бой с 13 самоходными орудиями немцев».

Далее в документе говорится, что Гончаренко подбил две вражеские самоходки. Раненым продолжал вести бой из горящего танка и погиб от нового попадания.
Всего в бою за Прагу 63-я танковая бригада потеряла пять человек убитыми и 21 — ранеными.

Рядом с ней воевала и другая бригада того же корпуса — 62-я. В её документах записано, как чехи вытаскивали наших раненых из-под огня, оказывали им помощь и отвозили в госпитали. Возможно, Беляков был как раз одним из раненых — именно 62-я гвардейская танковая брала президентский дворец неподалёку от Лоретанской площади. В боях за Прагу бригада потеряла семерых своих бойцов убитыми и 17 ранеными.
Современность
История не самая точная из наук. В тумане прошедших десятилетий тают люди и целые страны.
Имя советского солдата, павшего в бою за Прагу, кануло в лету — осталась только фамилия. Нет уже ни СССР, ни Чехословакии. Но в столице независимой Чехии, в нескольких десятках метров от часовой башни костёла Лореты по-прежнему стоит скромный памятник с надписью на двух языках.

И почти всегда на нём лежат свежие цветы.