Полемика

Спор: зачем нужны парады и что на них показывать?

Подготовка очередного парада на Красной площади уже традиционно вызывает немало споров. Но в этом году в обсуждениях появилась новая тема: всю ли технику уместно показывать на парадах, или же есть образцы, не подходящие для этой цели? Авторы WARHEAD.SU спорят.
Евгений БелашЮрий Кужелев
Фото: Виталий Кузьмин
  • 13K
  • 18
  • 10
  • 140
Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

Начнём с вопроса, что такое парад. Это, как мне кажется, показательное выступление наших вооружённых сил. Оно должно быть красивым и органичным. Зачем же тогда на площади не умеющие летать беспилотники и не умеющие ездить роботы? Копии китайских квадроциклов после баллистических ракет — это уже попахивает «цыганской» безвкусицей, которую мы часто можем наблюдать на Востоке. У нас солидный уважаемый парад или цирк-шапито?

БЛА вертолетного типа «Катран» (фото: Виталий Кузьмин)
Евгений Белаш
Евгений Белаш

Что поделать… Где же ещё показывать новинки, как не на парадах? Да, специалистам интереснее посмотреть, скажем, новый блок электроники на внешне совершенно таком же самолёте. Но в нашей стране живут не только военные эксперты. Открою страшную тайну: многие профессионалы в своих областях вообще первый раз услышат о существовании таких беспилотников, квадроциклов и снегоходов. И не только таких. Парад — это прежде всего красивая картинка. А действительно прорывные машины — как Су-57 или «Армата» — появляются всё-таки не каждый год. Так почему бы не показать новинки, пусть не такие пафосные?

Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

Желание показать новую технику, несомненно, похвально. Но не надо путать парад и выставку. Все новинки стоит показывать именно там, а вовсе не на параде. Как я уже говорил, парад — это больше выступление, символ мощи страны. И не стоит захламлять его чем попало. Но уж если вы хотите что-то показать на параде, то пусть оно пойдёт или полетит само. Что мешает «Уранам» самим пройти? Или летающие беспилотники: как круто они смотрелись бы в воздухе!

Боевой многофункциональный робототехнический комплекс «Уран-9» (фото: Виталий Кузьмин)
Евгений Белаш
Евгений Белаш

Ну что ж, давай посмотрим ТТХ роботов семейства «Уран». Сапёрный «Уран-6» — максимальная скорость до пяти км/ч. Боевой «Уран-9» — до 35 км/ч. Как ты предлагаешь гнать их за, например, «тиграми», которые и сотню километров выдадут? Причём машины-то создавались не для парада, а для разминирования, с оператором в сапёрном доспехе, идущем в безопасном отдалении. А здесь откуда управлять?

Полёт — тоже непростая штука. Оно, конечно, «Хищник» однажды смог переманеврировать в учебном бою даже F-16… А сколько военных беспилотников разбилось, когда оператор не заметил, что машина «вверх ногами» летит? Несколько сот штук только у США, так?

Спроси себя: как координировать вылет друг за другом всех самолётов, вертолётов — а теперь ещё и беспилотников? Случался в советское время «строй бутербродом», когда опоздавший лётчик немного наддал.

Случались и катастрофы — «Максим Горький», например. Или шоу в немецком Рамштайне (не путать с немецкой же группой). Или когда фирма «Дженерал Электрик» решила «пофорсить» и выставила в одном строю сразу пять самолётов (включая опытные) с двигателями собственного производства. Итог — минус испытательный истребитель F-104, минус новейший бомбардировщик B-70 «Валькирия», минус два пилота.

БПЛА «Корсар» (фото: Виталий Кузьмин)
Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

Так и скорость движения на параде не 100 километров в час. Скорость движения парадной колонны — 11 километров в час. Так что никаких проблем у «Урана-9» нет. Довезти его до места выхода можно и на трейлере. Или все опасаются, что этот крайне спорный агрегат с непростой судьбой встанет на параде или снесёт трибуну? Но поместить его на трейлер — это не решение. Это, считай, признание: «Мы боимся, мы не уверены, мы не доверяем своей технике». И парад из демонстрации мощи превращается в не очень красивое хвастанье новыми игрушками. С сапёрным «Ураном» всё ещё проще: есть много вещей полезных, не очень нужных на параде.

Робототехнический комплекс разминирования «Уран-6» (фото: Виталий Кузьмин)
Евгений Белаш
Евгений Белаш

Парад — и так крайне сложное мероприятие по организации и синхронности. Синхронизировать действия водителей и операторов беспилотников с парадной точностью — настолько головоломная задача, что я б и представить не смог. «Демонстрация мощи, а не хвастанье новыми игрушками» — так ведь в советское время нередко специально возили даже не настоящие ракеты, а макеты, причём заведомо отвергнутых образцов оружия. Ничего, народу нравилось. А сейчас и о ТТХ реальной техники рассказывают. Глядишь, ещё увидим боевых роботов и экзоскелеты в одном строю… и космолёты над ними.

Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

В армии никуда без полевой кухни и прачечной. Надо ли их тоже показать на параде? Пусть они пекут булки и разбрасывают их на ходу?

Евгений Белаш
Евгений Белаш

Вообще-то показ пекарни и дегустация её продукции — неотъемлемая часть посещения группой штатских товарищей практически любой воинской части (кроме РВСН, наверное). И это многолетняя традиция. МЧС недавно именно что привезла на ВДНХ кухни с дегустацией содержимого.

Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

Так какой смысл показывать несерийную машину, которая не способная сама на публику выполнить свои функции? Та же «Армата» могла заглохнуть или сломаться. Так может её на трейлере надо было везти, чтобы точно ничего не случилось?

Танк Т-14 «объект 148» на тяжелой гусеничной унифицированной платформе «Армата» (фото: Виталий Кузьмин)
Евгений Белаш
Евгений Белаш

Всё-таки танкам как классу куда больше лет, чем беспилотникам современных типов. И конструкции отработаны, и навыки вождения на парадах… На прошлогодней выставке «Армия», когда просто давали сфотографироваться рядом с мирно стоящей «Арматой» (пока на полигоне вовсю ездили и стреляли не только более ранние танки, но и новейшие бронемашины тоже), от желающих отбоя не было. Да и бронированные грузовики «Тайфун» показывали, когда они ещё не были в серии.

:Илья Крамник:
На правах редактора закончу спор нижеследующим: стоит различать две функции военных парадов — символическую и демонстрационную — и взвешивать, насколько они сочетаются.

Веками, пока о качествах оружия можно было достаточно уверенно судить просто по внешнему осмотру, они сочетались вполне гармонично. Сейчас, когда действительно невзрачный беспилотный аппарат иногда может оказаться опаснее танкового батальона, а «свежая» электронная начинка может дать новую жизнь самолёту, ни на йоту не изменив его внешне, привычная демонстрация уже не работает так, как раньше.

Идеальным вариантом стало бы разведение этих функций. Парад остаётся символом, поэтому в нём должны участвовать отборные воинские части со своей штатной техникой и вооружением, которые демонстрировали бы преемственность по отношению к прославленным соединениям Великой Отечественной. И проходить, по-хорошему, он должен не в тесном ущелье Красной площади (куда после восстановления Иверской часовни техника попадает по ещё более тесному проходу между Кремлём и Историческим музеем, а потом вынуждена разгоняться на Васильевском спуске, чтобы не создавать затора для идущих сзади), а, скажем, на Кутузовском проспекте. От Триумфальной арки на запад, вдоль музея на Поклонной горе. Тут и простор, и зрелище, и размах — хоть танковую дивизию в полном комплекте показывай.

А демонстрацию новинок, да ещё специфических — требующих, в отличие от «весомых, грубых, зримых» © танков, пушек и ракет серьёзных пояснений относительно функционала, будь то роботы, инженерная техника или другие специальные системы — я бы всё же оставил выставкам. Которые, конечно, надо популяризовать и делать более удобными для посещения всеми желающими.

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях