Лёд Невы и блокадное небо: фарфоровое чудо Анны Яцкевич

«Расписные» корабли

Анна Адамовна родилась в 1904 году. После окончания техникума работала на Ломоносовском (бывшем Императорском) фарфоровом заводе, занималась росписью посуды.

Вскоре в её родной город пришла война, а за ней и блокада. Руководство приняло решение маскировать корабли Балтийского флота, используя запасы краски, оставшейся на заводе.

Так художницы, которые до войны расписывали изящные фарфоровые сервизы, начали укрывать от врагов корабли.

А куда было деваться? Мужчины на фронте, все руки на счету.

Но сказать — это одно. А вот покрыть многотонную железную махину, пришвартованную к набережной, маскировочным узором под постоянными обстрелами и налётами авиации (да ещё и силами хрупких женщин-мастеров) — совсем другое.

Замаскированный «Свирепый» на огневой позиции у фабрики «Канат» (фото: Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ)

Именно так замаскировали эскадренный миноносец «Свирепый» (проекта 7У), стоявший недалеко от территории завода. За всю войну в него так и не попало ни одной бомбы. И в этом была заслуга хрупких женщин.

Кобальтовая сетка

В 1942 году блокада унесла жизни матери и сестры Анны Яцкевич. Вскоре после операции «Искра», когда советские войска смогли прорвать блокаду Ленинграда, завод стал потихоньку возвращаться к основному занятию — работе с посудой.

Только промышленности в условиях войны было не до производства художественной краски. И оформителям пришлось использовать обычный кобальтовый карандаш фабрики «Сакко и Ванцетти» с фарфоровой краской в качестве стержня.

Большинству инструмент не понравился. Работать с ним взялась только Анна Адамовна.

Таким карандашом она расписала набор посуды «Тюльпан», нанеся на него перекрёстные синие линии. Да, форма этого узора частично перекликается с росписью сервиза «Собственный», принадлежавшего императрице Елизавете I. Но сама художница всегда заявляла: её роспись — это воспоминания о блокаде.

В нём можно увидеть и потрескавшийся лёд на Неве, и заклеенные окна, и прожекторы, ищущие по небу вражеские самолёты… и душу ленинградцев, не утративших тягу к прекрасному в эти страшные дни.

Примечательно, что изначально этот узор должен был быть золотым, но Анна Адамовна перекрасила его в синей гамме. Таким он и вошёл в историю.

Память после…

К сожалению, блокадные невзгоды подорвали здоровье художницы. Анна Адамовна умерла в 1952 году — простудилась во время отдыха на Кавказе, куда ездила каждый год.

Кавалер ордена Красной Звезды, медали «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», она так и не увидела триумфа главной в своей жизни работы.

В 1958 году на Всемирной выставке фарфоровых изделий в Брюсселе «Сервиз с кобальтовым узором» получил главный приз — золотую медаль за роспись и форму. А вскоре ему присвоили «Знак качества СССР».

С тех пор он на постоянной основе входил в ассортимент Ломоносовского фарфорового завода.

Не было в Советском Союзе дома, где не стояли бы чашки и тарелки с таким узором.

А все туристы, посещавшие Ленинград, узнавали эту историю и везли домой набор посуды в качестве сувенира.

Кстати, в российском посольстве в Париже до сих пор угощают гостей из такого сервиза.

Анна Адамовна Яцкевич оставила свой след не только в узоре классического сервиза ЛФЗ. Она участвовала в оформлении вазы «Победа», которую коллектив завода выполнил к первой годовщине окончания Великой Отечественной войны. Да и сам знаменитый логотип Ломоносовского фарфорового завода — искусные завитки и три буквы «ЛФЗ» — тоже её авторства.

Так что, когда будете навещать своих родственников, загляните в бабушкин сервант: там наверняка стоит хотя бы одна бережно хранимая чашка с красивым синим узором. Узором, который напоминает нам о великой войне, жажде жизни и вечной тяге человека к прекрасному.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий