itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

С-130: символ американской военщины и миражи

«Локхид» С-130 «Геркулес» — символ не только американской, но и всей западной военщины. Мы расскажем вам о поистине культовом американском транспортнике и безуспешных попытках сделать его больше, научить садиться на воду и взлетать вертикально.

/
21K
17
6
97

«Локхид» С-130 «Геркулес» — символ не только американской, но и всей западной военщины. Мы расскажем вам о поистине культовом американском транспортнике и безуспешных попытках сделать его больше, научить садиться на воду и взлетать вертикально.

Главный герой

Транспортная авиация, как и любой честный труженик, всегда находится в тени своих боевых собратьев или роскошных пассажирских лайнеров. Но иногда луч славы и известности озаряет даже тяжеловозы. За свою более чем 60-летнюю историю С-130 «Геркулес» прошёл через десятки локальных конфликтов, стоял на вооружении у десятков стран и, конечно, обзавёлся невероятным количеством модификаций. К сожалению, не все из них увидели свет, поэтому мы поговорим о самых смелых нереализованных вариантах.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

C-130 — один из двух наиболее заметных представителей «золотого века авиации», доживших до наших дней в серийном производстве. Самое интересное в его судьбе то, что, как и многие другие машины, в то время он рассматривался как проходной вариант на пути к супераппаратам будущего. Но многие самолёты, созданные сильно позднее, уже пылятся на свалках, да и с ракетопланами как-то пока не задалось, а «Геркулес» всё ещё производится.

А кто второй? Ан-12, конечно. Пусть он теперь и китаец.

Такой же, но побольше

В течение всей своей жизни С-130 постоянно прибавлял в росте. Но иногда казалось, что неплохо бы соорудить из такого успешного самолёта что-то ещё более объемное. В середине 1970-х в «Локхид» занялись программой VLS — Volume-Loadability-Speed (Объём-Грузоподъёмность-Скорость. — Прим. ред.). «Геркулес» должен был нести больше и лететь дальше. Фюзеляж расширили и удлинили: теперь туда помещались пере-БМП (недо-танк) «Брэдли» и «Хаммер» в придачу.

Ради увеличения скорости не только поставили новые двигатели, но и пересмотрели всю аэродинамику. Однако военные решили, что за такие деньги проще купить новенький военно-транспортный самолёт YC-15.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Был такой случай и в нашей деревне. Захотели Ан-12 увеличить, сделали Ан-12Д, потом нарисовали из него АН-40. Посмотрели, и решили сочинять Ан-70 — способный перевозить уже целый танк, а сверху всё это должно было венчаться новым Ил-106. Но затем пришёл распад СССР, и всё — кооперация двух союзных республик ёк. Ан-70 соседи так по выставкам и катают в роли вечно перспективного. А из YC-15 у американцев через некоторое время вырастет современный С-17 «Глобмастер III»

С-130 VLS
С-130 VLS

Вторую попытку увеличения «локхиды» предприняли в 1984 году на фоне проблем с заменой С-141. C-130 WBS (Wide Body STOL, широкофюзеляжный) — вновь говорящее название, широкий фюзеляж и новые двигатели с аэродинамикой для короткого взлёта. В самолёт снова запихнули «Брэдли». Но военные не особо вдохновились: ожидаемый С-17 смотрелся куда интереснее.

Наработки WBS использовали для будущего «Супер-Геркулеса».

C-130 WBS
C-130 WBS

Последнюю попытку неутомимые локхидовцы предприняли в 2008 году. Уже на основе C-130J нарисовали удлинённый и широкофюзеляжный C-130XL. Обосновали этот проект опасением, что перспективные системы вооружения выходят слишком большими и могут не влезть в обычные С-130. Военные идею не одобрили и попросили перестать надувать старичка, а сами стали ждать транспорт будущего — принципиально новой конструкции.

Ждут до сих пор.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Прекращение холодной войны вещь такая. Не нам одним по почившим амбициозным программам страдать.

C-130XL
C-130XL

Были в истории Геркулеса попытки не увеличить, а наоборот — уменьшить самолёт. Так, в 1977 году в «Локхид» выкатили проект L-400 «Twin Herc». Это была упрощённая двухдвигательная версия гражданского «Геркулеса» L-100. Целью стал рынок небогатых стран третьего мира, но даже уменьшенный L-400 оказался слишком дорогим, и заказов на него не последовало.

L-400 Twin Herc
L-400 Twin Herc

А такой же, но чтоб плавал? Можно!

С-130 занимает нишу тактического транспорта. Соответственно, летает он не только на тыловые аэродромы, но и поближе к линии фронта. А там не всегда можно более-менее ровную поляну найти. Вот если бы С-130 мог сесть на воду… ведь речки с озёрами можно найти везде — от Европы до джунглей Вьетнама. В «Локхид» это понимали и активно пытались научить своё детище плавать.

Амфибийный С-130, вариант летающей лодки
Амфибийный С-130, вариант летающей лодки

Работы в этом направлении начались ещё в 60-х годах и не прекращались до наступления 21-го века. Сначала конструкторы пошли по пути создания летающей лодки, но получавшийся гидро-вариант С-130 был дорогим, да и плавал не очень. На него даже пытались установить воздушную подушку, чтобы сделать сразу двухсредное шасси. Но нагнетательные агрегаты занимали слишком много места, и от идеи пришлось отказаться.

С-130 с установкой воздушной подушки
С-130 с установкой воздушной подушки

В 1995 году была произведена попытка создать поплавковый гидросамолёт. Такие можно было не строить заново, а переделывать из уже имеющихся авиамашин. Но ни военные, ни гражданские покупатели не заинтересовались подобным.

Сделать аэродром проще, чем мучиться с использованием специализированного самолёта.

Амфибийный С-130, вариант с поплавками
Амфибийный С-130, вариант с поплавками

А взлетать вертикально? Тоже можно!

Проблему с аэродромом можно решить не только посадкой на воду. Куда интереснее взять и научить «Геркулес» взлетать по вертикали — или хотя бы уменьшить длину разбега. Второе, конечно, было проще — ставим на С-130 двигатели помощнее, и цель достигнута!

В 1975 году в «Норт Американ» разработали проект установки на С-130 четырёх турбореактивных двигателей GE F101. Но попытка урвать военный заказ из-под носа «Локхид» не вышла. Хотя разбег удалось значительно сократить, кушали движки многовато — или падала дальность, или снижалась полезная нагрузка при установке дополнительных баков.

Норт Америкэн NA-382
«Норт Америкэн» NA-382

В 1982 году подобную попытку повторили сами локхидовцы. С-130 USB «Геркулес» не только получил новые турбореактивные двигатели, но и новое крыло с возможностью размещать над ним гондолы — прямо как у YC-14. Но военные сделали выбор в пользу более традиционного варианта модернизации, в будущем ставшего С-130J.

С-130 USB. Не пугайтесь, асимметричная только модель — так сделано для наглядности
С-130 USB. Не пугайтесь, асимметричная только модель — так сделано для наглядности

Но если поставить специальные подъёмные двигатели, всё может получиться! В 1967 году в «Дженерал Моторс» спроектировали специальную подвесную гондолу с семью двигателями XJ99. Разбег должен был сократиться до 70-100 метров, но, как показали дополнительные расчёты, чрезмерная нагрузка могла серьёзно повредить крылья.

С-130 с установкой подъёмных двигателей XJ99
С-130 с установкой подъёмных двигателей XJ99

В 1990 году «Боинг» вместе с НАСА разработали проект СВВП (самолёт вертикального взлёта и посадки) с поворотным крылом на базе С-130. Идея была крайне интересной, но появилась не вовремя. Военные бюджеты безжалостно сокращали, и денег на новые исследования никто не выдал.

СВВП на базе С-130 от Боинг и НАСА
СВВП на базе С-130 от «Боинг» и НАСА

В 2005 году небольшая фирма Groen Brothers Aviation решила вернуться в прошлое и возродить забытый класс автожиров (винтокрылых летательных аппаратов, которые используют в качестве подъемной силы и для полёта свободновращающийся несущий винт). Они предложили переделать в подобный аппарат самолёт С-130. По их мнению, это позволило бы обеспечить практически вертикальную посадку и взлёт за сто метров. Увы, за пределы прикольных картинок и 3D-моделей проект не вышел.

Грен Джиролифтер
«Грен Джиролифтер»

Прочие мутанты

В середине 50-х годов никто не сомневался, что атом будет использоваться повсеместно — в том числе и в авиации. В 1954 году, на заре существования «Геркулеса», инженеры «Локхид» нарисовали набросок С-130 с атомным реактором. Они планировали, что этот вариант будут производить в малых количествах вместе с обычным «Геркулесом» и использовать для специальных операций или других особых нужд.

Но планы так и остались планами.

Атомный С-130
Атомный С-130

В 1991 году фирма «Воут» занималась вопросом радикального увеличения дальности полёта существующих самолётов. Одним из подопытных стал С-130, получивший удлинённый фюзеляж и крыло размахом в 85 метров. С его помощью хотели осуществлять сверхдолгое патрулирование или заброску десанта «миротворцев» в места, сильно удалённые от американских баз.

К сожалению, судьба проекта осталась засекреченной.

проект VLR-131 компании Воут, разработанный в рамках программы Сторк
проект VLR-131 компании «Воут», разработанный в рамках программы «Сторк»

Всё это — лишь малая часть известных проектов на базе С-130. А сколько открытий готовит дальнейшее изучение архивов, даже сложно представить! Кроме того есть все шансы, что в будущем на его основе могут наваять что-нибудь кардинально новое, и «старичок» ещё покажет себя с неожиданной стороны. С авианосца он, во всяком случае, уже летал.


Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Вообще, если судьба С-130 о чём-то и говорит, то о том, что дольше всего живут и лучше всего размножаются не самые супер-гипер и прочее ультраультимативные конструкции, а наиболее востребованные, надёжные и с хорошим модернизационным потенциалом — чтобы было куда расти. Кто из современников может повторить такой путь? Ну, я совершенно не удивлюсь, если семейство Су-27, например, будет в 2040-х годах ещё в серии. И на родине, и в Китае.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

25K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

55K
54
22
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

27K
31
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

35K
36
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

15K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

28K
178
162
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

25K
132
111
1.6K
11 подводных хохм, от которых ржут американские моряки

Как ловить водяных слизней, зачем воровать дверь старпома и чем опасны вентиляторы между отсеками? Подводников ВМС США из группы Submarine Bubblehead Brotherhood в фейсбуке спросили о самых забавных случаях во время их службы. Из 230 комментариев отобрали 11 лучших и опубликовали на сайте We Are The Mighty. Статью О. Волли читайте в переводе Алексея Костенкова.

23K
63
28
287
Силовое задержание: взгляд российского полицейского на задержание Флойда и беспорядки в США

Смерть Джорджа Флойда и последовавшие за ней события в США по-прежнему в центре внимания СМИ. Ситуацию с задержанием афроамериканца и массовыми беспорядками в интервью Андрею Уланову прокомментировал действующий офицер российской полиции.

21K
112
390
1.5K
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

20K
46
27
302
Закон Мёрфи и немецкое вундерваффе: как финны пытались остановить советские танки

Летом 1944 года Красная армия прорвала финскую оборону на Карельском перешейке. Советские танки стремительно продвигались к Выборгу по узким дорогам среди дремучих лесов, где их ожидали горячие финские парни, вооружённые немецкими фаустпатронами. Это был первый для финнов опыт применения «панцерфаустов» — и всё, что могло пойти не так, пошло не так…

17K
90
88
679
Тест: какой вы бомбардировщик Второй мировой?

Вторая мировая отметилась массовым применением бомбардировщиков — как стратегических, так и «самолётов поля боя». Каким из них могли бы оказаться вы?

17K
37
23
410
За счёт чего рулили «Катюши»?

Неуправляемые реактивные снаряды славятся низкой кучностью. Так почему БМ-13 «Катюша» стала легендарным оружием Победы — или же это просто ещё один миф? Мы разобрались.

17K
107
161
809
Супернадёжность, дешевизна и старость: 5 мифов об автомате Калашникова

70 лет в строю, десятки миллионов выпущенных автоматов по всему миру — воистину легендарное оружие! А от легенд, как известно, и до мифов недалеко. Мы собрали пять самых популярных из них.

17K
119
103
847
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

78K
122
61
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

70K
66
72
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

65K
69
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

62K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
82
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
406
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

50K
106
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
42
71
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

269K
122
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

144K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

136K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

132K
96
24
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

102K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
100
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

84K
44
8
274
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

80K
39
14
172