Железо

С-130: символ американской военщины и миражи

«Локхид» С-130 «Геркулес» — символ не только американской, но и всей западной военщины. Мы расскажем вам о поистине культовом американском транспортнике и безуспешных попытках сделать его больше, научить садиться на воду и взлетать вертикально.
Юрий Кужелев /
18K
15
6
97
«Локхид» С-130 «Геркулес» — символ не только американской, но и всей западной военщины. Мы расскажем вам о поистине культовом американском транспортнике и безуспешных попытках сделать его больше, научить садиться на воду и взлетать вертикально.

Главный герой

Транспортная авиация, как и любой честный труженик, всегда находится в тени своих боевых собратьев или роскошных пассажирских лайнеров. Но иногда луч славы и известности озаряет даже тяжеловозы. За свою более чем 60-летнюю историю С-130 «Геркулес» прошёл через десятки локальных конфликтов, стоял на вооружении у десятков стран и, конечно, обзавёлся невероятным количеством модификаций. К сожалению, не все из них увидели свет, поэтому мы поговорим о самых смелых нереализованных вариантах.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

C-130 — один из двух наиболее заметных представителей «золотого века авиации», доживших до наших дней в серийном производстве. Самое интересное в его судьбе то, что, как и многие другие машины, в то время он рассматривался как проходной вариант на пути к супераппаратам будущего. Но многие самолёты, созданные сильно позднее, уже пылятся на свалках, да и с ракетопланами как-то пока не задалось, а «Геркулес» всё ещё производится.

А кто второй? Ан-12, конечно. Пусть он теперь и китаец.

Такой же, но побольше

В течение всей своей жизни С-130 постоянно прибавлял в росте. Но иногда казалось, что неплохо бы соорудить из такого успешного самолёта что-то ещё более объемное. В середине 1970-х в «Локхид» занялись программой VLS — Volume-Loadability-Speed (Объём-Грузоподъёмность-Скорость. — Прим. ред.). «Геркулес» должен был нести больше и лететь дальше. Фюзеляж расширили и удлинили: теперь туда помещались пере-БМП (недо-танк) «Брэдли» и «Хаммер» в придачу.

Ради увеличения скорости не только поставили новые двигатели, но и пересмотрели всю аэродинамику. Однако военные решили, что за такие деньги проще купить новенький военно-транспортный самолёт YC-15.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Был такой случай и в нашей деревне. Захотели Ан-12 увеличить, сделали Ан-12Д, потом нарисовали из него АН-40. Посмотрели, и решили сочинять Ан-70 — способный перевозить уже целый танк, а сверху всё это должно было венчаться новым Ил-106. Но затем пришёл распад СССР, и всё — кооперация двух союзных республик ёк. Ан-70 соседи так по выставкам и катают в роли вечно перспективного. А из YC-15 у американцев через некоторое время вырастет современный С-17 «Глобмастер III»

С-130 VLS

Вторую попытку увеличения «локхиды» предприняли в 1984 году на фоне проблем с заменой С-141. C-130 WBS (Wide Body STOL, широкофюзеляжный) — вновь говорящее название, широкий фюзеляж и новые двигатели с аэродинамикой для короткого взлёта. В самолёт снова запихнули «Брэдли». Но военные не особо вдохновились: ожидаемый С-17 смотрелся куда интереснее.

Наработки WBS использовали для будущего «Супер-Геркулеса».

C-130 WBS

Последнюю попытку неутомимые локхидовцы предприняли в 2008 году. Уже на основе C-130J нарисовали удлинённый и широкофюзеляжный C-130XL. Обосновали этот проект опасением, что перспективные системы вооружения выходят слишком большими и могут не влезть в обычные С-130. Военные идею не одобрили и попросили перестать надувать старичка, а сами стали ждать транспорт будущего — принципиально новой конструкции.

Ждут до сих пор.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Прекращение холодной войны вещь такая. Не нам одним по почившим амбициозным программам страдать.

C-130XL

Были в истории Геркулеса попытки не увеличить, а наоборот — уменьшить самолёт. Так, в 1977 году в «Локхид» выкатили проект L-400 «Twin Herc». Это была упрощённая двухдвигательная версия гражданского «Геркулеса» L-100. Целью стал рынок небогатых стран третьего мира, но даже уменьшенный L-400 оказался слишком дорогим, и заказов на него не последовало.

L-400 Twin Herc

А такой же, но чтоб плавал? Можно!

С-130 занимает нишу тактического транспорта. Соответственно, летает он не только на тыловые аэродромы, но и поближе к линии фронта. А там не всегда можно более-менее ровную поляну найти. Вот если бы С-130 мог сесть на воду… ведь речки с озёрами можно найти везде — от Европы до джунглей Вьетнама. В «Локхид» это понимали и активно пытались научить своё детище плавать.

Амфибийный С-130, вариант летающей лодки

Работы в этом направлении начались ещё в 60-х годах и не прекращались до наступления 21-го века. Сначала конструкторы пошли по пути создания летающей лодки, но получавшийся гидро-вариант С-130 был дорогим, да и плавал не очень. На него даже пытались установить воздушную подушку, чтобы сделать сразу двухсредное шасси. Но нагнетательные агрегаты занимали слишком много места, и от идеи пришлось отказаться.

С-130 с установкой воздушной подушки

В 1995 году была произведена попытка создать поплавковый гидросамолёт. Такие можно было не строить заново, а переделывать из уже имеющихся авиамашин. Но ни военные, ни гражданские покупатели не заинтересовались подобным.

Сделать аэродром проще, чем мучиться с использованием специализированного самолёта.

Амфибийный С-130, вариант с поплавками

А взлетать вертикально? Тоже можно!

Проблему с аэродромом можно решить не только посадкой на воду. Куда интереснее взять и научить «Геркулес» взлетать по вертикали — или хотя бы уменьшить длину разбега. Второе, конечно, было проще — ставим на С-130 двигатели помощнее, и цель достигнута!

В 1975 году в «Норт Американ» разработали проект установки на С-130 четырёх турбореактивных двигателей GE F101. Но попытка урвать военный заказ из-под носа «Локхид» не вышла. Хотя разбег удалось значительно сократить, кушали движки многовато — или падала дальность, или снижалась полезная нагрузка при установке дополнительных баков.

«Норт Америкэн» NA-382

В 1982 году подобную попытку повторили сами локхидовцы. С-130 USB «Геркулес» не только получил новые турбореактивные двигатели, но и новое крыло с возможностью размещать над ним гондолы — прямо как у YC-14. Но военные сделали выбор в пользу более традиционного варианта модернизации, в будущем ставшего С-130J.

С-130 USB. Не пугайтесь, асимметричная только модель — так сделано для наглядности

Но если поставить специальные подъёмные двигатели, всё может получиться! В 1967 году в «Дженерал Моторс» спроектировали специальную подвесную гондолу с семью двигателями XJ99. Разбег должен был сократиться до 70-100 метров, но, как показали дополнительные расчёты, чрезмерная нагрузка могла серьёзно повредить крылья.

С-130 с установкой подъёмных двигателей XJ99

В 1990 году «Боинг» вместе с НАСА разработали проект СВВП (самолёт вертикального взлёта и посадки) с поворотным крылом на базе С-130. Идея была крайне интересной, но появилась не вовремя. Военные бюджеты безжалостно сокращали, и денег на новые исследования никто не выдал.

СВВП на базе С-130 от «Боинг» и НАСА

В 2005 году небольшая фирма Groen Brothers Aviation решила вернуться в прошлое и возродить забытый класс автожиров (винтокрылых летательных аппаратов, которые используют в качестве подъемной силы и для полёта свободновращающийся несущий винт). Они предложили переделать в подобный аппарат самолёт С-130. По их мнению, это позволило бы обеспечить практически вертикальную посадку и взлёт за сто метров. Увы, за пределы прикольных картинок и 3D-моделей проект не вышел.

«Грен Джиролифтер»

Прочие мутанты

В середине 50-х годов никто не сомневался, что атом будет использоваться повсеместно — в том числе и в авиации. В 1954 году, на заре существования «Геркулеса», инженеры «Локхид» нарисовали набросок С-130 с атомным реактором. Они планировали, что этот вариант будут производить в малых количествах вместе с обычным «Геркулесом» и использовать для специальных операций или других особых нужд.

Но планы так и остались планами.

Атомный С-130

В 1991 году фирма «Воут» занималась вопросом радикального увеличения дальности полёта существующих самолётов. Одним из подопытных стал С-130, получивший удлинённый фюзеляж и крыло размахом в 85 метров. С его помощью хотели осуществлять сверхдолгое патрулирование или заброску десанта «миротворцев» в места, сильно удалённые от американских баз.

К сожалению, судьба проекта осталась засекреченной.

проект VLR-131 компании «Воут», разработанный в рамках программы «Сторк»

Всё это — лишь малая часть известных проектов на базе С-130. А сколько открытий готовит дальнейшее изучение архивов, даже сложно представить! Кроме того есть все шансы, что в будущем на его основе могут наваять что-нибудь кардинально новое, и «старичок» ещё покажет себя с неожиданной стороны. С авианосца он, во всяком случае, уже летал.


Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Вообще, если судьба С-130 о чём-то и говорит, то о том, что дольше всего живут и лучше всего размножаются не самые супер-гипер и прочее ультраультимативные конструкции, а наиболее востребованные, надёжные и с хорошим модернизационным потенциалом — чтобы было куда расти. Кто из современников может повторить такой путь? Ну, я совершенно не удивлюсь, если семейство Су-27, например, будет в 2040-х годах ещё в серии. И на родине, и в Китае.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Кто кого: Великая языческая армия викингов против англосаксов

Когда Рюрик и Вещий Олег строили древнерусское государство вокруг пути из варяг в греки, викинги старательно завоёвывали Англию. И вряд ли король Нортумбрии Элла мог предвидеть настолько разрушительные последствия и свою жуткую смерть, когда бросал знаменитого конунга Рагнара в яму со змеями! Как язычники покоряли англосаксов — в нашей статье.

13K
21
4
346
Лунная мистификация: как американцы полёт на Луну выдумывали
В июле 2018 года исполнилось 49 лет с момента старта первой экспедиции на Луну. В редакции WARHEAD.SU не планировали вмешиваться в празднования, но мы не могли оставить без внимания попавшую к нам информацию — стенограмма тайной встречи в штаб-квартире NASA. Обсуждалось сильное отставание в подготовке полёта на Луну. На русском языке публикуется впервые.
24K
12
16
514
Роковая королева Бланка Кастильская: как испанка управляла Францией

«Женщина по рождению, она вела себя в совете подобно мужчине», — так скажет о ней позднее английский хронист Матвей Парижский. Бланка Кастильская, дочь Альфонса VIII Кастильского и внучка знаменитой Алиеноры Аквитанской, была одним из самых ярких правителей династии Капетингов во Франции — даром, что родилась женщиной, да ещё и испанкой.

5.1K
24
5
92
Первая война человечества: как древние люди истребили диких животных

Голые, беззащитные обезьянки-люди устроили самый большой геноцид на планете — попросту вырезали почти всех древних животных. Как произошла эта экологическая катастрофа и как мамонт стал современником цивилизации — в нашем материале.

8.1K
30
0
491
Святой на французском троне, или Крестовые походы Людовика IX

Он вернул англичанам часть завоёванных дедом английских земель, во время Крестового похода вместе с солдатами прикрывал отход основных сил, вызволял пленников-христиан из мусульманского плена. О реформах и завоеваниях французского короля Людовика, прозванного Святым, — в материале WARHEAD.SU.

5.7K
16
7
77
Три главные победы Халифата
С чего начался золотой век ислама? Всего за несколько лет после смерти пророка Мохаммеда его последователи объединили Аравийский полуостров, а затем разгромили могучие армии Византии и сасанидского Ирана. А за последующую сотню лет они покорили гигантскую территорию на трёх континентах. Но всё началось с трёх великих битв в первые годы хиджры.
23K
23
4
391
«В ад и обратно»: Sabaton рассказывает об Оди Мёрфи и высадке союзников под Анцио
«Коренастому парню из Техаса», который «прошёл через ад и вернулся обратно», посвящён новый выпуск на YouTube-канале «История с Sabaton». О подвиге американского героя Оди Мёрфи и высадке союзников на плацдарме под Анцио в 1944-м читайте в переводе WARHEAD.SU и с комментариями Алексея Исаева.
5.8K
15
5
159
Сержант Кабраль — защитник Аргентины
До этой войны он был темнокожим рабом, возделывавшим земли помещика-скотовода. Но настало время, и он сделал немало для всей аргентинской земли. Его имя знает каждый школьник Латинской Америки, а история подвига вошла в учебники истории стран Южного конуса.
10K
13
7
184
Мистические замки Белоруссии: шумные призраки и немые депутаты
Чтобы увидеть настоящий средневековый замок с «положенным набором» из башен и рва, рыцарских легенд и призраков с трагической судьбой, не нужно лететь в Западную Европу. Прекрасные замки возвышаются в нескольких часах пути от Москвы — в Белоруссии. Мы расскажем о самых известных и впечатляющих белорусских крепостях.
7.7K
16
17
264
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

44K
62
34
719
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

36K
37
65
933
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

25K
49
267
701
Остановка под Варшавой: приказ Сталина или танки Гитлера?

Легенда о том, что советское наступление на Варшаву остановилось по приказу Сталина, родилась не вчера. И тем удивительнее упорство, с которым её регулярно вспоминают. Мы решили разобраться в вопросе.

24K
25
63
296
Рейд на Вильнюс: бессмысленный и беспощадный

Платформы жалобно скрипели под весом «пантер». Эшелоны с танками неслись в Прибалтику. Здесь в середине июля 1944 года немцы хотели остановить неудержимый бег Красной армии к Восточной Пруссии. Однако первая задача «пантер» оказалась неожиданной и сложной — вытащить окружённый гарнизон Вильнюса. Что же у них получилось?

24K
58
18
550
Роковая ошибка генерала Милютина: как армейская реформа разрушила империю

Принято считать, что военные реформы Дмитрия Милютина были очень успешны. По больше части с этим можно согласиться. Но не допустил ли учёный генерал роковую ошибку, ценой которой стало падение Российской империи? WARHEAD.SU пытается разобраться.

21K
15
35
235
Военное сотрудничество СССР и Германии: как это было на самом деле

«Нацистский меч ковался в СССР!». Или не ковался? Да и вообще — как так вышло, что мы помогали немцам? Что происходило до начала Второй мировой с военными отношениями СССР и Германии — в нашей статье.

20K
44
98
483
Триумф на фоне хаоса: как взошла звезда полевой антисептики

Жуткий звук оглушал полевой госпиталь. Это стучали зубами обречённые на смерть септические раненые, несмотря на жару дрожавшие от холода. Избежать тяжелейшего осложнения было можно — антисептика уже была открыта. Но внедрить её ещё предстояло. Как русско-турецкую войну встретила военная медицина и кому она обязана распространением антисептики — читайте в нашей статье.

20K
40
4
180
Феномен помпы с довеском: нестареющая классика или прогресс?

Классическая схема помпового ружья — вот, что ценят истинные любители хорошей стрелковки! Или всё же нет, и пора прислушаться к новой прогрессивной моде и сменить привычную компоновку оружия? Мы решили разобраться.

20K
19
20
46
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
163K
77
44
897
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

67K
64
18
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

66K
32
25
467
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
51K
39
76
361
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

47K
41
10
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

44K
34
9
466
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

44K
62
34
719
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

44K
39
53
591
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли
Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.
43K
21
11
81
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
163K
77
44
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

94K
54
11
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
77K
37
26
457
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
76K
6
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
72K
30
12
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

68K
27
17
346
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

67K
64
18
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

66K
32
25
467
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
65K
32
28
679