Танки

Зачем танку башня, гитара и хвост

Глупых вопросов не бывает. Никто не знает всё на свете. Поэтому спрашивать не стыдно — стыдно как раз наоборот, изображать знатока, если в чём-то не разбираешься. Сегодня на WARHEAD.SU начинающий военный эксперт Замецки будет спрашивать про танки, а отвечать ему будут наши специалисты: заклёпочник Железняк, историк Башин-Разумовский и бывалый вояка Пастушков.
/
19K
23
30
121
Глупых вопросов не бывает. Никто не знает всё на свете. Поэтому спрашивать не стыдно — стыдно как раз наоборот, изображать знатока, если в чём-то не разбираешься. Сегодня на WARHEAD.SU начинающий военный эксперт Замецки будет спрашивать про танки, а отвечать ему будут наши специалисты: заклёпочник Железняк, историк Башин-Разумовский и бывалый вояка Пастушков.
Замецки
Замецки

Мужики, вопрос у меня, только не смейтесь. Зачем танку башня? Ну правда. Сложно же, дорого, приводы, то-сё. Может без неё лучше?

Григорий Пастушков
Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасе

Башня нужна для того, чтобы можно было поворачивать пушку отдельно от танка. Танк — он большой, быстро и точно повернуть его в нужную сторону сложно. К тому же иногда повернуть возможности просто нет. Например, для обороны танки часто ставят в специальную яму, которая называется «капонир». Так машина менее заметна, к тому же земля служит дополнительной защитой. Но вот крутиться туда-сюда стоя в яме не получится. А ещё, к примеру, танк может застрять в грязи, у него может поломаться двигатель или гусеницу порвёт. Башня в этой ситуации поможет стрелять в любую сторону и тем самым повысит шансы на выживание.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Впервые вращающиеся орудийные башни появились на кораблях ещё в 60-х годах XIX века. По той же самой причине: целый корабль разворачивать долго и неудобно (и не всегда вообще возможно). Когда корабельные пушки стали большими, тяжёлыми, и уже не получалось расставлять их рядами вдоль бортов — придумали бронированную башню.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

На первых танках башни вообще руками крутили. Потом они стали слишком большими и тяжёлыми, так что понадобились движки. Чаще всего электрические, но на некоторых танках встречались и бензиновые. А так как любой моторчик может поломаться, ручной привод на всякий случай всё равно оставляют.

Григорий Пастушков
Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасе

Да. Правда, за…шься крутить. Чтобы ствол на два пальца сдвинуть, ручку ого-го сколько раз повернуть надо. Но это, конечно, всё равно лучше, чем никак.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Но недостатки есть, да. Во-первых, башня — это тяжело. Поворотный механизм весит очень много. Во-вторых, стык башни с корпусом — одно из самых уязвимых мест танка. Как ни прикрывай его, всё равно попадание туда может башню легко заклинить. В-третьих, башня разделяет внутреннее пространство машины. Когда её нет, можно все элементы расставить как хочется и членов экипажа рассадить как удобнее.

Григорий Пастушков
Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасе

Самый наглядный пример — боеукладка. Снаряды логично разложить в башне, чтоб поближе к пушке. Так заряжающему проще работать. Но башня небольшая, и снарядов туда влезает немного. Остальные приходится в корпус складывать, а оттуда их заряжающему доставать уже совсем не так удобно. Или нужно делать монструозную и уязвимую конструкцию — как на американском М1 «Абрамс». В корпусе, впрочем, боеукладка тоже источник проблем. Что в наших танках, что в немецком «Леопарде 2», где она в нос частично выведена — только попади удачно.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Поэтому-то конструкторов в последние сто лет не оставляют разные идеи на эту тему. То они попытаются перенести в башню всё, кроме двигателя и трансмиссии. То автомат заряжания выдумают. То делают башню необитаемой, а весь экипаж и почти всё оборудование переносят в корпус. Первая идея не ушла дальше проектов. Вторую неоднократно воплощали. Третью активно пытались реализовать последние полвека. Дальше всех пока продвинулись наши, создав танк Т-14 (более известный как «Армата»).

(Фото: Виталий Кузьмин)
Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

А ещё временами пытаются попробовать вообще обойтись без башни. Правда, получается это только в ограниченном количестве случаев. Например, самоходные артиллерийские установки (САУ), которым обычно не требуется высокая манёвренность огня (иными словами, способность быстро вертеть пушкой влево-вправо), раньше часто делали безбашенными. Некоторое снижение боевых качеств окупалось тем, что машина получалась более лёгкой и дешёвой, а пушка в неё влезала более крупная.

Известный шведский безбашенный танк Strv.103 предназначен для весьма специфической тактики применения на весьма специфическом театре боевых действий. Более-менее универсальным боевым машинам без башни не обойтись никак.

Григорий Пастушков
Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасе

Да уж, башня не хвост, от неё танки не скоро избавятся.

Замецки
Замецки

Хвост? А что, бывают танки с хвостом?

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Раньше были. Чуть ли не основной задачей первых танков было перебираться через окопы и рвы. Соответственно, танки делались длинными. Но мощности мотора не хватало, да и опыта в строительстве таких машин не было, поэтому танки зачастую старались делать поменьше — так они выходили лёгкими, дешёвыми и относительно простыми. А чтобы через окопы нормально перелезать, сзади к ним приделывали специальный удлинитель — или, попросту, «хвост». Он придавал дополнительную опору.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Впервые хвост использовали французы на пехотном танке «Шнейдер» CA-1, производство которого началось в 1916 году. Традицию продолжил лёгкий танк «Рено» FT-17, появившийся полутора годами позже. Так как танк оказался очень удачным, он стал образцом для подражания; с лёгкой руки многих конструкторов хвосты на какое-то время вошли в моду. Сами французы приделывали хвосты танкам аж до самого начала Второй мировой.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Был хвост и на первом советском танке Т-18 (МС-1). Один из проектов улучшения проходимости даже предусматривал установку второго хвоста — спереди. Такая машина получила прозвище «Носорог», но дальше испытаний дело не пошло. Передний хвост (или «рог») слишком ограничивал обзор для механика-водителя.

Григорий Пастушков
Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасе

Хвост вообще был штукой полезной, и не только чтобы через рвы переезжать. Ещё на нём можно было вещи всякие размещать, груз дополнительный. Весь экипажный шмурдяк, который внутрь не лезет. Ну, считай, что кузов небольшой у танка появлялся, как у грузовичка. Ещё на нём пехота довольно удобно размещалась на марше, чтобы своими ногами не топать.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Но танк не грузовик и не автобус. Поэтому как только получили распространение машины достаточной длины и мощности, хвост перестал быть нужным. Отмер естественным образом, как у наших древних предков.

Замецки
Замецки

А бревно ведь тоже для проходимости?

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Да. Вон, почитай. Ты лучше спроси, для чего в танке гитара?

Замецки
Замецки

Гитара? Если кто-то из танкистов с собой берёт, что ли? Музыку играть?

Григорий Пастушков
Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасе

Музыка это хорошо, но в танке проще с плеером или мобилкой, если уж приспичит. Места меньше займёт точно. «Гитарой», на самом деле, называется часть трансмиссии танка — входной редуктор. Это штука, которая передаёт вращение от двигателя на коробку передач.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Ну, справедливости ради, «гитара» — название устаревшее. Сейчас это устройство называют просто входным редуктором.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Но зато теперь ты будешь знать, о чём речь, если встретишь упоминание танковой гитары в старых текстах. Ещё вопросы есть? А то рюмка стынет.

Замецки
Замецки

Пока нет, спасибо. Но, может, у читателей в комментариях будут?

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Пускай задают, не стесняются. И можно не только про танки — про корабли, самолёты и автоматы мы тоже много чего знаем!

Читать все статьи серии
Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
«Школьные» ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Бедные школьники постоянно изучают вместо правильной истории какие-то мифологические ляпы! Великая Отечественная война, увы, тоже представлена в учебниках не слишком верно. Какие ошибки удалось обнаружить — в нашем материале.

27K
34
39
593
Охотник, ставший жертвой: гибель авианосца «Корейджес»

Группы из авианосцев и эсминцев должны были охотиться за немецкими подлодками. Топить «стальных акул» и защищать британские суда. Но вышло наоборот: тонул «охотник» — огромный, грозный авианосец. А рядом, на глубине, затаилась его победительница — подводная лодка. Так 80 лет назад встретил свой конец авианосец «Корейджес».

27K
46
12
451
Катастрофа в Гренландии: плутониевый Чернобыль в полярной ночи

Сгоревший стул стал причиной одной из крупнейших радиационных аварий в истории ВВС США! Но как — и к каким последствиям это привело? Мы разобрались.

25K
57
10
866
Линия Мажино: оболганная твердыня

«Линия Мажино была фатальна для французов!». Такое часто пытаются утверждать. Мол, отказавшись от наступательной стратегии и вложив все средства в Линию, французы оказались беззащитными перед новыми методами войны. Мы разобрались, так ли это на самом деле.

21K
43
90
444
Последнее классическое морское сражение

Морская блокада, ночное сражение, залпы главным калибром — нет, это не описание схватки линкоров во Второй мировой. Так проходил последний классический морской бой в истории, исход которого полностью решила артиллерия. Как и когда это было — читайте в нашем материале.

19K
42
15
451
Как выстругать дубину народной войны

Русский партизан наполеоновской эпохи — это мужик с картины «Не замай»: в армяке, прикрытый буйно растущей тактической бородой и вооружённый преогромной дубиной народной войны для общего ушиба французского организма. С началом войны он стихийно поднялся против завоевателя, движимый патриотическим порывом. Классическая картина! И не во всём близкая к реальности…

19K
146
95
778
Самый выгодный крот ЦРУ: секреты в обмен на ластики, плеер и чемоданы денег

Адольф Толкачёв — советский инженер, который настолько успешно предавал СССР, что его портрет повесили в главном офисе ЦРУ. Почему он это делал и как ему это удавалось — читайте в нашем материале.

19K
35
36
545
Олень вывел из строя БТР и отправил в больницу дюжину солдат

Сколько оленей нужно, чтобы остановить два финских бронетранспортёра и отправить в больницу двенадцать солдат? При достаточном везении (ну, или невезении — это смотря с чьей стороны воспринимать) хватит и одного. Именно это случилось во время учений финской бригады «Кайнуу».

17K
26
15
1.8K
Новая война — новая болезнь: что такое «траншейная стопа» и откуда она взялась?

Говорят, что французы — очень наивные люди: считают, что при плюс десяти нужно замерзать насмерть — и замерзают. Как обычно, в этой шутке есть доля правды — и довольно изрядная. При вполне плюсовых температурах можно получить обморожение и инвалидность — впервые «траншейную стопу» описали в ходе Первой мировой войны.

17K
58
5
307
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
180K
85
45
897
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

72K
66
19
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

72K
38
31
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли
Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.
54K
21
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
54K
40
77
361
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

49K
41
10
432
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

48K
40
53
591
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

47K
63
34
719
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

46K
34
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
180K
85
45
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

99K
56
14
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
80K
38
29
457
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
78K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
73K
32
14
172
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

72K
66
19
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

72K
38
31
467
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

71K
27
17
346
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
66K
32
28
679