Самоубийство над Аугсбургом: британские перелётные крокодилы

Топи их всех!

После нападения рейха на СССР жители туманного Альбиона смогли, наконец, облегчённо выдохнуть и отложить пики из оград и прочую утварь, которой «домашняя гвардия» готовилась встречать немецкие танки. Однако совсем об островитянах немцы не забыли.

После захвата Франции немецкие подводные лодки получили возможность свободно выходить через Бискай в Атлантику, где толпами ходили пока ещё не сильно пуганые английские торговые суда.

Погром, учинённый в те месяцы, немецкие подводные асы со слезами умиления вспоминали как «Glückliche Zeit», «счастливые времена».

Немцы мечтали, что у них получится топить союзных торгашей быстрее, чем их будут строить; союзники надеялись учинить такое же с немецкими подлодками — но пока у немцев получалось лучше.

Одним из деятельных участников этого перетягивания каната было и британское Бомбардировочное командование (Bomber Command). Увы — опытным путём английские лётчики выяснили, что «расковырять» укрытия подлодок обычными бомбами не получится, а необычные ещё только предстояло придумать. Перебрав несколько вариантов «как бы ещё нагадить этим мальчикам Деница», британские военные обратили внимание на завод фирмы MAN (Maschinenfabrik-Augsburg-Nuremburg), который давал рейху примерно половину дизелей для субмарин.

Если нельзя, но очень хочется

Хорошая новость — у завода не было многометровых бетонных перекрытий, и его вполне можно было уделать обычными фугасками. Плохая новость — город Аугсбург, где располагался завод, находился в Баварии, на юге Германии. Лететь туда с британских аэродромов было… далековато.

«Ланкастер» в учебном вылете

Хорошая новость — новый английский бомбардировщик «Ланкастер» вполне мог слетать туда и даже вернуться обратно. Если, конечно, сильно повезёт. Плохая новость — практика показала, что ночью летуны из Bomber Command даже в цель размером с город попадают с трудом, а завод был явно меньше.

«Товарищ прапорщик, а правда, что крокодилы летают?»

В итоге приняли решение, что лететь надо всё-таки днём, но «низенько, низенько». О том, за кого — по замыслу британских штабистов — немцы должны были принять стаю низколетящих «ланкастеров», история умалчивает. Может, за перелётных крокодилов, а может, за группу переносимых случайным порывом ветра сараев. Возможно, в лучших традициях Винни-пуха план предусматривал, что немецкий Слонопотам начнёт смотреть себе под ноги, опасаясь, будто англичане вот-вот выроют подкоп под Ла-Маншем и ка-а-ак выпрыгнут оттуда!

Подготовка «Ланкастера» к вылету

«Но ты же капиталист, Джон…»

Для участия в рейде отобрали по семь (шесть плюс один запасной) самолётов из 44-й (родезийской) и 97-й эскадрилий. Родезийцы у себя на родине притесняли негров и вообще должны были лет через двадцать отделиться. Именно им дали первыми полетать на новых бомбардировщиках — на пробу. Ну, а 97-й эскадрилье просто не повезло. Общее руководство рейдом поручили командиру родезийцев, Джону Неттлтону, группу 97-й возглавлял её комэск (командир эскадрильи) Джон Шервуд.

Прикрыть бомбардировщики эскортом истребителей на полную дальность не получалось — истребителей с такой дальностью у англичан просто не было. Тогда приняли решение, что «ланкастеры» полетят вообще без прикрытия. Истребители же в это время должны были вместе со средними бомберами устроить налёт где-нибудь в другом месте — побить немцам горшки и вообще «пошуметь».

Экипаж Джона Неттлтона

Десять негритят отправились обедать, один не проснулся — их осталось девять

17 апреля 1942 года в 3:12 после полудня «Ланкастер» Неттлтона под номером R5508 оторвался от взлётной полосы. За ним последовали ещё шесть самолётов. После встречи над Ла-Маншем с группой из 97-й эскадрильи, бомбардировщики снизились до высоты в 50 футов (чуть больше 15 метров). Затем самолёты вновь разделились — группа Неттлтона пошла чуть севернее запланированного маршрута, а самолёты Шервуда из 97-й остались на изначальной трассе.

Первый знак, что немецкий Слонопотам всё-таки смотрит в небо, британцы получили очень быстро, едва перелетев побережье Нормандии — над городком Лизье (Lisieux) родезийцев обстреляли зенитки. Впрочем, это были только цветочки.

Запланированный маршрут

Девять негритят, поев, клевали носом, один не смог проснуться — их осталось восемь

Новый курс группы Неттлтона пролегал мимо Бомон-ле-Роже. В 1942 году это был не только город, но и одноимённый аэродром, на котором базировались немецкие истребители JG2 «Рихтгофен». По изначальному плану их внимание должен был отвлечь «цирк» над Шербуром. Но «что-то пошло не так», и, когда родезийские «ланкастеры» пытались прошмыгнуть мимо, несколько истребителей как раз заходили на посадку.

Поскольку пилоты истребителей в зоологии разбирались плохо, они не стали долго гадать, могут ли во Франции встретиться летающие крокодилы.

«Ланкастер» был новым самолётом. Но это не помешало немецким истребителям «опытным путём» выяснить, что его оборонительное вооружение, традиционно для британцев, составляют пулемёты калибра .303 — что для весны 42-го года проходило по разряду лёгкой щекотки. В считанные секунды «мессеры» завалили три бомбера. Ещё один, попытавшись уйти от истребителей под линией высоковольтных кабелей, задел крылом землю и разбился.

Восемь негритят в Девон ушли потом, один не возвратился — остались всемером

От первой группы осталось лишь два самолёта — самого Неттлтона и одного из его ведомых. Им удалось избежать новых встреч с истребителями. Но у немецких зенитчиков в Аугсбурге давно уже чесались пальцы в кого-нибудь пострелять.

Первыми к цели прибыли два оставшихся «родезийца». Шквал зенитного огня смахнул с неба ведомый «Ланкастер» — в обратный путь самолёт Неттлтона отправился в одиночестве.

Комэску 97-й повезло гораздо меньше. Его самолёт летел первым в группе — и первым же попал под зенитный огонь.

Шесть негритят пошли на пасеку гулять, одного ужалил шмель — их осталось пять

В рейд на Аугсбург ушло двенадцать «ланкастеров». Назад в Англию вернулись пять, «на честном слове и одном крыле». Одну «непонятно как долетевшую кучу дыр» после посадки списали в металлолом, остальные кое-как подлатали. Из 85 человек 49 пропали без вести.

Для бомбардировки использовали бомбы с взрывателями замедленного действия — чтобы летевшие на бреющем полете самолёты успели уйти из зоны поражения. В итоге оказалось, что с замедлением немного переборщили — из семнадцати попавших в сборочный цех бомб взорвались только двенадцать. Как меланхолично заметил по этому поводу один британский исследователь: «29 процентов — это было несколько выше, чем обычные для английских бомб 20 процентов».

Впрочем, на темпах производства дизелей для подводных лодок эта атака практически не сказалась. А вот на размышлениях о том, стоит ли настолько подражать японцам, которые ещё даже камикадзе не изобрели — вполне.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий