itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Ту-16: бессмертие под солнцем Поднебесной

Китайцы любят и умеют копировать прямо-таки профессионально. И наша военная техника не стала для них исключением. АК «Made in…», многочисленные потомки Т-54, копии ствольной и реактивной артиллерии и, конечно, «китайские МиГи». Но кроме них существует один незаслуженно забытый герой — Ту-16, который в ближайшее время может получить уникальные возможности.

/
30K
18
3
361

Китайцы любят и умеют копировать прямо-таки профессионально. И наша военная техника не стала для них исключением. АК «Made in…», многочисленные потомки Т-54, копии ствольной и реактивной артиллерии и, конечно, «китайские МиГи». Но кроме них существует один незаслуженно забытый герой — Ту-16, который в ближайшее время может получить уникальные возможности.

Советский хай-тек

После победы в гражданской войне и добытой потом и кровью «ничьей» в Корейской войне коммунистический Китай принялся за собственную модернизацию, поскольку серьёзно отставал от великих держав.

Многие отрасли индустрии — в частности авиастроение — требовалось построить фактически с нуля, что и было целью первой китайской пятилетки 1953-57 годов. Разумеется, ключевую помощь в этом оказывал СССР. Именно тогда появились главные китайские авиазаводы и началось производство МиГов.

Ил-28/H-5
Ил-28/H-5

Наряду с истребителями, конечно, позаботились и об ударной авиации: Китаю передали большое количество Ил-28, а в 1957 году подписали соглашение об организации лицензионного производства нашего героя.

На тот момент Ту-16 был настоящим хай-теком, наиболее совершенным дальним бомбардировщиком советских ВВС.

Китайские товарищи получили два готовых самолёта, один «конструктор» и полагающуюся документацию. Бомбардировщик получил местный индекс H-6.

«Конструктор» собрали в 1959 году, через год планировали начать полноценное производство, но дело застопорилось. Отношения между СССР и КНР резко испортились, советскую помощь свернули. Больно ударил по наиболее сложным отраслям угар «культурной революции». В результате первый собранный с нуля в Китае «конструктор» полетел только в 1968 году. Производство идёт с той поры до сих пор, хотя небольшими темпами и, вероятно, с перерывами.

H-6
H-6 (фото: Сюй Чжэн)

Самобытное развитие

Ещё до начала серийного выпуска H-6 выполнил важнейшую военно-политическую задачу: именно с него — с одной из доработанных машин советского происхождения — сбрасывали первые китайские атомные бомбы в 1965 и 1966 годах.

В 1967-м с него же сбросили первую китайскую термоядерную бомбу.

Учитывая, что разработка и постановка на вооружение баллистических ракет средней и межконтинентальной дальности шли в Китае тяжело и длительное время, H-6 виделся единственным средством доставки ядерного заряда на значительное расстояние.

Проблема была в том, что уже в конце 60-х годов оригинальный «бомбовозный» Ту-16/H-6 серьёзно устарел, и китайцам пришлось взяться за его доработку. Опыт СССР тут помогал мало. На Родине Ту-16 перестали выпускать в 1963 году, а имевшиеся машины переориентировали на вспомогательные задачи, передав в части «второй линии». Из боевых всерьёз развивали только ракетоносно-противокорабельные версии авиации ВМФ СССР. Так что развитие H-6 шло во многом самобытно.

H-6E
H-6E (фото: Вэй Мэн)

Условно вторым поколением H-6 стали появившиеся в начале 80-х годов модификации H-6D и H-6E — носитель противокорабельных ракет и новый бомбовоз. Доработки последнего коснулись, в первую очередь, усовершенствования радиоэлектронного оборудования, а заодно уменьшили количество оборонительных пушечных установок.

Порох в пороховницах

Однако китайцы понимали — этого недостаточно. Свободнопадающие бомбы больше не были эффективным средством поражения особо важных целей. Мировой тренд стратегической авиации двигался к оснащению самолётов крылатыми ракетами.

Ракетоносец H-6H с двумя крылатыми ракетами KD-63
Ракетоносец H-6H с двумя крылатыми ракетами KD-63

Первым таким самолётом стал созданный на рубеже веков H-6H, способный нести пару устаревших крылатых ракет KD-63 с дальностью около 200 километров. За ним быстро последовала «морская» версия H-6M, способная нести до четырёх тяжёлых ПКР. Впрочем, и это были временные решения. От оборонительных пушечных установок на них отказались окончательно.

В новом веке китайцы решили, что они наконец созрели для кардинальной переработки самого самолёта.

Так родился H-6K, на который поставили российские движки Д-30КП2 (благо с Россией снова начали налаживать сотрудничество) — такие же стоят на Ил-76.

Это была не первая попытка поменять силовую установку — в 70-х годах, когда Китай дружил с Западом, там построили прототип с четырьмя (два подвесили под крылья) движками «Роллс-Ройс», но тогда, увы, «не взлетело».

H-6K с ракетами CJ-20
H-6K с ракетами CJ-20

Новый «борт» понадобился китайцам не для старых ракет — как раз подоспела крылатая ракета большой дальности, созданная (как считается) с помощью купленных у одной из стран бывшего СССР Х-55. Дальность новой CJ-20 превышает 2000 километров, и H-6K способен нести до шести таких ракет, что делает его «огневую мощь» близкой к обычным Ту-95МС с Х-55 (при значительно меньшей дальности самого самолёта, конечно). Дорабатывают под неё и старые ракетоносцы.

H-6K поступил на вооружение с 2009 года и постепенно заменил старые машины, которые частично списали, частично переделали для вспомогательных задач: в первую очередь, сделали из них танкеры. С последними в ВВС Китая традиционно плохо — западные им не продадут, у нас купили три Ил-78 (рады бы больше, да самим не хватает), а свои сделать не из чего. Так что пока не создадут заправочную версию нового транспортника Y-20, будут использовать «тушки».

Общий парк H-6 оценивают в примерно 150 машин, что для самолёта такого класса немало.

H-6K
H-6K

Однако рассказать хотелось не только о том, что в Китае до сих пор выпускается сынок Ту-16 (спустя 65 лет после начала производства в СССР!). За последний год появилось всё больше «сливов» о создании новой модификации — условного H-6N, который могут вооружить аэробаллистической ракетой, — по типу нашего   «Кинжала», только значительно больше.

Ракету, получившую у американской разведки индекс CH-AS-X-13, создали, как считается, на основе баллистической ракеты средней дальности с маневрирующим боевым блоком DF-21D. Пока невозможно говорить о её точных характеристиках, но дальность оценивается минимум в 3000 километров. Подробности, вероятно, появятся в ближайшие пару лет.

Разменять седьмой десяток первым самолётом стратегической авиации с гиперзвуковым оружием — это отличный способ доказать, что у детища советских конструкторов есть ещё порох в пороховницах.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Пенсия подождёт: самолёт-трудяга «Метеор» и катапультирование в полёте

На прошлой неделе это фото обошло многие тематические страницы в соцсетях, не удержались и мы. Такое увидишь не каждый день — катапультирование в полёте. К тому же, из одного из самых старых реактивных самолётов в мире! Ещё интереснее история за кадром: пара достойных трудяг своей незаметной работой спасли тысячи жизней.

22K
32
4
179
Российские лётчики испытывают противоперегрузочный костюм для Су-57

Российские лётчики приступили к испытаниям нового противоперегрузочного костюма, предназначенного для использования пилотами истребителя пятого поколения Су-57. Также стал известен внешний вид серийного варианта самолёта.

3.2K
5
25
28
Диванная аналитика: что можно понять по видео Су-57 в Сирии?

19 ноября 2018 года министерство обороны РФ опубликовало видео боевой работы Су-57 в Сирии. Что же можно понять из этого восьмидесятисекундного ролика? Высококвалифицированный диванный анализ от WARHEAD.SU.

7.8K
11
24
118
«Ильюшин» опубликовал уникальное видео полётов военных транспортников

В компании «Ильюшин» сняли видео с участием самолётов Военно-транспортной авиации ВКС РФ. Часть кадров впервые была сделана с помощью квадрокоптера.

2.6K
7
1
131
Американцы вывели F-35 на первый «парад слонов» (видео)

На авиабазе Хилл прошли учения, в ходе которых 35 истребителей пятого поколения F-35A были подняты в воздух с минимальным интервалом.

2.9K
5
1
20
Уникальные кадры группового пилотажа Су-57 (видео)

Телеканал «Звезда» впервые показал полёт сразу четырёх истребителей Су-57 и высший пилотаж в исполнении одного из них. На видео можно слышать переговоры пилотов.

2.4K
5
12
44
Американцы показали модель самолёта с ионным двигателем (видео)

Инженеры Массачусетского технологического института испытали модель самолёта с ионным двигателем. Он не имеет ни одной подвижной детали и работает совершенно бесшумно. Свою разработку они предполагают использовать на беспилотниках.

8K
12
8
269
Следственный комитет России опубликовал видео с места падения сбитого в Сирии Су-24М

На официальном аккаунте Следственного комитета опубликовано видео с места падения сбитого в Сирии фронтового бомбардировщика Су-24М, а также c места падения вертолёта Ми-8, вылетевшего ему на помощь.

4.8K
11
19
104
В Турции разбился военный вертолёт

Вертолёт турецких сухопутных войск, совершавший тренировочный полёт, упал в жилой квартал Стамбула. Четверо военнослужащих погибли, один ранен. Причины катастрофы выясняет следствие.

1.9K
1
1
15
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

170K
80
59
467
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
WARBLOGS