itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"
itemscope itemtype="https://schema.org/Organization" div itemprop="logo" itemscope itemtype="https://schema.org/ImageObject" img src="https://warhead.su/images/logo_black.jpg" meta itemprop="url" content="https://warhead.su/images/logo_black.jpg" meta itemprop="width" content="250" meta itemprop="height" content="60" span itemprop="name" content="WARHEAD.SU"

Стелс-уродцы в воздухе: как нагреть американцев

Срочно нужны деньги, и при этом вы хотите создать уникальный летательный стелс-аппарат — суперсовременный самолёт или вертолёт? Самое время для глобального обмана в аэрокосмической области! Думаете, не прокатит? Мы расскажем о реальном подобном случае.

/
22K
22
8
140

Срочно нужны деньги, и при этом вы хотите создать уникальный летательный стелс-аппарат — суперсовременный самолёт или вертолёт? Самое время для глобального обмана в аэрокосмической области! Думаете, не прокатит? Мы расскажем о реальном подобном случае.

Дорога с благими намерениями

История эта, как обычно, начинается с благой идеи. В начале 80-х годов несколько молодых инженеров, работавших в «Нортроп» (авиастроительная компания, сейчас — часть Northrop Grumman Corporation. — Прим. ред.), хотели перевернуть мир. Им казалось, что можно разработать проекты по-настоящему революционных летательных аппаратов, совершив прорыв — как минимум! — на уровне братьев Райт. Но косное начальство не хотело замечать идеи молодёжи и вместо этого требовало считать скучные обводы истребителей и бомбардировщиков.

У американской идеологии есть решение для подобной проблемы: открой свой бизнес! Но у авиаиндустрии к тому времени уже были высокие требования. Начав своё дело в гараже, можно там и остаться, никогда не приблизившись к выгодным контрактам. Нужны деньги.

Первый проект молодых инженеров
Первый проект молодых инженеров

К счастью, 80-е были эпохой расцвета интереса к технологиям — в том числе и в авиации. Это понимали даже деловые воротилы в дорогих пиджаках. На интересе населения можно неплохо заработать, многие захотят вложить деньги в новый «Боинг» или хотя бы «Хьюз». Потому молодые энтузиасты получили финансирование и вместе с воротилами основали фирму «Фаланкс» — Phalanx Corporation.

Ложная революция

Основным проектом фирмы должен был стать новый тип летательного аппарата, который совместил бы в себе все достоинства вертолёта и самолёта. При помощи современных компьютеров и технологий предполагалось управлять выхлопным потоком, создавая с его помощью на корпусе и крыле то эффект Коанда, то воздушную подушку или даже ламинарный поток.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Эффект Коанда, он же эффект чайника — чаще всего вы можете его наблюдать, когда при выливании воды из чайника в чашку часть струи стекает вниз по носику, проливаясь на скатерть. Этот эффект создаётся за счёт зоны пониженного давления возле поверхности. Активно используется в разработках летательных аппаратов — для увеличения подъёмной силы крыла его поверхность обдувается реактивной струей. С использованием этого эффекта построены, например, самолёты Ан-72 и Ан-74.

В итоге небольшой самолётик смог бы летать и как полноценный истребитель на околозвуке, и как боевой вертолёт. Проект получил наименование «Фаланкс Дрэгон» (Phalanx Dragon).

Проекции Phalanx Dragon
Проекции Phalanx Dragon

Пока инженеры занимались созданием макета из фанеры, воротилы готовили пиар. Деньги предстояло зарабатывать на сторонних инвесторах, а значит, надо было создать видимость успеха. Для этого во всех мировых авиажурналах запустили рекламную кампанию о прорывном проекте. В интервью создатели намекали, что «Фаланкс Дрэгон» заинтересовал вооружённые силы США (и не только).

На Парижском авиашоу 1985 года представили макет самолёта с израильскими опознавательными знаками. Представители фирмы неприкрыто намекали, что закупка их машин израильтянами — дело решённое, и первые испытания начнутся в следующем году.

После выставки в ряде изданий появилась небольшая заметка, в которой работники «Фаланкса» рассказали, что советская делегация старательно изучала макет.

Были серьёзные опасения, что СССР украдёт «Фаланкс Дрэгон».

Чтобы не повторилась история со спутником, надо было срочно дать патриотичным гениям ещё денежек.

Подготовка макетов Phalanx Dragon
Подготовка макетов Phalanx Dragon

На деле же всё оказалось куда прозаичнее. Документацию по «Фаланкс Дрэгон» и правда выслали военным для участия в конкурсе LHX (Light Helicopter Experimental, «легкий экспериментальный вертолёт»). Но отзыв был сугубо отрицательным. Проект признали невозможным к реализации даже на уровне перспективных технологий и отказали в любом финансировании.

Помешало ли это трубить в прессе, что «Фаланкс Дрэгон» как минимум лидирует в LHX? Нет. Кроме того, в анонсах появились новые проекты: Phalanx-Intra-Lift (увеличенный пассажирский вариант) и Phalanx Falcon — сверхзвуковой самолёт той же схемы.

Пассажирский Phalanx-Intra-Lift
Пассажирский Phalanx-Intra-Lift

Спасите наши деньги

Хотя новые деньги привлечь удалось, у корпорации «Фаланкс» образовались некоторые проблемы. Декларируемые ими миллионные траты финансировались из непонятных источников.

У американского правительства появился вопрос: а существовали ли эти миллионы долларов в реальности?

Стремясь спасти ситуацию, в компании попытались продать армии США проект Phalanx Hind-16C/ST Aggressor — вертолёт UH-1, переделанный под внешний вид Ми-24 для учений. Не вышло.

Терять деньги не хотелось, потому в 1988 году фирму продали за смешную цену новой структуре — «Америкэн Эйркрафт» (American Aircraft Corporation, AAC), среди основателей которой были знакомые лица. Правда, к тому времени многие инженеры покинули этот балаган, но это не помешало зарабатывать деньги и дальше.

Phalanx Dragon ведёт бой с Ми-24
Phalanx Dragon ведёт бой с Ми-24

Для повышения интереса к фирме надо было сделать хоть что-то летающее. Далеко ходить не пришлось. Проект Phalanx Hind-16C/ST Aggressor переделали, заменив Ми-подобные очертания на что-то рубленое и футуристическое… Ну и поставили побольше непонятных финтифлюшек.

Получившегося уродца гордо назвали AAC Penetrator. В рекламных проспектах его описывали как первый в мире стелс-вертолёт, рассказывали о лазерном вооружении и активном размещении десанта — как в настоящих БМП (боевая машина пехоты. — Прим. ред.).

На самом деле «Пенетрейтор» еле летал и разваливался от вибраций.

Тем не менее удалось привлечь дополнительных инвесторов.

AAC Penetrator в полёте
AAC Penetrator в полёте

В 1991-92 годах AAC непрерывно трубила, что вертолёт вот-вот закупит армия США, и уже есть проект переделки всего мирового парка UH-1 в подобные «Пенетрейтору» машины. В 1993 году показания поменялись. Вертолёт переименовали в Aerocraft Stealth Star 204 SS и якобы продали Южной Корее с лицензией на производство. Вот только корейцам об этом никто не рассказал.

Кроме того, он должен был стать героем нового фильма и сериала по типу известного «Воздушного волка». AAC представила новый проект — конвертоплан Patriot для замены V-22 Osprey. Первый полёт прототип должен был совершить в 1995 году.

Проект конвертоплана ААС Patriot
Проект конвертоплана ААС Patriot

Закономерный финал

К тому времени удача покинула дельцов. Огромные декларируемые расходы снова привлекли внимание надзорных органов. Попытка показать реальную прибыль, продав макет «Пэтриота» киношникам, сорвалась: ценник был великоват.

В 1995 году AAC закрыли по решению суда, а на её основных менеджеров наложили штрафы. И «Пенетрейтор», и «Пэтриот» продали частным коллекционерам. Единственным наследием Phalanx/American Aircraft Corporation остались лишь изредка встречающиеся в интернете статьи о недооценённом проекте «летающего стелс-БМП».

Phalanx Hind-16C/ST Aggressor — состояние на начало 2010-х годов
Phalanx Hind-16C/ST Aggressor — состояние на начало 2010-х годов

В конце этой поучительной истории хочу предупредить читателя об опасности обобщений. Ошибочно будет проецировать этот рассказ на любую американскую фирму. Несомненно, сейчас — в эпоху расцвета интереса к частной космонавтике и дроностроительству — среди десятков стартапов действуют идеологические наследники AAC. Но их мало, и они не изменят общую картину.

Макет ААС Patriot в частной коллекции
Макет ААС Patriot в частной коллекции

Однако из этой массы молодых и перспективных выйдут новые великие имена, которые затем будут вспоминать наравне с мэтрами авиации и космонавтики прошедших эпох.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

21K
22
7
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

48K
44
21
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

24K
27
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

33K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
21
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
25
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
13
0
0
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

28K
112
106
1.4K
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

25K
73
276
671
Революция вампиров: как свергали Чаушеску

30 лет назад в Румынии пал режим Николае Чаушеску. Споры о румынской революции не утихают по сей день. Кому был нужен переворот? На чьей совести сотни погибших? Причастны ли к свержению диктатора русские? В мифах и реальных фактах разбирался WARHEAD.SU.

20K
45
24
188
Играй, гармонь: советские разведчики против гармонистов вермахта

Каждый офицер вермахта на Восточном фронте должен был знать — никаких концертов на передовой. А иначе на звуки музыки придут русские разведчики и «поаплодируют» музыкантам гранатами и автоматными очередями. Именно так нашёл свою смерть гауптман Краум — большой любитель балалаек и гармошек.

20K
50
16
278
Кто кого? Сталин против Сталина

Когда Сталин умер, люди тут же стали рассказывать небылицы про «управление войной по глобусу». Сейчас Иосифа Виссарионовича часто представляют непогрешимым и несгибаемым. Истина же в том, что в военном отношении Сталин был неплохой стратег, но никудышный тактик.

18K
67
645
522
Операция «Козлёнок»: как спецназ ЮЗА встречал Рождество

Что делать, если Рождество встретить хочется за накрытым столом, а всех припасов — сухой паёк? Правильно — проявить недюжинную смекалку. Как южноафриканские полицейские в разгар войны в Анголе отметили новогодние праздники — в нашем материале.

16K
56
15
97
Тест: знаете ли вы биографию маршала Победы Георгия Жукова?

Георгий Константинович Жуков — полководец, сыгравший ключевую роль в победе над нацизмом. Давайте посмотрим, знаете ли вы биографию великого маршала.

16K
8
16
283
Самолёты-«невидимки» и русский вклад: 7 мифов о «стелс»

«Стелс» придумали в СССР. Технологии снижения заметности делают самолёт полностью невидимым. Самолёт-«невидимка» должен быть из фанеры. WARHEAD.SU — против заблуждений. Поэтому мы собрали популярные мифы — и готовы дать им бой.

14K
62
44
32
Воздушный дредноут: как СССР чуть не построил стометровый самолёт

В начале 30-х в СССР пестовали идею создания самолётов-гигантов. Военные, впечатлённые идеями генерала Дуэ, рисовали в воображении ряды огромных бомбовозов, стройными рядами плывущих к неприятельским индустриальным центрам. ТБ-6 со своим 95-метровым размахом крыла должен был стать крупнейшим, но так и не увидел свет. О судьбе воздушного колосса — в нашей статье.

13K
38
57
111
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

62K
94
57
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

59K
52
57
591
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

56K
68
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

55K
76
35
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

55K
53
42
1.1K
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

55K
51
11
432
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

218K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

116K
74
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

91K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

86K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

76K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

76K
28
17
346