Железо

«Тирпиц» vs. «Норт Кэролайн»: какой линкор круче?

Эти два ровесника так и не сошлись в реальном бою, хотя регулярно встречаются друг с другом на просторах виртуальных морей World of Warships. Но чем бы закончилось их столкновение вживую? Давайте разбираться! Столкнём последний построенный немецкий линкор и первенца американской предвоенной кораблестроительной программы: Tirpitz и North Carolina.
WARHEAD.SU
  • 13K
  • 16
  • 25
  • 204

Сама Showboat (так прозвали «Норт Кэролайн» в ВМС США после того, как на ее ходовые испытания собрались посмотреть с берега тысячи зрителей) всю войну провела на Тихом океане, где пересечься с «Тирпицем» было, прямо скажем, сложновато. Но её систершип «Вашингтон» в 1941-42 годах нёс службу в Атлантике, и, среди прочего, участвовал в охранении конвоя PQ-17 летом 1942 года, где имел более чем реальные шансы обменяться с «Тирпицем» залпами главного калибра. Боя артиллерийских кораблей тогда так и не произошло, но сравнить всё равно интересно. Итак, поехали.

Представление участников

С немецкой стороны: линейный корабль «Тирпиц», второй корабль типа «Бисмарк». Построен на военной верфи в Вильгельмсхафене, заложен в ноябре 1936 года, спущен на воду 1 апреля 1939, передан флоту 25 февраля 1941, достиг боевой готовности летом 1941 года. Стандартное водоизмещение корабля — около 43000 тонн, полное — около 52000.

«Тирпиц»

С американской: линейный корабль типа «Норт Кэролайн». Два корабля этого типа были построены в 1937-41 годах. Это первые линкоры, переданные американскому флоту после Вашингтонского договора 1922 года, установившего ограничения на размеры флотов и характеристики боевых кораблей стран-участников соглашения. Стандартное водоизмещение — около 37500 тонн, полное — около 44400.

«Норт Кэролайн»
Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Вашингтонский морской договор 1922 года был подписан США, Великобританией, Японией, Францией и Италией. Фактически для тех лет он представлял собой договор об ограничении стратегических вооружений. Ключевые моменты соглашения — введение потолков тоннажа для отдельных категорий кораблей каждого флота и ограничение характеристик перспективных боевых единиц. Так, тоннаж линейных флотов стран подписантов должен был соотноситься как 5 — 5 — 3 — 1,7 — 1,7 для Британской империи, США, Японии, Франции и Италии соответственно. В метрических тоннах стандартного водоизмещения это соотношение выглядело как 533400 — 533400 — 320040 — 177800 — 177800. 

Ограничение характеристик касалось водоизмещения кораблей и калибра артиллерии. Так, корабли линейного класса (линкоры и линейные крейсера) не должны были иметь стандартное водоизмещение более 35000 тонн, запрещалась установка артиллерии крупнее 406 миллиметров. Обычным крейсерам не позволялось иметь артиллерию крупнее 203 мм и превышать 10000 тонн водоизмещения. Эти ограничения заложили стандарты «вашингтонских кораблей». Кроме того, соглашение вводило «линейные каникулы» — запрещая, за несколькими исключениями, строительство новых линкоров в течение 10 лет. Позднее каникулы были продлены ещё на пять лет, до 1937 года.

Германия, которой согласно положениям Версальского договора запрещалось строить корабли тяжелее 10 тысяч тонн в принципе, не участвовала в соглашении. Позднее активизация немецкого и японского военно-морского строительства приведёт к фактическому разрушению Вашингтонской системы.

Сравнивать будем по следующим параметрам: огневая мощь, бронирование и противоторпедная защита, ПВО, ходовые качества, возможности радиоэлектронного оборудования.

Огневая мощь

Тяжёлые артиллерийские корабли строятся, что логично, для уничтожения противника артиллерийским огнём. Огневая мощь — ключевой параметр для любого линкора. Что с мощью у наших участников?

Главный калибр немца: восемь орудий 38 cm SK C/34 в четырёх башнях Drh.L. C/34e. Калибр — 380 миллиметров, дальность стрельбы — 35,6 километра стандартными 800-килограммовыми бронебойными или фугасными снарядами, 55,7 километра — облегчёнными 495-килограммовыми фугасными снарядами. Скорострельность по паспорту — 2,5 выстрела в минуту на орудие. На испытаниях была достигнута скорострельность в 3,125 выстрела в минуту на орудие. В боевых условиях немец показывал скорострельность примерно в один выстрел в минуту на орудие.

Вес залпа главного калибра немецкого линкора составляет 6400 килограммов. В реальных боевых условиях за пять минут при скорострельности один выстрел в минуту на орудие (что весьма немало для такого калибра) «Тирпиц» отправит в сторону оппонента 32 тонны металла и взрывчатки.

«Тирпиц»

Средний калибр «Тирпица» состоял из орудий двух систем. Во-первых, это 12 150-мм орудий 15 cm SK C/28 в шести башнях Drh.L.C/34. B. Их скорострельность достигала шести выстрелов в минуту, вес снаряда — 45,3 килограмма, дальность стрельбы — до 25 километров. Эти орудия предназначались в первую очередь для борьбы с лёгкими кораблями противника, например, атакующими эсминцами.

В качестве второго среднего калибра немец использовал 16 105-мм пушек 10.5 cm SK C/33 в спаренных установках. Эти универсальные орудия в первую очередь предназначались для ПВО, но могли вести огонь и по надводным целям. Максимальная дальность стрельбы этих пушек превышает 17 километров, досягаемость зенитного огня — более десяти километров, скорострельность — 15-18 выстрелов в минуту, вес снаряда — 15,1 килограмма. Сухопутная версия этой пушки — 10.5 cm FlaK 38 — была основной артиллерийской системой ПВО рейха во время войны, прикрывая крупные города и важные военные объекты.

Перейдём к «американцу». Главный калибр «Норт Кэролайн» — девять 406-мм орудий 16″/45 Mark 6 в трёхорудийных башнях. Дальность стрельбы 1225-килограммовыми бронебойными снарядами — 33,7 км, 862-килограммовыми фугасными — 36,7 км.

Важно помнить, что реальные дистанции морского боя для всех кораблей были как минимум вдвое меньше паспортных значений дальности.

Паспортная скорострельность — два выстрела в минуту, в бою «Норт Кэролайн» показывал скорость стрельбы в 1,56 выстрела в минуту на орудие. Вес залпа главного калибра «американца» — 11025 килограммов, а за пять минут с установленной боевой скорострельностью «Норт Кэролайн» или «Вашингтон» отправят в сторону врага 85995 килограммов металла и взрывчатки.

«Норт Кэролайн»

Вспомогательный калибр у американцев универсальный: 20 127-мм орудий 5''/38 Mark 12 в спаренных установках. Эти орудия использовались во множестве модификаций: в качестве основных на эсминцах, в качестве зенитных и противоминного калибра — на крейсерах, линкорах и авианосцах. Дальность стрельбы — более 16 километров, досягаемость по высоте — 11 километров, скорострельность — 15 выстрелов в минуту, вес снаряда — чуть более 25 килограмм.

По основному параметру серьёзное преимущество у «американца» — у него больший вес залпа, более высокая боевая скорострельность и более чем в полтора раза больший вес бронебойного снаряда. «Тирпиц» же для своего водоизмещения откровенно недовооружён, что типично для немецкой школы, строившей недовооружённые, но перезащищённые корабли.

Рейтинг:
«Тирпиц» — 3
«Норт Кэролайн» — 4,5

Броня и противоторпедная защита

Бронирование немецкого линкора довольно сложно и разнообразно. Его основу составляет 320-мм главный пояс, по длине простирающийся от первой до последней башни главного калибра. Верхняя часть борта защищена 145-мм бронёй, нижняя — 170-мм. В носовой части вдоль ватерлинии корабль прикрыт 60-мм броневым поясом, а в корме — 80-мм. Траверзы, то есть поперечные бронированные переборки, защищающие погреба боезапаса от попаданий снарядов с носа и кормы, имеют толщину 220 мм, так же закрыты и подбашенные отделения. Существенную роль в броневой защите жизненно-важных узлов и агрегатов «Тирпица» играет бронированная палуба толщиной от 80 до 110 миллиметров. Она призвана защищать корабль от снарядов, прилетающих со средних дистанций по относительно настильной траектории. Если вражеский снаряд попадёт в борт «немца», то, чтобы добраться до машинного отделения, ему придётся пробить не только 320 мм главного пояса, но и 110 мм скоса броневой палубы, от которой он, скорее всего, отрикошетит.

Башни главного калибра немецкого корабля защищены со лба 350-мм броней, с бортов — 150-мм. Крыши башен имеют толщину 130 мм.

«Тирпиц» (фото: World of Warships)

Противоторпедная защита «Тирпица» рассчитана на подрыв 350-кг боевой части торпеды, снаряжённой ТГА (смесь тротил-гексоген-алюминий), на глубине в половину проектной осадки (около пяти метров).

«Американец» бронирован заметно проще: ключевым элементом его защиты является цитадель, фактически — броневая коробка толщиной до 305 мм с борта и до 282 мм на фронтальных переборках-траверзах, прикрытая сверху 128-мм бронированной палубой без скосов. С одной стороны, это даёт лучшую, чем у немецкого корабля, защиту от бомб и снарядов, падающих сверху под большим углом, с другой — хуже защищает от попаданий по настильной траектории. Это связано в том числе с разными условиями боев: немецкий корабль рассчитывался в первую очередь на бои с англичанами в Северной Атлантике, где видимость чаще всего ограничена и дистанции не слишком велики. Американский — на бои на Тихом океане, где стычки на дальних дистанциях куда более вероятны, а противник имеет многочисленный парк пикирующих бомбардировщиков.

Башни главного калибра «Норт Кэролайн» имеют лоб в 406 мм, борт в 249 мм и крышу в 178 мм, что заметно превосходит показатели немецких установок.

«Норт Кэролайн» (фото: World of Warships)

Американский корабль лучше защищён и с носовых курсовых углов — за счёт более мощных траверзов. Это сочетается с более мощным артиллерийским вооружением — в нос у «янки» работают шесть стволов против четырёх у немцев.

Противоторпедная защита «Норт Кэролайн» и «Вашингтона» рассчитана на подрыв 320-килограммового заряда тринитротолуола и теоретически была несколько слабее немецкой, однако её слоистая конструкция — из нескольких последовательных переборок — оценивается как более надёжная с точки зрения поглощения и рассеивания энергии взрыва торпеды.

В целом оба корабля можно оценить как адекватно защищённые относительно имевшихся на тот момент угроз. Конечно, ни американцы, ни немцы не рассчитывали свои линкоры на противостояние с монстрами типа «Ямато», но на них нашлась иная управа.

Рейтинг:
«Тирпиц» — 4
«Норт Кэролайн» — 4

ПВО

Для отражения ударов с воздуха немецкий корабль использовал, во-первых, 16 105-мм орудий «второго универсального калибра», а во-вторых располагал батареей малокалиберной зенитной артиллерии. 16 37-мм стволов 3.7 cm SK C/30 в восьми спаренных установках и, в исходном варианте, 12 одиночных зенитных автоматов 2 cm Flak 30/38. В ходе войны количество 20-мм стволов на «Тирпице» выросло до 78 — в одиночных и счетверённых установках. Зенитным огнём среднего калибра управляли стабилизированные командные посты SL-8, оснащённые дальномерами, однако малокалиберная зенитная артиллерия централизованного управления не имела, а приказы передавались голосом или по телефону.

«Тирпиц» (фото: World of Warships)

Американская зенитная батарея из 20 127-мм орудий выглядит однозначно более мощной — так же, как и МЗА (малокалиберная зенитная артиллерия): к 1943 году оба корабля типа «Норт Кэролайн» несли по десять счетверённых установок 40-мм орудий «Бофорс» — 40 стволов против 16 37-мм на «Тирпице». Количество 20-мм стволов к этому времени достигало 64 на «Вашингтоне» и превышало 50 на «Норт Кэролайн». Эта разница тоже во многом обусловлена условиями боёв: воздушная опасность на Тихом океане была намного выше. Контрольно-дальномерные посты ПВО довольно быстро получили радары.

В целом ПВО американского линкора намного мощнее — но и угрозы, с которыми сталкивались американцы, заметно серьёзнее.

Рейтинг:
«Тирпиц» — 3,5
«Норт Кэролайн» — 5

Ходовые качества

Главная энергетическая установка «Тирпица» включает три турбозубчатых агрегата — и, соответственно, три вала. Энергию она получает от 12 паровых котлов Вагнера с высокими параметрами пара — давление достигает 100 атмосфер, а температура перегретого пара — 480 градусов! Это позволяет уменьшить вес и габариты котлов, но и снижает их надёжность. Мощность силовой установки достигает 103 мегаватт, что позволяет линкору развивать скорость в 30 узлов. Дальность плавания экономичным 19-узловым ходом превышает 8800 морских миль. Мореходность немецкого линкора оценивается как хорошая — хотя проблемы с заливаемостью носовой части были хроническими для немецких тяжёлых кораблей всю войну.

Американский линкор имеет четырёхвальную установку мощностью 90 мегаватт. На каждый из четырёх турбозубчатых агрегатов работают два паровых котла (итого восемь). С повышенными параметрами пара американцы предпочитали не возиться, обходясь давлением в 40 атмосфер. Полный ход, достигнутый на испытаниях, составлял 28 узлов, дальность плавания экономичным 15-узловым ходом превышала 17 тысяч миль — 3/4 окружности земного шара по экватору! Такие требования были вполне резонны с учётом необозримых просторов Тихого океана, где предстояло действовать ВМС США.

«Норт Кэролайн» (фото: World of Warships)

Мореходность «Норт Кэролайн» и «Вашингтона» оценивается как достаточно посредственная. Этот недостаток сохранился и у их преемников — кораблей типа «Саут Дакота», и привёл к резкому росту размеров линкоров типа «Айова» — одной из целей которого было улучшение мореходности за счёт удлинения носовой части корабля.

Немецкий линкор несколько быстрее и мореходнее американского коллеги, но последний имеет бОльшую дальность плавания. В реальных же боевых условиях превосходство на два узла полного ходя для этих кораблей можно признать несущественным — диктовать дистанцию боя «Тирпиц» всё равно бы не смог: для уверенного поражения цели бронебойными снарядами ему пришлось бы сближаться.

Рейтинг:
«Тирпиц» — 4
«Норт Кэролайн» — 3,5

Радиоэлектронное вооружение и управление огнём

Для управления огнём главного калибра «Тирпиц» использовал пять 10,5-метровых дальномеров, три из которых располагались в башнях главного калибра B, C и D (дальномер башни А был демонтирован из-за забрызгивания его оптики волнами), а два — в командно-дальномерных постах. Линкор располагал также вспомогательным семиметровым дальномером и 3,5-метровыми дальномерами с ночной оптикой. Непосредственно управлял огнём старший артиллерийский офицер корабля, получая данные с дальномеров. При этом башни главного калибра могли вести огонь и самостоятельно — по данным собственных дальномеров (кроме башни А, которой пришлось бы полагаться на помощь соседей). Немецкие корабли достаточно рано получили радары, но внедрить их в систему управления огнём немцы не сумели — радары использовались лишь для общего обнаружения цели и измерения расстояния до неё в условиях ограниченной видимости.

«Тирпиц» (фото: World of Warships)

Американские системы управления огнём во время Второй мировой были более продвинутыми. Башни располагали 13,5-метровыми дальномерами (бОльшая база обеспечивает бОльшую точность измерения дистанции). Контрольно-дальномерные посты Мк 38 имели восьмиметровые дальномеры — более компактные, чем у немцев, — однако довольно быстро получили в дополнение к ним радары управления огнём, что резко повысило возможности линкоров в ночном бою. Это подтвердили и результаты реальных схваток на Тихом океане. В ночь на 15 ноября 1942 года «Вашингтон» артиллерийским огнём утопил японский линкор «Кирисима», при этом управление огнём велось с помощью радара.

Рейтинг:
«Тирпиц» — 3
«Норт Кэролайн» — 4,5

Итог

О преимуществах и недостатках каждого корабля можно спорить, но ключевые достоинства, которые определяют итоговую оценку, сводятся к превосходству в огневой мощи и качестве управления ей. Оба этих параметра у «американца» заметно выше, и скорее всего, в реальном бою — даже один на один — у «Тирпица» было бы немного шансов против линкора типа «Норт Кэролайн». Старший брат утопил «Худ»? Ну извините, «Худ» — корабль, построенный по требованиям Первой мировой, и с броневой защитой у английских линейных крейсеров были проблемы всю дорогу. Против куда более «дубового» «американца» немцы, скорее всего, не сплясали бы.

«Норт Кэролайн» (фото: World of Warships)

Собственно, итоговый рейтинг это подтверждает:

«Тирпиц» — 17,5
«Норт Кэролайн» — 21,5

Не согласны? Спорьте!

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях