«Тирпиц» vs. «Норт Кэролайн»: какой линкор круче?

Эти два ровесника так и не сошлись в реальном бою, хотя регулярно встречаются друг с другом на просторах виртуальных морей World of Warships. Но чем бы закончилось их столкновение вживую? Давайте разбираться! Столкнём последний построенный немецкий линкор и первенца американской предвоенной кораблестроительной программы: Tirpitz и North Carolina.

/
15K
17
26
204

Эти два ровесника так и не сошлись в реальном бою, хотя регулярно встречаются друг с другом на просторах виртуальных морей World of Warships. Но чем бы закончилось их столкновение вживую? Давайте разбираться! Столкнём последний построенный немецкий линкор и первенца американской предвоенной кораблестроительной программы: Tirpitz и North Carolina.

Сама Showboat (так прозвали «Норт Кэролайн» в ВМС США после того, как на ее ходовые испытания собрались посмотреть с берега тысячи зрителей) всю войну провела на Тихом океане, где пересечься с «Тирпицем» было, прямо скажем, сложновато. Но её систершип «Вашингтон» в 1941-42 годах нёс службу в Атлантике, и, среди прочего, участвовал в охранении конвоя PQ-17 летом 1942 года, где имел более чем реальные шансы обменяться с «Тирпицем» залпами главного калибра. Боя артиллерийских кораблей тогда так и не произошло, но сравнить всё равно интересно. Итак, поехали.

Представление участников

С немецкой стороны: линейный корабль «Тирпиц», второй корабль типа «Бисмарк». Построен на военной верфи в Вильгельмсхафене, заложен в ноябре 1936 года, спущен на воду 1 апреля 1939, передан флоту 25 февраля 1941, достиг боевой готовности летом 1941 года. Стандартное водоизмещение корабля — около 43000 тонн, полное — около 52000.

«Тирпиц»

С американской: линейный корабль типа «Норт Кэролайн». Два корабля этого типа были построены в 1937-41 годах. Это первые линкоры, переданные американскому флоту после Вашингтонского договора 1922 года, установившего ограничения на размеры флотов и характеристики боевых кораблей стран-участников соглашения. Стандартное водоизмещение — около 37500 тонн, полное — около 44400.

«Норт Кэролайн»
Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Вашингтонский морской договор 1922 года был подписан США, Великобританией, Японией, Францией и Италией. Фактически для тех лет он представлял собой договор об ограничении стратегических вооружений. Ключевые моменты соглашения — введение потолков тоннажа для отдельных категорий кораблей каждого флота и ограничение характеристик перспективных боевых единиц. Так, тоннаж линейных флотов стран подписантов должен был соотноситься как 5 — 5 — 3 — 1,7 — 1,7 для Британской империи, США, Японии, Франции и Италии соответственно. В метрических тоннах стандартного водоизмещения это соотношение выглядело как 533400 — 533400 — 320040 — 177800 — 177800. 

Ограничение характеристик касалось водоизмещения кораблей и калибра артиллерии. Так, корабли линейного класса (линкоры и линейные крейсера) не должны были иметь стандартное водоизмещение более 35000 тонн, запрещалась установка артиллерии крупнее 406 миллиметров. Обычным крейсерам не позволялось иметь артиллерию крупнее 203 мм и превышать 10000 тонн водоизмещения. Эти ограничения заложили стандарты «вашингтонских кораблей». Кроме того, соглашение вводило «линейные каникулы» — запрещая, за несколькими исключениями, строительство новых линкоров в течение 10 лет. Позднее каникулы были продлены ещё на пять лет, до 1937 года.

Германия, которой согласно положениям Версальского договора запрещалось строить корабли тяжелее 10 тысяч тонн в принципе, не участвовала в соглашении. Позднее активизация немецкого и японского военно-морского строительства приведёт к фактическому разрушению Вашингтонской системы.

Сравнивать будем по следующим параметрам: огневая мощь, бронирование и противоторпедная защита, ПВО, ходовые качества, возможности радиоэлектронного оборудования.

Огневая мощь

Тяжёлые артиллерийские корабли строятся, что логично, для уничтожения противника артиллерийским огнём. Огневая мощь — ключевой параметр для любого линкора. Что с мощью у наших участников?

Главный калибр немца: восемь орудий 38 cm SK C/34 в четырёх башнях Drh.L. C/34e. Калибр — 380 миллиметров, дальность стрельбы — 35,6 километра стандартными 800-килограммовыми бронебойными или фугасными снарядами, 55,7 километра — облегчёнными 495-килограммовыми фугасными снарядами. Скорострельность по паспорту — 2,5 выстрела в минуту на орудие. На испытаниях была достигнута скорострельность в 3,125 выстрела в минуту на орудие. В боевых условиях немец показывал скорострельность примерно в один выстрел в минуту на орудие.

Вес залпа главного калибра немецкого линкора составляет 6400 килограммов. В реальных боевых условиях за пять минут при скорострельности один выстрел в минуту на орудие (что весьма немало для такого калибра) «Тирпиц» отправит в сторону оппонента 32 тонны металла и взрывчатки.

«Тирпиц»

Средний калибр «Тирпица» состоял из орудий двух систем. Во-первых, это 12 150-мм орудий 15 cm SK C/28 в шести башнях Drh.L.C/34. B. Их скорострельность достигала шести выстрелов в минуту, вес снаряда — 45,3 килограмма, дальность стрельбы — до 25 километров. Эти орудия предназначались в первую очередь для борьбы с лёгкими кораблями противника, например, атакующими эсминцами.

В качестве второго среднего калибра немец использовал 16 105-мм пушек 10.5 cm SK C/33 в спаренных установках. Эти универсальные орудия в первую очередь предназначались для ПВО, но могли вести огонь и по надводным целям. Максимальная дальность стрельбы этих пушек превышает 17 километров, досягаемость зенитного огня — более десяти километров, скорострельность — 15-18 выстрелов в минуту, вес снаряда — 15,1 килограмма. Сухопутная версия этой пушки — 10.5 cm FlaK 38 — была основной артиллерийской системой ПВО рейха во время войны, прикрывая крупные города и важные военные объекты.

Перейдём к «американцу». Главный калибр «Норт Кэролайн» — девять 406-мм орудий 16″/45 Mark 6 в трёхорудийных башнях. Дальность стрельбы 1225-килограммовыми бронебойными снарядами — 33,7 км, 862-килограммовыми фугасными — 36,7 км.

Важно помнить, что реальные дистанции морского боя для всех кораблей были как минимум вдвое меньше паспортных значений дальности.

Паспортная скорострельность — два выстрела в минуту, в бою «Норт Кэролайн» показывал скорость стрельбы в 1,56 выстрела в минуту на орудие. Вес залпа главного калибра «американца» — 11025 килограммов, а за пять минут с установленной боевой скорострельностью «Норт Кэролайн» или «Вашингтон» отправят в сторону врага 85995 килограммов металла и взрывчатки.

«Норт Кэролайн»

Вспомогательный калибр у американцев универсальный: 20 127-мм орудий 5''/38 Mark 12 в спаренных установках. Эти орудия использовались во множестве модификаций: в качестве основных на эсминцах, в качестве зенитных и противоминного калибра — на крейсерах, линкорах и авианосцах. Дальность стрельбы — более 16 километров, досягаемость по высоте — 11 километров, скорострельность — 15 выстрелов в минуту, вес снаряда — чуть более 25 килограмм.

По основному параметру серьёзное преимущество у «американца» — у него больший вес залпа, более высокая боевая скорострельность и более чем в полтора раза больший вес бронебойного снаряда. «Тирпиц» же для своего водоизмещения откровенно недовооружён, что типично для немецкой школы, строившей недовооружённые, но перезащищённые корабли.

Рейтинг:
«Тирпиц» — 3
«Норт Кэролайн» — 4,5

Броня и противоторпедная защита

Бронирование немецкого линкора довольно сложно и разнообразно. Его основу составляет 320-мм главный пояс, по длине простирающийся от первой до последней башни главного калибра. Верхняя часть борта защищена 145-мм бронёй, нижняя — 170-мм. В носовой части вдоль ватерлинии корабль прикрыт 60-мм броневым поясом, а в корме — 80-мм. Траверзы, то есть поперечные бронированные переборки, защищающие погреба боезапаса от попаданий снарядов с носа и кормы, имеют толщину 220 мм, так же закрыты и подбашенные отделения. Существенную роль в броневой защите жизненно-важных узлов и агрегатов «Тирпица» играет бронированная палуба толщиной от 80 до 110 миллиметров. Она призвана защищать корабль от снарядов, прилетающих со средних дистанций по относительно настильной траектории. Если вражеский снаряд попадёт в борт «немца», то, чтобы добраться до машинного отделения, ему придётся пробить не только 320 мм главного пояса, но и 110 мм скоса броневой палубы, от которой он, скорее всего, отрикошетит.

Башни главного калибра немецкого корабля защищены со лба 350-мм броней, с бортов — 150-мм. Крыши башен имеют толщину 130 мм.

«Тирпиц» (фото: World of Warships)

Противоторпедная защита «Тирпица» рассчитана на подрыв 350-кг боевой части торпеды, снаряжённой ТГА (смесь тротил-гексоген-алюминий), на глубине в половину проектной осадки (около пяти метров).

«Американец» бронирован заметно проще: ключевым элементом его защиты является цитадель, фактически — броневая коробка толщиной до 305 мм с борта и до 282 мм на фронтальных переборках-траверзах, прикрытая сверху 128-мм бронированной палубой без скосов. С одной стороны, это даёт лучшую, чем у немецкого корабля, защиту от бомб и снарядов, падающих сверху под большим углом, с другой — хуже защищает от попаданий по настильной траектории. Это связано в том числе с разными условиями боев: немецкий корабль рассчитывался в первую очередь на бои с англичанами в Северной Атлантике, где видимость чаще всего ограничена и дистанции не слишком велики. Американский — на бои на Тихом океане, где стычки на дальних дистанциях куда более вероятны, а противник имеет многочисленный парк пикирующих бомбардировщиков.

Башни главного калибра «Норт Кэролайн» имеют лоб в 406 мм, борт в 249 мм и крышу в 178 мм, что заметно превосходит показатели немецких установок.

«Норт Кэролайн» (фото: World of Warships)

Американский корабль лучше защищён и с носовых курсовых углов — за счёт более мощных траверзов. Это сочетается с более мощным артиллерийским вооружением — в нос у «янки» работают шесть стволов против четырёх у немцев.

Противоторпедная защита «Норт Кэролайн» и «Вашингтона» рассчитана на подрыв 320-килограммового заряда тринитротолуола и теоретически была несколько слабее немецкой, однако её слоистая конструкция — из нескольких последовательных переборок — оценивается как более надёжная с точки зрения поглощения и рассеивания энергии взрыва торпеды.

В целом оба корабля можно оценить как адекватно защищённые относительно имевшихся на тот момент угроз. Конечно, ни американцы, ни немцы не рассчитывали свои линкоры на противостояние с монстрами типа «Ямато», но на них нашлась иная управа.

Рейтинг:
«Тирпиц» — 4
«Норт Кэролайн» — 4

ПВО

Для отражения ударов с воздуха немецкий корабль использовал, во-первых, 16 105-мм орудий «второго универсального калибра», а во-вторых располагал батареей малокалиберной зенитной артиллерии. 16 37-мм стволов 3.7 cm SK C/30 в восьми спаренных установках и, в исходном варианте, 12 одиночных зенитных автоматов 2 cm Flak 30/38. В ходе войны количество 20-мм стволов на «Тирпице» выросло до 78 — в одиночных и счетверённых установках. Зенитным огнём среднего калибра управляли стабилизированные командные посты SL-8, оснащённые дальномерами, однако малокалиберная зенитная артиллерия централизованного управления не имела, а приказы передавались голосом или по телефону.

«Тирпиц» (фото: World of Warships)

Американская зенитная батарея из 20 127-мм орудий выглядит однозначно более мощной — так же, как и МЗА (малокалиберная зенитная артиллерия): к 1943 году оба корабля типа «Норт Кэролайн» несли по десять счетверённых установок 40-мм орудий «Бофорс» — 40 стволов против 16 37-мм на «Тирпице». Количество 20-мм стволов к этому времени достигало 64 на «Вашингтоне» и превышало 50 на «Норт Кэролайн». Эта разница тоже во многом обусловлена условиями боёв: воздушная опасность на Тихом океане была намного выше. Контрольно-дальномерные посты ПВО довольно быстро получили радары.

В целом ПВО американского линкора намного мощнее — но и угрозы, с которыми сталкивались американцы, заметно серьёзнее.

Рейтинг:
«Тирпиц» — 3,5
«Норт Кэролайн» — 5

Ходовые качества

Главная энергетическая установка «Тирпица» включает три турбозубчатых агрегата — и, соответственно, три вала. Энергию она получает от 12 паровых котлов Вагнера с высокими параметрами пара — давление достигает 100 атмосфер, а температура перегретого пара — 480 градусов! Это позволяет уменьшить вес и габариты котлов, но и снижает их надёжность. Мощность силовой установки достигает 103 мегаватт, что позволяет линкору развивать скорость в 30 узлов. Дальность плавания экономичным 19-узловым ходом превышает 8800 морских миль. Мореходность немецкого линкора оценивается как хорошая — хотя проблемы с заливаемостью носовой части были хроническими для немецких тяжёлых кораблей всю войну.

Американский линкор имеет четырёхвальную установку мощностью 90 мегаватт. На каждый из четырёх турбозубчатых агрегатов работают два паровых котла (итого восемь). С повышенными параметрами пара американцы предпочитали не возиться, обходясь давлением в 40 атмосфер. Полный ход, достигнутый на испытаниях, составлял 28 узлов, дальность плавания экономичным 15-узловым ходом превышала 17 тысяч миль — 3/4 окружности земного шара по экватору! Такие требования были вполне резонны с учётом необозримых просторов Тихого океана, где предстояло действовать ВМС США.

«Норт Кэролайн» (фото: World of Warships)

Мореходность «Норт Кэролайн» и «Вашингтона» оценивается как достаточно посредственная. Этот недостаток сохранился и у их преемников — кораблей типа «Саут Дакота», и привёл к резкому росту размеров линкоров типа «Айова» — одной из целей которого было улучшение мореходности за счёт удлинения носовой части корабля.

Немецкий линкор несколько быстрее и мореходнее американского коллеги, но последний имеет бОльшую дальность плавания. В реальных же боевых условиях превосходство на два узла полного ходя для этих кораблей можно признать несущественным — диктовать дистанцию боя «Тирпиц» всё равно бы не смог: для уверенного поражения цели бронебойными снарядами ему пришлось бы сближаться.

Рейтинг:
«Тирпиц» — 4
«Норт Кэролайн» — 3,5

Радиоэлектронное вооружение и управление огнём

Для управления огнём главного калибра «Тирпиц» использовал пять 10,5-метровых дальномеров, три из которых располагались в башнях главного калибра B, C и D (дальномер башни А был демонтирован из-за забрызгивания его оптики волнами), а два — в командно-дальномерных постах. Линкор располагал также вспомогательным семиметровым дальномером и 3,5-метровыми дальномерами с ночной оптикой. Непосредственно управлял огнём старший артиллерийский офицер корабля, получая данные с дальномеров. При этом башни главного калибра могли вести огонь и самостоятельно — по данным собственных дальномеров (кроме башни А, которой пришлось бы полагаться на помощь соседей). Немецкие корабли достаточно рано получили радары, но внедрить их в систему управления огнём немцы не сумели — радары использовались лишь для общего обнаружения цели и измерения расстояния до неё в условиях ограниченной видимости.

«Тирпиц» (фото: World of Warships)

Американские системы управления огнём во время Второй мировой были более продвинутыми. Башни располагали 13,5-метровыми дальномерами (бОльшая база обеспечивает бОльшую точность измерения дистанции). Контрольно-дальномерные посты Мк 38 имели восьмиметровые дальномеры — более компактные, чем у немцев, — однако довольно быстро получили в дополнение к ним радары управления огнём, что резко повысило возможности линкоров в ночном бою. Это подтвердили и результаты реальных схваток на Тихом океане. В ночь на 15 ноября 1942 года «Вашингтон» артиллерийским огнём утопил японский линкор «Кирисима», при этом управление огнём велось с помощью радара.

Рейтинг:
«Тирпиц» — 3
«Норт Кэролайн» — 4,5

Итог

О преимуществах и недостатках каждого корабля можно спорить, но ключевые достоинства, которые определяют итоговую оценку, сводятся к превосходству в огневой мощи и качестве управления ей. Оба этих параметра у «американца» заметно выше, и скорее всего, в реальном бою — даже один на один — у «Тирпица» было бы немного шансов против линкора типа «Норт Кэролайн». Старший брат утопил «Худ»? Ну извините, «Худ» — корабль, построенный по требованиям Первой мировой, и с броневой защитой у английских линейных крейсеров были проблемы всю дорогу. Против куда более «дубового» «американца» немцы, скорее всего, не сплясали бы.

«Норт Кэролайн» (фото: World of Warships)

Собственно, итоговый рейтинг это подтверждает:

«Тирпиц» — 17,5
«Норт Кэролайн» — 21,5

Не согласны? Спорьте!

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

18K
21
3
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

45K
39
19
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

22K
24
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

32K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

13K
20
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

11K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

11K
23
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

10K
13
0
0
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

32K
44
57
844
Топ-5 безбашенных воинов Средневековья

Знаете, говорят про некоторых «вообще отбитый»? И при этом у «отбитого» нередко вполне получается то, за что он берётся, — то ли благодаря, то ли вопреки лихости и отчаянности. Вот о таких «отбитых» средневековых воинах, вошедших в легенды, мы и поговорим.

28K
60
15
875
Как американский робот выбрал свободу: «побег» D-21 в СССР

Американский шпион из Зоны 51 убил американского же пилота, разбил новейший самолёт — а потом вообще сбежал в СССР! Причём шпион был роботом! Как секретный беспилотный разведчик оказался у Туполева — в нашей статье.

21K
61
13
437
Тест: хорошо ли вы знаете историю Античности и Древнего мира?

Вы уверены, что прекрасно знаете историю. Но сможете ли вы сопоставить события, происходившие в различных странах в одно время? Проверим?

19K
4
18
87
Диванная аналитика: бомбардировщик Ту-160 обогнал пару F-35A, но это не точно

Стратегический бомбардировщик Ту-160, разработанный ещё в 1980-е, легко оторвался и ушёл от новейших истребителей пятого поколения F-35A, которые пытались преследовать его над Японским морем. По крайней мере, так сказали нам китайские журналисты. Было ли это на самом деле, а если было, то что именно? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU разобрался.

19K
35
69
374
Тест: знаете ли вы историю Древней Руси?

Вы давно окончили школу, но интерес к истории сохранили? А вот давайте проверим, хорошо ли вы знаете историю Древней Руси.

17K
5
12
259
Торгутский побег: цена возвращения на историческую родину

В 1771 году калмыки откочевали в Джунгарию с Волги. Стремились ли они вернуться под власть Великого государя Вселенной или им стало тесно на насиженных территориях? О том, чем обернулось возвращение ойратов на землю предков, — в материале WARHEAD.SU.

17K
36
32
923
Искупившие вину: подвиг бойцов 65-й отдельной штрафроты

Стремительным броском штрафной взвод ворвался в село. Начался жаркий бой. Солдаты дрались отчаянно, но попали в окружение и почти трое суток вынуждены были держать оборону.

16K
42
19
587
Оборона Вестерплатте: первые выстрелы Второй мировой

Семидневная защита ключка суши в устье Вислы стала одним из главных патриотических столпов послевоенной польской историографии. В честь героев Вестерплатте называли военные части и улицы городов, на их примере воспитывают защитников Польши. Но некоторые говорят, что ничего особенного тогда не произошло и за легендой стоят не слишком впечатляющие события. Где же правда?

16K
47
103
351
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

81K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

73K
23
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

58K
41
77
361
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

52K
61
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

52K
41
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

51K
42
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

51K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

48K
45
33
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

200K
89
56
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

106K
58
16
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

86K
39
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

82K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

81K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

74K
27
17
346
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

73K
23
11
81