Железо

Воздушные бои в сети: F-35 против Рунета

Многоцелевой истребитель пятого поколения F-35 Lightning II вызывает множество споров. В воздушных боях он пока ещё не принимал участия, но битву с пользователями соцсетей уже безнадёжно проигрывает. В чём же проблема?

Александр Ермаков /
13K
18
4
213

Многоцелевой истребитель пятого поколения F-35 Lightning II вызывает множество споров. В воздушных боях он пока ещё не принимал участия, но битву с пользователями соцсетей уже безнадёжно проигрывает. В чём же проблема?

«Мани-мани-мани…»

Самая популярная претензия — страшно дорогой и вообще сплошной «распил». Это неудивительно. Во-первых, считать чужие деньги слишком увлекательное занятие, а во-вторых, открытая бухгалтерия, публикуемая американским аналогом Счётной палаты, даёт много волнующей информации. В наиболее нерадивых материалах пишут, что на программу потратили аж триллион долларов. Это, конечно, не так: 1,1 триллиона долларов в отчётах фигурирует, но это стоимость эксплуатации всего парка (на пике — две с половиной тысячи истребителей) всеми родами войск на срок до 2070 года.

Какой смысл в подобных подсчётах — вопрос отдельный, но надо же бухгалтерам доказывать свою нужность!

На деле стоимость производимых сейчас F-35 находится на уровне западных истребителей четвёртого поколения — на выкатке из ангара 95-123 миллионов долларов, в зависимости от модификации. Европейцы («Рафаль», «Тайфун») могут быть и дороже, свой «Супер Хорнет» обходится американцам дешевле раза в полтора, но он же без таких понтов. F-22 «Раптор» даже на завершающей стадии производства стоил значительно больше.

Мелкосерийное производство
«Мелкосерийное» производство

Значит, всё хорошо? И нет никакого «попила» и обдираловки американского налогоплательщика, чьи беды традиционно болью отдаются у нас в сердце? Есть, конечно. На крупнейшей оборонной программе в истории нагреют — и уже греют — руки все, кто только может! Безумно трогательно читать старые материалы из тех времен, когда программу JSF (Joint Strike Fighter — «совместный ударный истребитель». — Прим. ред.), которая и породила F-35, пропихивали оному налогоплательщику под соусом экономии. Страшно сказать, но одно время всерьёз называли цену в 28 миллионов долларов за самый простой вариант. Для понимания трагедии: сейчас за такие деньги в лучшем случае можно купить что-то самое простое из Китая.

Вешали лапшу на уши? Да! Большой ложкой.

При этом подзаработать планирует не только американский ВПК. Продуманная система участия иностранных покупателей в производстве обеспечивает заинтересованность местных лобби в закупках. Для примера: недавно вышел небольшой скандал: за собранные у себя из машинокомплектов истребители японцы переплачивают по 33 миллиона долларов за штуку. Зато рабочие места создали, «Митсубиси» и прочие нужные люди в доле!

Так что да, F-35 — тот ещё истребитель бюджета. Другой вопрос, что это не лично его вина и другим он быть не мог. ВПК в любой стране мира постарается содрать с вас за стальной гвоздь как за золотой, не говоря уже о высокотехнологичной штуке, в которой куда проще спрятать расходы.

Золотой, а не летает

Особая тема: американцы потратили очень много денег, но самолёт не летает. А когда летает, то делает это плохо, и вообще он страшный (устоявшееся прозвище «Пингвин»).

F-35C ВМС США
F-35C ВМС США (фото: US Navy)

Откуда нелюбовь, тоже понятно — по программе регулярно публикуют критические отчеты. И сроки все просрочили, и самолёты по ангарам стоят. В апреле этого года, например, сообщили, что только половина самолётов пригодна к выполнению поставленных задач (из тех, что постарее — 40%, из новых — 70-75%). Разумеется, это вызывает бурное возмущение публики (у них) и гыгыканье (у нас). А те, кто плотно интересовался историей авиации, только пожимают плечами.

Если военный подрядчик выдаст вам продукт позже и сырой — это, скорее, норма. На одном американском авиафоруме как-то произошёл такой диалог: «А у F-14 пять из дюжины прототипов разбили, причём первый — во втором же полёте. — Боже, как мы его на вооружение-то приняли? — Ну, тогда интернета не было». Кстати, боеготовность у звезды «Топ Гана» всегда была в районе 60%. Вспомните наш лучший истребитель современности, Су-27 (и его семейство). Вначале самолёт пришлось и вовсе кардинально перепроектировать, и надёжность серийных машин первые годы, мягко говоря, хромала. У F-35 в этом плане всё хорошо: из трёхсот выпущенных до сих пор ни одного не разбили.

Ну подумаешь, только спалили на земле один под списание… Но это было до взлёта, так что не считается.

Вопрос внешности, как обычно, проходит по разряду вкуса фломастеров. Базовый «сухопутный» F-35, конечно, страшноват. Толстовато туловище (плата за отсеки вооружения и очень большой — в два с половиной раза больше по сравнению с F-16 — запас топлива), а крылья куцые. Вот авианосный F-35C с крыльями побольше смотрится уже неплохо. Ну и всегда надо помнить об альтернативе: боинговский X-32, противник локхидовской машины, был самолётом с внешностью… экзотичной, скажем так.

Таким должен был стать F-32 — конкурент F-35
Таким должен был стать F-32 — конкурент F-35 (фото: Adam Burch)

И вообще украли у нас!

Есть, впрочем, и не заимствованная из-за рубежа, а отдельно наша претензия к F-35. Украли его капиталисты в годы разрухи у нас! Пришли с чемоданами кровавых долларов и купили документацию по Як-141!

Неужели правда? Факт прихода с чемоданами был — и не отрицается. Но, как говорится, есть нюанс. Интересовал американцев не весь Як-141 (сходство с F-35 можно углядеть лишь с большой фантазией), а конкретная деталь: поворотное сопло маршевого двигателя и, в первую очередь, результаты его лётных испытаний.

F-35B и Як-141
F-35B и Як-141

Подобное сопло американцы отрабатывали на стендах в конце 60-х годов, когда работали над своей программой сверхзвукового самолёта вертикального взлета — в итоге это привело их к хтоничному XFV-12. Очень уж хотелось им получить задёшево российский опыт пусть и кратких, но настоящих полётов. Этот факт и польза от «сотрудничества» отмечаются в публикациях самой корпорации.

Наверняка локхидовцы сэкономили себе время и силы, однако вряд ли это как-то глобально повлияло на конструкцию F-35. У проекта прослеживается стройное «генеалогическое древо», да и схема силовой установки у него своя, с подъёмным вентилятором, запитанным по валу от двигателя. С подобным проектом «Як» пришёл к нашим военным только в середине 90-х годов и, скорее всего, под влиянием как раз «публикаций в иностранной печати», как раньше говорили…

Пятое ли поколение?

Это, наверное, самый сложный вопрос, на который нет однозначного ответа. К какому поколению относится F-35?

F-35B летит в переходном режиме
F-35B летит в переходном режиме

В первую очередь, отсутствует полноценный бесфорсажный сверхзвук (важно не путать с «крейсерским», это большая разница!) и сверхманёвренность. Действительно, высокой скоростью он не отличается: двигатель хоть и очень мощный, но один. В лучшем случае можно надеяться на разгон на форсаже и дальнейшее поддержание небольшого сверхзвука. По манёвренности F-35 скорее представитель четвёртого поколения, причём заурядный — динамические характеристики не очень, хотя углы атаки (за счёт совершенной электронной системы управления) отличные. В общем, воззрениям на пятое поколение F-35 не соответствует — правда, только с нашей точки зрения.

Американцы тут возражают, что пятое поколение не про скорость и манёвренность, а про электронику (ну, ещё все считают, что про малозаметность тоже). Это и понятно. Уже на самой ранней стадии было ясно, что однодвигательный, ориентированный на ударные задачи и целиком компромиссный F-35 не будет поражать лётными характеристиками.

Взлёт F-35B с десантного корабля с боевой нагрузкой
Взлёт F-35B с десантного корабля с боевой нагрузкой (фото: US Navy)

Для своих задач он несёт огромный по меркам машин прошлого поколения запас топлива (чтобы не таскать демаскирующие подвесные баки) и имеет внутренние отсеки оружия — это при одном-то движке. В воздушных боях он, по замыслу создателей, должен побеждать за счёт того, что первым увидит противника.

Поскольку ракета всё равно манёвреннее самолёта — просто надо первым стрелять.

Чей подход окажется правильнее? Покажет только время — и речь идёт о десятилетиях. Это же касается и других претензий относительно F-35. Карьеру свою он уже начал, и это факт: фазу испытаний официально закончили в апреле. По миру летают уже три сотни машин, со следующего года выпуск превысит сотню в год, и якобы даже состоялся боевой дебют в составе ВВС Израиля.

Что его ждёт? Достойная служба «рабочей лошадкой» или позор? Придётся ли «свободному миру» массово плеваться, но есть, что дали? Будем наблюдать.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
«Собачьи жетоны»: медальоны жизни или смерти?
Человек смертен, а на войне он к тому же внезапно смертен. И, если нет никакой возможности опознать тело, на помощь приходят «посмертные медальоны», также известные как dog tags («собачьи жетоны»). Но так ли всё с ними просто? Какую они содержат информацию и что думают об этом солдаты?
19K
14
10
164
Работорговля: чёрная страница истории
На протяжении веков они были всего лишь «живым товаром». Работали в нечеловеческих условиях и гибли под палящим солнцем вдали от родины. Африканская работорговля нанесла огромный ущерб Чёрному континенту. Чтобы искоренить систему, потребовались несколько сотен лет, восстания и несметное количество погибших африканских рабов.
15K
23
3
167
Триколор над Бейрутом: первый поход русского флота к сирийским берегам
Парусная эскадра ведёт огонь по прибрежным бастионам. Под грохот залпов сквозь пороховой дым к берегу устремляются шлюпки, набитые свирепого вида корсарами. Типичная картина для Карибского моря. Только теперь она разворачивалась у гавани Бейрута, а на кораблях развевались русские флаги.