Трое в лодке, не считая бойлер: подводный флот из обломков мечты

За два года до этого

Люди всегда мечтали плавать под водой как рыбы. Но подойти вплотную к осуществлению мечты смогли только во второй половине XIX века.

Преподобный Джордж Уильям Гаррет был уроженцем Манчестера, бакалавром химии и, конечно, патриотом. Но прежде всего он был изобретателем. Патриотизм мучил пастора Гаррета неотвязной мыслью: Россия вот-вот вторгнется на Британские острова при помощи субмарин — и конечно же, в компании ирландцев-католиков. А изобретательность подсказывала, что субмарины можно использовать и в оборонительных целях.

Сначала Джордж Гаррет должен был решить самый главный вопрос: как человеку дышать под водой? Для этого он изобрёл в 1877 году дыхательный аппарат, который продемонстрировал, погрузившись на 37 минут в воду и всплыв на поверхность в добром здравии и прекрасном расположении духа. Опыт проводился во Франции, и французское правительство сразу заинтересовалось изобретением. Английское же посчитало, что правит морями и без этого приспособления.

Первое воскрешение

В 1878 изобретатель заявил патент на «Улучшение и комплектацию субмарин, или субакватических лодок, или судов с целью удаления, разрушения, размещения или расположения торпед в каналах или в других ситуациях, а также в других целях».

Под торпедами подразумевались главным образом мины, а под другими целями — подводное наблюдение.

В это же время пастор зарегистрировал частную компанию «Субмарины Гаррета: навигация и пневматофор» с уставным капиталом десять тысяч фунтов стерлингов и даже выпустил акции. На вырученные деньги он построил одноместный прототип. Назвал его англиканский пастор почему-то на латыни — Resurgam, что значит «Вновь поднимусь». Намёк то ли на всплытие, то ли на воскрешение.

Resurgam I

Судно водоизмещением 4,5 тонны приводилось в движение мускульной силой самого Гаррета, то есть кручением рукоятки. Поскольку команда состояла из одного человека, то времени было в обрез. Предстояло вращать винт, управлять рулём, регулировать глубину погружения и просовывать руки в промасленные кожаные перчатки, вмонтированные в корпус судна, чтобы осуществлять то самое размещение и расположение взрывных устройств на корпусе вражеского судна или на якорной цепи.

В общем, пастор лавировал, лавировал, да не вылавировал. «Ресургам» затонул, зато «Субмарины Гаррета» вышли на нового серьёзного партнёра.

Второе воскрешение

Новое детище Гаррета построила компания Cochran & C. На воду его спустили 26 ноября 1879. Cochran & Co не надо путать с Cochrane & Sons. В то время как первые джентльмены производили ими же запатентованные бойлеры и проживали в Биркенхеде, вторые находились в Беверли и строили корабли. Первую английскую подводную лодку построили джентльмены, специализировавшиеся на бойлерах, а не на кораблях.

Конструкция субмарины состояла из железных пластин, крепившихся на железных рамах. Центральную часть судна обшили древесиной, закреплённой железными ремнями. В длину судно составляло 14 метров, а в диаметре — три. Водоизмещение составляло 30 тонн. Экипаж состоял из трёх человек.

Resurgam II

«Ресургам II» оснастили паровым двигателем замкнутого цикла, запатентованным в 1872 году американским инженером Эмилем Ламмом. Этот же двигатель использовался в локомотивах лондонского метро. Внутри подводной лодки установили угольную печку, которая нагревала воду в … да-да, большом бойлере под давлением в 10,3 бар. Сила пара приводила в действие двигатель. На борту было жарко — около 32 градусов Цельсия. Освещалось судно свечами.

«Ресургам II» имел положительную плавучесть, погружение контролировалось двумя горизонтальными рулями, расположенными в миделе. Как утверждал сам изобретатель, судно могло погрузиться на 45 метров, а скорость развивало до двух узлов (3,7 км/ч). После успешных испытаний в Уолласи субмарина должна была пройти своим ходом от Биркенхеда до Портсмута для демонстрации своих возможностей лордам Адмиралтейства.

Несбыточные мечты

Но построить подводную лодку оказалось проще, чем ей управлять. Подводники полагались в основном на интуицию и шли скорее на юг, чем на север. 11 декабря им пришлось всплывать, чтобы спросить у удивленных рыбаков, в какой стороне Портсмут. Поскольку до Портсмута оставалось свыше пятисот морских миль, в тот же день стало ясно, что испытания проходят успешно, но конечный пункт назначения всё так же недостижимо далёк.

12 декабря, спустя 36 часов с момента отплытия, на судне возникли поломки ходовой части, которые заставили экипаж пришвартоваться в порту города Рил для ремонта. В общем и целом подводная лодка на парУ прошла меньше десяти морских миль.

Resurgam II

Идея, что небольшие, но юркие подлодки будут патрулировать родные берега, защищая города и порты от внезапных атак или продолжительных блокад, нуждалась в серьёзной доработке.

От идеи «размещения торпед» пришлось отказаться ещё раньше.

Паровой двигатель проявил себя не лучшим образом (мистер Кокран, собиравший двигатель, с самого начала предупреждал, что лучше везти судно до Портсмута по железной дороге). Ремонтные работы затянулись на три с лишним месяца, но преподобный Гаррет всё ещё не мог отказаться от мечты. Хотя здравый смысл подсказывал, что она несбыточная.

Уступив доводам рассудка, пастор всё-таки приобрел паровую яхту «Эльфин», которая в случае необходимости смогла бы взять подводную лодку на буксир.

Обломок эпохи

Ночью 24 февраля 1880-го испытатели снова попытались выйти в море, несмотря на надвигающийся шторм. В считанные часы погода настолько ухудшилась, что яхта перестала справляться с ситуацией — двигатель отказал. Поскольку единственный инженер находился на борту подводной лодки, за ним послали шлюпку. Все подводники перебрались на борт «Эльфина», а «Ресургам II» взяли на буксир.

Утром 26 февраля Гаррет и его команда стали свидетелями того, как оборвалась буксирная веревка, не выдержав тяжести набравшей воды подлодки, и «Ресургам II» пошёл ко дну.

На этом дороги пастора и субмарины разошлись. Но преподобный Гаррет не унывал. Он нашёл новых спонсоров для своих дальнейших проектов, получил офицерское звание и должность испытателя подлодок во флоте Оттоманской империи и даже построил субмарину для тех самых русских. Которые, правда, отказались за неё платить.

«Ресургам II» лежала на дне Коулвин Бэй до 1995 года, пока лодку не обнаружило рыболовецкое судно, чьи сети зацепились за обломок викторианской эпохи.

Пусть эта мечта прожила и недолго, она имела огромное значение для встававшего на ноги подводного флота во всём мире.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий