itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Бесполезный немец и самолёт без крыльев для США

Один из самых распространённых мифов Второй мировой войны — серьёзное техническое превосходство рейха над союзниками. Яркий пример — немецкий доктор Александр Липпиш, гений сверхзвуковой авиации. Именно благодаря его трудам американцы создали F-106 и В-58. И если бы янки были чуть умнее, мы бы все уже летали на самолётах без крыльев и пили баварское. Но так ли это?

/
25K
23
21
154

Один из самых распространённых мифов Второй мировой войны — серьёзное техническое превосходство рейха над союзниками. Яркий пример — немецкий доктор Александр Липпиш, гений сверхзвуковой авиации. Именно благодаря его трудам американцы создали F-106 и В-58. И если бы янки были чуть умнее, мы бы все уже летали на самолётах без крыльев и пили баварское. Но так ли это?

Бесполезный трофей

После Второй мировой США досталось множество трофеев. В их число входил инженер и авиационный теоретик Александр Липпиш. В своё время он работал над Ме-163, а в конце войны занялся вопросом дельтавидного крыла. Именно это и заинтересовало американцев: они и сами изучали его ещё с 1944 года. Вот только немецкий профессор оказался не очень полезным.

Все работы в Германии Липпиш вёл практически на глазок и в теоретической части значительно отстал от штатовцев. Пользы от построенного Липпишем в 1944 году планера DM-1 тоже было немного. Нажиться на немецком наследии не удалось и пришлось работать своими силами.

Один из последних проектов Липпиша в Третьем рейхе. Якобы был способен на полёт на скорости в 2,5 Мах и стал родоначальником всей американской сверхзвуковой авиации. На деле, он не мог летать и отставал от работ, идущих в США
Один из последних проектов Липпиша в Третьем рейхе. Якобы был способен на полёт на скорости в 2,5 Мах и стал родоначальником всей американской сверхзвуковой авиации. На деле, он не мог летать и отставал от работ, идущих в США

Тем не менее, домой Липпиш не вернулся. Послевоенной разделённой Германии было не до авиационных инженеров, а вот в США такие люди всегда могли найти себе место. Немного поработав на американское правительство, он достаточно быстро нашёл себе новое место — в авиационном подразделении фирмы Collins.

Фирма была не самой крупной в США и могла финансировать разные необычные идеи. Например, Липпиш начал работу над экранопланами. Но сумрачному немецкому гению этого было мало. Ещё во времена третьего рейха у него родилась идея, как изменить всё авиастроение.

Аэродайн-истребитель
Аэродайн-истребитель

Мечта

В стремлении максимально улучшить аэродинамику самолёта конструкторы отказывались от многих элементов конструкции или делали их максимально обтекаемыми.

Липпиш считал, что настало время отказаться о того, что делает самолёт самолётом — крыла.

Он ни секунды не сомневался: развитие моторостроения в скором будущем позволит достигнуть невероятной мощности и часть тяги можно будет спокойно перенаправить на создание подъёмной силы. Крыло же только мешает, создавая сопротивление при полёте — и особенно при вертикальном взлёте и посадке.

Кроме крыла Липпиш предлагал отказаться и от всех старых элементов управления; ведь отклонение тяги куда эффективнее, чем устаревшие элероны и рули. Поскольку получился новый тип летательного аппарата, ему придумали название — «Аэродайн».

Межконтинентальный бомбардировщик-аэродайн
Межконтинентальный бомбардировщик-аэродайн

Математические расчёты казались безупречными. Боссы Collins заинтересовались аэродайнами и решили немного профинансировать постройку прототипа. Американские дельцы прекрасно умели получать прибыль даже из фантазий… и вскоре вокруг работ Липпиша началась рекламная кампания.

В авиационных газетах и журналах публиковались рисунки диковинных аппаратов с эмблемой Collins на борту, а Липпиш непрерывно давал интервью. Кульминацией каждого выступления была демонстрация небольшой модельки аэродайна, которая успешно летала по ангару без крыльев и спокойно зависала в воздухе. Правда, с аккумуляторами моделька летать не умела, но эту проблему легко решили: их спрятали в соседней комнате, незаметно подключив к проводам от пульта управления. Журналистам нравилось.

Радиоуправляемая масштабная модель аэродайна
Радиоуправляемая масштабная модель аэродайна

Несмотря на полученное финансирование работы шли не слишком быстро. Сначала Липпиш планировал сразу приступить к постройке реактивного аэродайна, но столько денег ему просто не дали. Да и экранопланы выглядели перспективнее, хоть и не такими революционными. Но Липпиш не мог отступить, его вела мечта.

Аэродайн ДРЛО для флота
Аэродайн ДРЛО для флота

Планы пришлось ужать до поршневой машины с перенаправлением части воздушного потока от винта в кольцевом канале на создание подъёмной силы. Но и тут было много сложностей. Поскольку денег на подходящий мотор не хватало, прототип пытались облегчить любой ценой.

Военно-транспортный аэродайн
Военно-транспортный аэродайн

Не взлетело

Наконец (к концу 50-х) первый прототип — больше напоминавший бочку на колёсиках — был готов к испытаниям. В их преддверии в Collins решили перестраховаться и застолбить будущее «поле» за собой, запатентовав более десятка разных вариантов аэродайнов. Ведь в случае успеха Липпиша сразу бы возникли богатые конкуренты. Но надежды не оправдали себя.

Опытный аэродайн мог только вертикально взлетать и ненадолго зависать в воздухе. При этом тратился весь куцый запас топлива. А облегчать построенный из брезента и палочек прототип было уже некуда. Интерес к новому типу авиации сразу же пропал, и Collins прекратили финансирование мечты Липпиша.

Прототип аэродайна и Александр Липпиш
Прототип аэродайна и Александр Липпиш

В 1966 году Липпиш из-за проблем со здоровьем вернулся в Западную Германию. Для старого, но известного инженера нашлось место в фирме Dornier. Он так же занялся экранопланами и снова предложил руководству аэродайны, но уже в качестве разведывательных беспилотников. Сумрачный гений не хотел отказываться от мечты.

Беспилотники уже набирали моду, а концепция аэродайна сулила огромные преимущества. Неудивительно, что вскоре по схеме Липпиша построили прототип БПЛА, получивший простое название Dornier Aerodyne. Его испытания выявили те же проблемы, что и раньше: ужасающая управляемость, малое время полёта и никакой полезной нагрузки. В 1972 году история мечты Липпиша закончилась окончательно.

Прототип Dornier Aerodyne в музее
Прототип Dornier Aerodyne в музее

Так правы ли любители Третьего рейха? На самом деле нет — в каждом пункте. Хотя Липпиш был талантливым инженером, он никак не повлиял на развитие авиации в США. Просто у американцев имелись таланты не хуже.

Не был Липпиш и отцом СВВП (самолёта вертикального взлёта и посадки). Его аэродайны — до сих пор неосуществимая мечта, ведь так и не появились нужные моторы. Уделил бы он чуть больше внимания экранопланам (а успехи были!) — наверняка заслуженно прославился бы.

Но история не знает сослагательного наклонения.

Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

24K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

53K
54
22
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

26K
31
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

35K
34
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

32K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
23
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

40K
117
130
6.1K
Жил грешно и умер смешно. 5 нелепых смертей командующих «Оси»

Умереть при приземлении на минное поле. Стать жертвой пропеллера собственного самолёта. Отдать концы, попав под раздачу ни за что. Многие командующие стран «Оси» погибли на Восточном фронте при весьма затейливых обстоятельствах. В нашей подборке — наиболее «отличившиеся» кадры: те, кому в смерти не повезло. И поделом.

27K
129
122
2.3K
Как отучить дезертиров сдаваться в плен — метод сержанта Глазкова

Чтобы отучить бойца переходить на сторону врага, нужен особист. Только не такой, как в «Штрафбате», а настоящий герой-чекист, способный на риск и подвиг. Таким оказался сержант НКВД Иван Глазков из 114-й стрелковой дивизии. После него желание принимать перебежчиков у противника отпало раз и навсегда.

24K
71
311
2.1K
Всегда стоят насмерть: румыны о советских солдатах и РККА

«Остаётся мёртвым, где поставил командир». В разгар битвы за Сталинград командование 3-й румынской армии разослало в свои части документ, оценивавший боевые качества Красной армии. Это исследование базировалось на оценке вермахта, которую румыны обогатили своим опытом войны с СССР. О том, как видели РККА и красноармейцев их враги, — в нашем материале.

22K
86
40
3.6K
Бой лейтенанта Шестакова, или Как не нужно сражаться в траншее

Красноармейцы ворвались в немецкую траншею со штыками наперевес и вдруг поняли: с винтовкой здесь драться нельзя. Штык мешает. Какие нюансы траншейного боя нужно знать, хорошо показывает история одного боя на Волховском фронте в 1942 году.

21K
65
16
335
«Бабы новых нарожают»: откуда эта фраза и почему её приписывают Жукову

Благодаря СМИ и блогерам самой известной фразой Жукова стала та, которую произнесла уйма народу, но не он сам. «Бабы новых нарожают» — это хлёстко, это злобно, и это говорилось вообще не о войне. Принадлежит ли Жукову эта фраза, говорил ли её в реальности вообще хоть кто-нибудь — откуда растут ноги у этого физиологического афоризма? Давайте разбираться.

19K
133
189
2.9K
Танк или недоразумение: как воевал Т-60

Одни говорят, что это был едва ли не худший танк войны — слабый, с малокалиберной пушчонкой, тонкой бронёй и дохлым мотором, который даже ездить без «старших братьев» не всегда мог. Другие — что именно эта машина спасла Москву. Кто же прав? И вообще, что такое Т-60 — танк или недотанк, «машина танкового шлейфа»?

19K
84
127
788
«Куда пропали пленные Эйзенхауэра?»: тайна миллиона солдат Третьего рейха

Злобные американцы во главе с генералом Эйзенхауэром уморили миллион немцев! Или нет? Что на самом деле случилось с солдатами Третьего рейха в американском плену — в нашей статье.

18K
93
143
446
Оружие победы: миномёт, который ценили даже враги

Это оружие копировали враги и уважали союзники. Почему же не «Катюша», не гаубица, а именно 120-мм миномёт можно назвать оружием Победы?

16K
108
139
700
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

71K
109
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

66K
60
70
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

62K
61
48
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

61K
72
76
862
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

60K
60
11
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

58K
77
35
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

51K
70
406
703
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

45K
68
83
1.7K
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

44K
95
353
786
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

252K
115
77
897
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

132K
73
55
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

128K
35
13
81
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

130K
95
24
869
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

100K
97
29
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

98K
53
31
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

94K
8
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

79K
38
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

79K
29
18
346