Исторический наброс

Тайна великого Арсенала: как Венеция превзошла весь мир

Пока все строили огромные дорогие корабли и выясняли, «кто круче», Венеция нашла, чем отличиться. Она придумала уникальное для своего времени предприятие, которое резко выдвинуло её на первые места морского хит-парада. Мир недоумённо разводил руками, а Венеция хитро штамповала корабли в серийном производстве. Что же именно она сделала?
Михаил Диунов
  • 23K
  • 26
  • 3
  • 541

Как получить много, быстро и дёшево?

Венеция — один из самых интересных городов Средних веков и эпохи Возрождения. Сохранившийся со времён Римской империи античный полис в эпоху феодальных империй и национальных государств смог не просто выжить, но и процветать, бороться за господство на Средиземном море, создать собственное государство, влиять на геополитику в Италии и заморских владениях.

При этом материальные и человеческие ресурсы Венеции всегда были относительно невелики. Разумеется, это был большой и богатый город. Но он не мог соревноваться ни с Османской империей, ни с Францией, ни с Испанией. Однако пытался! И чтобы это стало возможным, венецианцы придумали Арсенал.

Венецианский арсенал — уникальное для своего времени предприятие. Фактически большой судостроительный завод, появившийся в то время, когда о заводах никто и не слышал, а всё, что производилось в мире, делалось руками отдельных мастеров-ремесленников или небольших рабочих артелей. Арсенал построили в начале XIII века. На нём можно было одновременно строить до двадцати боевых галер.

Венецианцы изобретают серийное производство

Получается, что уже в XIII веке венецианцы додумались до серийного производства кораблей. Берётся один проект, признанный удачным, и запускается в серию. Все корабли выходят похожими — следовательно, их проще и дешевле содержать и ремонтировать. Да, кстати — Арсенал был не просто верфью, а крупнейшим в мире судоремонтным заводом. Там же находились большие склады, на которых хранились запасы всего необходимого для судостроения: дерева, пеньки, смолы, парусной ткани. В Арсенале имелись собственные канатные мастерские.

Арсенал не зависел от «сторонних поставщиков», обеспечивал себя почти всем необходимым и самостоятельно контролировал качество продукции.

Спустя сто лет напряжённой работы выяснилось, что выросшему флоту Светлейшей республики Венеции не хватает мощностей Старого арсенала. Тогда в 1326 году построили Новый арсенал, в который вошли не только новые доки, но и вёсельная мастерская, а также кузнечный цех, где изготавливали гвозди, якоря и цепи. На верфях Нового арсенала могли одновременно строить или ремонтировать уже 80 кораблей. Появление и развитие артиллерии не прошло незамеченным. Вместо баллистариев (стрелков из арбалетов) на венецианских галерах появились пушки, артиллеристы и аркебузиры (стрелки из тяжёлых фитильных ружей).

Реконструкция венецианской галеры в военно-морском музее Италии

Чтобы производить пушки и ядра, Арсенал в 1460 году обзавёлся собственным литейным производством. В то время как во всей Европе пушки были штучной работой и отличались как по размерам, так и по калибрам, венецианцы производили практически стандартное вооружение. В первой половине XVI века в Арсенале было пять пушечных цехов и доков — изолированных друг от друга, чтобы избежать случайного пожара.

Стены Арсенала хранят его тайны

В это же время в Арсенале разместили собственное производство пороха и наконец обнесли весь этот индустриальный комплекс высокой и прочной стеной. Но зачем? Ведь венецианцы всегда подчёркивали, что Венеция не нуждается в крепостных стенах — её стенами служит море. Ответ был простым: чтобы противостоять экономическому шпионажу. Успехи в организации промышленного производства привели к тому, что многие короли и герцоги захотели позаимствовать секреты венецианцев. Однако на страже венецианского ноу-хау высилась арсенальная стена.

В эпоху расцвета Венеции, в 1570 году, закончилось строительство Новейшего арсенала, в котором кроме расширенных кораблестроительных доков находились большие склады и жильё для арсенальных рабочих. Кстати, теперь иностранным шпионам было сложно даже подкупить арсенального рабочего или мастера — ведь все они проживали на территории Арсенала, площадь которого достигла 24 гектаров. В это время в доках и мастерских трудились до пяти тысяч рабочих одновременно. Невиданный размах для XVI века!

Секрет морского могущества Венеции

А зачем же в Арсенале были нужны очень большие склады? Все просто: венецианцы придумали ещё одну хитрость. Содержать большой военный флот в мирное время довольно дорого. Для торговой республики гораздо выгоднее, если моряки найдут себе применение на купеческих кораблях, которые будут торговать по всему Средиземноморью и, следовательно, пополнять городскую казну.

Но что же делать в случае внезапной войны? Ведь нельзя в мгновение ока достать из кармана новый флот?

Как оказалось — можно: для этого изобрели систему резервного флота.

Она успешно применялась в Венеции до самого падения республики в конце XVIII столетия. Устройство её было следующим: Арсенал производил боевые корабли, доводил их до состояния «почти готово» и в таком виде отправлял на склад.

Венецианский арсенал на карте 1724 года

Если вдруг начиналась война (или же венецианский флот терпел большое поражение, после которого требовалось пополнить число кораблей), двери арсенального склада раскрывались и оттуда доставали готовые галеры. Их надо было лишь проконопатить, просмолить и оснастить пушками, хранившимися на соседнем складе. Так буквально за пару недель венецианский флот мог получить пополнение до ста кораблей. Именно столько галер старался сохранить в резерве Арсенал. Конечно, как только со склада изымались галеры, на верфи немедленно закладывались новые. Ведь корабельный резерв всегда должен гарантировать боеспособность венецианского флота.

Имя Арсенала даже увековечили в линейном корабле. В первой половине XVIII века в венецианском флоте состоял семидесятипушечный корабль «Мадонна дель Арсенале», названный в честь одноимённого храма, который построили специально для работников этого предприятия.

Последние века Арсенала

Даже в XVII и XVIII веках, когда венецианцы уже начали строить не только галеры, но и линейные корабли, пригодные к океанскому плаванию, система резерва всё ещё сохранялась. Если в море находился десяток линейных кораблей, то 20-30 обязательно хранились на складе в почти что построенном виде. Правда, в XVIII веке Венеция уже не воевала, положившись на нейтралитет, систему международных альянсов и успехи собственной дипломатии. Так что значительная часть линейного флота республики десятилетиями хранилась на складах Арсенала. Её уничтожила наполеоновская армия, оккупировавшая Венецию.

Бучинторо (церемониальная галера венецианских дожей) XVIII века на картине Франческо Гварди. И такую красоту французы не пожалели

После французской оккупации Венеция досталась австрийцам, которые немедленно восстановили Арсенал. Даже в начале XIX века средневековые венецианские технологии оказались крайне необходимыми.

Австрия нуждалась в собственном корабельном производстве, и тут помощь Арсенала пришлась очень кстати.

После того как Италия объединилась, Арсенал превратился в крупное судостроительное предприятие, производившее современные суда для королевского флота.

Сейчас Арсенал уже не делает корабли. Там находится военно-морской музей Италии: в огромных ангарах проводятся выставки, и на всей территории древнего гиганта судостроения ведутся активные реставрационные работы.

Экспозиция музея

Так закончилась история Венецианского арсенала — самого гениального промышленного изобретения Средневековья. Он опередил время на столетия и продемонстрировал всему миру, что даже один город может успешно сражаться с большими империями.

Подписки в соцсетях