Развлечения

Топ-5 пеплумов: лучшие фильмы об античности

От «Бен-Гура» и «Клеопатры» до «Гладиатора» и «Трои». Какие художественные фильмы о Древнем Риме и Древней Греции самые лучшие? И почему их стоит посмотреть? Сейчас расскажем.
Михаил Поликарпов
  • 11K
  • 5
  • 3
  • 180

«Пеплум» — незнакомое вам слово? Так называется жанр исторического кино, в котором используются античные либо библейские сюжеты. Мировой кинематограф неоднократно возвращался к ним, снимая и переснимая фильмы.

Первый период формирования жанра пришёлся ещё на эпоху немого кино. Второй был на рубеже 50-60-х годов. Третий — сравнительно недавно, в начале XXI века.

Во всех картинах жанра идёт борьба между историчностью и зрелищностью. И все картины — результат определённого компромисса. Впрочем, как и все фильмы на исторические темы. Поэтому мы представим два рейтинга пеплумов, отражающих их историчность и зрелищность.

Историчность

1. Телесериал «Рим» (Rome, первый сезон, 2004-2005)

Первое место заслуживает телесериал «Рим». В нём показана самая интересная эпоха Древнеримского государства: Галльская война, возвращение Юлия Цезаря и последовавшие затем гражданские войны в Риме. В центре сюжета — приключения двух друзей, легионеров Луция Ворена (Кевин Маккидд) и Тита Пуллона (Рэй Стивенсон).

Всего сняли два сезона. Но с точки зрения историчности рекомендуем только первый.

Судьба сериала сложилась трагично. Все декорации погибли во время пожара в 2007 году. Это и поставило точку в проекте.

2. «Александр» (Alexander, 2004)

Фильм Оливера Стоуна о жизни и смерти Александра Македонского. По сюжету царь Египта и соратник Александра Македонского — Птолемей, — будучи уже очень пожилым человеком, диктует мемуары. Поэтому большинство ляпов фильма можно списать на огрехи памяти полководца. И все претензии к образу Олимпиады, Роксаны и так далее — это, пожалуйста, к престарелому Птолемею!

В фильме рассказано о нескольких эпизодах похода Александра. Главное достоинство этого кино — сцена битвы при Гавгамелах. Фильм заслуживает своё место в рейтинге хотя бы потому, что вполне точно и внятно — согласно дошедшим до нас описаниям — изображает решающее сражение.

Параллельно в Голливуде рассматривался проект ещё одного фильма на ту же тему. Но от него отказались после того, как фильм Стоуна провалился в американском прокате.

«Александр» фактически завершил очередной период пеплумов. «Фабрика Грёз» перешла на съёмки блокбастеров по мотивам греческих мифов.

3. «Агора» (Ágora, 2009)

Фильм испанского режиссёра Алехандро Аменабара о Гипатии.

Гипатия (Рэйчел Вайс) — это женщина-учёный, математик, философ и астроном. Она жила в Александрии на рубеже IV–V веков н. э. В этот период там происходили столкновения между язычниками, иудеями и христианами. И женщину растерзала толпа религиозных фанатиков‑христиан.

В фильме её из сострадания душит раб, и уже мёртвую героиню бьют камнями, думая, что она в обмороке.

Кино в целом снято исторически достоверно и аккуратно. Но поскольку в сюжете узрели антихристианский посыл, фильм вызывает неприятие у верующих.

4. «Клеопатра» (Cleopatra, 1963)

В рейтинг наиболее близких к истории художественных фильмов обязательно попадает и «Клеопатра» режиссёра Джозефа Манкевича.

В центре сюжета — отношения царицы Египта Клеопатры (Элизабет Тейлор) с Юлием Цезарем (Рекс Харрисон) и Марком Антонием (Ричард Бертон). Эпик охватывает период от битвы при Фарсале в 48 г. до н. э. до смерти Антония и Клеопатры в 30 г. до н. э. И в целом вполне достоверно отображает происходившие события.

Фильм лучше смотреть в полной версии, которая длится чуть более четырёх часов.

Но искусство требует жертв! Картина оказалась провальной для киностудии 20th Century Fox. И что самое печальное, с этой лентой — а также «Падением Римской Империи» (1964) — завершилась и «золотая эпоха» пеплумов.

5. «300 спартанцев» (The 300 Spartans, 1962)
Фильм Рудольфа Мате более-менее исторично рассказывает о битве при Фермопилах. К сожалению, сегодня картина совершенно забыта. Её заслонила нуарная экранизация комиксов на эту же тему.

В съёмках приняло участие пять тысяч военнослужащих греческой армии — немногим меньше, чем было воинов у Леонида в 480 г. до н. э.

PS. Разумеется, это не всё. Сюда же, в топ-5, можно отнести , например, первые 15-20 минут фильма «Орёл IX легиона» (The Eagle, 2011), снятого по мотивам одноимённой книги Розмари Сатклифф. Но нужно помнить: у кельтов на колесницах не было боевых кос! И то, что указанный римский легион пропал не на Британских островах.

Зрелищность

1. «Троя» (Troy, 2004)

Режиссёр Вольфанг Петерсон не стал экранизировать «Илиаду», он снял кино по её мотивам.

Фильм имеет чёткий сюжет и не перегружен батальными сценами. Динамику и логичность «Трое» придают два любовных треугольника (вокруг Елены и Брисеиды), которые и являются «двигателем» сюжета. Подобного зачастую не хватает другим историческим фильмам, где любовные линии, как правило, вымучены.

Режиссёр отошёл от исторической правды и пошёл на поводу у зрителей. Наверное, исторически достоверные панцири воинов крито-микенской эпохи вызвали бы некоторое недоумение, а то и оторопь. И раз зрители представляют греческих воинов с круглыми щитами и в шлемах с гребнями — вот, пожалуйста, получите.

А дальше шла игра с образами. Троянская армия своим порядком, дисциплиной и огромными квадратными щитами сильно напоминает древнеримскую. А приплывшие греки — толпу варваров. Ахиллу и его мирмидонянам отвели роль своего рода берсерков.

Минусом является то, что в кадре не показано использование колесниц. А вожди в те времена воевали, стоя на них. Именно колесницы и обеспечили успех таким фильмам, как «Бен-Гур» и «Гладиатор».

2. «Гладиатор» (Gladiator, 2000)

Рецепт Ридли Скотта был прост: взять наиболее эффектные сцены из знаменитых пеплумов прошлого («Спартак», «Бен-Гур» и «Падение Римской империи») и использовать их вместе сюжетной матрицей полицейского боевика (месть за убитую семью). Зрелищность обеспечили кадры битвы в первые минуты фильма, а также гладиаторские бои.

Режиссёрам исторических фильмов приходится оглядываться на исторические реалии, которые связывают их по рукам и ногам. Но Ридли Скотт любит создавать «новые миры».

Представленная в картине Римская Империя — совершенно фэнтезийна (за ляпы «Гладиатора» не пинал только ленивый). Некоторые ошибки обидны: их легко можно было исправить, пригласив консультанта. Так в начале фильма говорится, что накануне решающей битвы под командованием полководца было всего пять тысяч солдат. Получается, речь идёт не об армии, а о каком-то не очень большом отряде, сильно потрёпанном легионе. И далее нас ждёт всего лишь незначительная по масштабам Маркоманской войны стычка, а вовсе не решающее сражение, каким оно представлено.

Но мы любим «Гладиатор» не за это. Этот фильм реанимировал в начале XXI века жанр пеплумов. И все снова бросились их снимать.

3. «Александр» (Alexander, 2004)

В число наиболее зрелищных фильмов попадает и уже упомянутый «Александр». Благодаря двум битвам — при Гавгамелах и при Гидаспе.

В первом случае зритель — как пролетающая над войсками птица — получает возможность увидеть всю панораму боя. Да и само сражение снято красиво.

Во втором «кассу» сделало применение боевых слонов, которые являются не самым частым зверем в кинематографе.

4. «Клеопатра» (Cleopatra, 1963)

И вновь, второй раз в нашем рейтинге, «Клеопатра». Зрелищность фильму обеспечивает морская битва при мысе Акций в 31 г. до н. э.

Так красиво древние морские баталии раньше никто не снимал. Корабли обстреливают друг друга метательными снарядами, таранят и берут на абордаж. Восторг и красота. Посмотрев, можно стать флотофилом. Или пойти в историки.

5. «Бен-Гур» (Ben-Hur, 1959)

Фильм режиссёра Уильяма Уайлера получил рекордное на тот момент количество Оскаров — 11. Лишь «Титаник» и «Властелин колец. Возвращение короля» смогли его догнать… да и то спустя несколько десятилетий.

Навмахия (Навмахия — гладиаторское морское сражение в Древнем Риме или любое зрелище с имитацией морского боя. — Прим.ред.) в «Бен-Гуре» не впечатляет. Она вымучена, ибо в начале I в. н. э. римлянам уже было не с кем воевать на Средиземном море.

Так почему же фильм стоит посмотреть? Из-за смертельного противоборства двух «заклятых» друзей во время гонок на колесницах. При этом стоит помнить: компьютерной графики тогда не было, и всё это — работа каскадёров.

Это не первая экранизация одноименного романа Лью Уоллеса, и не последняя. В 2010 году фильм пересняли в Канаде, а в 2016 году ремейк сделал Тимур Бекмамбетов.

Но дважды нельзя войти в одну реку: успех знаменитого «Бен-Гура» 1959 года выпуска никто повторить не смог.


А есть ли польза от пеплумов, если они далеко не всегда достоверны? Разумеется! Пеплумы дают краткое и яркое изложение событий. И если просмотр художественной ленты пробудил интерес к эпохе, то можно и научно-популярные фильмы посмотреть. Или даже книги почитать.