itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Пенсия подождёт: самолёт-трудяга «Метеор» и катапультирование в полёте

На прошлой неделе это фото обошло многие тематические страницы в соцсетях, не удержались и мы. Такое увидишь не каждый день — катапультирование в полёте. К тому же, из одного из самых старых реактивных самолётов в мире! Ещё интереснее история за кадром: пара достойных трудяг своей незаметной работой спасли тысячи жизней.

/
22K
31
4
179

На прошлой неделе это фото обошло многие тематические страницы в соцсетях, не удержались и мы. Такое увидишь не каждый день — катапультирование в полёте. К тому же, из одного из самых старых реактивных самолётов в мире! Ещё интереснее история за кадром: пара достойных трудяг своей незаметной работой спасли тысячи жизней.

Сообщение о катапультировании появилось в твиттере компании «Мартин-Бейкер», основного разработчика и поставщика авиационных катапульт для боевых самолётов Запада. Испытания проводились впервые за восемь лет, на большой высоте. Вроде всё как обычно? Нет.

Первый реактивный

Чтобы понять уникальность истории, разберёмся: что за чёрный самолёт на фото? Это английский «Метеор» фирмы «Глостер», первый строевой реактивный истребитель союзников, впервые поднявшийся в воздух в марте 1943 года. «Метеор» — единственный реактивный самолёт союзников, успевший принять участие в боях Второй мировой… Пусть и скромное — в основном он боролся с немецкими крылатыми ракетами V1.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

В строй «Метеор» вошёл в июле 1944. По сути, одновременно с формально полетевшим раньше соперником — немецким Ме-262. Немец впервые поднялся в воздух с использованием реактивной тяги почти на девять месяцев раньше «Метеора» — в июле 1942. Однако долгая неопределённость с назначением и доводка конструкции задержали ввод.

При этом, если 616-я эскадрилья Королевских ВВС была действительно строевым подразделением, то немецкое EKdo 262 — Erprobungskommando — было, как ясно из названия, испытательной группой.

Во время войны «Метеор» был ещё сыроват, но потом его довели и производили в больших количествах (почти 4 тысячи построенных). Использовали самолёт (помимо Британии) ВВС полутора десятков стран — от Бельгии до Новой Зеландии и Аргентины. Даже СССР пытался купить, но пожадничали империалисты. Истребитель отметился во многих локальных войнах бурных послевоенных десятилетий.

Глостер Метеор 616-й британской эскадрильи в полете, 1944
«Глостер Метеор» 616-й британской эскадрильи в полете, 1944

Конкретно «наш» «Метеор» с бортовым номером WA638 выпустили уже после войны, в 1949 году; принадлежит он к учебно-тренировочной модификации T.7. Но часть элементов взяли от более позднего истребителя F.8, так что машина — гибрид.

А причём тут катапульта?

С переходом на реактивную авиацию и ростом её скоростей стала очевидной необходимость в катапультных креслах — прыгать «по старинке» на скоростях более 500-600 километров в час было уже невозможно. В Германии работа в этом направлении велась ещё во время войны, хоть и не очень масштабно (существует цифра «не менее 60» катапультирований немцев в последние годы Второй мировой).

Одним из лидеров после войны стала английская фирма «Мартин-Бейкер» — на западе это имя так же связано с катапультными креслами, как «Ксерокс» — с копировальными аппаратами.
С начала 1945 года у англичан прошла серия наземных тестов, а 24 июля 1946 года состоялось первое катапультирование в полёте.

Катапультирование Бернарда Линча 24 июля 1946 года
Катапультирование Бернарда Линча 24 июля 1946 года

Определённую пикантность этому придает тот факт, что в качестве «морской свинки» джентльмены использовали добровольца, работавшего на фирме ирландского (ну естественно!) рабочего Бернарда Линча. Как ни странно, процесс, похоже, пришёлся ему по вкусу, так как всего за свою жизнь Линч катапультировался более 30 раз. В том числе и ради зрелища, на авиашоу.

С какого самолёта прыгали, а точнее, «выстреливались»? Естественно, с самого массового и доступного реактивного самолёта — «Метеора». Пока что не с «нашего».

Совершенствование катапультных кресел шло активно, лётные испытания требовались постоянно и компания последовательно использовала несколько «Метеоров». В 1962 году она приобрела выпущенную в 1949 году учебно-тренировочную (такие было проще дорабатывать — по понятным причинам) машину с бортовым номером WA638. А в 1964 году — ещё одну, выпущенную в 1952 году WL419 (также модификации T.7).

Эти два самолёта служат до сих пор — уже более полувека.

А чёрному WA638 (WL419 такой эффектной раскраски не имеет) в следующем году исполнится 70! Правда свою нынешнюю красивую «ливрею» он получил после восстановительного ремонта. Двадцать лет (с 1977 по 1997) находился на хранении, а потом его призвали снова. Судя по всему, это самый старый военный самолёт, который продолжает полёты не в качестве экспоната тех или иных коллекций, а по службе.

Катапультирование из самолёта Глостер Метеор с бортовым номером WA638
Катапультирование из самолёта «Глостер Метеор» с бортовым номером WA638 (фото: Martin-Baker)

Причём службе очень почётной. На счету WA638 более полутысячи (!) испытаний. У WL419 — более двухсот. На них отрабатывали множество используемых сейчас катапультных кресел. Например, именно эти два старичка «стреляли» креслами US16E, — это те, которыми оснащается F-35. Так что наследие их будет жить ещё многие десятилетия.

В свободное от испытаний время самолёты выставляются на местных авиационных праздниках.

На главной странице сайта «Мартин-Бейкер» гордо красуется баннер с подсчётом спасённых жизней. На момент написания статьи там горит «7567». Значительная доля из этих семи с половиной тысяч человек обязана своими жизнями в том числе и труду пары скромных самолётов, которые, скорее всего, старше большинства из них. Конечно, «Мартин-Бейкер» вполне могут позволить себе раздобыть где-то новые летающие лаборатории, но… похоже «Метеоры» стали чем-то вроде талисманов.

В 2015-16 годах их пришлось официально занести в гражданский регистр (старые бортовые номера остались для истории), так как самолёты уже не соответствовали требованиям военных стандартов по бортовому оборудованию.

Ныне живые Метеоры компании Martin Baker
Ныне живые «Метеоры» компании Martin Baker (фото: Martin-Baker )

Впрочем, представители фирмы шутят, что если будет нужно, они поставят в кабину современные жидкокристаллические дисплеи, чтобы как можно дольше сохранить самолёты на службе.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Ту-16: бессмертие под солнцем Поднебесной

Китайцы любят и умеют копировать прямо-таки профессионально. И наша военная техника не стала для них исключением. АК «Made in…», многочисленные потомки Т-54, копии ствольной и реактивной артиллерии и, конечно, «китайские МиГи». Но кроме них существует один незаслуженно забытый герой — Ту-16, который в ближайшее время может получить уникальные возможности.

28K
16
3
361
Пенсия подождёт: самолёт-трудяга «Метеор» и катапультирование в полёте

На прошлой неделе это фото обошло многие тематические страницы в соцсетях, не удержались и мы. Такое увидишь не каждый день — катапультирование в полёте. К тому же, из одного из самых старых реактивных самолётов в мире! Ещё интереснее история за кадром: пара достойных трудяг своей незаметной работой спасли тысячи жизней.

22K
31
4
179
Российские лётчики испытывают противоперегрузочный костюм для Су-57

Российские лётчики приступили к испытаниям нового противоперегрузочного костюма, предназначенного для использования пилотами истребителя пятого поколения Су-57. Также стал известен внешний вид серийного варианта самолёта.

3K
5
25
28
Диванная аналитика: что можно понять по видео Су-57 в Сирии?

19 ноября 2018 года министерство обороны РФ опубликовало видео боевой работы Су-57 в Сирии. Что же можно понять из этого восьмидесятисекундного ролика? Высококвалифицированный диванный анализ от WARHEAD.SU.

7.5K
11
24
118
«Ильюшин» опубликовал уникальное видео полётов военных транспортников

В компании «Ильюшин» сняли видео с участием самолётов Военно-транспортной авиации ВКС РФ. Часть кадров впервые была сделана с помощью квадрокоптера.

2.4K
7
1
131
Американцы вывели F-35 на первый «парад слонов» (видео)

На авиабазе Хилл прошли учения, в ходе которых 35 истребителей пятого поколения F-35A были подняты в воздух с минимальным интервалом.

2.5K
5
1
20
Уникальные кадры группового пилотажа Су-57 (видео)

Телеканал «Звезда» впервые показал полёт сразу четырёх истребителей Су-57 и высший пилотаж в исполнении одного из них. На видео можно слышать переговоры пилотов.

2.2K
5
12
44
Американцы показали модель самолёта с ионным двигателем (видео)

Инженеры Массачусетского технологического института испытали модель самолёта с ионным двигателем. Он не имеет ни одной подвижной детали и работает совершенно бесшумно. Свою разработку они предполагают использовать на беспилотниках.

7.7K
12
8
269
Следственный комитет России опубликовал видео с места падения сбитого в Сирии Су-24М

На официальном аккаунте Следственного комитета опубликовано видео с места падения сбитого в Сирии фронтового бомбардировщика Су-24М, а также c места падения вертолёта Ми-8, вылетевшего ему на помощь.

4.5K
11
19
104
Ад над Германией: самый огромный провал «летающих крепостей»

17 августа 1943 года американские лётчики готовились к масштабному рейду вглубь Германии — это должно было стать жёстким и впечатляющим ударом по вражеской промышленности. Но на деле американцев ждала самая кровавая воздушная битва в небе над Третьим рейхом.

18K
68
34
688
Почему Россия массово скупает патроны: мини-расследование WARHEAD.SU

Мы расспросили экспертов и выяснили: скупают не только патроны, но и оружие; спрос местами вырос не на 130%, а на 500%; и ещё — средний чек некоторых оружейных магазинов достиг 1,5 млн рублей.

15K
39
1
460
На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?

Одни классы самолётов появляются, другие исчезают, но вокруг некоторых из них не утихают споры. И самый главный объект для обсуждений — штурмовики. Казалось, они окончательно погибли в 50-х, с наступлением сверхзвуковой эры. Затем их класс возродился, но сейчас вновь стоит на пороге исчезновения. Почему так сложилось и какая судьба ждёт штурмовики?

12K
67
92
384
Лучшие аниме для «настоящих пацанов»

Многие терпеть не могут аниме. Дескать, это всё какая-то «девчачья дичь». И совершенно зря. Аниме — огромный мир, по разнообразию сравнимый с игровым кинематографом. В нём есть настолько лихие и крутые боевики разных видов и стилей, что многие классические образчики жанра могут разве что постоять в стороне и нервно покурить.

12K
21
30
204
Китай в ловушке: как довести до краха великую империю

Нанкинский договор заставил Китай открыть для свободной торговли с европейцами порты Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай. Остров Гонконг перешёл в вечное владение Великобритании. Империи Цин предстояло выплатить Лондону 21 миллион долларов в течение трёх лет! Это был первый унизительный и неравноправный договор Китая с европейцами. Но как же так получилось?

12K
52
38
374
Как заразить Сан-Франциско: незаметно и безнаказанно

Американская военщина распыляет микробы по американскому же городу… 70 лет назад это было не фантастикой и не бредом, а просто скучной реальностью. Осенью 1950 года американский тральщик бороздил воды бухты Сан-Франциско. Но бороздил не просто так, а с абсолютно секретной миссией. Он распылял в воздухе бактерии. Зачем?

12K
51
58
340
Самая большая в мире мышь: сверхтяжёлый танк «Маус»

Масса и размеры боевых машин неуклонно растут. Сходите на «Армию» и обалдейте от габаритов того же Т-15! Но даже новейшие танки не «разжирели» настолько, чтобы составить конкуренцию «Маусу» — порождению 40-х годов. Как немцы дошли до создания двуухсоттонного танка, мог ли существовать батальон «маусов» и как бы с ним стали бороться?

12K
57
31
419
В погоне за чудом. Мифы о реактивных истребителях Третьего рейха

Третий рейх в свои последние годы имеет очень противоречивый образ в массовом сознании. С одной стороны, это уже обречённое преступное государство, а с другой — страна с немыслимым уровнем технологий, особенно в авиации. Многие уверены, что немцы опережали своих противников чуть ли не на десятилетия. Но так ли это? Мы разобрались.

11K
73
84
459
Гибель первой женщины-палубника, или Что скрывает американский флот

Не успела американская морская авиация привыкнуть к первой женщине за штурвалом F-14, как она погибла в авиакатастрофе. Официальной версией признали отказ техники, но дальнейшее расследование поставило её под сомнение. О гибели Кары Халтгрин, споры о которой не утихают и по сей день, — в нашем материале.

11K
43
32
163
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

127K
65
48
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

97K
92
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

66K
98
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

62K
54
57
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

60K
59
47
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

57K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

57K
77
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

57K
52
11
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

50K
38
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

233K
105
63
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

126K
84
22
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

127K
65
48
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

119K
33
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

97K
92
27
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

95K
45
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

90K
7
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

78K
35
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

78K
28
17
346