Ветеран двух мировых войн: история службы брезента

Must have

Сумки — большие, маленькие, спортивные, пляжные, хобо, тоут, планшеты, а также рюкзаки и клатчи. Всех цветов: от чёрного до белого (но лучше грязно-жёлтого, бурого, оливково-зелёного и серо-синего). Главное, чтобы они были сшиты из брезента.

Они подчеркнут вашу любовь к приключениям и открытиям, дадут понять, что вы легки на подъём и не боитесь рискнуть. Но при этом практичны и нас вас можно положиться.

И тут не важны пол, возраст и бюджет. Вы можете быть опытной охотницей из каменных джунглей или начинающим рыбаком, прикармливающим золотых рыбок в интернет-сети. В любом случае, с брезентовыми сумками отлично смотрится обувь, ремни, кошельки из того же материала, взгляд с прищуром и лёгкий загар.

…Но разве раньше это уже было в моде?

Старо как мир

Прародительница брезента — парусина, и она не нуждается в представлении. Это плотная ткань из пеньки, льна, джута или их комбинации.

Слово «брезент» попало к нам из голландского через прорубленное царём Петром Алексеевичем окно в Европу. Так стали называть парусину, пропитанную озокеритовым составом (Озокерит — смесь твёрдых насыщенных углеводородов, по консистенции напоминающая пчелиный воск. — Прим.ред.), который повышал водоотталкивающие свойства ткани. Именно за водонепроницаемость материал полюбили не только на флоте, но и в армии.

Ещё в 1830 году в Англии было налажено производство пляжной обуви из обработанной парусины, в которой было удобно гулять по песку. Спустя 50 лет такая обувь получила название «плимсоллы» и стала крайне популярной во всех слоях общества.

Детские плимсоллы с резиновыми носами — идеально для бега по лужам

Но первый настоящий брезенто-бум случился в Первую мировую. Палатки, вещмешки, подсумки, пулемётные ремни, противогазы и всевозможные чехлы. Брезент защищал от воды, ветра и холода. А также от солнца, огня и механических повреждений. Вдобавок он ещё и маскировал. А главное, был дешёвым. Не сравнить с натуральной кожей или шерстью.

Британцы в 1914-м соорудили целый палаточный городок на острове Мэн, в котором разместили лагерь для интернированных гражданских лиц — немцев, австрийцев и венгров. Это тоже было своеобразное брезентовое ноу‑хау.

В русской императорской армии, где в 1908 году только ввели новый образец солдатских сапог, к концу 1914-го разразился «обувной кризис». К 1916 году проблема всё ещё оставалась нерешённой. Личный состав ходил в лаптях, а офицеры — в брезентовых сапогах. Вскоре из брезента стали шить ботинки.

Не устояла перед скромным обаянием брезента и армия США. Из него шили гамаши, которые носились для защиты кожаных ботинок. Кроме того, в 1916-м американцы стали выпускать плимсоллы на шнуровке — более известные как кеды.

Женские кеды образца 1916-го года

Потом война закончилась, а брезент остался. По всей Европе военное обмундирование донашивали отставники, а остатки с военных складов распродавали населению. Не то чтобы это стало модно, но простым людям особо не из чего было выбирать.

В ревущих 20-х сливки общества, желавшие поскорее забыть ужасы войны, носили шёлк, бисер и старались не вспоминать про брезент. В тридцатых все обсуждали экономический кризис и V-образные вырезы на спине.

Брезент сдал позиции, но полностью со сцены не сошёл. Из него стали шить защитные рукавицы, фартуки и пожарные рукава.

А потом всё повторилось…

Не опять, а снова

Вторая мировая война — время триумфа нашего героя. В США фабрики, производившие брезент и изделия из него, работали по госзаказам в три смены. По программе ленд-лиза СССР получал не только технику и медикаменты, но и всё тот же самый брезент из Великобритании.

Плащи-палатки (или цельтбаны, известные ещё до Первой мировой войны) во время Второй мировой получили наиболее широкое распространение и известность.

Брезентовый верх автомобилей использовался ещё в XIX веке, но массовое производство таких машин наладили именно во Второй мировой. Отечественный легковой ГАЗ-А (выпускавшийся в 30-е) и ГАЗ-64 (лёгкий грузовик-вездеход 40-х) имели не только брезентовый верх, но и съёмные брезентовые боковины, заменявшие двери.

ГАЗ-64

Тот же тент и боковины были и у американских «виллисов» и «бантамов». Разумеется, и у немцев имелись такие же, но свои («штёверы» и «кюбельвагены»). Про брезентовые тенты грузовиков и говорить не будем. Сидения, кстати, тоже обтягивали обработанной парусиной.

Американский солдат осматривает «Кюбельваген» с тентом, защищающим от песка

«Обувной вопрос» в Великую Отечественную опять встал ребром. Для его решения в ход пустили доработанное изобретение ещё 1904-го года под названием «кирза». Кирза — дочка брезента — ткань, заменяющая кожу. Несмотря на то, что изобрёл её Михаил Поморцев ещё до Русско-японской, в массовое производство кирзовые сапоги запустили лишь в 1942-м.

Не всё коту масленица

В 50-м году «ветерана двух мировых» потеснили синтетические материалы — более лёгкие, прочные, ещё более водонепроницаемые.

Сильно подмочила репутацию брезента война во Вьетнаме, где из-за тропической влажности брезент не просыхал в прямом смысле слова. Его стали заменять нейлоном везде, где только можно. В дальнейшем он остался техническим материалом для мешков, чехлов или навесов.

Не забывали о нём лишь рыбаки. А в послевоенное время у советского брезента появились особые поклонники — геологи. Палатки, штормовки и прочая романтика из брезента — тому причиной.

В современном мире отделка и аксессуары из брезента однозначно добавляют имиджу ноты «ретро» и «милитари». Которые в то же время сочетаются с ответственным отношением к окружающей среде и отказом от синтетики. Но тут выходит вот какая штука: все любят играть в войну, но никто не хочет воевать. Точно так же все любят модные рюкзаки, но мало кому бы понравилось таскать их каждый день в качестве снаряжения.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий