itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Безумные русские вертолёты: летающие лодки, адские мины и карусель

Во время Первой мировой Россию наводнили изобретатели, которые жаждали построить мега-«вундервафлю» для помощи фронту. Армию просто завалили предложениями о производстве супероружия разной степени безумия. Очень популярным занятием у патриотов-энтузиастов стало изобретение вертолёта. Что же из этого вышло?

/
17K
12
4
113

Во время Первой мировой Россию наводнили изобретатели, которые жаждали построить мега-«вундервафлю» для помощи фронту. Армию просто завалили предложениями о производстве супероружия разной степени безумия. Очень популярным занятием у патриотов-энтузиастов стало изобретение вертолёта. Что же из этого вышло?

Лодки-вертолётки

Вплоть до 1917 года специалисты из военного ведомства и Управления военно-воздушного флота (УВВФ) не верили в то, что можно создать летающий вертолёт. Их можно понять. Подданные Империи находились в таком буйном воодушевлении, что при разработке нарушали все возможные законы физики.

Например, Иоган Ратфельдер из Риги в 1914 году прислал военным своей проект «Автомобильного аэроплана». У него было три несущих вертолётных винта, один толкающий пропеллер спереди и рулевой винт сзади. Всё это поставили на лодку с четырьмя колёсами. По замыслу Ратфельдера данная конструкция должна была взлететь.

Проект Ратфельдера
Проект Ратфельдера

Военные засомневались и отказали изобретателю в поддержке.

Лодка и взлёт с водной поверхности были вообще очень популярными среди российских изобретателей. В том же году некий Цветков прислал в ведомство своей «прожект летуна». Корпус был в виде перевёрнутой лодки с килем, под которой располагались два вертолётных винта, а сзади — толкающий пропеллер.

Проект Цветкова
Проект Цветкова

Удивительно, но военные почему-то опять не восхитились решением и отказались строить чудо‑аппарат.

Карусель, карусель — это радость для нас

Поступали и совсем неожиданные проекты. Офицер Тельминов в 1916 году предложил военному ведомству некий «винтокрылый летательный аппарат».

Проект Тельминова
Проект Тельминова

Это был полный улёт. По проекту четыре самолёта соединялись крестовиной, к которой прикреплялись не слишком жёстко, и могли поворачиваться на её концах вокруг своей оси.

Это сделали, чтобы аппарат мог зависнуть над своей целью и… как-то атаковать.

Или просто довести до истерики немцев одним своим видом.

Специалисты военного ведомства аккуратно отложили описание поделки в сторону и больше к ней не прикасались.

Бахнем, обязательно бахнем

Иногда военным приходилось иметь дело с людьми, которых не удовлетворяли имеющиеся авиадвигатели, и тогда они начинали разрабатывать свои.

Проект Федотова
Проект Федотова

В 1915 году, когда положение на российско-германском фронте стало катастрофическим, военным предложили сделать гибрид вертолёта и самолёта с двигателем, работающим на нитроглицерине. Военный эксперт Ярковский интеллигентно сослался на неразработанность изделия и бодро угробил проект летающей бомбы.

Флотофилы рвутся в небо

Но это было, скорее, исключение. Подлинной любовью российских инженеров-самоучек оставались лодки. Похоже, образованное население страны было просто одержимо ими.

Например, изобретатель Бурьян из села Весёлое Сочинского округа в 1915 году предложил военным два проекта вертолёта-амфибии. Проекты были вполне стандартными и не представляли бы никакого интереса — не будь у них крыльев, которые должны были раскрываться, если у амфибии отказывали винты.

Проекты Бурьяна
Проекты Бурьяна

Проект был непроработанным. Взлететь такой пепелац при всём желании изобретателя не мог чисто технически: слабосильные моторы не подняли бы это корыто в воздух. Поэтому военные инженеры с радостью задвинули его на полочку.

А вот следующий проект кого угодно мог довести до икоты и заставить активно пить валерьянку. Морской инженер Шустов в 1915 году прислал план бронированного штурмового вертолёта с несущим винтом, пропеллером и крыльями-парашютами.

Аппарат должен был не только обстреливать тевтонов, но и плавать по воде… а также нырять.

Только зацикленность на морской теме не позволила инженеру заставить свой «вертолёт» забуриваться в землю и ездить на гусеницах.

По традиции, проект оказался технически невыполнимым. Не было двигателей, способных поднять в небо тяжёлую машину, стреляющую по противнику. Крылья-парашюты, которые должны были удержать «геликоптер» в воздухе, если отказывал несущий винт, физически не позволяли этого сделать.

Адские мины

К 1917 году самолёты прочно обосновались в небе и стали головной болью военного командования. Помимо бомбометания они производили разведку, доставляли секретные депеши и даже поддерживали наступление своих войск. Прапорщик Берланд не мог безучастно смотреть на проделки германских асов над позициями российской армии и предложил свой вариант борьбы с ними.

Он представил проект дистанционно-управляемой мины-вертолёта. За три-четыре километра от линии фронта в тылу создавались «миновыпускающие станции», откуда аэромины бодро атаковали вражеский аэроплан и взрывали его по команде оператора с земли. За собой летающая мина должна была тащить восемь километров кабеля.

Проект Берланда
Проект Берланда

С учётом нескольких килограммов веса самой аэромины, её способность тащить за собой ещё и кабель сделала день военным экспертам. Они потребовали, чтобы прапорщик немедленно положил перед ними расчёты винтов своей вундервафли, но Берланд тянул время. Только летом 1917 года его выдернули из армии и послали в аэродинамическую лабораторию для вивисекции проекта.

Там он вместе с ним и затерялся. Дальнейшая судьба изобретателя покрыта мраком.

Прапорщик бьёт прицельно

Впрочем, не всё было так плохо. С 1915 года в России и странах Антанты стали массово производить авиадвигатели типа «Гном» и «Рона». Активно строили аэродинамические лаборатории, аэродромы и авиазаводы. Создание промышленной базы для исследования летательных аппаратов быстро дало результат.

В 1915 году уволенный из армии по ранению прапорщик Иван Эйда представил военным и гражданским специалистам собственный проект вертолёта. На первый взгляд в нём не было ничего нового: всё та же двухвинтовая схема с толкающим пропеллером сзади. Но имелся нюанс. Прапорщик явно дружил с математикой и при расчёте своего аппарата не пытался нарушать все законы физики разом.

Первый проект Эйды
Первый проект Эйды

Это произвело настолько благоприятное впечатление, что один из лучших специалистов по аэродинамике того времени, Владимир Ветчинкин, счёл проект «достойным внимания». Это означало, что аппарат необходимо доработать и на это богоугодное дело могут отстегнуть некоторое количество казённых средств. К тому же выяснилось, что прапорщик устроил у себя дома целый испытательный стенд, на котором сумел протестировать винты для вертолёта.

Это уже было просто из ряда вон. Академик Жуковский тут же поддержал Эйду и заявил, что прапорщику надо немедленно дать доступ в его аэродинамическую лабораторию. Пусть юноша займётся исследованием своих винтов и вообще… может, что-то сделает вменяемое, а то самоучки уже всех достали.

Эйду не просто пустили в лабораторию, а даже выделили триста рублей на испытания.

Он тестировал своё изобретение вплоть до 1917 года, когда опыты прервала Революция, а за ней — Гражданская война.
Во время испытаний Эйда выяснил (кстати, одним из первых в мире) что два соосных винта обладают подъёмной силой лишь немногим большей, чем нижний винт. Значительное достижение на тот момент. Прапорщик отразил его в проекте, который подал в патентное ведомство в 1916 году.

Второй проект Эйды
Второй проект Эйды

Вертолёт Эйда так и не построил. Зато он был чуть ли не единственным самоучкой со стороны, которого военные и специалисты по авиации оценили очень высоко и настояли на продолжении его исследований.

В конечном итоге русский вертолёт изобрёл Георгий Ботезат, который работал экспертом в УВВФ (управление военного воздушного флота) и должен был по службе читать все эти проекты.

Проект вертолета Ботезата и первый летающий образец
Проект вертолета Ботезата и первый летающий образец

Поначалу он относился к идее геликоптера скептически, но в какой-то момент понял, что его действительно можно создать. Он даже построил свой вертолёт — но только в 1922 году в США, куда эмигрировал из России.

Так что, смех смехом, а свою лепту неудачные проекты в создание вертолёта внесли. Впрочем, такое частенько происходит со всеми изобретениями.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0