Безумные русские вертолёты: летающие лодки, адские мины и карусель

Во время Первой мировой Россию наводнили изобретатели, которые жаждали построить мега-«вундервафлю» для помощи фронту. Армию просто завалили предложениями о производстве супероружия разной степени безумия. Очень популярным занятием у патриотов-энтузиастов стало изобретение вертолёта. Что же из этого вышло?

/
12K
11
3
113

Во время Первой мировой Россию наводнили изобретатели, которые жаждали построить мега-«вундервафлю» для помощи фронту. Армию просто завалили предложениями о производстве супероружия разной степени безумия. Очень популярным занятием у патриотов-энтузиастов стало изобретение вертолёта. Что же из этого вышло?

Лодки-вертолётки

Вплоть до 1917 года специалисты из военного ведомства и Управления военно-воздушного флота (УВВФ) не верили в то, что можно создать летающий вертолёт. Их можно понять. Подданные Империи находились в таком буйном воодушевлении, что при разработке нарушали все возможные законы физики.

Например, Иоган Ратфельдер из Риги в 1914 году прислал военным своей проект «Автомобильного аэроплана». У него было три несущих вертолётных винта, один толкающий пропеллер спереди и рулевой винт сзади. Всё это поставили на лодку с четырьмя колёсами. По замыслу Ратфельдера данная конструкция должна была взлететь.

Проект Ратфельдера

Военные засомневались и отказали изобретателю в поддержке.

Лодка и взлёт с водной поверхности были вообще очень популярными среди российских изобретателей. В том же году некий Цветков прислал в ведомство своей «прожект летуна». Корпус был в виде перевёрнутой лодки с килем, под которой располагались два вертолётных винта, а сзади — толкающий пропеллер.

Проект Цветкова

Удивительно, но военные почему-то опять не восхитились решением и отказались строить чудо‑аппарат.

Карусель, карусель — это радость для нас

Поступали и совсем неожиданные проекты. Офицер Тельминов в 1916 году предложил военному ведомству некий «винтокрылый летательный аппарат».

Проект Тельминова

Это был полный улёт. По проекту четыре самолёта соединялись крестовиной, к которой прикреплялись не слишком жёстко, и могли поворачиваться на её концах вокруг своей оси.

Это сделали, чтобы аппарат мог зависнуть над своей целью и… как-то атаковать.

Или просто довести до истерики немцев одним своим видом.

Специалисты военного ведомства аккуратно отложили описание поделки в сторону и больше к ней не прикасались.

Бахнем, обязательно бахнем

Иногда военным приходилось иметь дело с людьми, которых не удовлетворяли имеющиеся авиадвигатели, и тогда они начинали разрабатывать свои.

Проект Федотова

В 1915 году, когда положение на российско-германском фронте стало катастрофическим, военным предложили сделать гибрид вертолёта и самолёта с двигателем, работающим на нитроглицерине. Военный эксперт Ярковский интеллигентно сослался на неразработанность изделия и бодро угробил проект летающей бомбы.

Флотофилы рвутся в небо

Но это было, скорее, исключение. Подлинной любовью российских инженеров-самоучек оставались лодки. Похоже, образованное население страны было просто одержимо ими.

Например, изобретатель Бурьян из села Весёлое Сочинского округа в 1915 году предложил военным два проекта вертолёта-амфибии. Проекты были вполне стандартными и не представляли бы никакого интереса — не будь у них крыльев, которые должны были раскрываться, если у амфибии отказывали винты.

Проекты Бурьяна

Проект был непроработанным. Взлететь такой пепелац при всём желании изобретателя не мог чисто технически: слабосильные моторы не подняли бы это корыто в воздух. Поэтому военные инженеры с радостью задвинули его на полочку.

А вот следующий проект кого угодно мог довести до икоты и заставить активно пить валерьянку. Морской инженер Шустов в 1915 году прислал план бронированного штурмового вертолёта с несущим винтом, пропеллером и крыльями-парашютами.

Аппарат должен был не только обстреливать тевтонов, но и плавать по воде… а также нырять.

Только зацикленность на морской теме не позволила инженеру заставить свой «вертолёт» забуриваться в землю и ездить на гусеницах.

По традиции, проект оказался технически невыполнимым. Не было двигателей, способных поднять в небо тяжёлую машину, стреляющую по противнику. Крылья-парашюты, которые должны были удержать «геликоптер» в воздухе, если отказывал несущий винт, физически не позволяли этого сделать.

Адские мины

К 1917 году самолёты прочно обосновались в небе и стали головной болью военного командования. Помимо бомбометания они производили разведку, доставляли секретные депеши и даже поддерживали наступление своих войск. Прапорщик Берланд не мог безучастно смотреть на проделки германских асов над позициями российской армии и предложил свой вариант борьбы с ними.

Он представил проект дистанционно-управляемой мины-вертолёта. За три-четыре километра от линии фронта в тылу создавались «миновыпускающие станции», откуда аэромины бодро атаковали вражеский аэроплан и взрывали его по команде оператора с земли. За собой летающая мина должна была тащить восемь километров кабеля.

Проект Берланда

С учётом нескольких килограммов веса самой аэромины, её способность тащить за собой ещё и кабель сделала день военным экспертам. Они потребовали, чтобы прапорщик немедленно положил перед ними расчёты винтов своей вундервафли, но Берланд тянул время. Только летом 1917 года его выдернули из армии и послали в аэродинамическую лабораторию для вивисекции проекта.

Там он вместе с ним и затерялся. Дальнейшая судьба изобретателя покрыта мраком.

Прапорщик бьёт прицельно

Впрочем, не всё было так плохо. С 1915 года в России и странах Антанты стали массово производить авиадвигатели типа «Гном» и «Рона». Активно строили аэродинамические лаборатории, аэродромы и авиазаводы. Создание промышленной базы для исследования летательных аппаратов быстро дало результат.

В 1915 году уволенный из армии по ранению прапорщик Иван Эйда представил военным и гражданским специалистам собственный проект вертолёта. На первый взгляд в нём не было ничего нового: всё та же двухвинтовая схема с толкающим пропеллером сзади. Но имелся нюанс. Прапорщик явно дружил с математикой и при расчёте своего аппарата не пытался нарушать все законы физики разом.

Первый проект Эйды

Это произвело настолько благоприятное впечатление, что один из лучших специалистов по аэродинамике того времени, Владимир Ветчинкин, счёл проект «достойным внимания». Это означало, что аппарат необходимо доработать и на это богоугодное дело могут отстегнуть некоторое количество казённых средств. К тому же выяснилось, что прапорщик устроил у себя дома целый испытательный стенд, на котором сумел протестировать винты для вертолёта.

Это уже было просто из ряда вон. Академик Жуковский тут же поддержал Эйду и заявил, что прапорщику надо немедленно дать доступ в его аэродинамическую лабораторию. Пусть юноша займётся исследованием своих винтов и вообще… может, что-то сделает вменяемое, а то самоучки уже всех достали.

Эйду не просто пустили в лабораторию, а даже выделили триста рублей на испытания.

Он тестировал своё изобретение вплоть до 1917 года, когда опыты прервала Революция, а за ней — Гражданская война.
Во время испытаний Эйда выяснил (кстати, одним из первых в мире) что два соосных винта обладают подъёмной силой лишь немногим большей, чем нижний винт. Значительное достижение на тот момент. Прапорщик отразил его в проекте, который подал в патентное ведомство в 1916 году.

Второй проект Эйды

Вертолёт Эйда так и не построил. Зато он был чуть ли не единственным самоучкой со стороны, которого военные и специалисты по авиации оценили очень высоко и настояли на продолжении его исследований.

В конечном итоге русский вертолёт изобрёл Георгий Ботезат, который работал экспертом в УВВФ (управление военного воздушного флота) и должен был по службе читать все эти проекты.

Проект вертолета Ботезата и первый летающий образец

Поначалу он относился к идее геликоптера скептически, но в какой-то момент понял, что его действительно можно создать. Он даже построил свой вертолёт — но только в 1922 году в США, куда эмигрировал из России.

Так что, смех смехом, а свою лепту неудачные проекты в создание вертолёта внесли. Впрочем, такое частенько происходит со всеми изобретениями.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

18K
21
3
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

45K
39
19
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

22K
24
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

32K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

13K
20
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

11K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

11K
23
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

10K
13
0
0
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

32K
44
57
844
Топ-5 безбашенных воинов Средневековья

Знаете, говорят про некоторых «вообще отбитый»? И при этом у «отбитого» нередко вполне получается то, за что он берётся, — то ли благодаря, то ли вопреки лихости и отчаянности. Вот о таких «отбитых» средневековых воинах, вошедших в легенды, мы и поговорим.

28K
60
15
875
Как американский робот выбрал свободу: «побег» D-21 в СССР

Американский шпион из Зоны 51 убил американского же пилота, разбил новейший самолёт — а потом вообще сбежал в СССР! Причём шпион был роботом! Как секретный беспилотный разведчик оказался у Туполева — в нашей статье.

21K
61
13
437
Тест: хорошо ли вы знаете историю Античности и Древнего мира?

Вы уверены, что прекрасно знаете историю. Но сможете ли вы сопоставить события, происходившие в различных странах в одно время? Проверим?

19K
4
18
87
Диванная аналитика: бомбардировщик Ту-160 обогнал пару F-35A, но это не точно

Стратегический бомбардировщик Ту-160, разработанный ещё в 1980-е, легко оторвался и ушёл от новейших истребителей пятого поколения F-35A, которые пытались преследовать его над Японским морем. По крайней мере, так сказали нам китайские журналисты. Было ли это на самом деле, а если было, то что именно? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU разобрался.

19K
35
69
374
Тест: знаете ли вы историю Древней Руси?

Вы давно окончили школу, но интерес к истории сохранили? А вот давайте проверим, хорошо ли вы знаете историю Древней Руси.

17K
5
12
259
Торгутский побег: цена возвращения на историческую родину

В 1771 году калмыки откочевали в Джунгарию с Волги. Стремились ли они вернуться под власть Великого государя Вселенной или им стало тесно на насиженных территориях? О том, чем обернулось возвращение ойратов на землю предков, — в материале WARHEAD.SU.

17K
36
32
923
Искупившие вину: подвиг бойцов 65-й отдельной штрафроты

Стремительным броском штрафной взвод ворвался в село. Начался жаркий бой. Солдаты дрались отчаянно, но попали в окружение и почти трое суток вынуждены были держать оборону.

16K
42
19
587
Оборона Вестерплатте: первые выстрелы Второй мировой

Семидневная защита ключка суши в устье Вислы стала одним из главных патриотических столпов послевоенной польской историографии. В честь героев Вестерплатте называли военные части и улицы городов, на их примере воспитывают защитников Польши. Но некоторые говорят, что ничего особенного тогда не произошло и за легендой стоят не слишком впечатляющие события. Где же правда?

16K
47
103
351
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

81K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

73K
23
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

58K
41
77
361
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

52K
61
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

52K
41
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

51K
42
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

51K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

48K
45
33
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

200K
89
56
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

106K
58
16
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

86K
39
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

82K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

81K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

74K
27
17
346
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

73K
23
11
81