Кураж в свинцовом шквале — подвиг Джона Крукшенка

Банковский клерк, ставший пилотом

Джон Крукшенк работал клерком в одном из банков Эдинбурга. Однако в 20 лет Джон решил изменить свою жизнь и пошёл служить в британскую армию.

Начало Второй мировой он встретил в частях Королевской артиллерии. В мае 1941 года его перевели в Королевские ВВС и отправили в Канаду на подготовку.

В марте 1943 года Крукшенк вернулся в Великобританию и его назначили командиром экипажа одной из «каталин» 210-й эскадрильи КВВС. Так клерк стал пилотом Берегового Командования и охотником на подлодки.

Джон Крукшенк в годы войны (источник фото)

Уже в июле 1943 года немецкие подводники хлебнули лиха от летающей лодки Крукшенка. Рано утром 7 июля его «Каталина» успешно атаковала U-267 западнее мыса Финистерре. Подлодка получила повреждения, была вынуждена прервать поход и вернулась на базу.

Кураж в свинцовом шквале

Днём 17 июля 1944 года «Каталина» вылетела с Шетландских островов на патрулирование Норвежского моря. Вечером, когда самолёт находился западнее Лофотенских островов, Крукшенк установил радарный контакт с вражеской субмариной.

Антон ЖелезнякЭксперт по техническим и инженерным вопросам

PBY Catalina — патрульный гидросамолёт фирмы Consolidated, разработанный в США и строившийся серийно с 1936 по 1945 год. Был основным патрульным самолётом антигилеровской коалиции, активно использовался в ВВС и морской авиации большинства воюющих стран. После войны использовался в качестве грузопассажирского самолёта местных авиалиний в труднодоступных районах, в ряде стран, включая Канаду, эксплуатируется по прямому назначению и сейчас.

Самолёт на картинках выглядит довольно компактным, но на самом деле имеет внушительные размеры — 20 метров в длину, больше 30 — размах крыла, а взлётный вес превышает 16 тонн. Экипаж машины в противолодочном варианте достигал 10 человек. Дальность полёта превышала 4000 километров, а на экономичной скорости (200 с небольшим километров в час) «Каталина» могла держаться в воздухе по 15 часов и дольше, что делало её отличным охотником за подлодками, способным прикрывать конвои на очень большом расстоянии от берега.

Лётчик начал сближение с целью, а его штурман занял место у бомбового прицела. Экипаж приготовился к бою.

Подлодка встретила «Каталину» зенитным огнём. Поразить самолёт немцам не удалось. Однако и у летающей лодки не получилось атаковать вражескую субмарину. Из-за неисправности бомбосбрасывателя экипаж не смог сбросить глубинные бомбы.

Британская «Каталина» в тренировочном полёте над Ирландским морем — вскоре самолёт поступит на вооружение 210-й эскадрильи КВВС (источник фото)

Описав круг, Джон сделал новый заход на подводную лодку. На этот раз огонь неприятельских зениток был точен. Но Крукшенк упорно вёл самолет сквозь шквал свинца, изрыгаемый 20-мм и 37-мм зенитными автоматами субмарины. Немцам удалось добиться нескольких попаданий в «Каталину». Взрывом 37-мм снаряда был убит штурман и ранено четыре члена экипажа.

Крукшенк получил ранения в ноги, грудь и голову. Но несмотря на это сумел довести атаку до конца и сбросить бомбы. Подлодка сначала исчезла в мощных фонтанах взрывов, а затем затонула.

Вернуться домой живыми

Как вспоминал один из членов экипажа «Каталины», Джон Эпплетон, командир был просто утыкан осколками. На его голове виднелась большая рана. Но лётчик будто не чувствовал боли и продолжал управлять летающей лодкой.

Пока Эпплетон перевязывал второго пилота — Джека Гарнетта — Крукшенк ещё держался. Гарнетт с третьим пилотом взяли управление на себя, а командира положили на койку для перевязки.

Крукшенк отказался от морфия, чтобы оставаться в сознании. А вскоре вернулся в кабину и сменил третьего пилота (тот был новичком). Лётчики сумели довести повреждённый самолёт до базы и вместе посадили его.

На берегу раненным пилотам сразу оказали медицинскую помощь. Командир «Каталины» потерял много крови — ему сделали переливание прямо в самолёте.

Любопытно, что переливание произвели с помощью подручных средств. Использовался даже ночной горшок.

Врачи насчитали на Джоне 72 раны: самыми серьёзными были два ранения в лёгкие и десять в нижние конечности. Но храброму пилоту удалось выжить.

Кто кого потопил

Долгое время историки заблуждались насчёт того, какую именно подлодку потопила «Каталина» Крукшенка. Лишь спустя 53 года канадскому историку Эрику Циммерману удалось установить истину.

U-347 пытается уйти из-под обстрела (источник фото)

17 июля 1944 года британские самолёты потопили в Норвежском море две подводные лодки: U-347 и U-361. Считалось, что первая стала жертвой атаки летающей лодки Крукшенка, а вторую потопил «Либерейтор» из 86-й эскадрильи КВВС.

Но в 1997 году Циммерман, изучая подробности гибели обеих лодок, пришёл к выводу: на самом деле, «Каталина» отправила на дно U-361, а «Либерейтор» U-347.

Награды для героев

Великобритания оценила подвиг своих пилотов. Второй пилот, Джек Гарнетт, был награждён медалью «За выдающиеся лётные заслуги».

Крукшенка же представили к самой значимой британской военной награде — Кресту Виктории, и Комитет по награждениям счёл возможным наградить героического лётчика.

1 сентября 1944 года в британском официозе — «Лондонской газете» — объявили, что король награждает пилота 210-й эскадрильи КВВС Джона Крукшенка Крестом Виктории.

94-летний Джон Крукшенк стоит рядом с «Каталиной» 6 сентября 2013 года в Сент-Эндрюс, Шотландия (источник фото)

После этого лётчик прослужил в ВВС ещё два года. В 1946 году он вышел в отставку и вернулся к работе в банковской сфере. А в 1977-м ушёл на пенсию.

20 мая 2018 года Крукшенк отпраздновал своё 98-летие. На данный момент он является единственным из кавалеров Креста Виктории Второй мировой, доживших до наших дней.

Отрывок из документального британского телесериала For Valour 1995-го года Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий