Ещё недавно словосочетание «американское оружие» было синонимом надёжности, точности и качества. Имена Кольта, Томпсона, Гаранда, Стоунера доказывали наличие в США серьёзной оружейной школы, способной создавать передовые модели стрелковки. Однако сейчас эта школа пришла в упадок, а крупнейшие производители не в состоянии отвечать на запросы родной армии. Как же так?
Парадокс
Американская оружейная промышленность переживает не лучшие времена. Былые монстры — крупнейшие оружейные корпорации — с трудом выживают на гражданском рынке, а денег на программы по созданию армейского оружия, способного конкурировать с европейскими образцами, просто нет. Попытки запретить ввоз иностранного оружия в США ни к чему не приводят: ввели эмбарго на ввоз китайской «стрелковки», запретили русскую — на рынок полезли шустрые итальянцы, немцы, чехи, турки…
Фирма Colt’s Manufacturing Company обанкротилась ещё в начале 90-х, компания Remington Arms в феврале этого года тоже заявила о банкротстве. Парадоксальная ситуация — богатейшая страна мира с сильнейшей армией не в состоянии разработать оружие для самой себя.
И настала ихнему «кольту» полная «беретта»
1984 год.
Морской пехоте захотелось иметь лёгкий «взводный» пулемёт под штатный патрон 5,56×45 мм. В конкурсе участвовали «Стоунер-86», CMG-2 «Кольт», ХМ233 «Мэремон», «Родмен», ХМ234 «Филко-Форд» — и бельгийский FN Minimi. Последний с честью прошёл все испытания, сейчас его имя — M249 SAW, а самим изделием пользуются не только морпехи, но и армия.

1985 год.
Вооружённым силам потребовался новый пистолет вместо старичка Colt M1911A1. Провели конкурс, в котором приняли участие фирмы из США (в том числе и Colt), однако предоставленные американскими фирмами образцы отличились не лучшим образом.
Победителем неожиданно стала итальянская Beretta M92F. Ходили упорные слухи о политической подоплёке сделки — дескать, Италия согласилась взамен разместить американские военные базы и ракеты на своей территории — но факт есть факт. За следующие десять лет закупили более миллиона единиц этого оружия, а также наладили производство — как в Европе, так и самих Штатах.

В дальнейшем пистолет М9 стал стандартом и в полицейских подразделениях по всей стране.
1986 год.
Эра засилия пистолетов-пулемётов в войсках давно закончилась, однако этот вид оружия по-прежнему пользовался спросом у разного рода спецподразделений. Морская пехота не стала исключением: отринув отечественный Colt M635, она склонилась к творению тевтонского оружейного гения: вариант МР5N отличается от немецкого лишь резьбой под глушитель американского стандарта.

1991 год.
Повторилась история с пистолетом — на этот раз для сил спецопераций (US SOCOM). «Кольт» вновь не смог превзойти конкурентов. На вооружение «спецуры» приняли Heckler & Koch Mk.23.

1995 год.
При выборе нового единого пулемёта армия, наконец, отказалась от М60, который с 1957 года так и не довели до ума, и остановилась на бельгийском FN MAG. Данная модель с успехом использовалась на американской бронетанковой технике с 1977 года и успела завоевать заслуженное доверие.
Сейчас М240 — основной образец всех родов войск, по распространённости в мире с ним может состязаться, разве что, отечественный ПКМ (пулемёт Калашникова модернизированный).

1998 год.
Помповые ружья, верой и правдой служившие армии в XX веке, перестали её устраивать. Новый дробовик должен был быть не только надёжным, но и полуавтоматическим. И, как выяснилось, итальянским.
Именно Benelli M4 Super 90 под названием М1014 сейчас занимает место старых американских помповиков Remington 870 и Mossberg 500/590.

2004 год.
Американские Delta Force бросили свои M16 и подобрали поменяли штатные карабины М4А1 на немецкие HK416, поскольку выяснилось, что «хеклер-кохи» — более надёжное и живучее оружие.
На сегодняшний день командование корпуса морской пехоты заявляет, что все М4А1 заменят на германское оружие. Армия пока упрямится.

2006 год.
Подствольный гранатомёт М203 несмотря на долгую и славную службу получил ярлык «морально и технически устаревшего оружия». Снова конкурс — и снова победила Европа: немецкий AG-36 от компании Heckler & Koch стал основой подствольника М320, пошедшего в войска в 2008 году.

2017 год.
И снова пистолеты. Beretta-92, верой и правдой отслужившая больше 30 лет, разонравилась военным; им захотелось чего-нибудь посовременнее и полегче. Новинка получила название М17 Modular Handgun System. Явным фаворитом выглядел австрийский Glock (который, кстати, давно использовала морская пехота), но в конкурсе победил швейцарский SIG Sauer P320.

Что же осталось американского?
Если честно, с этим не густо. Но нельзя не упомянуть крупнокалиберный пулемёт М2. Это во-первых. Старичок (авторства Дж. М. Браунинга) упрямо ползёт к столетнему юбилею. Его разработали ещё в 1921 году, а нынешнее наименование (после глубокой модернизации) оружие получило в 1932-м.
Несмотря на солидный вес и довольно архаичные органы управления Browning M2 остаётся любимой игрушкой американских военных и замены ему не предвидится — разве что в очередной раз модернизируют.

Во-вторых, снайперские винтовки. Высокоточную стрельбу американцы любят и такое оружие делать умеют. Отдельно стоит упомянуть «антиматериальные» снайперки крупного калибра — именно США стали законодателями мод в данном сегменте ещё в 80-е годы.
Но больше упомянуть, пожалуй, нечего. Примет ли американская армия на вооружение в ближайшие годы образец разработки США? Сильно в этом сомневаюсь…