Герои и антигерои

Десять погибших фотографов: за кадр до вечности

Сейчас все настолько привыкли к кадрам и роликам из зон боевых действий, что даже не замечают людей, которые показывают нам весь ужас и боль современной войны. А ведь их работа не менее (а иногда и более!) опасная, чем работа солдат. Мы расскажем вам о самых известных зарубежных фотографах, погибших во время исполнения своего долга.
Александр Потёмкин
  • 30K
  • 11
  • 9
  • 337

1. Дамьен Парер (17 сентября 1944 года, Тихий океан)

Австралийский фотожурналист прошёл с войсками союзников войну в Северной Африке, снимал боевые действия королевского австралийского флота, запечатлевал охоту на японские конвои, видел падение британских гарнизонов в Юго-Восточной Азии и эвакуировался из Новой Гвинеи.

В общем, типичный путь фотожурналиста времён Второй мировой.
Кадры Дамьена вошли в девятиминутный фильм «Линия фронта Кокода!», который получил премию Австралийской Академии киноискусств как лучший документальный фильм 1942 года.

Погиб Дамьен Парер во время высадки союзных войск на архипелаг Пелелиу. Спустя год его прах перезахоронили в Гонконге.

2. Роберт Капа (25 мая 1954 года, Вьетнам)

Основатель жанра «военной фотожурналистики» Эндре Эрнё Фридман (настоящее имя Роберта Капы) побывал на фронтах Гражданской войны в Испании, японо-китайской войны 1938 года, Второй Мировой, войны за независимость Израиля и войны в Индокитае… И всегда старался быть в гуще событий.

«Если твои фото недостаточно хороши, значит, ты находишься недостаточно близко».

Фотография «Смерть республиканца» иллюстрирует любой материал о Гражданской войне в Испании,

Погиб Роберт Капа в самом конце войны в Индокитае, подорвавшись на мине.

О жизни самого известного фотожурналиста двадцатого века написано множество книг, а каждый год присуждается награда его имени — «золотая медаль Роберта Капы». Её вручают за «лучший опубликованный фоторепортаж из-за рубежа, потребовавший исключительной храбрости и инициативы» (фактически «Оскар» военной фотожурналистики).

3. Дэвид Сэймур (10 ноября 1956 года, Суэцкий кризис)

Давид Зумин (настоящее имя Дэвида Сеймура) сменил имя после того, как в начале Второй мировой эмигрировал из Польши. До этого он успел познакомиться с Робертом Капой и запечатлеть Гражданскую войну в Испании.

Сразу после окончания войны и увольнения с военной службы Дэвид вернулся к фотожурналистике и по заказу ЮНЕСКО сделал одну из наиболее ярких фотосерий — «Дети послевоенной Европы», которая завоевала несколько престижных премий.

Но Дэвида все равно тянуло на поле боя. Когда разгорелся Суэцкий кризис, он немедленно направился туда.

10 ноября 1956 года его машина попала под пулемётный огонь в зоне израильско-египетского разграничения. Отважный фотохудожник погиб.

4. Киочи Савада (9 ноября 1970 года, Камбоджа)

Японец, да ещё освещающий войну во Вьетнаме? Нонсенс!

Да, но не совсем. Агентство United Press International (UPI) несколько раз отказывало молодому журналисту Киочи Саваде в командировке во Вьетнам, когда там начались боевые действия. Недолго думая, тот просто взял отпуск — мол, «устал что-то, отдохну, пожалуй».

Но вместо отдыха сел на ближайший самолёт и оказался в воюющей стране. Первые же снимки, присланные им в редакцию, убедили руководство в необходимости оставить Киочи во Вьетнаме на постоянной основе. «Вьетнамка, спасающаяся со своими детьми в реке», «Мертвый вьетконговец» — два года подряд (в 1965 и 1966 году) эти снимки выигрывали конкурс World Press Photo. Заодно Савада получил Пулитцеровскую премию в том же 1966.

С началом 70-х годов Киочи Савада освещал боевые действия на границе с Камбоджей. Девятого ноября 1970 года машину, где он находился вместе начальником редакционного отдела Фрэнком Фошем, остановили неизвестные, после чего журналистов расстреляли. Ответственность за их смерть никто на себя не взял.

5. Анри Юэ (февраль 1971 года, Вьетнам)

Анри Юэ (он же Генри Хюэт) родился во в Вьетнаме, но в сознательном возрасте первый раз оказался в это стране в качестве… солдата французской армии во время Индокитайской войны. Выйдя в запас, он немедленно вернулся на родину и стал снимать для Associated Press в качестве фотокорреспондента.

Потом в страну пришли американцы и заверте…

Отчаянный профессионализм принес ему «Золотую медаль Роберта Капы» в 1966 году и признание во всем мире. Смерть настигла его в феврале 1971 года, когда вместе с группой других корреспондентов Анри Юэ летел в вертолёте в зону боевых действий и попал под обстрел с земли. Никто из находившихся на борту не выжил, а саму разбившуюся машину нашли в джунглях только в 1998 году.

6. Дэн Элдон (12 ноября 1993 года, Сомали)

За двадцать два года жизни активист Дэн Элдон посетил 46 стран и принимал участие в различных благотворительных акциях и кампаниях.

Сегодня бы про него сказали — «молодой человек с активной гражданской позицией».

В 1993 году он приехал в Сомали, где в тот момент в самом разгаре была гражданская война. Вскоре, благодаря своему умению работать с фотоаппаратом, он стал корреспондентом агентства «Рейтерс» в этом регионе.

Тем временем в Могадишо войска ООН тоскливо наблюдали за лидером боевиков Мохаммедом Фарах Айдидом, мягко намекая руководству: «Может-таки, надо его захватить, а»? Начальство привычно делало грозный вид и отвечало: «Политики команды не дали». Но вскоре потери миротворческого контингента стали неприемлемыми и «голубые каски» перешли к активным боевым действиям.

После одной из безуспешных попыток захватить лидера боевиков Дэн Элдон вместе с коллегами-журналистами выехал, чтобы сфотографировать участников рейда. На одной из улиц их остановили разозлённые действиями военных местные жители и забили камнями до смерти.

После смерти журналиста по его книге «Путешествие — это цель» сняли фильм, вышедший на экраны в 2016 году

7. Люк Соммерс (6 декабря 2014 год, Йемен)

В сентябре 2013 года Люк Соммерс, американец британского происхождения, работавший фриланс-фотокорреспондентом для «Йемен Таймс», попал в плен к боевикам «Аль-Каиды». Те, потребовали от руководства США выполнения определённых требований. В противном случае заложники должны были погибнуть.

Но «Америка переговоров с террористами не ведёт», да и спецназ из «Морских котиков» и DEVGRU (боевая морская особая группа быстрого развёртывания) зря что ли паёк получает?

Первая попытка освобождения заложников состоялась 26 ноября 2014 года, когда силы специальных операций получили информацию об удерживаемых гражданских в провинции Хадрамаут. «Тюлени» скрытно высадились с вертолётов, перестреляли террористов, спасли восемь человек… но не американцев, которых к тому моменту перевезли в другое место.

Ситуация накалялась, ведь боевики пригрозили убить журналиста в ближайшее время, а где его искать, никто не знал. Вскоре на связь вышел информатор, сообщивший о новом месте расположения лагеря — в долине Абадан.

Шестого декабря того же года, привычно загрузившись в конвертопланы, 40 спецназовцев высадились в нескольких километрах, незаметно приблизились вплотную к месту операции… После чего их засёк наблюдатель и началась перестрелка.

Спустя полчаса очень злые американцы всё же прорвались к месту, где удерживали Соммерса. Но, увы, корреспондент и второй заложник были уже в критическом состоянии от полученных ранений. Сам Люк скончался на борту корабля, куда его доставили вертолётом.

8. Намир Нул-Эльдин (12 июля 2007 года, Ирак)

Особую известность смерти этого журналиста придал сам факт того, что его убили американские войска во время войны в Ираке, а информация об этом попала в «Викиликс» (Wikileaks).

В день смерти Намир, снимавший репортаж для «Рейтерс», наблюдал за группой боевиков, которые готовились атаковать подразделения американской 1-й пехотной дивизии, наступавшей в том районе. Вскоре появились два вертолёта «Апач», которые идентифицировали группу иракцев как враждебную и открыли по ней огонь. В результате погибли семь человек, включая Намира Нул‑Эльдина.

Дальнейшую историю все знают: правительство США утверждало, что у боевиков были РПГ и автоматы Калашникова, а журналисты требовали расследования и наказания виновных, ведь, по их мнению, огонь открыли по гражданским людям. Масла в огонь подлили публикации в «Викиликс» видеозаписи с «Апачей», которые только усугубили вражду между СМИ и министерством обороны…

Как бы то ни было, 22-летнему фотожурналисту это помочь уже никак не могло.

9. Крис Хондрос (20 апреля 2011 года, Ливия)

Путь от «любимца всей Америки» до «провокационного журналиста» можно уложить в один кадр. Крис Хондрос, освещавший большинство конфликтов 90-х годов (Косово, Ангола, Кашмир, Сьерра-Леоне, Ирак, Либерия) и снимавший репортажи на месте падения двух башен-близнецов, выиграл несколько грантов от правительства и вскоре поехал в Ирак вместе с войсками Коалиции.

В 2005 году вышел его репортаж, в котором разбирался обстрел гражданского транспорта военнослужащими США (в результате погибли обычные люди). Эти фотографии вызвали огромный резонанс в мире.

«Я бы сказал, что каждый солдат в Ираке был причастен к какому-либо инциденту в том же духе».

Этих слов общественность ему, конечно, не простила и устроила обструкцию в средствах СМИ.

Погиб Крис Хондрос в Ливии, попав под миномётный обстрел.

10. Реми Охлик (22 февраля 2012 года, Сирия)

Он ворвался в среду фотожурналистики в возрасте двадцати лет — сразу после беспорядков на Гаити во время выборов президента 2004 года.

«Мне было страшно среди людей с оружием, но я понимал, что всегда об этом мечтал».

Во время «Арабской весны» его фотографии часто выходили на первых полосах СМИ по всему миру, а награды за серии репортажей поставили его в один ряд с мировыми звёздами журналистики.

Реми Охлик погиб в возрасте 28 лет во время освещения конфликта в Сирии, когда в дом, оборудованный под медиацентр, попала ракета одной из противоборствующих сторон. Вместе с ним погибла журналистка Мария Колвин, а ещё трое коллег получили ранения.

Вскоре после его смерти «Премию Перуджаняна», присуждаемую молодому журналисту года, переименовали в «Премию Перуджаняна-Охлика» — в память о погибшем корреспонденте.

Можно по-разному относиться к людям, которые едут в горячие точки планеты с камерой вместо оружия и пресс-картой — то ли в качестве пропуска, то ли в виде средства защиты. Но когда вы вновь наткнётесь в новостной ленте на кадры из зоны боевых действий, помните: за ними стоят обычные люди, чей вклад в освещение войн трудно переоценить.

В следующий раз мы поговорим о российских и советских репортёрах, погибших при исполнении своих обязанностей.