Война

Позорная «Катапульта»: как британцы добивали французский флот в 1940-м

События летнего дня 1940 года в алжирском Мерс-эль-Кебире до сих пор отравляют отношения между британцами и французами. Никто не желал кровопролития со вчерашним союзником — но никто не хотел уступать. Очень неоднозначные действия британцев привели к гибели более тысячи французов.
/
20K
29
9
341
События летнего дня 1940 года в алжирском Мерс-эль-Кебире до сих пор отравляют отношения между британцами и французами. Никто не желал кровопролития со вчерашним союзником — но никто не хотел уступать. Очень неоднозначные действия британцев привели к гибели более тысячи французов.

Конец июня 1940 года. Армия Франции — веками бывшая самой грозной сухопутной силой Европы, вытянувшая на своих плечах большую часть усилий союзников в Первой мировой — рассечена блицкригом и разгромлена. Париж пал.

Тевтонский меч указывает на Британию. Но у немцев нет флота, способного обеспечить высадку за каналом. Даже если добавить к нему итальянский флот — не хватит.

А у побеждённых французов флот есть. Если немцы смогут взять его под контроль, стрелка весов начнёт колебаться.

Грусть и тоска французского флота

В начале XX века некогда могучий флот Франции превратился в «бедную падчерицу» Парижа. Его обошли американцы и немцы, затем японцы и итальянцы. Седовласые адмиралы соревновались в ретроградстве со своими сухопутными коллегами. Те требовали сохранения священных красных штанов, а морские мэтры Франции свято верили в дистанции линейного боя не более 8 километров. И упорно держались за эскадренные броненосцы, когда все уже строили дредноуты и подумывали о супердредноутах.

К тому же в Париже экономили на модернизации доков — и французские корабли не могли сильно превышать размеры старых броненосцев.

В итоге линейные силы французского флота к началу Первой мировой войны неисправимо отставали и от британцев, и от немцев. Другой неизлечимой бедой французского флота была необходимость держать и без того слабые линейные силы на двух морских театрах: атлантическом и средиземноморском. Всё это заставляло французских моряков горько печалиться о своей возможной судьбе.

Линейный корабль «Дюнкерк»

Впрочем, к началу Второй мировой войны французы несколько усилили свои возможности. Появились быстроходные «Дюнкерк» и «Страсбург», достраивались в кои-то веки вполне современные «Ришельё» и «Жан Бар». По-прежнему внушала опасение необходимость делить линейные силы между двумя ТВД, но союз с Британией и резкое ослабление немецкого надводного флота позволяли надеяться на лучшее.

Паника в Лондоне

Но Лондон был в ужасе. За Ла-Маншем бродили тевтонские орды. После Дюнкерка армии практически не было: оружие осталось на том берегу. В воздухе — в лучшем случае — неустойчивое равновесие. И надежда теперь только на старый добрый флот Его Величества.

Более хладнокровные люди понимали, что немцы ни при каких условиях не смогут подготовить и провести десантную операцию в 1940 году. Но французский флот в руках «Оси» — это крушение средиземноморских коммуникаций Британии и превращение Средиземного моря во внутреннее озеро противника.

Французские корабли не должны попасть в руки немцев. Точка.

Линкор «Ришельё» в порту Дакара, за противоторпедной сетью

Большая часть французского флота в дни падения Франции успела уйти в африканские порты. Готовый на 90% «Ришельё» встал в Дакаре, его достроенный на 70% систершип, «Жан Бар», — в Касабланке. Туда немцам добраться было трудно. А если что, им пришлось бы идти через Гибралтар или Ла-Манш, где их ждали британские линкоры и самолёты. Старый «Лоррейн» стоял в египетской (то есть, британской) Александрии. Два древних дредноута — «Курбэ» и «Париж» — в Портсмуте и Плимуте. Ушедший на Карибы «Беарн» тоже не вызывал в Лондоне особых эмоций… хотя помнили и о нём.

Четыре лучших французских линкора (новые «Дюнкерк» и «Страсбург» и — лучшие из старых — «Бретань» и «Прованс») стояли в гавани алжирской базы Мерс-эль-Кебир. Откуда рукой подать до Тулона или до итальянских портов. Это крайне тревожило Лондон.

Водоворот закручивается

Французские моряки получили от адмирала Дарлана приказ сохранить свои корабли любой ценой. Или отправить их на дно, сохранив честь французского флага. Именно так они и поступят в 1942 году в Тулоне, когда возникнет угроза захвата кораблей немцами. Пока же немцы требовали лишь разоружения французских плавсредств под своим наблюдением.

Англичане считали приказы командования капитулировавшей страны и честь французских моряков слишком сомнительной гарантией для того, чтобы доверить ей свою судьбу. А уж любые обещания нацистов — и вовсе смехотворными. Их трудно в этом упрекать. «Ничего личного, джентльмены, но на кону свобода и будущее Англии».

После недолгих размышлений и колебаний англичане подготовили операцию «Катапульта». Все оставшиеся на планете крупные французские корабли должны быть захвачены, нейтрализованы или уничтожены.

Англия ожидает, что каждый выполнит свой долг — и не кривите так лицо, капитан. Всем погано на душе, но на кону слишком многое.

Переговоры

На рассвете 3 июля 1940 года на траверзе французской военно-морской базы Мерс-эль-Кебир близ алжирского города Орана появилась британская эскадра. Её вёл вице-адмирал Сомервилл на линейном крейсере «Худ». Следом шли два старых супердредноута: «Вэлиант» и «Резолюшн», а также авианосец «Арк Ройял».

Сопровождали их два лёгких крейсера, два лидера и девять эсминцев.

В порту борт к борту стояли четыре французских линкора. От моря их отделяли мол и боновое заграждение. Корабли перекрывали друг другу возможность вести огонь по противнику с места. Рядом дремали старый гидроавианосец и шесть лидеров — контр-миноносцев по французской классификации. В соседнем Оране в нескольких милях к востоку — ещё несколько эсминцев.

Четыре линкора борт в борт перпендикулярно двигавшейся к северу английской эскадре — мечта артиллериста. Идеальная цель. Бей примерно в середину, и недолёты с перелётами всё равно куда-то прилетят.

Англичане потребовали, чтобы французы присоединились к борьбе против Германии. Или сдали либо затопили свои корабли. Иначе флот Его Величества будет вынужден с самым искренним прискорбием открыть огонь.

Французы вежливо отвечали, что тысяча вам чертей в интересные места, месье, а не наши корабли.

Со всем уважением, мы не сдадим их ни немцам, ни англичанам, ни прочим канальям. Хотите драки — будет драка.

Запросы в вышестоящие штабы ничего не изменили. Тем временем британские самолёты заминировали выход из гавани. А из Тулона и Алжира вышли французские крейсера и двинулись на подмогу своим товарищам.

«Блекбёрн Скьюа» Королевских ВВС на палубе «Арк Ройяла»

Драки никто не хотел. Но у англичан был приказ. А французы не желали подчиняться ультиматуму. Отдавать или топить свои корабли они не собирались, а переход на сторону англичан мог дорого стоить их родной разгромленной Франции.

Британцы объявили: если до 16:30 французы не подчинятся, они открывают огонь. Французский адмирал Жансуль отказался. В 16:27 на французских кораблях колокола громкого боя дали сигнал к началу военных действий.

«Самый позорный морской бой Британии»

В 16:54 британская эскадра открыла огонь главным калибром.

У моряков с обеих сторон в этот момент на душе скребли все морские кошки и черти разом. Они вели огонь по старинным товарищам, с которыми ещё пару недель назад сражались плечом к плечу. Ведь были совместные учения, совместные попойки, и много чего ещё.

Теперь они отправляли в братьев по оружию снаряды главного калибра.

Ответный залп французов прозвучал спустя полторы минуты. «Прованс», стоявший вторым в ряду, умудрился попасть между надстройками «Дюнкерка».

В тот же момент «Страсбург» тронулся с места. Французские линкоры должны были выйти из гавани по очереди: первым новейший «Страсбург», за ним чуть более лёгкий систершип «Дюнкерк» и следом — старые «Прованс» и «Бретань».

Незавидная судьба «Бретани»

Третий залп англичан в 17:00 лёг в то место, где пару минут назад стоял французский флагман. «Бретани» повезло меньше. Два снаряда разворотили машинное отделение и подорвали погреба башни главного калибра. В считанные мгновения её корма превратилась в гигантский костёр. Взрыв боезапаса вспомогательного калибра на правом борту усилил пожары и течь до катастрофических масштабов.

Спустя пять минут пламя достигло пороховых погребов. Взрыв был чудовищным. Обломки линкора скрылись под водой. Спаслось лишь полторы сотни человек.

В едва успевший тронуться вслед за «Страсбургом» «Дюнкерк» пришлось сразу четыре снаряда. Первый срикошетил от верхней башни главного калибра и улетел в холмы. Его осколок разрушил носовой пост управления огнём соседнего «Прованса». Другой осколок поджёг пороховые заряды орудия главного калибра № 8.

Обслуга орудий № 7 и № 8 сгорела заживо. Второй снаряд прошил ангар гидросамолётов и перебил кабели рулевого привода. Третий и четвёртый снаряды прошибли 225-мм главный броневой пояс.

Вспыхнули 130-мм снаряды вспомогательной артиллерии и медицинский отсек, а соседняя вентиляционная шахта превратилась в горящие руины.

Без вентиляции дым заполнил машинное отделение и убил там почти всех.

Второе котельное отделение превратилось в пылающую груду искорёженного металла. Корабль уже не мог нормально двигаться и продолжать бой.

Адмирал приказал «Дюнкерку» прикрыться горой, бросить якорь и сосредоточиться на борьбе за живучесть.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Среди любителей флота ходит невесть кем и когда запущенная история о проклятии, адресованном французским адмиралом Жансулем британскому флагману «Худ». Француз пообещал, что после этого боя, море не проносит британца и года.

Было проклятие в реальности, или нет, мы не знаем. Но не прошло и года, как «Худ» погиб в бою с «Бисмарком» в Датском проливе, близ Исландии. Из экипажа линкора спаслись только три человека, а каким образом немцы умудрились так удачно попасть — до сих пор спорят специалисты.

После начала движения «Дюнкерка» все десять орудий «Прованса» смогли открыть огонь по англичанам. Возможно, родовое проклятие британских линейных крейсеров (мгновенная гибель от попадания в пороховой погреб) настигло бы «Худ» до встречи с «Бисмарком». Но французские канониры задали дистанцию на треть меньше нужной. Несколько залпов ушло «в молоко». Затем отрикошетивший от «Дюнкерка» снаряд разрушил главный пост управления огнём. А новый залп англичан пришёлся в борт «Прованса».

Вид с «Дюнкерка»: неподвижный «Прованс», уходящий «Страсбург» и горящая «Бретань»

Последнюю башню главного калибра заклинило. Начался пожар на корме возле пороховых погребов. Линкор стал стремительно набирать воду. Чтобы спасти корабль, капитан выбросил его на берег.

Судьба «Дюнкерка», «Бретани» и «Нормандии» — яркий пример того, почему флотоводцы с дредноутной эпохи так боялись решительных прямых сражений. Даже самым богатым державам линкоры обходились чудовищно дорого. А отправиться на дно или в многомесячный ремонт они могли от пары-тройки снарядов.

За 13 минут британской стрельбы три из четырёх французских линкоров погибли или пришли в небоеспособное состояние. Британцам безумно повезло с целью, но и в обычном линейном бою первый же снаряд мог оказаться последним почти что для любого корабля.

Уцелел лишь «Страсбург».

Британская охота на французскую дичь

Французский флагман и британская эскадра оказались скрыты друг от друга чёрным дымом пылающих линкоров. В том же положении были и французские лидеры. Правда, «Могадору» британский снаряд оторвал корму и он вышел из боя. А «Керсен» был в ремонте.

Лидер «Могадор»

Четыре оставшихся лидера прошли через выставленные англичанами мины и вышли в открытое море. За ними умудрился проскользнуть и «Страсбург». Француз дал «самый полный вперёд» и в сопровождении эскорта двинулся на восток, откуда уже шли на подмогу крейсера.

Британский эсминец «Рестлер», попытавшийся выйти в торпедную атаку, лидеры отогнали огнём: для того их и создавали. Затем они сорвали атаку английской подлодки. Атака шестёрки бипланов «Свордфиш» с «Арк Ройяла» с бомбами и торпедами закончилась и вовсе неприлично: ни одного попадания и минус две «этажерки» от французского зенитного огня.

Вскоре «Страсбург» встретили три эсминца из Орана, в том числе корабль с романтическим названием «Борделе». К этому времени за ним гнался лишь быстроходный «Худ» в сопровождении лёгких сил; старые линкоры отстали. Чтобы отвлечь погоню, французские истребители обстреливали британский флагман, а два лидера пустили ему навстречу торпеды. «Худу» пришлось уворачиваться и терять ход.

«Арк Ройял» отправил за «Страсбургом» ещё шестёрку «свордфишей» — снова безрезультатно. Смеркалось. Сомервилл не захотел получить в темноте торпеды с какого-нибудь «борделя». Кроме того приближались французские крейсера. Британская эскадра развернулась и ушла.

Схема перемещений французских кораблей и спасшийся «Страсбург»

Только после этого «Страсбург» снизил ход. К этому времени в его котельных 30 человек лежали без сознания. Пятеро умерли. Но последний боеспособный линкор Франции сумел уйти от погони.

Итоги

Французы потеряли погибшими 1297 человек. Англичане — двоих в воздушном бою. Попаданий в британские корабли не было: французы не успели пристреляться, а затем им стало не до стрельбы. Слишком идеальной целью были их четыре линкора.

Правительство Виши разорвало дипломатические отношения с Лондоном. Приток добровольцев в «Сражающуюся Францию» Де Голля резко уменьшился.

Французское общество было в ярости. Некоторые хранят её в сердцах по сей день.

Ночью тех же суток англичане взяли на абордаж французские корабли в Плимуте и Портсмуте и захватили их. В Александрии удалось договориться по-джентльменски: корабли остались с французскими командами и флагами, но на них обезвредили оружие (сняв орудийные замки) и к тому же слили горючее.

Французы громогласно объявили, что «Дюнкерк» скоро вернётся в строй. Поэтому англичане 6 июля снова появились у Мерс-эль-Кебира, отправив в атаку палубную авиацию. Стечение обстоятельств привело к взрыву у борта французского линкора 14 глубинных бомб. О «Дюнкерке» можно было забыть минимум на год.

8 июля британцы атаковали в Дакаре недостроенный «Ришельё» и нанесли ему серьёзные повреждения. А вот план потопить на Мартинике авианосец «Беарн» наткнулся на позицию Рузвельта. Посоветовавшего джентльменам пойти пить чай и заниматься непотребством подальше от сферы влияния США.

Французский репортаж о событиях в Мерс-эль-Кебире и их последствиях

Британцы добились своего. У французов в боеспособном состоянии остался лишь «Страсбург». Что флот Его Величества уже мог как-то пережить.

Даже сторонники операции и её исполнители долго испытывали неприятное чувство в районе совести. Уж очень нехорошо получилось с товарищами по оружию.

Если бы не жёсткий дедлайн, поставленный Лондоном — возможно, компромисс найти бы удалось.

Пепел Мерс-эль-Кебира до сих пор стучит в сердцах французов, подливая масла в огонь нелюбви к обитателям Заканалья.

Под любой статьёй или видео об этих событиях вспыхивает горячая франко-британская дружба. Одни требуют покаяния, обвиняют англичан в свинстве и тыканьи кортиком в спину. Другие огрызаются, что надо было бить чёртовых джерри. И вообще цыц, лягушатники, а то перепокажем Сен-Винсент и Трафальгар.

Потом вспоминают о нынешнем состоянии британского флота, и резко грустнеют.

Но это уже совсем другая история.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Битва при Сволли
Двое против тридцати
5 сентября 1612 года маленькая английская эскадра из четырех кораблей — Red Dragon, Hosiander, James и Solomon, — бросила якорь на рейде индийского порта Сурат в устье реки Тапти. Командовал ей капитан Томас Бест. Его экспедиция была последней отчаянной попыткой Ост-Индской компании наладить в здешних краях торговый пост. В 1609 году король Иаков, разозлённый отсутствием результатов, дал ей три года сроку. Если бы Бесту не удалось добиться успеха, Компании оставалось бы несколько месяцев.
20K
18
6
0
15 головоломных фактов о войне в Корее
Что мы знаем о чучхе? Ничего. И то не все. Корейская война 50-53 годов — из разряда тех исторических событий, где все участвующие стороны «предательски напали из засады», виноватых не найти, да и кому перед кем извиняться — непонятно.
48K
46
37
30
Дарфурская резня
Кровавое наступление сахарских песков

О резне в суданской провинции Дарфур все уже успели подзабыть за более яркими конфликтами. Но её стоит вспомнить в качестве примера, как изменения климата могут влиять на судьбы стран и народов.

27K
19
3
73
Война за ухо Дженкинса
«Псс, не хотите немного Casus Belli?»
«Сasus belli» — формальный повод к войне. Этот термин ввели в оборот юридически грамотные римляне, задолго до нас знавшие свои права. Классический пример повода к войне — пресловутый «сараевский выстрел». Но история знает и куда более сюрреалистические casus belli. Не правда ли, занятно, когда в названии войны присутствует часть человеческого тела? Осталось ответить на вопрос: кто, кому и что отрезал, а главное, зачем? И почему только ухо? Чего так скромно? Отправимся за ответами в не столь далёкий XVIII век.
14K
19
2
63
4 примера идиотских поражений
Когда «логику придумали трусы!»
Иногда провальность выбранной стратегии и тактики лежат на поверхности. Но тщеславие и жажда лёгкой победы настолько застилают глаза полководцам, что ведут их прямиком к позорному поражению.
33K
40
0
76
Сэндвич «Цезарь»
Самая необычная осада древности
«Пришёл, увидел, победил», — сказал про себя великий Цезарь в 47 году до н.э. Однако в 52 до н.э. крылатое выражение могло бы звучать как «пришёл, увидел, осадил». Или, если ещё точнее: «пришёл, организовал инженерно-сапёрные работы, построил осадные укрепления, чуть было не лишился головы, когда подошло галльское подкрепление, но в последний момент, благодаря контратаке и личному обаянию, всё-таки победил».
17K
21
4
93
Атака лёгкой кавалерии здорового человека
Как польская конница совершила невозможное и открыла Наполеону дорогу на Мадрид
Любители истории прекрасно знают, что такое «Атака лёгкой кавалерии» (ей посвящены и картина, и поэма, и фильм с одноимённым названием). В битве под Балаклавой элитная бригада британской конницы из-за ошибки командования угодила под перекрёстные залпы русских пушек и ружей. И хотя отчаянные британцы под ураганным огнём прорвались-таки к назначенной им целью батарее и попутно опрокинули казачий полк, контратака русских улан заставила их отступить. Бригада понесла катастрофические потери, а бой стал для бриттов образцом «слабоумия и отваги» — первое в отношении командования, второе — всадников.
25K
22
24
249
Самые глупые поводы для войны (1/2)
За что умирали люди: футбол, гуано и религиозные видения
Война — дело серьёзное. И повод для неё нужен серьёзный. Например, уникальные месторождения невредных ископаемых, фокусы с оружием массового поражения, геноцид… Но попадаются и ещё более уважительные причины.
19K
18
4
100
Самые глупые поводы для войны (2/2)
В первой части нашей подборки перечислены далеко не все идиотские причины кровопролитных войн. К сожалению, таких примеров в истории было довольно много. Вот ещё несколько.
19K
13
10
111
«Школьные» ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Бедные школьники постоянно изучают вместо правильной истории какие-то мифологические ляпы! Великая Отечественная война, увы, тоже представлена в учебниках не слишком верно. Какие ошибки удалось обнаружить — в нашем материале.

27K
34
39
593
Охотник, ставший жертвой: гибель авианосца «Корейджес»

Группы из авианосцев и эсминцев должны были охотиться за немецкими подлодками. Топить «стальных акул» и защищать британские суда. Но вышло наоборот: тонул «охотник» — огромный, грозный авианосец. А рядом, на глубине, затаилась его победительница — подводная лодка. Так 80 лет назад встретил свой конец авианосец «Корейджес».

26K
46
12
472
Катастрофа в Гренландии: плутониевый Чернобыль в полярной ночи

Сгоревший стул стал причиной одной из крупнейших радиационных аварий в истории ВВС США! Но как — и к каким последствиям это привело? Мы разобрались.

25K
57
10
866
Линия Мажино: оболганная твердыня

«Линия Мажино была фатальна для французов!». Такое часто пытаются утверждать. Мол, отказавшись от наступательной стратегии и вложив все средства в Линию, французы оказались беззащитными перед новыми методами войны. Мы разобрались, так ли это на самом деле.

21K
43
90
444
Последнее классическое морское сражение

Морская блокада, ночное сражение, залпы главным калибром — нет, это не описание схватки линкоров во Второй мировой. Так проходил последний классический морской бой в истории, исход которого полностью решила артиллерия. Как и когда это было — читайте в нашем материале.

19K
42
15
451
Как выстругать дубину народной войны

Русский партизан наполеоновской эпохи — это мужик с картины «Не замай»: в армяке, прикрытый буйно растущей тактической бородой и вооружённый преогромной дубиной народной войны для общего ушиба французского организма. С началом войны он стихийно поднялся против завоевателя, движимый патриотическим порывом. Классическая картина! И не во всём близкая к реальности…

19K
146
95
778
Самый выгодный крот ЦРУ: секреты в обмен на ластики, плеер и чемоданы денег

Адольф Толкачёв — советский инженер, который настолько успешно предавал СССР, что его портрет повесили в главном офисе ЦРУ. Почему он это делал и как ему это удавалось — читайте в нашем материале.

19K
35
36
545
Новая война — новая болезнь: что такое «траншейная стопа» и откуда она взялась?

Говорят, что французы — очень наивные люди: считают, что при плюс десяти нужно замерзать насмерть — и замерзают. Как обычно, в этой шутке есть доля правды — и довольно изрядная. При вполне плюсовых температурах можно получить обморожение и инвалидность — впервые «траншейную стопу» описали в ходе Первой мировой войны.

17K
58
5
307
Олень вывел из строя БТР и отправил в больницу дюжину солдат

Сколько оленей нужно, чтобы остановить два финских бронетранспортёра и отправить в больницу двенадцать солдат? При достаточном везении (ну, или невезении — это смотря с чьей стороны воспринимать) хватит и одного. Именно это случилось во время учений финской бригады «Кайнуу».

17K
26
15
1.8K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
180K
85
45
897
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

72K
65
19
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

72K
38
31
467
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
53K
40
77
361
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли
Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.
53K
21
11
81
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

49K
41
10
432
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

48K
40
53
591
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

47K
63
34
719
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

45K
34
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
180K
85
45
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

98K
56
14
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
80K
38
29
457
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
78K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
73K
31
14
172
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

72K
65
19
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

72K
38
31
467
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

71K
27
17
346
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
66K
32
28
679