Железо

Самолёты Третьего рейха: могли ли немцы обогнать время?

Вскоре после окончания Второй мировой вера в могущество Рейха превратилась в нездоровую идею. Некоторые считали, будто немцы опередили всю планету лет на десять. Быстро появилось мнение о невероятном, фантастическом уровне немецкого авиастроения. Однако с реальностью оно не имело ничего общего. И тогда поклонники Третьего рейха решили взять историю в свои руки.
Юрий Кужелев
  • 55K
  • 20
  • 15
  • 312

Выжить и приспособиться

Фальсификацию вокруг поздних самолётов Третьего рейха начали сразу же после войны сами немцы. Они, как умные люди, не постеснялись приукрасить свои заслуги и выбить местечко потеплее в авиапромышленности победителей. Проверить достоверность слов немецких инженеров тогда никто просто не мог. Трофейные документы только начинали изучать, да и многие из них потерялись в ходе военных действий.

Из разведсводок информация попала в прессу и зажила самостоятельной жизнью. Уже в 1946 году на страницах профильных журналов красовались самые необычные немецкие проекты, выглядевшие на тот момент абсолютно футуристично.

Проекты немецких инженеров, реальные и не очень, в публикации 1946 года

Позже историки так и не нашли в документах никаких упоминаний о многих откровениях немецких специалистов. Некоторые проекты оказались просто мечтами немецких инженеров, «набросками на салфетках».

Среди причин их появления — «инженер Ганс очень не хотел на восточный фронт».

Часто в погоне за мифическим сверхоружием руководство Третьего рейха финансировало даже самые бредовые идеи, не имеющие шансов на реализацию. Это позволяло многим инженерам спокойно сидеть в тылу, не опасаясь страшных русских зим и орд монголо-большевиков. В итоге Германия не только не превосходила Союзников, но и зачастую серьёзно им уступала — как в науке, так и в практической реализации.

«Сомбольд» So 344 — пример трансформации «салфетки» в проработанный проект. После войны получил индекс и модель, выдаваемую за продувочный макет. Был таранным истребителем, носителем огромной ракеты воздух-воздух и даже сверхзвуковым бомбардировщиком

Правдивая реконструкция

Ничто из этого не помешало фанатам уверовать в немыслимое техническое превосходство немцев. Но то, что казалось футуризмом в 1946 году, в середине 50-х казалось, скорее, смешным. Мировая авиационная мысль ушла далеко вперёд.

Для сохранения лица легенды пришлось плодить. За основу брали реальные проекты, но порой выдумывали машины полностью с нуля. Зачастую корпус самолёта меняли до неузнаваемости: делали его более обтекаемым и повсюду втыкали стреловидные крылья… или другие «модные» детальки.

Фанаты без стеснения заимствовали достижения своих же стран для «реконструкции».

Ведь все понимали, что послевоенные реактивные самолёты Союзников созданы трофейными немецкими инженерами, а значит по ним можно восстановить настоящие проекты Третьего рейха.

Проект бомбардировщика «Хортен» Ho XVIII. На фоне послевоенных американских YB-35 и YB-49 выглядит не очень презентабельным
Но если придумать секретную модификацию «Хортен» Ho XVIIIА, то всё станет куда лучше. А позже можно заявить, что работы велись с применением технологии стелс

В итоге к 70-м годам сформировался мифологический пантеон.

Вдруг оказалось, что у Германии было огромное количество проектов — от самолётов ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) и межконтинентальных околозвуковых бомбардировщиков до полноценных самолётов вертикального взлёта и посадки. Многие проекты в корне преобразились и почему-то стали напоминать современные машины. Чуть позже даже дорисовали самолёты с использованием «стелс» (который, конечно, тоже был немецким изобретением).

Мессершмитт» Me P.1106 — красивая машина с крайне запоминающимся внешним видом. Вот только в реальности её никогда не существовало
Как «Мессершмитт» Me P.1106 точно выглядит, не могут определить и сами поклонники немецкой авиации

Люфт 46

Новую жизнь эти фантазии приобрели с появлением интернета. Энтузиасты быстро объединились в сообщества и начали систематизировать информацию, не задумываясь о проверке её достоверности. Именно тогда окончательно сформировалось понятие, обозначающие несбыточные мечты о великой авиации Третьего рейха: «Люфтваффе 46». К тому же на эту тему стали активно выходить книги, в которых художники ещё больше дорабатывали внешний вид некоторых проектов, а авторы не стеснялись в выдумывании ЛТХ (лётно-технических характеристик).

Вскоре вера в достижения немецкой авиации стала массовой. Различные фантазии начали проникать даже в серьёзные авиасимуляторы — и так продолжается до сих пор.

Нет смысла ограничивать фантазию. Сверхзвуковой десантный самолёт для СС с крылом обратной стреловидности? Почему бы и нет! Всё равно поверят

Вроде бы ничего плохо в этой истории нет. Ну нравится людям придумывать самолётики для немцев, что такого-то? На деле же вся ситуация с «Люфтваффе 46» серьёзно навредила любителям военной истории. Плотность выдумок в этой теме настолько огромна, что обычный человек уже и не поймёт, где реальный проект, а где выдумка с сорокалетним стажем.

При взгляде на передовые самолёты — которые выглядят как машины 50-х, а то и 60-х годов — невольно можно поверить в рассказы о невероятном технологическом превосходстве рейха над всем миром. Потому что реальность окончательно скрылась за плотным покровом мифов.

Подписки в соцсетях