Трудяга «Виллис»: как «американец» служил в Красной армии

Начало Великой Отечественной — даже по советским фильмам — у многих в памяти связано с немецкими мотоциклами. Которые тогда, казалось, были буквально везде.

Во второй половине войны огромную популярность получили автомобили-вездеходы. Тысячи американских внедорожников: «виллисов», «фордов», «доджей-три-четверти» честно работали в Красной армии в качестве машин для связных, командиров и тягачей в артиллерии.

В ходе наступления подвижные мотоотряды советских частей не только вели разведку, но и смело вступали в бой — зачастую с противником, превосходящим по численности. И действительно «первыми въезжали в города». Только не на пикапе с наганом, а на «Виллисе» с пулемётом.

«Бантики»

Если кто не в курсе, знаменитые «виллисы» изобрели не совсем в компании «Виллис». Создателем первого прототипа будущего джипа стала небольшая американская фирма American Bantam из Пенсильвании. Она, по сути, единственная отозвалась на призыв родной армии выпустить небольшой вездеход. Причём стахановскими темпами: на разработку прототипа ушло всего 49 дней. Как ни удивительно, у них получилось.

Один из первых прототипов «Бантама» (фото: National Museum of American History)

Однако златые горы и миллионные заказы «Бантаму» не достались. Когда речь заходила об интересах государства, всякие капиталистические условности (вроде авторского права и прочего) заботили американских военных ничуть не больше, чем их коллег из СССР. Прикинув, что маленький «Бантам» вряд ли потянет нужные армии многотысячные орды, генералы просто передали автомобильным гигантам «Виллису» и «Форду» документацию на машину . 

В итоге на «Бантаме» собрали чуть больше двух с половиной тысяч придуманных ими вездеходов, а затем до конца войны занимались изготовлением прицепов для тех, кому повезло больше. Для «Виллиса» и «Форда».

С выпущенными же «бантамами» в США поступили так, как обычно делали со всякой несерийной техникой: сплавили по ленд-лизу союзникам.

В СССР «бантики» — как прозвали новые американские машины — пришлись очень даже ко двору. В частности, ко двору маршала Жукова, пересадившего в эти коробчонки свою охрану.

Суровые русские мужики

Однако вскоре «бантики» в США закончились. И поплыли в далёкую Россию уже настоящие Willys MB. Ну, или Ford GPW, который всё равно называли «Виллисом». Потому что разбираться в деталях — у кого какой формы рама и конфигурация крышки бардачка — будут всякие ботаники лет через 70. А тогда надо было просто выстоять и победить.

Но вскоре из частей стали приходить, как говорят сейчас, рекламации. Мол, союзники подсунули какое-то ломучее корыто и вообще фигня этот ваш «Виллис».

Проведённое расследование выявило следующее: товарищи бойцы очень хорошо усвоили народную мудрость, что лучше плохо ехать, чем хорошо идти. В «виллисы» набивалось по семь-восемь человек, после чего бойцы… нет, не ехали, а цепляли на крюк орудие со снарядным ящиком. Причём цепляли не только лёгкие «сорокапятки», но и всё, что цеплялось. До трёхтонных гаубиц включительно.

Антон ЖелезнякЭксперт по техническим и инженерным вопросам

В СССР сделали и свои легковые вездеходы — комфортабельный ГАЗ-61 и сурово-утилитарный ГАЗ-64. Но поставки американских машин по ленд-лизу позволили направить ресурсы и промышленные мощности на более актуальные потребности, в результате по сравнению с «виллисами» отечественных легковых «проходимцев» в войну сделано было совсем немного.

К этому добавлялась привычка горе-водителей не снимать ногу со сцепления, бензин марки «какой нашли», вода без антифриза зимой и прочие реалии советского фронтового быта. Естественно, при такой «заботе» американские машины дохли, как лошади.

(Источник фото)

Советскому командованию пришлось срочно издавать гневные приказы из серии: «в кузов больше пяти не набиваться, на буксир больше полутора тонн не цеплять!».

Штурмовые цыгане против танкистов

По мере освоения «виллисов» народ всё больше проникался тем, какая это полезная штука и как хорошо иметь её в хозяйстве. А поскольку на всех желающих — особенно поначалу — «виллисов» не хватало, пошли случаи из разряда «смотреть надо за вещами, когда в комнату заходишь».

Так, в августе 44-го старший лейтенант Поляков из 219-го штурмового авиаполка похитил штатный «Виллис» 1-го механизированного корпуса Кривошеина. Причём машину находчивый лётчик украл вместе с водителем.

Годом раньше противотанкисты из 100-го истребительно-противотанкового дивизиона передали ремонтникам 21-й армии два пострадавших при бомбёжке «виллиса» с просьбой собрать из них один целый. Ремонтники бодро сказали: «мамой клянусь, за чэтэрЫ дня будет». Однако ни через четыре, ни через 14 дней вездеход не вернули. А когда удивлённые пушкари приехали разбираться, выяснилось: их «Виллис» (тоже вместе с шофёром) давно приватизировал начальник артснабжения армии.

(Источник фото)

Впрочем, иногда старшие начальники действовали проще, рассылая подчинённым частям бумажки в стиле: «зачэм тебе джЫп? Пушка таскать? Вай, бери хороший конь, а джЫп сюды давай».

Мы первые въезжали в города…

Конечно, бойцы и младшие командиры любили «виллисы» ничуть не меньше генералов. Особенно ценными американские машинки оказались в составе передовых отрядов.

На четырёх колёсах догонять драпающих немцев было куда удобнее, чем на своих двоих.

А пулемёт или пушка на прицепе добавляли прыти нацистам, которые бежали недостаточно резво.

Например, при взятии Енакиево (Орджоникидзе) сводная батарея «сорокапяток» гвардии капитана Меркурьева помогла бойцам передового отряда взять высоту, прикрывавшую выход к шоссе. Затем бойцы взяли в «клещи» и разгромили колонну немецкой артиллерии. Ну, а под конец снова сели в «виллисы» и рванули к городу, паля из автоматов на ходу… Так прорвались они до самого центра.

Ефрейтор Степан Овчаренко за пулеметом «Максим» на джипе «Виллис» (фото: Военный альбом)

Подобные сцены в ходе войны повторялись не раз и не два.

Какой же я дед? Я солдат, ветеран. В японской войне штурмовал Ляолян!

В августе 1945-го город Ляолян (в Северо-восточном Китае) выпало брать 61-й танковой дивизии. Но перешедшим большой Хинган танкам преградили путь… нет, не японские смертники, а размытые дождями китайские дороги. Местные грунтовки после ливней превратились в болота, «непроходимые для всех видов транспорта», как писали в донесениях.

Имелась железная дорога, но японцы при отступлении угнали все паровозы и вагоны. Между тем приказ командования требовал к вечеру 22 августа выйти в район Мукдена и Ляоляна.

Но к 45-му году по части храбрости и особенно находчивости советские бойцы могли дать фору любому барону Мюнхгаузену. Мотострелки передового отряда подполковника Акилова раздобыли где-то десяток вагонеток, а в роли паровоза выступил… да-да, трудяга «Виллис».

В итоге отряд подполковника добрался не только до Ляоляна, но и до Инкоу. Захватил там несколько десятков боевых кораблей и шесть самолётов. Правда, часть пути бойцы проехали уже на конфискованном у сдавшихся японцев эшелоне.

По дороге на Берлин (фото: Военный альбом)

Ну, а «Виллис» вполне заслуженно стал одним из символов Победы — наравне с ППШ, «тридцатьчетвёркой» или «Катюшей».

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий