Трудяга «Виллис»: как «американец» служил в Красной армии

Ударить по немцу и фронтовому бездорожью. В гражданскую войну самым известным транспортным средством были махновские тачанки. А в следующей войне их место заняли железные кони — ленд-лизовские «виллисы». Как «американец» служил в Красной армии и какие приключения выпали на его долю — сейчас расскажем.

/
14K
17
2
278

Ударить по немцу и фронтовому бездорожью. В гражданскую войну самым известным транспортным средством были махновские тачанки. А в следующей войне их место заняли железные кони — ленд-лизовские «виллисы». Как «американец» служил в Красной армии и какие приключения выпали на его долю — сейчас расскажем.

Начало Великой Отечественной — даже по советским фильмам — у многих в памяти связано с немецкими мотоциклами. Которые тогда, казалось, были буквально везде.

Во второй половине войны огромную популярность получили автомобили-вездеходы. Тысячи американских внедорожников: «виллисов», «фордов», «доджей-три-четверти» честно работали в Красной армии в качестве машин для связных, командиров и тягачей в артиллерии.

В ходе наступления подвижные мотоотряды советских частей не только вели разведку, но и смело вступали в бой — зачастую с противником, превосходящим по численности. И действительно «первыми въезжали в города». Только не на пикапе с наганом, а на «Виллисе» с пулемётом.

«Бантики»

Если кто не в курсе, знаменитые «виллисы» изобрели не совсем в компании «Виллис». Создателем первого прототипа будущего джипа стала небольшая американская фирма American Bantam из Пенсильвании. Она, по сути, единственная отозвалась на призыв родной армии выпустить небольшой вездеход. Причём стахановскими темпами: на разработку прототипа ушло всего 49 дней. Как ни удивительно, у них получилось.

Один из первых прототипов «Бантама» (фото: National Museum of American History)

Однако златые горы и миллионные заказы «Бантаму» не достались. Когда речь заходила об интересах государства, всякие капиталистические условности (вроде авторского права и прочего) заботили американских военных ничуть не больше, чем их коллег из СССР. Прикинув, что маленький «Бантам» вряд ли потянет нужные армии многотысячные орды, генералы просто передали автомобильным гигантам «Виллису» и «Форду» документацию на машину . 

В итоге на «Бантаме» собрали чуть больше двух с половиной тысяч придуманных ими вездеходов, а затем до конца войны занимались изготовлением прицепов для тех, кому повезло больше. Для «Виллиса» и «Форда».

С выпущенными же «бантамами» в США поступили так, как обычно делали со всякой несерийной техникой: сплавили по ленд-лизу союзникам.

В СССР «бантики» — как прозвали новые американские машины — пришлись очень даже ко двору. В частности, ко двору маршала Жукова, пересадившего в эти коробчонки свою охрану.

Суровые русские мужики

Однако вскоре «бантики» в США закончились. И поплыли в далёкую Россию уже настоящие Willys MB. Ну, или Ford GPW, который всё равно называли «Виллисом». Потому что разбираться в деталях — у кого какой формы рама и конфигурация крышки бардачка — будут всякие ботаники лет через 70. А тогда надо было просто выстоять и победить.

Но вскоре из частей стали приходить, как говорят сейчас, рекламации. Мол, союзники подсунули какое-то ломучее корыто и вообще фигня этот ваш «Виллис».

Проведённое расследование выявило следующее: товарищи бойцы очень хорошо усвоили народную мудрость, что лучше плохо ехать, чем хорошо идти. В «виллисы» набивалось по семь-восемь человек, после чего бойцы… нет, не ехали, а цепляли на крюк орудие со снарядным ящиком. Причём цепляли не только лёгкие «сорокапятки», но и всё, что цеплялось. До трёхтонных гаубиц включительно.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

В СССР сделали и свои легковые вездеходы — комфортабельный ГАЗ-61 и сурово-утилитарный ГАЗ-64. Но поставки американских машин по ленд-лизу позволили направить ресурсы и промышленные мощности на более актуальные потребности, в результате по сравнению с «виллисами» отечественных легковых «проходимцев» в войну сделано было совсем немного.

К этому добавлялась привычка горе-водителей не снимать ногу со сцепления, бензин марки «какой нашли», вода без антифриза зимой и прочие реалии советского фронтового быта. Естественно, при такой «заботе» американские машины дохли, как лошади.

(Источник фото)

Советскому командованию пришлось срочно издавать гневные приказы из серии: «в кузов больше пяти не набиваться, на буксир больше полутора тонн не цеплять!».

Штурмовые цыгане против танкистов

По мере освоения «виллисов» народ всё больше проникался тем, какая это полезная штука и как хорошо иметь её в хозяйстве. А поскольку на всех желающих — особенно поначалу — «виллисов» не хватало, пошли случаи из разряда «смотреть надо за вещами, когда в комнату заходишь».

Так, в августе 44-го старший лейтенант Поляков из 219-го штурмового авиаполка похитил штатный «Виллис» 1-го механизированного корпуса Кривошеина. Причём машину находчивый лётчик украл вместе с водителем.

Годом раньше противотанкисты из 100-го истребительно-противотанкового дивизиона передали ремонтникам 21-й армии два пострадавших при бомбёжке «виллиса» с просьбой собрать из них один целый. Ремонтники бодро сказали: «мамой клянусь, за чэтэрЫ дня будет». Однако ни через четыре, ни через 14 дней вездеход не вернули. А когда удивлённые пушкари приехали разбираться, выяснилось: их «Виллис» (тоже вместе с шофёром) давно приватизировал начальник артснабжения армии.

(Источник фото)

Впрочем, иногда старшие начальники действовали проще, рассылая подчинённым частям бумажки в стиле: «зачэм тебе джЫп? Пушка таскать? Вай, бери хороший конь, а джЫп сюды давай».

Мы первые въезжали в города…

Конечно, бойцы и младшие командиры любили «виллисы» ничуть не меньше генералов. Особенно ценными американские машинки оказались в составе передовых отрядов.

На четырёх колёсах догонять драпающих немцев было куда удобнее, чем на своих двоих.

А пулемёт или пушка на прицепе добавляли прыти нацистам, которые бежали недостаточно резво.

Например, при взятии Енакиево (Орджоникидзе) сводная батарея «сорокапяток» гвардии капитана Меркурьева помогла бойцам передового отряда взять высоту, прикрывавшую выход к шоссе. Затем бойцы взяли в «клещи» и разгромили колонну немецкой артиллерии. Ну, а под конец снова сели в «виллисы» и рванули к городу, паля из автоматов на ходу… Так прорвались они до самого центра.

Ефрейтор Степан Овчаренко за пулеметом «Максим» на джипе «Виллис» (фото: Военный альбом)

Подобные сцены в ходе войны повторялись не раз и не два.

Какой же я дед? Я солдат, ветеран. В японской войне штурмовал Ляолян!

В августе 1945-го город Ляолян (в Северо-восточном Китае) выпало брать 61-й танковой дивизии. Но перешедшим большой Хинган танкам преградили путь… нет, не японские смертники, а размытые дождями китайские дороги. Местные грунтовки после ливней превратились в болота, «непроходимые для всех видов транспорта», как писали в донесениях.

Имелась железная дорога, но японцы при отступлении угнали все паровозы и вагоны. Между тем приказ командования требовал к вечеру 22 августа выйти в район Мукдена и Ляоляна.

Но к 45-му году по части храбрости и особенно находчивости советские бойцы могли дать фору любому барону Мюнхгаузену. Мотострелки передового отряда подполковника Акилова раздобыли где-то десяток вагонеток, а в роли паровоза выступил… да-да, трудяга «Виллис».

В итоге отряд подполковника добрался не только до Ляоляна, но и до Инкоу. Захватил там несколько десятков боевых кораблей и шесть самолётов. Правда, часть пути бойцы проехали уже на конфискованном у сдавшихся японцев эшелоне.

По дороге на Берлин (фото: Военный альбом)

Ну, а «Виллис» вполне заслуженно стал одним из символов Победы — наравне с ППШ, «тридцатьчетвёркой» или «Катюшей».

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

18K
21
3
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

45K
39
19
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

22K
24
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

32K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

13K
20
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

11K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

11K
23
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

10K
13
0
0
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

52K
61
66
862
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

32K
44
56
842
Топ-5 безбашенных воинов Средневековья

Знаете, говорят про некоторых «вообще отбитый»? И при этом у «отбитого» нередко вполне получается то, за что он берётся, — то ли благодаря, то ли вопреки лихости и отчаянности. Вот о таких «отбитых» средневековых воинах, вошедших в легенды, мы и поговорим.

28K
60
15
875
Как американский робот выбрал свободу: «побег» D-21 в СССР

Американский шпион из Зоны 51 убил американского же пилота, разбил новейший самолёт — а потом вообще сбежал в СССР! Причём шпион был роботом! Как секретный беспилотный разведчик оказался у Туполева — в нашей статье.

20K
60
13
406
Тест: хорошо ли вы знаете историю Античности и Древнего мира?

Вы уверены, что прекрасно знаете историю. Но сможете ли вы сопоставить события, происходившие в различных странах в одно время? Проверим?

19K
3
18
87
Ас-торпедоносец Разгонин: как из истории вычеркнули героя

Далеко не каждый подвиг, даже совершённый всем опасностям назло, находит своё признание. Но куда хуже, если это признание потом стирается по политическим мотивам. Именно в такой ситуации оказался один из лучших советских лётчиков-торпедоносцев — Александр Разгонин.

18K
53
34
707
Диванная аналитика: бомбардировщик Ту-160 обогнал пару F-35A, но это не точно

Стратегический бомбардировщик Ту-160, разработанный ещё в 1980-е, легко оторвался и ушёл от новейших истребителей пятого поколения F-35A, которые пытались преследовать его над Японским морем. По крайней мере, так сказали нам китайские журналисты. Было ли это на самом деле, а если было, то что именно? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU разобрался.

17K
35
68
304
Тест: знаете ли вы историю Древней Руси?

Вы давно окончили школу, но интерес к истории сохранили? А вот давайте проверим, хорошо ли вы знаете историю Древней Руси.

17K
5
12
259
Торгутский побег: цена возвращения на историческую родину

В 1771 году калмыки откочевали в Джунгарию с Волги. Стремились ли они вернуться под власть Великого государя Вселенной или им стало тесно на насиженных территориях? О том, чем обернулось возвращение ойратов на землю предков, — в материале WARHEAD.SU.

16K
36
32
923
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

80K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

79K
45
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

73K
23
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

58K
41
77
361
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

52K
61
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

51K
41
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

51K
42
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

51K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

48K
44
33
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

199K
89
55
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

106K
58
16
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

85K
39
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

82K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

80K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

79K
45
33
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

73K
27
17
346
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

73K
23
11
81