itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Трудяга «Виллис»: как «американец» служил в Красной армии

Ударить по немцу и фронтовому бездорожью. В гражданскую войну самым известным транспортным средством были махновские тачанки. А в следующей войне их место заняли железные кони — ленд-лизовские «виллисы». Как «американец» служил в Красной армии и какие приключения выпали на его долю — сейчас расскажем.

/
22K
35
4
278

Ударить по немцу и фронтовому бездорожью. В гражданскую войну самым известным транспортным средством были махновские тачанки. А в следующей войне их место заняли железные кони — ленд-лизовские «виллисы». Как «американец» служил в Красной армии и какие приключения выпали на его долю — сейчас расскажем.

Начало Великой Отечественной — даже по советским фильмам — у многих в памяти связано с немецкими мотоциклами. Которые тогда, казалось, были буквально везде.

Во второй половине войны огромную популярность получили автомобили-вездеходы. Тысячи американских внедорожников: «виллисов», «фордов», «доджей-три-четверти» честно работали в Красной армии в качестве машин для связных, командиров и тягачей в артиллерии.

В ходе наступления подвижные мотоотряды советских частей не только вели разведку, но и смело вступали в бой — зачастую с противником, превосходящим по численности. И действительно «первыми въезжали в города». Только не на пикапе с наганом, а на «Виллисе» с пулемётом.

«Бантики»

Если кто не в курсе, знаменитые «виллисы» изобрели не совсем в компании «Виллис». Создателем первого прототипа будущего джипа стала небольшая американская фирма American Bantam из Пенсильвании. Она, по сути, единственная отозвалась на призыв родной армии выпустить небольшой вездеход. Причём стахановскими темпами: на разработку прототипа ушло всего 49 дней. Как ни удивительно, у них получилось.

Один из первых прототипов Бантама
Один из первых прототипов «Бантама» (фото: National Museum of American History)

Однако златые горы и миллионные заказы «Бантаму» не достались. Когда речь заходила об интересах государства, всякие капиталистические условности (вроде авторского права и прочего) заботили американских военных ничуть не больше, чем их коллег из СССР. Прикинув, что маленький «Бантам» вряд ли потянет нужные армии многотысячные орды, генералы просто передали автомобильным гигантам «Виллису» и «Форду» документацию на машину . 

В итоге на «Бантаме» собрали чуть больше двух с половиной тысяч придуманных ими вездеходов, а затем до конца войны занимались изготовлением прицепов для тех, кому повезло больше. Для «Виллиса» и «Форда».

С выпущенными же «бантамами» в США поступили так, как обычно делали со всякой несерийной техникой: сплавили по ленд-лизу союзникам.

В СССР «бантики» — как прозвали новые американские машины — пришлись очень даже ко двору. В частности, ко двору маршала Жукова, пересадившего в эти коробчонки свою охрану.

Суровые русские мужики

Однако вскоре «бантики» в США закончились. И поплыли в далёкую Россию уже настоящие Willys MB. Ну, или Ford GPW, который всё равно называли «Виллисом». Потому что разбираться в деталях — у кого какой формы рама и конфигурация крышки бардачка — будут всякие ботаники лет через 70. А тогда надо было просто выстоять и победить.

Но вскоре из частей стали приходить, как говорят сейчас, рекламации. Мол, союзники подсунули какое-то ломучее корыто и вообще фигня этот ваш «Виллис».

Проведённое расследование выявило следующее: товарищи бойцы очень хорошо усвоили народную мудрость, что лучше плохо ехать, чем хорошо идти. В «виллисы» набивалось по семь-восемь человек, после чего бойцы… нет, не ехали, а цепляли на крюк орудие со снарядным ящиком. Причём цепляли не только лёгкие «сорокапятки», но и всё, что цеплялось. До трёхтонных гаубиц включительно.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

В СССР сделали и свои легковые вездеходы — комфортабельный ГАЗ-61 и сурово-утилитарный ГАЗ-64. Но поставки американских машин по ленд-лизу позволили направить ресурсы и промышленные мощности на более актуальные потребности, в результате по сравнению с «виллисами» отечественных легковых «проходимцев» в войну сделано было совсем немного.

К этому добавлялась привычка горе-водителей не снимать ногу со сцепления, бензин марки «какой нашли», вода без антифриза зимой и прочие реалии советского фронтового быта. Естественно, при такой «заботе» американские машины дохли, как лошади.

Трудяга Виллис: как американец служил в Красной армии
(Источник фото)

Советскому командованию пришлось срочно издавать гневные приказы из серии: «в кузов больше пяти не набиваться, на буксир больше полутора тонн не цеплять!».

Штурмовые цыгане против танкистов

По мере освоения «виллисов» народ всё больше проникался тем, какая это полезная штука и как хорошо иметь её в хозяйстве. А поскольку на всех желающих — особенно поначалу — «виллисов» не хватало, пошли случаи из разряда «смотреть надо за вещами, когда в комнату заходишь».

Так, в августе 44-го старший лейтенант Поляков из 219-го штурмового авиаполка похитил штатный «Виллис» 1-го механизированного корпуса Кривошеина. Причём машину находчивый лётчик украл вместе с водителем.

Годом раньше противотанкисты из 100-го истребительно-противотанкового дивизиона передали ремонтникам 21-й армии два пострадавших при бомбёжке «виллиса» с просьбой собрать из них один целый. Ремонтники бодро сказали: «мамой клянусь, за чэтэрЫ дня будет». Однако ни через четыре, ни через 14 дней вездеход не вернули. А когда удивлённые пушкари приехали разбираться, выяснилось: их «Виллис» (тоже вместе с шофёром) давно приватизировал начальник артснабжения армии.

Трудяга Виллис: как американец служил в Красной армии
(Источник фото)

Впрочем, иногда старшие начальники действовали проще, рассылая подчинённым частям бумажки в стиле: «зачэм тебе джЫп? Пушка таскать? Вай, бери хороший конь, а джЫп сюды давай».

Мы первые въезжали в города…

Конечно, бойцы и младшие командиры любили «виллисы» ничуть не меньше генералов. Особенно ценными американские машинки оказались в составе передовых отрядов.

На четырёх колёсах догонять драпающих немцев было куда удобнее, чем на своих двоих.

А пулемёт или пушка на прицепе добавляли прыти нацистам, которые бежали недостаточно резво.

Например, при взятии Енакиево (Орджоникидзе) сводная батарея «сорокапяток» гвардии капитана Меркурьева помогла бойцам передового отряда взять высоту, прикрывавшую выход к шоссе. Затем бойцы взяли в «клещи» и разгромили колонну немецкой артиллерии. Ну, а под конец снова сели в «виллисы» и рванули к городу, паля из автоматов на ходу… Так прорвались они до самого центра.

Ефрейтор Степан Овчаренко за пулеметом Максим на джипе Виллис
Ефрейтор Степан Овчаренко за пулеметом «Максим» на джипе «Виллис» (фото: Военный альбом)

Подобные сцены в ходе войны повторялись не раз и не два.

Какой же я дед? Я солдат, ветеран. В японской войне штурмовал Ляолян!

В августе 1945-го город Ляолян (в Северо-восточном Китае) выпало брать 61-й танковой дивизии. Но перешедшим большой Хинган танкам преградили путь… нет, не японские смертники, а размытые дождями китайские дороги. Местные грунтовки после ливней превратились в болота, «непроходимые для всех видов транспорта», как писали в донесениях.

Имелась железная дорога, но японцы при отступлении угнали все паровозы и вагоны. Между тем приказ командования требовал к вечеру 22 августа выйти в район Мукдена и Ляоляна.

Но к 45-му году по части храбрости и особенно находчивости советские бойцы могли дать фору любому барону Мюнхгаузену. Мотострелки передового отряда подполковника Акилова раздобыли где-то десяток вагонеток, а в роли паровоза выступил… да-да, трудяга «Виллис».

В итоге отряд подполковника добрался не только до Ляоляна, но и до Инкоу. Захватил там несколько десятков боевых кораблей и шесть самолётов. Правда, часть пути бойцы проехали уже на конфискованном у сдавшихся японцев эшелоне.

По дороге на Берлин
По дороге на Берлин (фото: Военный альбом)

Ну, а «Виллис» вполне заслуженно стал одним из символов Победы — наравне с ППШ, «тридцатьчетвёркой» или «Катюшей».

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

58K
58
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
39
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

16K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
13
0
0
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
74
58
530
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

53K
48
124
132
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

60K
116
380
786
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

48K
144
445
884
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

48K
140
110
1.4K
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

25K
96
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

24K
67
90
114
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

46K
80
69
513
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

323K
149
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

170K
72
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
74
58
530
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

113K
64
34
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

105K
106
29
742
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

11K
13
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

7.5K
17
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

2.9K
7
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

2.1K
9
4
0