Железо

Ми-8 vs. UH-60 «Чёрный ястреб»: битва «работников года»

«Рабочие лошади» любой армии — многоцелевые военно-транспортные вертолёты. Возьмём наш, советский, родной Ми-8 — и легенду американской киноиндустрии «Чёрного ястреба». Обе машины примерно одного класса, могут перевозить десант, вывозить раненых, а также орошать противника с высоты изрядной порцией свинца и ракет. Но кто же из них делает это круче соперника?
Михаил Котов
  • 15K
  • 22
  • 17
  • 235

Представление участников

Ми-8

Шутка ли — самый массовый в мире двухдвигательный вертолёт! Всего в различных модификациях построили более 12 тысяч экземпляров. С 1965 года и поныне Ми-8 летают — без преувеличения! — по всему миру. Россия, страны СНГ, Азия, Африка, Латинская Америка… Везде, где нужен простой, удобный и недорогой вертолёт, присматриваются к Ми-8.

Больше всего подкупает его многозадачность: перевозить пассажиров, сбрасывать десант, вывозить раненых, набивать отсеки под завязку ящиками с бананами и обрабатывать вражеские окопы неуправляемыми ракетами.

Ми-8АМТШ (фото: Сергей Аблогин)

Ми-8 может всё.

Список его модификаций и вариаций давно не влезает на одну страницу… И даже завсегдатаи авиационных форумов обходятся простым Ми-8, без уточнения. К слову — Ми-9, Ми-13, Ми-17, Ми-19, Ми-8АМТШ и Ми-171 — это всё тоже он.

UH-60 «Чёрный ястреб»

Сейчас на коне UH-60, ставший легендой после культового фильма «Падение чёрного ястреба». Не каждому вертолёту выпадает такая честь. Потому и представлять его практически не надо.

UH-60 «Чёрный ястреб»

Многоцелевой. Построили уже более четырёх тысяч штук. Практически незаменимый помощник: подвезти генерала, отправить «фрогменов» («люди-лягушки», боевые пловцы) или «тюленей» (спецподразделение военно-морских сил США, SEAL) на задание, подкинуть патронов на передовую или (если есть нужное оборудование) угостить чужие танки ракетами AGM-114 Hellfire… Ему всё по плечу. Может, умеет, практикует.

Лётные характеристики

Ми-8

Тут без чудес. Для простоты рассмотрим актуальный и сейчас Ми-8АМТШ (он же Ми-171 в экспортной версии). Пустым весит почти семь тонн, крейсерская скорость — 230 километров в час (не быстро — особенно, если торопишься), максимальная скорость почти не отличается — 250 километров в час. Дальность полёта — 570 километров, что тоже не слишком много (впрочем, есть версии, способные на одном баке протянуть почти 900 километров). А если приспичило, вешай дополнительные подвесные баки и лети на 1300 километров… Больше, как правило, не нужно: для этого есть самолёты.

Ми-8МТ (фото: Балдин Евгений)

Отдельно стоит сказать о двух двигателях мощностью две тысячи лошадок, легко работающих и в пустыне, и в горах.

UH-60 «Чёрный ястреб»

«Чёрный ястреб» полегче, пустым весит лишь пять с половиной тонн. Скорость повыше: максимальная — почти 300 километров в час, а крейсерская — 282 километра в час. Дальность полёта — практически те же 580 километров, а вот с использованием ПТБ (подвесных топливных баков) перегнать пустой UH-60 можно на 2200 километров.

Больше семи часов в пути! Тут нужно обладать поистине крепкой задницей.

UH-60 (фото: Daniel Schroeder)

Скороподъёмность тоже повыше, да и в целом по цифрам американец смотрится лучше. Младше на пятнадцать лет — это солидно; плюс весьма удачная силовая установка, как ни крути. Старые модификации Ми-8 американец заметно превосходит по высотности, но современным чуть уступает.

Итоги:
Ми-8: 4 балла
UH-60: 4,5 балла

Груз или пассажир?

Ми-8

Итак: три члена экипажа и аж 27 десантников или 12 носилок с сопровождающими. Причём каждый из десантников с парашютом, а некоторые ещё и с раздутым самомнением. Ничего, все влезают.

Можно установить даже пассажирские кресла, но тогда билетов продадут меньше. В любом случае, когда четыре вертолёта привозят в тыл противнику более сотни десантников — это очень серьёзно. К слову, в «Войне судного дня» Ми-8 удавалось несколько раз «удивить» противников внезапно обнаружившимся десантом.

Ми-8МТ (фото: Сергей Луценко)

С перевозкой груза тут тоже полный порядок. Четыре тысячи килограммов — хоть размещай внутри вертолёта, хоть на внешней подвеске. А хорошая управляемость и удобный обзор позволяют использовать Ми-8 для сложных «хозяйственных операций» — монтажа тяжёлых конструкций на высоте.

UH-60 «Чёрный ястреб»

Американец таких чудес не показывает. Кабина у него поменьше: как ни утрамбовывай, будет только 11 солдат или шесть лежачих больных. Больше — только если Родина прикажет. Экипаж — те же три (иногда два) человека. Вместе с ними можно ещё впихнуть почти тонну груза.

На внешней подвеске вертолёт тянет четыре тонны, что немало для его веса.

UH-60 (фото: Matt Hecht)

Отдельно стоит сказать об удобстве. Если из Ми-8 может спокойно выйти духовой оркестр, не прерывая исполнения, то высадка из «Чёрного ястреба» без глушения винтов — дело для профессионалов; для этого специально тренируются. Профиль вертолёта ниже и шанс зацепить винты совсем не иллюзорный. Это серьёзно усложняет высадку и спасательные операции.

Итоги:
Ми-8: 4,5 балла
UH-60: 4 балла

Вертолёты — это души погибших танков

Ми-8

В самом «воинственном» варианте Ми-8АМТШ есть не только бронепластины для защиты от огня с земли. Его ещё можно вооружить двумя 7,62-мм пулемётами в носовой и кормовой установках. На подвеску влезает ещё два 12.7-мм пулемёта, до двух управляемых пушечных контейнеров с 23-мм пушками ГШ-23Л, неуправляемые ракеты (НАР) С-8, противотанковые «Штурм-В» или «Атака» (до восьми штук)… ну и — для попыток отбиться от другого вертолёта — ракеты класса «воздух-воздух», «Игла-С». Совсем упоротый вариант позволяет подвесить под Ми-8 четыре 250-килограммовые бомбы.

Миль Ми-8АМТШ (фото: Дмитрий Черепанов)

Весь комплекс причинения боли противнику в наличии.

Использовать удобно. Снаружи ставим ЭВУ (экраны для уменьшения теплового следа), комплекс отстрела ложных целей, постановщик помех. И — вуаля! Вместо вчерашнего трудяги у вас уже злой, хоть и небыстрый «крокодильчик».

UH-60 «Чёрный ястреб»

Тоже берём самый вооружённый вариант — MH-60L DAP. Тут в кабине есть два 7,62-мм шестиствольных пулемёта M134 или два 12,7-мм пулемёта GAU-19. Всё остальное вешается и прикручивается на подкрыльевые пилоны (четыре точки подвески, по две с каждой стороны). Летим на охоту за танками — 16 управляемых ракет AGM-114 Hellfire. Собираемся отбиваться от чужих «птичек» — прикручиваем авиационный вариант «Стингера» FIM-92. Если нужно причинять радость массово — неуправляемые ракеты 70 мм Hydra 70. 

UH-60

За счёт большей скорости и меньших размеров применение UH-60 как военного вертолёта выглядит более перспективным. С другой стороны, MH-60L DAP в отличие от Ми-8АМТШ не несёт десанта. Впрочем, сказать, что в этой категории есть явный победитель, тоже нельзя.

Итоги:
Ми-8: 4,5 балла
UH-60: 4,5 балла

Готовьте ваши денежки

Раз уж вертолёт массовый, то он должен быть ещё и недорогой. У российской «птички» здесь солидное преимущество. Цена экспортного Ми-171 — около 12 миллионов долларов, при этом UH-60 продаются за 21 миллион, почти вдвое дороже. Так что внимательно проверьте свой бюджет перед выбором! А вертолёт Ми-8 получает дополнительные полбалла за демократичную цену.

Итого:
Ми-8: 13,5 баллов
UH-60: 13 баллов

Ми-8 всё же чуть-чуть лучше. В силу универсальности. Если у вас много денег, а в горы вы лезть не собираетесь, то «Чёрный ястреб» — это быстро и красиво. Если же армия вашей страны собирается организовать краудфандинговый проект на создание ВВС, то ваш выбор — Ми-8. За счёт многофункциональности и цены.

Ми-8АМТШ (фото: Олег Подкладов)

Стоит признать, что «рабочие лошадки» обеих стран знают своё дело и отлично справляются с возложенными на них обязанностями. А это дорогого стоит.

Подписки в соцсетях