Исторический наброс

Война и кофе: как заряжались бодростью на фронте

«Никто не может нести службу без кофе», — писал в своём дневнике один кавалерист Союза во время Гражданской войны в США. А генерал Батлер в те же годы убеждал другого офицера, что «если ваши люди получат кофе рано утром, вы сможете удержать позиции». Сегодня сложно представить утро без чашки бодрящего напитка. А как с ним обстояли дела в военное время?
Варвара Стешевич
  • 11K
  • 11
  • 3
  • 154

С утра выпил, весь день свободен

Бостонское чаепитие повлияло не только на войну за независимость, но и на рост потребления кофе в США. Кофейные зёрна с американского материка (в основном бразильские) заменили британский чай.

А уже через сто лет, в следующей войне — гражданской — кофе стал настоящим оружием. Генерал Бенджамин Франклин Батлер приказывал своим людям носить бодрящий напиток во флягах и планировал атаки в тот момент, когда солдаты выпили кофе и полны сил. В октябре 1864 года он уверял перед боем другого генерала, что «если ваши люди получат кофе рано утром, вы сможете удержать позиции».

Правительство США выделяло по 36 фунтов (или 16 с лишним килограммов) кофейных зёрен в год на каждого солдата. Но, чтобы приготовить напиток, зёрна, конечно, надо было смолоть.

Стреляющая кофемолка Шарпса

Да-да, вы не ослышались. Стреляющая кофемолка! Одни говорят, что рассказы о ней — миф, другие демонстрируют сохранившиеся экземпляры (которые нередко оказываются современными репликами). Третьи пытаются держаться «золотой середины» и говорят, что такое устройство было, но не для кофе, а для того, чтобы смолоть зерно и покормить на ходу лошадь.

Как бы то ни было, солдаты зачастую дробили кофейные зерна прикладами, что отрицательно сказывалось на качестве ружей.

Предприимчивый кавалерийский подполковник Уолтер Кинг предложил приделать небольшую ручную мельницу к прикладу карабина Шарпса 52 калибра. Молоть в ней с равным успехом можно было как овёс, так и кофе. Доподлинно известно, что такие винтовки действительно произвели. Но партия была крайне незначительной: порядка сотни экземпляров. И разошлась она в основном среди кавалеристов.

Пока янки импровизировали, как бы смолоть зёрна, конфедераты из-за блокады шли на всевозможные ухищрения, чтобы сэкономить натуральный кофе и придумать ему замену. Они жарили рис, ячмень, смешивали их с цикорием, свёклой или сладким картофелем. Единственное, что могло утешить южан, — это наличие табака, в котором остро нуждались северяне.

После окончания кампании популярность кофе продолжала расти. И оборотов ей прибавили индустриализация, развитие рекламы и новая война — мировая.

Контроль и учёт

В Первую мировую Британия и Франция без проблем импортировали кофе вплоть до расширения немцами подводной войны в 1917-м. А вот в державах Четверного союза дефицит зёрен возник сразу же, в 1914. Поставки из британских и французских колоний прекратились. Провозить ароматный груз приходилось через нейтральные государства — например, Швецию и Голландию — по десятикратно завышенной цене.

В имперской Германии ввоз, распределение и потребление кофейных зёрен регулировало государство. С 1916 года немецкое правительство взяло под строгий контроль торговлю кофе на всех уровнях: импорт, оптовую торговлю, розницу и даже обжарку.

5 апреля 1916 года в империи создали Военный комитет по кофе, чаю и заменителям (Kriegsausschuss für Kaffee, Tee und deren Ersatzstoffe).

Который официально распоряжался всеми кофейными запасами и использовал их главным образом для снабжения армии и флота.

Простые потребители были вынуждены обходиться заменителями — всё тем же ячменём и цикорием. Правда, под конец войны и их запретили специальным приказом: зерно было необходимо для хлеба, а цикорий — для прокорма скота.

«Чашка Джорджа»

Вопрос, как и чем заменить дорогой зерновой кофе, стоял во многих государствах. В 1901 году американец японского происхождения Сатори Като изобрёл и запатентовал растворимый кофе. Но славу получил не он, а другой американец — Джордж Вашингтон (тёзка и однофамилец первого президента и одного из отцов-основателей США).

Джордж Констанс Луис Вашингтон — предприниматель, который основал компанию по производству и продаже растворимого кофе.

В рекламе новинки он сделал упор на то, что продукт более полезный. Во-первых, нет осадка. Во-вторых, он очищен от кислот и масел. И вскоре такой кофе начал завоёвывать популярность.

В 1917, когда США вступили в Первую мировую, прибывшие в Европу американские солдаты привезли с собой произведённый Вашингтоном напиток.

Военное министерство Штатов выкупало весь растворимый кофе, насколько хватало бюджета. К концу 1918-го дядюшка Сэм поставлял на фронт 37 тысяч фунтов (почти 17 тысяч килограммов) растворимого кофе в день.

Тонизирующий напиток был важнее хлеба и мяса, потому что поддерживал дух и доблесть американских солдат. Военные называли его «чашкой Джорджа» в честь основателя компании.

После экспериментов с формой и упаковкой было решено, что оптимальным является индивидуальный конвертик с порцией в четверть унции (семь грамм).

Однако в Европе нашлись не только потребители, но и конкуренты. «Нестле» заинтересовалась технологией и к 1938 наладила производство своей марки растворимого кофе. Как раз к началу Второй мировой войны.

«Американо» и «чашка Джо»

На смену «чашке Джорджа» пришла «чашка Джо». По одной из версий, её назвали так в честь Джозефуса Дэниелса, которого с 1913 года назначили министром ВМС в администрации президента Вудро Вильсона. Одной из его реформ стал полный запрет на употребление алкогольных напитков на флоте. С тех пор самым крепким питьём на борту кораблей ВМФ США мог быть только кофе. Который в шутку стали называть «чашкой Джо».

Непонятным остаётся только один момент. Почему популярным выражение стало во время Второй мировой, в то время как Общий приказ 99, запретивший алкоголь, был издан в 1914?

Кстати, когда американские солдаты в Италии столкнулись с эспрессо, они начали доливать в него воду, чтобы добиться вкуса, к которому привыкли. Говорят, так и появился знаменитый «американо».

Армия на колёсах

Во время Второй мировой войны американские военнослужащие потребляли 32,5 фунта (чуть меньше 15 килограмм) кофе на человека в год. А вот для гражданских лиц в ноябре 1942 ввели норму на потребление. На один талон можно было приобрести фунт кофе один раз в пять недель. Талоны на сахар появились ещё раньше — в мае 42-го. Потребности военных были в приоритете.

Но даже литры кофе уже не могли поднять дух хронически переутомлённых солдат. Для подержания боеспособности требовалось что-то посильнее.

И если наследием Первой мировой стал растворимый кофе, то Вторая мировая подарила нам кофе в таблетках.

Армию и флот снабжали «витаминами бодрости» в виде таблеток, в каждой из которых содержались витамины группы В и три грамма кофеина. Для сравнения: в среднем в чашке кофе содержится 95 миллиграмм. В день солдаты принимали несколько таких «бодрящих» кругляшков, которые увеличивали силу и выносливость, помогали концентрировать внимание и даже избавляли от головной боли.

Не отставали от американских пищевых технологов и немецкие. Кофеин добавляли в шоколад, который выпускался для военных нужд и назывался «Scho-Ka-Kola». В каждой шоколадке содержалось 96 грамм чистого кофеина.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Красная армия также использовала американские таблетки. Кроме того, по прямому назначению применялась и немецкая трофейная «Шо-Ка-Кола», которую передавали частям ВВС РККА для поддержания боеспособности лётного состава.

В последующих войнах — например, во Вьетнамской — из-за нехватки времени или питьевой воды солдаты зачастую высыпали содержимое кофейных пакетиков прямо в рот и пережёвывали, растворяя кофе слюной. В мирное время такой способ не прижился.

Конечно, уже в Первую мировую — а тем более во Вторую — человечеству были известны (и широко применялись на всех фронтах) другие стимуляторы. И некоторые оказывались во много раз сильнее кофе и содержащегося в нём кофеина. Но независимо от времени и эпохи бодрящий напиток не терял и не теряет популярности. Наверное, потому что чашка кофе не только даёт бодрость, но и является неотъемлемой частью культуры.

Подписки в соцсетях