Кино и оружие: самые эффектные ляпы

Наносабли и обломанный меч

В кино не нужно правдоподобно. Нужно красиво.

Как показать, что «наш» парень круче всех? Можно научить его красиво фехтовать. Но это долго и трудно. Куда проще показать, как герой саблей разрубает любой доспех — например, как в «Тарасе Бульбе». А в фильме «Огнём и мечом» польский воин одним ударом отрубает головы сразу троим татарам.

А это традиционный приём. В финальной схватке плохой персонаж ломает хорошему меч и торжественно заносит клинок над головой поверженного соперника. И вот тут обязательно надо выдержать паузу и дать зрителям почувствовать весь ужас положения. Тем временем «хороший малый» вонзает обломок в живот потерявшему бдительность злодею. Именно так викинг Эрик (Тони Кёртис) убивает своего противника в фильме «Викинги» (1958 год). Кстати, в балладах о Робин Гуде этот приём тоже используется.

Зато все «хорошие» традиционно легко переносят «вырубающие» удары по голове. Очнулся — и ну скакать на лошади или лихо водить машину. А ведь каждый такой нокаут — это небольшое сотрясение мозга.

Волшебные пули и «атомные» гранаты

Перейдём к огнестрельному оружию. Выстрел из пистолета (пусть даже крупного калибра) — и враг через окно улетает на улицу. Вспоминаем третий закон Ньютона: действие равно противодействию (если кто забыл).

Почему Брюс Уиллис остался стоять? Потому что он Брюс Уиллис!

Сравните с последствиями попадания пули в бронежилет —   «Убийца 2».

Будете смеяться, но   «эффект штурмовика» — когда толпа злодеев не может попасть по герою даже в упор — достаточно реалистичен. Даже из современного оружия трудно попасть по одиночной подвижной мишени, которая к тому же активно отстреливается. Так что «Схватка» режиссёра Майкла Манна — где на несколько убитых тратятся сотни патронов — наше всё.

Классика жанра («бесконечные патроны») понемногу ушла в прошлое. Современный избалованный зритель требует реализма, поэтому бюджеты боевиков и измеряются сотнями миллионов долларов.

Конечно, нельзя не упомянуть многолетние штампы отечественного батального кино.

Немецкие солдаты наступают исключительно густыми рядами, в полный рост, строча из автоматов. Если в гражданскую войну «психические атаки» ещё сходили с рук, то во время Великой Отечественной немцы, как разумные (относительно) военные люди, полагались на массированный огонь единых пулемётов: MG-34, а потом и MG-42. А пистолеты-пулемёты aka   «шмайссеры» в пехоте на начало войны с СССР были разве что у командиров отделений. При этом в немецком военном кино герои нередко ходят с… трофейными ППШ.

Картонные танки

А вот немецкие танки (сплошь условные «тигры») — загримированные Т-44, хотя это уже скорее не штамп, а вынужденный ляп от нищеты реквизита. На экране легко горят от единственного попадания пули из ПТР, брошенной гранаты или бутылки с бензином.

Танк, в который попадает бутылка с «коктейлем Молотова», вовсе не останавливается в шоке от этого.

Он продолжает двигаться, а пламя, если оно действительно представляет опасность, можно потушить, выйдя из зоны обстрела.

Т-44 в образе «Тигра» в перерыве между съёмками

Реальность гораздо печальнее. Даже для уничтожения танков Первой мировой — огромных медленных «сундуков» с тонкой бронёй — нужны были невероятные извращения.

Михаил Поликарпов

Гранаты — вечная проблема. Хоть для военного кино, хоть для боевиков. На экране люди разлетаются от взрыва гранаты, словно кегли. Увы, в реальной жизни взрыв гранаты вовсе не столь эффектен и эффективен. И если осколки от Ф-1 разлетаются на двести метров, это не значит, что на таком расстоянии всё будет выкошено. Просто один крупный осколок может далеко улететь. А радиус поражения (и эффективного, и действительного) составляет всего несколько метров.

Евгений Белаш

А уж кумулятивные гранаты из РПГ обычно взрываются на манер небольших ядерных фугасов — вспомните боевики 80-х годов.

На экране — супермены

С другой стороны, взрыв ручной противотанковой гранаты может причинить немалый вред не только танку, но и тому, кто её бросал. А часто ли мы видим такие последствия в кино? Не говоря уже об убегании героев от взрывной волны — это ж какая скорость должна быть?

Михаил Поликарпов

Ладно, убежать от взрывной волны — это ещё цветочки. В фильме «Мы из будущего-2» грузовик с советскими солдатами случайно выезжает на немецкий танк. В 53:19 танк стреляет. Пока снаряд неспешно летит (он взрывается через три секунды, в 53:22), все успевают залечь. Вот она, реакция настоящих солдат. Неудивительно, что они время вспять смогли повернуть!

Автомобили на дороге ярости

Киношные автомашины не уступают гранатам. Единственная пуля в бензобак или небольшое столкновение — и легковушка взрывается, что твой танкер. На это обращали внимание ещё персонажи «Последнего героя боевика».

Вообще-то взрывается не бензин, а его пары. Причём обеспечить эффектную огненную дорожку (как всё тот же Брюс Уиллис в «Крепком орешке-2») чрезвычайно трудно — к счастью.

Михаил Поликарпов

Стёкла в автомобиле тоже волшебные. Пуля попадает в заднее или лобовое стекло — и чудесным образом испаряется, не долетев до противоположного стекла. Или застревает в специальных пуленепробиваемых сиденьях?

Евгений Белаш

А герой может разбить такое стекло собственным лицом — и хоть бы что. Конечно, если кино не гонконгское — где долгое время вместо специального «стекла» из пластинок сахара использовали настоящее. Спросите хоть Джеки Чана (хотя отдельные критики и преуменьшают количество его травм).

Можете сказать: «Вот зануды — это же кино!». Да, именно кино — которое нам так нравится смотреть, особенно если оно качественно сделано. Многие зрители отнюдь не против штампов — напротив. Ведь порой именно они помогают создать магический эффект странного, но очень яркого заэкранного мира.

Но всё же хочется поменьше штампов и побольше необычных и грамотных сюжетных ходов.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий