itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Автомобиль апокалипсиса: родезийский сон разума

Нет в мире военной техники более надёжного, неубиваемого, неприхотливого и проходимого грузовика, чем «Унимог». Этот старичок послужит вам даже после Третьей мировой войны! Одними из первых его удобство оценили военные в Родезии и тут же начали творить с ним нечто невообразимое.

/
16K
17
9
176

Нет в мире военной техники более надёжного, неубиваемого, неприхотливого и проходимого грузовика, чем «Унимог». Этот старичок послужит вам даже после Третьей мировой войны! Одними из первых его удобство оценили военные в Родезии и тут же начали творить с ним нечто невообразимое.

Ударил — убежал

В Родезии 70-х годов прошлого века было жарко во всех смыслах. Посудите сами: температуры высокие, политическая обстановка ни к чёрту, ещё и боевики ZANLA и ZIPRA (боевые «крылья» партий ZANU и ZAPU, боровшихся против режима белого меньшинства) террор устраивают.

Силы безопасности Родезии сражались с последними весьма эффективно, попутно изобретая различные полезные в хозяйстве вещи: те же MRAP’ы, например. Минозащищённые машины — это, конечно, хорошо, но вот огневая мощь у них слабая. А чтобы использовать тактику «ударил-убежал» по территории сопредельных государств (Замбия и Мозамбик), где как раз и находились лагеря боевиков, требовалось какое-то более проходимое и хорошо вооружённое транспортное средство.

Опять же, санкции: никто ничего не продаёт… Хотя есть, например, грузовики «Унимог» в некотором количестве.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Unimog (Universalmotorgerät) — грузовик высокой проходимости, выпускающийся в Германии с 1949 года по сей день. С 1951 года выпускается компанией «Мерседес-Бенц».

Больше пушек! Больше!

Сказано — сделано. Берём грузовик «Унимог» и ставим на него пулемёт FN-MAG калибра 7,62 мм. Можно спаренный.

Пулемёт FN-MAG на месте штурмана и Скауты Селуса во время налёта на базу подготовки боевиков
Пулемёт FN-MAG на месте штурмана и Скауты Селуса во время налёта на базу подготовки боевиков

Не хватает огневой мощи, чтобы прочёсывать буш? Тогда «классика»: пулемёт Браунинга калибром 7,62 или 12,7 мм. Тоже, как вариант, спаренный. В отдельных случаях можно забронировать место стрелка. Ну так, на всякий случай.

Пулемёт Браунинг калибра .50 в кузове грузовика
Пулемёт «Браунинг» калибра .50 в кузове грузовика
Спаренный пулемёт Браунинга, оборудованный защищённой турелью в кузове
Спаренный пулемёт Браунинга, оборудованный защищённой турелью в кузове

«У нас тут лишние „базуки“ завалялись, из которых можно соорудить эрзац-РСЗО, надо?» — «Крепи! Пригодится!»

Унимог, оборудованный РСЗО
«Унимог», оборудованный РСЗО

А вообще, чего мелочиться? Давайте всё и сразу! И побольше! И ещё Скаутов Селуса (родезийский спецназ. — Прим. ред.) на борт возьмём! Всё, теперь можно ехать в трансграничные рейды и нести «добро» в массы.

Скауты Селуса возвращаются из рейда в Мозамбик
Скауты Селуса возвращаются из рейда в Мозамбик
Скауты Селуса после возвращения из рейда
Скауты Селуса после возвращения из рейда

Они готовят пушку! Зачем? Они будут стрелять!

Собственно, противника не стоило недооценивать, а потому в некоторых случаях требовалось вооружение посерьёзней.

14,5-мм крупнокалиберная пулемётная зенитная установка ЗПУ-1, смонтированная в кузове
14,5-мм крупнокалиберная пулемётная зенитная установка ЗПУ-1, смонтированная в кузове
Скаут Селуса на месте стрелка 14,5-мм пулемёта КПВ установка ЗПУ-1
Скаут Селуса на месте стрелка 14,5-мм пулемёта КПВ (установка ЗПУ-1)

И если установить зенитку ЗУ-23 в кузов можно было без особой переделки, то вот с безоткатной 106-мм пушкой М40 американского производства возникли проблемы.

106-мм пушка, смонтированная на грузовике
106-мм пушка, смонтированная на грузовике
Mine-protected recoil rifle минозащищённая безоткатная пушка
Mine-protected recoil rifle (минозащищённая безоткатная пушка)

Идея оказалась хорошая, красивая и даже рабочая. Только стрелять приходилось на 360 градусов с поворотной платформы, а тут мелочь какая-то: кабина мешает. И водитель опять-таки почему-то ругается, когда над ухом снаряды свистят.

Странный какой‑то.

Родезийцы перед отправкой на операцию
Родезийцы перед отправкой на операцию
Финальный вариант мобильной артиллерии
Финальный вариант мобильной артиллерии

Пришлось кабину срезать. И борта. И броню. В итоге получилась неприхотливая   «бешеная тачанка», искренне любимая всеми родезийцами за простоту, надёжность, огневую мощь и возможность быстро свалить сменить позицию.

«Обсыпь-ка его мелом»

Миномёт — штука удобная и полезная в африканских условиях: можно кидать мины с закрытых позиций, заставляя противника отступать из-под прикрытия кустарника и деревьев. Однако ближе к концу войны боевики получили британские полевые артиллерийские радары Archer, которые позволяли засекать место, откуда вёлся обстрел и, соответственно, присылать «подарки» уже на голову родезийцам.

81-мм миномёт Гочкиса-Брандта, использовавшийся в Родезии
81-мм миномёт Гочкиса-Брандта, использовавшийся в Родезии

Пришлось инженерам выкручиваться с мобильностью армейских миномётов. Сначала поставили их на одноосный прицеп и попробовали стрелять оттуда. Получилось как-то не очень: одной оси явно не хватало для устойчивости.

Минуточку! У нас же есть «Унимоги»! — Не-е-е-ет! Вы что, серьёзно решили поставить 81-мм миномёт на базу лёгкого грузовика? И повесить на него противоминную защиту, да? И боекомплект с собой возить?

Бойцы полка африканских стрелков на самоходном миномёте
Бойцы полка африканских стрелков на самоходном миномёте
Поворотная платформа для миномёта
Поворотная платформа для миномёта

Как бы смешно это ни звучало, но таки да. Поначалу были проблемы с отдачей: при выстреле грузовик ожидаемо подпрыгивал, сбивая прицел. Миномётчики громко ругались. Но потом инженеры впихнули под днище бетонные плиты в качестве противовеса, и дело пошло веселее.

Миномётное отделение в ожидании команды на начало обстрела
Миномётное отделение в ожидании команды на начало обстрела

Под шумок для управления огнём артиллеристам создали даже командную машину… правда их быстро разобрали Скауты Селуса, родезийский САС и лёгкая пехота (основные ударные части) — с аргументом «нам нужнее». В итоге до конца войны непосредственно в артиллерийском корпусе дожил только один центр корректировки огня.

Центр управления огнём на базе Унимога
Центр управления огнём на базе «Унимога»

«Свиньи» и «Горячие губки»

Машины поддержки — это хорошо, но хотелось бы и БТР получить. Хотя бы эрзац, если уж из-за санкций ничего нельзя привезти. С этими идеями бойцы Скаутов Селуса пошли к инженерам. Те посмотрели «честно украд… найденные» чертежи на броневик UR 416 Pig на основе всё того же «Унимога» и выдали на-гора пару машин с противоминной защитой.

Родезийская Свинья хорошо видно, как бронекорпус надевается на шасси
Родезийская «Свинья» (хорошо видно, как бронекорпус «надевается» на шасси)
Скаут Селуса ведёт бой рядом с подбитым БТР Pig
Скаут Селуса ведёт бой рядом с подбитым БТР Pig

В родезийской армии (как и в любой) спор «кто круче» вели между собой в основном Скауты Селуса, лёгкая пехота и САС. Именно последние подсмотрели «новинки автопрома» у соседей (ЮАР) и пошли к инженерам со словами: «хотим такое же, только круче»! Механики вздохнули и родили проект БТР Hot lips («горячие губки»), получивший своё название из-за характерного вытянутого носа, защищавшего двигатель. А ещё с его помощью было удобно прокладывать путь через кустарник…

Бойцы родезийской САС на БТР Hot Lips, оборудованном пулемётом ДШК
Бойцы родезийской САС на БТР «Hot Lips», оборудованном пулемётом ДШК
Второй экземпляр Горячих губок
Второй экземпляр «Горячих губок»

Сорокалетний «Призрак»

Но вскоре стало ясно, что единичным производством ситуацию не спасти. Значит, на базе «Унимога» надо было создать что-то своё (да и 65 машин в боксах простаивали).

Разместили тендер на минозащищённый БТР, способный выдержать взрыв под колесом или днищем, максимально защищённый от обстрела из АКМ и способный перевозить десять десантников.

Концепт-арт желаемого минозащищённого БТР
Концепт-арт желаемого минозащищённого БТР

Две компании, принявшие участие в тендере (Zambezi Coachworks и Tinto Industries), с задачей не справились: прототип первой был тяжёлым, хоть и максимально защищённым, а машина второй фирмы имела длинную колёсную базу, в результате чего снизилась проходимость.

Bullet на испытаниях в родезийском бронеавтомобильном корпусе
Bullet на испытаниях в родезийском бронеавтомобильном корпусе

Интересный момент: в попытке повлиять на решение заказчика менеджеры Zambezi Coachworks назвали свой прототип Bullet («пуля») — точно такое же прозвище в студенческие годы было у главного «приёмщика» от армии Яна Стэнсфилда. А ещё менеджеры устроили фотосессию, которая попала в журнал «Солдат удачи» с подписью: «Прототип боевой машины на службе родезийской армии». Хотя решение ещё даже не приняли.

Неудача первых компаний была, конечно, понятна, но машина требовалась Родезии как воздух. Поэтому военные обратились к армейским инженерам, которые до этого спроектировали передвижной миномёт и прочие «сны разума» на базе «Унимога».

Итоговый БТР на испытаниях и с прототипом башни
Итоговый БТР на испытаниях и с прототипом башни
Итоговый БТР с прототипом башни
Итоговый БТР с прототипом башни

В итоге родился Spook («Призрак») — многоцелевой БТР повышенной проходимости. Их наклепали аж целых 60 штук, но применить не успели: война закончилась. Тем не менее новое правительство с радостью приняло машины на вооружение. С 1980 года детища родезийских инженеров охраняли нефтепровод в Бейре, принимали участие в геноциде племени матабелов и даже в гуманитарных миссиях ООН в Сомали во время охоты на Мохаммеда Фарах Айдида (то самое   «падение черного ястреба»).

БТР Spook выдвигается на подавление мятежа племени матабелов
БТР Spook выдвигается на «подавление мятежа» племени матабелов
На охране нефтепровода в Бейре Мозамбик
На охране нефтепровода в Бейре (Мозамбик)

Более того, некоторое количество «призраков» дожило и до наших дней, приняв участие в свержении первого президента Зимбабве Роберта Мугабе.

Бойцы армии Зимбабве во время свержения президента Роберта Мугабе сидят на борту БТР Spook
Бойцы армии Зимбабве во время свержения президента Роберта Мугабе сидят на борту БТР Spook

В общем, если вам потребуется «автомобиль апокалипсиса», берите «Унимог»: 70 лет эксплуатации плюс личные рекомендации от родезийских инженеров. Да и к моменту конца света он ещё точно будет производиться.

Стопроцентно.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

25K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

55K
54
23
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

28K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

36K
36
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K