Железо

«У них просто кость широкая»: почему самолёты тоже толстеют к сорока годам?

Самолёты — совсем как люди — тоже толстеют с возрастом. Время и изменившийся жизненный уклад не щадят никого. И даже воплощение технической элегантности — реактивные истребители — не смогли противостоять этому печальному факту. Как же так получается?
/
17K
18
7
226
Самолёты — совсем как люди — тоже толстеют с возрастом. Время и изменившийся жизненный уклад не щадят никого. И даже воплощение технической элегантности — реактивные истребители — не смогли противостоять этому печальному факту. Как же так получается?

F-16

Начать стоит с наиболее крупносерийного и распространённого истребителя четвёртого поколения — американского F-16. На нём изменения сказались заметнее всего.

На фотографии — F-16A середины 80-х годов… В общем, тот самый лёгкий манёвренный истребитель, который ВВС США запросили во время Вьетнамской войны. Элегантный и подтянутый истребитель в начале карьеры умел стрелять ракетами ближней дальности и кидаться неуправляемыми бомбами. Даже управляемые по радару ракеты средней дальности «прикрутили» не сразу. Так было в техзадании, ведь главное — дешевизна и манёвренность. За счёт дешевизны его заодно сделали основным истребителем «свободного мира», что обеспечило широчайшее распространение: четверть сотни стран-эксплуатантов и больше четырёх с половиной тысяч выпущенных машин.

Потом оказалось, что Третьей мировой с СССР не будет, и основной работой для истребителя стали бомбардировки всевозможных «недемократичных» бедолаг.

А это нездоровый образ жизни!

Первым делом выяснилось, что очень не хватает дальности, то есть топлива — внутренние объёмы-то ограничивали. Так что как минимум пара подвесных баков (ПТБ) стала обязательной подвеской. Но и этого было мало. Чуть позже добавили по паре накладных (так называемых «конформных») топливных баков (КТБ). На фото их можно видеть как «горбы» над крылом вдоль фюзеляжа.

Ещё пришлось поставить больше всяких хитрых электронных систем — вот откуда на стройном «теле» появились всякие, извините, «бородавки» и наросты. Например, на фотографии эмиратского F-16F нетрудно заметить «гребешки» перед кабиной (системы госопознавания), «прыщ» оптико-локационной станции впереди и прицельный контейнер под воздухозаборником двигателя. Всё для новой эпохи воздушной войны, в которой огромное значение имеет электроника, а всякие «умные» бомбы и ракеты требуют сложных систем наведения. На двухместных истребителях от обилия средств радиоэлектронной борьбы даже «отрос» здоровый гаргрот от кабины до хвоста.

Двухместность, кстати, отдельная тема. Если при рождении для истребителей четвёртого поколения два места в кабине обычно означали учебную машину (если не брать специфические — например, перехватчики F-14 и МиГ-31), то сейчас спарки используют в первую очередь как продвинутые машины для сложных задач, с которыми в одиночку справиться трудно. Скажем, для длительных миссий в ночное время суток или самостоятельного поиска и уничтожения целей на земле.

По итогам всех необходимых изменений из поджарого стройнячка получили «Карлсона», который стремится к самой совершенной форме — шару.

МиГ-29

Отечественным визави F-16 принято считать МиГ-29, хотя это абсолютно разные машины. Наш истребитель не только двухдвигательный и более тяжёлый, но и изначально создавался с широкими возможностями: мог, например, применять ракеты «воздух-воздух» средней дальности.

(Фото: Олег Подкладов)

Проблемы у этих самолётов оказались очень схожими. В первую очередь — дальность, которая долгое время оставалась головной болью для конструкторов МиГа. Да, МиГ-29 чуть больше американца, и запас топлива во внутренних баках немного выше (чуть больше 3300 килограмм против 3175), но и двигателей ведь тоже два против одного! При этом под ПТБ было «не жалко» отдать только центральный узел подвески. Вот и вырос у МиГа от трудной жизни самый настоящий горб — топливный бак за кабиной.

Не крылья же толще делать и больше топлива туда лить?

Апофеозом стала модификация МиГ-29СМТ. Ему пришлось решать проблему с отсутствием на оригинальной версии штанги для дозаправки в воздухе — и вот без серьёзных изменений планера получился довольно большой нарост.

(Фото: SvetaPoln)

Впрочем, самые поздние модификации семейства — современные корабельные МиГ-29К/КУБ (не путать со старой машиной конца 80-х годов) и создаваемые на его базе МиГ-35/Д — обошлись без «горба» и штангу дозаправки спрятали аккуратнее. Удалось увеличить запас топлива внутри, да и узлов подвески стало больше: теперь можно брать два или три ПТБ. Но у них появилась другая забавная особенность. Два члена экипажа стали (по тем же причинам, что и у американцев) столь необходимы, что решено было на унифицированном для обеих версий планере сделать длинную кабину на двоих.

(Фото: Николай Краснов)

Так что эти МиГи, вероятно, тот самый уникальный случай, когда со стороны трудно понять: на одного лётчика самолёт или на двух. Ведь в одноместной версии на месте второго члена экипажа условно стоит «бочка с керосином», небольшой бак.

F-15

Конечно, не обязательно «поправляешься» так, что сильно заметно. Бывает, просто чутка раздаёшься вширь. Взять F-15. В отличие от F-16 он был «самолётом предельных параметров» и ореол исключительности и превосходства вокруг него мог сравниться только с тем, что позднее сформировался у F-22. Мощные двигатели обеспечивали высокую тяговооружённость, а хороший радар и серьёзный арсенал ракет — отличные боевые возможности на средней дальности.

На тот момент он серьёзно превосходил советские истребители и подстегнул разработку отечественных машин четвёртого поколения. Но холодная война США и СССР закончилась, настал период многочисленных локальных войн, и доработанный F-15 отлично показал себя в качестве ударной машины.

Разработанная на базе учебной спарки F-15D ударная версия F-15E стала главной тяжёлой ударной машиной в тактической авиации США. А что нужно продвинутому «ударнику»? Побольше топлива и второй член экипажа. В лётчиках недостатка не было, а первую проблему решили КТБ, добавленные по бокам гондол двигателей и вписавшиеся довольно органично (только в анфас видно, что «бока свисают» — будто поверх джинсов не по размеру). На них даже можно вешать оружие. Вообще они универсальные, можно и на старые одноместные истребители ставить при желании, но для F-15E — обязательный элемент.

Последний одноместный F-15 сделали в 1992 году, а F-15E — точнее, его экспортных потомков — делают до сих пор. Настолько удачной оказалась концепция тяжёлого многоцелевого истребителя.

Су-27

Однако из любого правила бывают исключения. Хороший тому пример — семейство Су-27. Современные Су-30 и Су-35 в целом сохранили фигуру оригинала. Порой их очень непросто отличить.

(Фото: Фёдор Леухин)

В чём секрет отличной формы? Су-27 для истребителя был очень большим — в два с лишним раза тяжелее, чем F-16. Но это и хорошо, ведь его изначально создавали под такой вес и объёмы, чтобы самолёт не требовалось «облеплять» снаружи. Так что внутри было много места для топлива. Радиоэлектронное оборудование обновлять тоже не очень сложно — оригинальное не страдало миниатюрностью.

Бортовая радиолокационная станция оказалась на Су-27 чуть тяжелее, чем планировалось… на 200 килограммов!

Как и американцы с F-15E, так и наши — сделали на базе учебной спарки многоцелевую машину, целое семейство Су-30. Но нам не нужно было устанавливать КТБ. Кстати, их внедрение обдумывали, даже продували на моделях, но решили, что и так хорошо.

(Фото: Александр Листопад)

Конечно, можно вспомнить о Су-34, но всё же это отдельная ветка развития, когда просто воспользовались платформой с большим потенциалом.

Жизнь, скорее всего, заставит отрастить горб и наесть брюшко всех. Тяжёлые условия работы по десять часов, необходимость тянуть пару человек, питание на ходу много-много раз за рабочую смену… Но есть и позитивные примеры — те, кто держится в форме несмотря на возраст. Например, стройный как и тридцать с лишним лет назад, Су‑35.

(Фото: Дмитрий Пичугин)

Будь как Су-35.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново
Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.
15K
20
2
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой
Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.
42K
36
16
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

20K
21
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34
Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…
31K
33
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения
Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».
30K
18
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»
1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!
12K
19
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду
Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.
10K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!
В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.
11K
23
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант
На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.
9.6K
13
0
0
«Школьные» ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Бедные школьники постоянно изучают вместо правильной истории какие-то мифологические ляпы! Великая Отечественная война, увы, тоже представлена в учебниках не слишком верно. Какие ошибки удалось обнаружить — в нашем материале.

27K
34
39
593
Охотник, ставший жертвой: гибель авианосца «Корейджес»

Группы из авианосцев и эсминцев должны были охотиться за немецкими подлодками. Топить «стальных акул» и защищать британские суда. Но вышло наоборот: тонул «охотник» — огромный, грозный авианосец. А рядом, на глубине, затаилась его победительница — подводная лодка. Так 80 лет назад встретил свой конец авианосец «Корейджес».

27K
46
12
451
Катастрофа в Гренландии: плутониевый Чернобыль в полярной ночи

Сгоревший стул стал причиной одной из крупнейших радиационных аварий в истории ВВС США! Но как — и к каким последствиям это привело? Мы разобрались.

25K
57
10
866
Линия Мажино: оболганная твердыня

«Линия Мажино была фатальна для французов!». Такое часто пытаются утверждать. Мол, отказавшись от наступательной стратегии и вложив все средства в Линию, французы оказались беззащитными перед новыми методами войны. Мы разобрались, так ли это на самом деле.

21K
43
90
444
Последнее классическое морское сражение

Морская блокада, ночное сражение, залпы главным калибром — нет, это не описание схватки линкоров во Второй мировой. Так проходил последний классический морской бой в истории, исход которого полностью решила артиллерия. Как и когда это было — читайте в нашем материале.

19K
42
15
451
Как выстругать дубину народной войны

Русский партизан наполеоновской эпохи — это мужик с картины «Не замай»: в армяке, прикрытый буйно растущей тактической бородой и вооружённый преогромной дубиной народной войны для общего ушиба французского организма. С началом войны он стихийно поднялся против завоевателя, движимый патриотическим порывом. Классическая картина! И не во всём близкая к реальности…

19K
146
95
778
Самый выгодный крот ЦРУ: секреты в обмен на ластики, плеер и чемоданы денег

Адольф Толкачёв — советский инженер, который настолько успешно предавал СССР, что его портрет повесили в главном офисе ЦРУ. Почему он это делал и как ему это удавалось — читайте в нашем материале.

19K
35
36
545
Олень вывел из строя БТР и отправил в больницу дюжину солдат

Сколько оленей нужно, чтобы остановить два финских бронетранспортёра и отправить в больницу двенадцать солдат? При достаточном везении (ну, или невезении — это смотря с чьей стороны воспринимать) хватит и одного. Именно это случилось во время учений финской бригады «Кайнуу».

17K
26
15
1.8K
Новая война — новая болезнь: что такое «траншейная стопа» и откуда она взялась?

Говорят, что французы — очень наивные люди: считают, что при плюс десяти нужно замерзать насмерть — и замерзают. Как обычно, в этой шутке есть доля правды — и довольно изрядная. При вполне плюсовых температурах можно получить обморожение и инвалидность — впервые «траншейную стопу» описали в ходе Первой мировой войны.

17K
58
5
307
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
180K
85
45
897
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

72K
66
19
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

72K
38
31
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли
Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.
54K
21
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
54K
40
77
361
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

49K
41
10
432
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

48K
40
53
591
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

47K
63
34
719
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

46K
34
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
180K
85
45
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

99K
56
14
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
80K
38
29
457
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
78K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
73K
32
14
172
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

72K
66
19
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

72K
38
31
467
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

71K
27
17
346
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
66K
32
28
679