itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

«У них просто кость широкая»: почему самолёты тоже толстеют к сорока годам?

Самолёты — совсем как люди — тоже толстеют с возрастом. Время и изменившийся жизненный уклад не щадят никого. И даже воплощение технической элегантности — реактивные истребители — не смогли противостоять этому печальному факту. Как же так получается?

/
18K
20
7
226

Самолёты — совсем как люди — тоже толстеют с возрастом. Время и изменившийся жизненный уклад не щадят никого. И даже воплощение технической элегантности — реактивные истребители — не смогли противостоять этому печальному факту. Как же так получается?

F-16

Начать стоит с наиболее крупносерийного и распространённого истребителя четвёртого поколения — американского F-16. На нём изменения сказались заметнее всего.

У них просто кость широкая: почему самолёты тоже толстеют к сорока годам?

На фотографии — F-16A середины 80-х годов… В общем, тот самый лёгкий манёвренный истребитель, который ВВС США запросили во время Вьетнамской войны. Элегантный и подтянутый истребитель в начале карьеры умел стрелять ракетами ближней дальности и кидаться неуправляемыми бомбами. Даже управляемые по радару ракеты средней дальности «прикрутили» не сразу. Так было в техзадании, ведь главное — дешевизна и манёвренность. За счёт дешевизны его заодно сделали основным истребителем «свободного мира», что обеспечило широчайшее распространение: четверть сотни стран-эксплуатантов и больше четырёх с половиной тысяч выпущенных машин.

Потом оказалось, что Третьей мировой с СССР не будет, и основной работой для истребителя стали бомбардировки всевозможных «недемократичных» бедолаг.

А это нездоровый образ жизни!

Первым делом выяснилось, что очень не хватает дальности, то есть топлива — внутренние объёмы-то ограничивали. Так что как минимум пара подвесных баков (ПТБ) стала обязательной подвеской. Но и этого было мало. Чуть позже добавили по паре накладных (так называемых «конформных») топливных баков (КТБ). На фото их можно видеть как «горбы» над крылом вдоль фюзеляжа.

У них просто кость широкая: почему самолёты тоже толстеют к сорока годам?

Ещё пришлось поставить больше всяких хитрых электронных систем — вот откуда на стройном «теле» появились всякие, извините, «бородавки» и наросты. Например, на фотографии эмиратского F-16F нетрудно заметить «гребешки» перед кабиной (системы госопознавания), «прыщ» оптико-локационной станции впереди и прицельный контейнер под воздухозаборником двигателя. Всё для новой эпохи воздушной войны, в которой огромное значение имеет электроника, а всякие «умные» бомбы и ракеты требуют сложных систем наведения. На двухместных истребителях от обилия средств радиоэлектронной борьбы даже «отрос» здоровый гаргрот от кабины до хвоста.

Двухместность, кстати, отдельная тема. Если при рождении для истребителей четвёртого поколения два места в кабине обычно означали учебную машину (если не брать специфические — например, перехватчики F-14 и МиГ-31), то сейчас спарки используют в первую очередь как продвинутые машины для сложных задач, с которыми в одиночку справиться трудно. Скажем, для длительных миссий в ночное время суток или самостоятельного поиска и уничтожения целей на земле.

По итогам всех необходимых изменений из поджарого стройнячка получили «Карлсона», который стремится к самой совершенной форме — шару.

МиГ-29

Отечественным визави F-16 принято считать МиГ-29, хотя это абсолютно разные машины. Наш истребитель не только двухдвигательный и более тяжёлый, но и изначально создавался с широкими возможностями: мог, например, применять ракеты «воздух-воздух» средней дальности.

У них просто кость широкая: почему самолёты тоже толстеют к сорока годам?
(Фото: Олег Подкладов)

Проблемы у этих самолётов оказались очень схожими. В первую очередь — дальность, которая долгое время оставалась головной болью для конструкторов МиГа. Да, МиГ-29 чуть больше американца, и запас топлива во внутренних баках немного выше (чуть больше 3300 килограмм против 3175), но и двигателей ведь тоже два против одного! При этом под ПТБ было «не жалко» отдать только центральный узел подвески. Вот и вырос у МиГа от трудной жизни самый настоящий горб — топливный бак за кабиной.

Не крылья же толще делать и больше топлива туда лить?

Апофеозом стала модификация МиГ-29СМТ. Ему пришлось решать проблему с отсутствием на оригинальной версии штанги для дозаправки в воздухе — и вот без серьёзных изменений планера получился довольно большой нарост.

У них просто кость широкая: почему самолёты тоже толстеют к сорока годам?
(Фото: SvetaPoln)

Впрочем, самые поздние модификации семейства — современные корабельные МиГ-29К/КУБ (не путать со старой машиной конца 80-х годов) и создаваемые на его базе МиГ-35/Д — обошлись без «горба» и штангу дозаправки спрятали аккуратнее. Удалось увеличить запас топлива внутри, да и узлов подвески стало больше: теперь можно брать два или три ПТБ. Но у них появилась другая забавная особенность. Два члена экипажа стали (по тем же причинам, что и у американцев) столь необходимы, что решено было на унифицированном для обеих версий планере сделать длинную кабину на двоих.

У них просто кость широкая: почему самолёты тоже толстеют к сорока годам?
(Фото: Николай Краснов)

Так что эти МиГи, вероятно, тот самый уникальный случай, когда со стороны трудно понять: на одного лётчика самолёт или на двух. Ведь в одноместной версии на месте второго члена экипажа условно стоит «бочка с керосином», небольшой бак.

F-15

Конечно, не обязательно «поправляешься» так, что сильно заметно. Бывает, просто чутка раздаёшься вширь. Взять F-15. В отличие от F-16 он был «самолётом предельных параметров» и ореол исключительности и превосходства вокруг него мог сравниться только с тем, что позднее сформировался у F-22. Мощные двигатели обеспечивали высокую тяговооружённость, а хороший радар и серьёзный арсенал ракет — отличные боевые возможности на средней дальности.

У них просто кость широкая: почему самолёты тоже толстеют к сорока годам?

На тот момент он серьёзно превосходил советские истребители и подстегнул разработку отечественных машин четвёртого поколения. Но холодная война США и СССР закончилась, настал период многочисленных локальных войн, и доработанный F-15 отлично показал себя в качестве ударной машины.

Разработанная на базе учебной спарки F-15D ударная версия F-15E стала главной тяжёлой ударной машиной в тактической авиации США. А что нужно продвинутому «ударнику»? Побольше топлива и второй член экипажа. В лётчиках недостатка не было, а первую проблему решили КТБ, добавленные по бокам гондол двигателей и вписавшиеся довольно органично (только в анфас видно, что «бока свисают» — будто поверх джинсов не по размеру). На них даже можно вешать оружие. Вообще они универсальные, можно и на старые одноместные истребители ставить при желании, но для F-15E — обязательный элемент.

У них просто кость широкая: почему самолёты тоже толстеют к сорока годам?

Последний одноместный F-15 сделали в 1992 году, а F-15E — точнее, его экспортных потомков — делают до сих пор. Настолько удачной оказалась концепция тяжёлого многоцелевого истребителя.

Су-27

Однако из любого правила бывают исключения. Хороший тому пример — семейство Су-27. Современные Су-30 и Су-35 в целом сохранили фигуру оригинала. Порой их очень непросто отличить.

У них просто кость широкая: почему самолёты тоже толстеют к сорока годам?
(Фото: Фёдор Леухин)

В чём секрет отличной формы? Су-27 для истребителя был очень большим — в два с лишним раза тяжелее, чем F-16. Но это и хорошо, ведь его изначально создавали под такой вес и объёмы, чтобы самолёт не требовалось «облеплять» снаружи. Так что внутри было много места для топлива. Радиоэлектронное оборудование обновлять тоже не очень сложно — оригинальное не страдало миниатюрностью.

Бортовая радиолокационная станция оказалась на Су-27 чуть тяжелее, чем планировалось… на 200 килограммов!

Как и американцы с F-15E, так и наши — сделали на базе учебной спарки многоцелевую машину, целое семейство Су-30. Но нам не нужно было устанавливать КТБ. Кстати, их внедрение обдумывали, даже продували на моделях, но решили, что и так хорошо.

У них просто кость широкая: почему самолёты тоже толстеют к сорока годам?
(Фото: Александр Листопад)

Конечно, можно вспомнить о Су-34, но всё же это отдельная ветка развития, когда просто воспользовались платформой с большим потенциалом.

Жизнь, скорее всего, заставит отрастить горб и наесть брюшко всех. Тяжёлые условия работы по десять часов, необходимость тянуть пару человек, питание на ходу много-много раз за рабочую смену… Но есть и позитивные примеры — те, кто держится в форме несмотря на возраст. Например, стройный как и тридцать с лишним лет назад, Су‑35.

У них просто кость широкая: почему самолёты тоже толстеют к сорока годам?
(Фото: Дмитрий Пичугин)

Будь как Су-35.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

25K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

55K
54
22
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

27K
31
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

35K
36
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

15K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

28K
179
164
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

25K
136
111
1.6K
11 подводных хохм, от которых ржут американские моряки

Как ловить водяных слизней, зачем воровать дверь старпома и чем опасны вентиляторы между отсеками? Подводников ВМС США из группы Submarine Bubblehead Brotherhood в фейсбуке спросили о самых забавных случаях во время их службы. Из 230 комментариев отобрали 11 лучших и опубликовали на сайте We Are The Mighty. Статью О. Волли читайте в переводе Алексея Костенкова.

23K
63
28
287
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

22K
49
31
322
Силовое задержание: взгляд российского полицейского на задержание Флойда и беспорядки в США

Смерть Джорджа Флойда и последовавшие за ней события в США по-прежнему в центре внимания СМИ. Ситуацию с задержанием афроамериканца и массовыми беспорядками в интервью Андрею Уланову прокомментировал действующий офицер российской полиции.

21K
112
390
1.5K
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

18K
47
96
222
Закон Мёрфи и немецкое вундерваффе: как финны пытались остановить советские танки

Летом 1944 года Красная армия прорвала финскую оборону на Карельском перешейке. Советские танки стремительно продвигались к Выборгу по узким дорогам среди дремучих лесов, где их ожидали горячие финские парни, вооружённые немецкими фаустпатронами. Это был первый для финнов опыт применения «панцерфаустов» — и всё, что могло пойти не так, пошло не так…

17K
90
88
679
Тест: какой вы бомбардировщик Второй мировой?

Вторая мировая отметилась массовым применением бомбардировщиков — как стратегических, так и «самолётов поля боя». Каким из них могли бы оказаться вы?

17K
37
23
410
За счёт чего рулили «Катюши»?

Неуправляемые реактивные снаряды славятся низкой кучностью. Так почему БМ-13 «Катюша» стала легендарным оружием Победы — или же это просто ещё один миф? Мы разобрались.

17K
107
161
809
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

78K
122
61
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

70K
66
72
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

65K
69
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

62K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
82
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
406
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

50K
106
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
42
71
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

269K
122
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

144K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

136K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

132K
96
24
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

102K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
100
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

85K
44
8
274
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

80K
39
14
172