«У них просто кость широкая»: почему самолёты тоже толстеют к сорока годам?

Самолёты — совсем как люди — тоже толстеют с возрастом. Время и изменившийся жизненный уклад не щадят никого. И даже воплощение технической элегантности — реактивные истребители — не смогли противостоять этому печальному факту. Как же так получается?

/
17K
18
7
226

Самолёты — совсем как люди — тоже толстеют с возрастом. Время и изменившийся жизненный уклад не щадят никого. И даже воплощение технической элегантности — реактивные истребители — не смогли противостоять этому печальному факту. Как же так получается?

F-16

Начать стоит с наиболее крупносерийного и распространённого истребителя четвёртого поколения — американского F-16. На нём изменения сказались заметнее всего.

На фотографии — F-16A середины 80-х годов… В общем, тот самый лёгкий манёвренный истребитель, который ВВС США запросили во время Вьетнамской войны. Элегантный и подтянутый истребитель в начале карьеры умел стрелять ракетами ближней дальности и кидаться неуправляемыми бомбами. Даже управляемые по радару ракеты средней дальности «прикрутили» не сразу. Так было в техзадании, ведь главное — дешевизна и манёвренность. За счёт дешевизны его заодно сделали основным истребителем «свободного мира», что обеспечило широчайшее распространение: четверть сотни стран-эксплуатантов и больше четырёх с половиной тысяч выпущенных машин.

Потом оказалось, что Третьей мировой с СССР не будет, и основной работой для истребителя стали бомбардировки всевозможных «недемократичных» бедолаг.

А это нездоровый образ жизни!

Первым делом выяснилось, что очень не хватает дальности, то есть топлива — внутренние объёмы-то ограничивали. Так что как минимум пара подвесных баков (ПТБ) стала обязательной подвеской. Но и этого было мало. Чуть позже добавили по паре накладных (так называемых «конформных») топливных баков (КТБ). На фото их можно видеть как «горбы» над крылом вдоль фюзеляжа.

Ещё пришлось поставить больше всяких хитрых электронных систем — вот откуда на стройном «теле» появились всякие, извините, «бородавки» и наросты. Например, на фотографии эмиратского F-16F нетрудно заметить «гребешки» перед кабиной (системы госопознавания), «прыщ» оптико-локационной станции впереди и прицельный контейнер под воздухозаборником двигателя. Всё для новой эпохи воздушной войны, в которой огромное значение имеет электроника, а всякие «умные» бомбы и ракеты требуют сложных систем наведения. На двухместных истребителях от обилия средств радиоэлектронной борьбы даже «отрос» здоровый гаргрот от кабины до хвоста.

Двухместность, кстати, отдельная тема. Если при рождении для истребителей четвёртого поколения два места в кабине обычно означали учебную машину (если не брать специфические — например, перехватчики F-14 и МиГ-31), то сейчас спарки используют в первую очередь как продвинутые машины для сложных задач, с которыми в одиночку справиться трудно. Скажем, для длительных миссий в ночное время суток или самостоятельного поиска и уничтожения целей на земле.

По итогам всех необходимых изменений из поджарого стройнячка получили «Карлсона», который стремится к самой совершенной форме — шару.

МиГ-29

Отечественным визави F-16 принято считать МиГ-29, хотя это абсолютно разные машины. Наш истребитель не только двухдвигательный и более тяжёлый, но и изначально создавался с широкими возможностями: мог, например, применять ракеты «воздух-воздух» средней дальности.

(Фото: Олег Подкладов)

Проблемы у этих самолётов оказались очень схожими. В первую очередь — дальность, которая долгое время оставалась головной болью для конструкторов МиГа. Да, МиГ-29 чуть больше американца, и запас топлива во внутренних баках немного выше (чуть больше 3300 килограмм против 3175), но и двигателей ведь тоже два против одного! При этом под ПТБ было «не жалко» отдать только центральный узел подвески. Вот и вырос у МиГа от трудной жизни самый настоящий горб — топливный бак за кабиной.

Не крылья же толще делать и больше топлива туда лить?

Апофеозом стала модификация МиГ-29СМТ. Ему пришлось решать проблему с отсутствием на оригинальной версии штанги для дозаправки в воздухе — и вот без серьёзных изменений планера получился довольно большой нарост.

(Фото: SvetaPoln)

Впрочем, самые поздние модификации семейства — современные корабельные МиГ-29К/КУБ (не путать со старой машиной конца 80-х годов) и создаваемые на его базе МиГ-35/Д — обошлись без «горба» и штангу дозаправки спрятали аккуратнее. Удалось увеличить запас топлива внутри, да и узлов подвески стало больше: теперь можно брать два или три ПТБ. Но у них появилась другая забавная особенность. Два члена экипажа стали (по тем же причинам, что и у американцев) столь необходимы, что решено было на унифицированном для обеих версий планере сделать длинную кабину на двоих.

(Фото: Николай Краснов)

Так что эти МиГи, вероятно, тот самый уникальный случай, когда со стороны трудно понять: на одного лётчика самолёт или на двух. Ведь в одноместной версии на месте второго члена экипажа условно стоит «бочка с керосином», небольшой бак.

F-15

Конечно, не обязательно «поправляешься» так, что сильно заметно. Бывает, просто чутка раздаёшься вширь. Взять F-15. В отличие от F-16 он был «самолётом предельных параметров» и ореол исключительности и превосходства вокруг него мог сравниться только с тем, что позднее сформировался у F-22. Мощные двигатели обеспечивали высокую тяговооружённость, а хороший радар и серьёзный арсенал ракет — отличные боевые возможности на средней дальности.

На тот момент он серьёзно превосходил советские истребители и подстегнул разработку отечественных машин четвёртого поколения. Но холодная война США и СССР закончилась, настал период многочисленных локальных войн, и доработанный F-15 отлично показал себя в качестве ударной машины.

Разработанная на базе учебной спарки F-15D ударная версия F-15E стала главной тяжёлой ударной машиной в тактической авиации США. А что нужно продвинутому «ударнику»? Побольше топлива и второй член экипажа. В лётчиках недостатка не было, а первую проблему решили КТБ, добавленные по бокам гондол двигателей и вписавшиеся довольно органично (только в анфас видно, что «бока свисают» — будто поверх джинсов не по размеру). На них даже можно вешать оружие. Вообще они универсальные, можно и на старые одноместные истребители ставить при желании, но для F-15E — обязательный элемент.

Последний одноместный F-15 сделали в 1992 году, а F-15E — точнее, его экспортных потомков — делают до сих пор. Настолько удачной оказалась концепция тяжёлого многоцелевого истребителя.

Су-27

Однако из любого правила бывают исключения. Хороший тому пример — семейство Су-27. Современные Су-30 и Су-35 в целом сохранили фигуру оригинала. Порой их очень непросто отличить.

(Фото: Фёдор Леухин)

В чём секрет отличной формы? Су-27 для истребителя был очень большим — в два с лишним раза тяжелее, чем F-16. Но это и хорошо, ведь его изначально создавали под такой вес и объёмы, чтобы самолёт не требовалось «облеплять» снаружи. Так что внутри было много места для топлива. Радиоэлектронное оборудование обновлять тоже не очень сложно — оригинальное не страдало миниатюрностью.

Бортовая радиолокационная станция оказалась на Су-27 чуть тяжелее, чем планировалось… на 200 килограммов!

Как и американцы с F-15E, так и наши — сделали на базе учебной спарки многоцелевую машину, целое семейство Су-30. Но нам не нужно было устанавливать КТБ. Кстати, их внедрение обдумывали, даже продували на моделях, но решили, что и так хорошо.

(Фото: Александр Листопад)

Конечно, можно вспомнить о Су-34, но всё же это отдельная ветка развития, когда просто воспользовались платформой с большим потенциалом.

Жизнь, скорее всего, заставит отрастить горб и наесть брюшко всех. Тяжёлые условия работы по десять часов, необходимость тянуть пару человек, питание на ходу много-много раз за рабочую смену… Но есть и позитивные примеры — те, кто держится в форме несмотря на возраст. Например, стройный как и тридцать с лишним лет назад, Су‑35.

(Фото: Дмитрий Пичугин)

Будь как Су-35.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

19K
21
4
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

47K
41
20
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

23K
25
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

33K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

13K
21
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

11K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
24
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

10K
13
0
0
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

35K
41
14
238
Забытый успех армии троечников: куда делись герои 1812 года

Противник сидел на плечах. Русские войска отступали, огрызаясь, — часть обоза пришлось бросить. Раненые остались на милость неприятеля. Не самая типичная картина для ноября 1812 года, когда до битвы на Березине оставалось всего ничего. А самое удивительное, что, откатившись на полторы сотни километров и сдав противнику город, русские могли поздравить себя с успехом…

22K
125
31
399
Исторический фильм «Ржев»: убедительная картина или нелепый провал?

В декабре 2019 года на экраны вышел фильм «Ржев». Давайте посмотрим на него глазами историка. Удалось ли создателям, пусть и с поправками на условность кино, дать правдивую картину грандиозного сражения под Ржевом в 1942–1943 году? И насколько убедительной вышла история?

18K
75
154
628
«Последний рубеж»: Sabaton о швейцарской гвардии, погибшей за Рим и папу

«Их было 189 на службе у Господа». В новом выпуске «Истории с Sabaton» Инди, Пэр и Йоаким расскажут о подвиге швейцарской гвардии, которая погибла, защищая Рим от разъярённой многотысячной армии наёмников. Рассказ шведов о событиях мая 1527 года читайте в переводе и с комментариями WARHEAD.SU.

17K
19
23
86
Амритсарская бойня: самый знаменитый расстрел в Британской империи

Сто лет назад всего один генерал и сотня солдат навсегда изменили судьбу Индии — и всей Британской империи. Как попытка спасти страну привела к дикой бойне — в нашей статье.

17K
53
51
631
Осмысляя «Немыслимое»: РККА против англо-американцев

Операция «Немыслимое» — секретные британские планы на случай войны с СССР, составленные летом 1945 года. И естественно, основное внимание привлекает главный вопрос: кто бы победил, случись конфликт между бывшими союзниками? Стальной кулак и боевой опыт РККА — или же воздушная мощь и выучка англо-американцев?

17K
74
446
825
Тяжёлый бомбардировщик ТБ-3: гофрированное авиачудовище советского Интербеллума

Межвоенная эпоха — время чудес и смелых фантазий. Впрочем, время от времени фантазии прорывались в реальность — и порождали изумление. Немало удивились и соседи Советского Союза, когда полунищая страна, вчера вылезшая из Гражданской войны, обзавелась воздушным флотом крупнейших бомбовозов. О них — в нашей статье.

16K
60
26
536
Обречённая империя: что погубило Ассирию?

Падение Новоассирийской империи часто описывается как мгновенная катастрофа. Ей платили дань малоазийские государства и аравийские цари. Ей покорился Вавилон, а её столица Ниневия была самым огромным городом на Земле. И вдруг всё рухнуло — в один момент. Загадку расшифровали климатологи — жесточайшая засуха обрекла империю на гибель. Но так ли было на самом деле?

15K
50
17
260
«Спокойствие, только спокойствие»: зачем Россия выходит из Женевских конвенций?

Громкие заголовки типа «Путин выходит из Женевских конвенций» достойны войти в учебник «Как сделать из мухи слона (а потом кричать, что слон российский и болен бешенством)». Появились они 17 октября 2019 года и к реальности не имеют никакого отношения. Давайте разбираться.

15K
42
10
422
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

84K
71
23
742
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

81K
26
12
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

82K
46
33
467
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

60K
42
77
361
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

54K
92
57
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

53K
63
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

53K
42
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

52K
43
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

52K
65
34
719
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

208K
92
56
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

109K
63
18
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

88K
41
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

84K
71
23
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

84K
7
3
276
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

81K
26
12
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

82K
46
33
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

74K
28
17
346