Развлечения

Три лучших фильма о подлодках

Редкий кинофильм о войне близок к реальности. А о подводниках и подлодках — тем более. Мы поговорим об исключениях из правила. О лучших картинах о войне и подплаве за всю историю мирового кинематографа. Если вы поклонник перископа и торпед — это ваше кино.
Владимир Нагирняк
  • 18K
  • 12
  • 32
  • 314

«Командир счастливой «Щуки»

Хотя в СССР кино снимали много и активно, советский зритель не был избалован картинами о подлодках. Поэтому премьеру фильма «Командир счастливой «Щуки»» (который вышел на экраны страны в апреле 1973-го) можно считать знаковым событием в отечественном кинематографе.

Конечно, до его выхода зрители в СССР были знакомы с фильмами «Тайна двух океанов» (экранизация одноимённого романа Григория Адамова, в которой экипаж новейшей субмарины расследует причины гибели советского и французского кораблей) и «В мирные дни» (о подлодке, подорвавшейся на мине в послевоенные годы). Но о действиях советских подводников во время Великой Отечественной ещё не снимали.

По сюжету события происходят в 1942 году в зоне активности Северного флота. Враг пытается захватить Мурманск. Советские подлодки препятствуют его морским перевозкам, атакуют корабли и суда.

Главные герои — лодка Щ-721 и её командир Алексей Строгов. Который не только имеет славу удачливого командира, но и внедряет новые методы нападения. Например, бесперископную атаку. Строгов охотится на большой вражеский транспорт — «Бремберг» — желанную цель советских подводников.

Образ счастливой «Щуки» и её командира — собирательный. В сценарий вошло несколько реальных случаев, которые произошли во время войны. Это и история подлодки под парусом Фёдора Видяева, и инцидент с побегом старшины Галкина с Щ-303, и случай с пленением командира Щ-403 Семёна Коваленко.

Подводная лодка К-110 проекта 629 — кадр из фильма

На момент съёмок ни одной лодки типа «Щ» в строю флота уже не было. Поэтому роль Щ-721 сыграла построенная в 1961 году подлодка К-110. Но внутри неё из-за тесноты было тяжело вести съёмку, так что отсеки «Щуки» воссоздали уже в павильоне.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

К-110 — советский дизельный подводный ракетоносец проекта 629. Субмарины этого типа оснащались баллистическими ракетами Р-13 с ядерной боевой частью и стали первыми советскими ракетоносцами, регулярно выходившими на боевую службу к американскому побережью. Одна из лодок — К-129 — погибла 30 июля 1968 года в Тихом океане со всем экипажем.

Режиссёру Борису Волчеку удалось собрать отличный актёрский состав. Роль командира Строгова досталась Петру Вельяминову. Который так хорошо вошёл в образ, что его герой в массовом сознании превратился в реального командира подлодки времён войны.

Современному зрителю может показаться, что в фильме не обошлось без пропаганды. И доля истины тут есть.

Хоть картину и сняли по мотивам реальных событий, такой лодки никогда не существовало, и её успехи — вымысел. Но несмотря на это фильм не лишён силы художественной правды. Именно она делает его реалистичным — и одним из лучших советских фильмов о подводниках.

«Идти тихо, идти глубоко»

В 1958 году в Голливуде появился лучший фильм об американских подводниках. «Идти тихо, идти глубоко» сняли по мотивам одноимённого романа Эдварда Л. Бича-младшего (не экранизация, в картине есть существенные расхождения с книгой).

По сюжету японский эсминец «Акикадзе» потопил три американских подлодки в проливе Бонго. Командиру одной из них, Ричардсону, удалось выжить и вернуться в Штаты. Там он убедил командование флота дать ему другую субмарину с опытным экипажем.

В итоге одержимый местью Ричардсон стал командиром лодки «Нерка». Герой вступил в конфликт со своим старпомом Джимом Бледсо, а потом и со всем экипажем. На этом фоне и разворачивается борьба подводников с японским эсминцем. Дальнейшие события доказывают, что командир «Нерки» был прав: морскому офицеру удалось разгадать секрет успеха японского эсминца.

Командира субмарины и его старпома блистательно сыграл оскароносный тандем Кларка Гейбла и Берта Ланкастера. А роль «Нерки» исполнила субмарина «Редфиш», которая в годы войны принимала участие в боевых действиях.

В фильме есть несколько исторически точных эпизодов: торпедные атаки с применением перископа и с работой счётно-решающего прибора, который вырабатывает данные для стрельбы. Также на экране можно увидеть излюбленную тактику американских лодок — ночную надводную атаку.

Режиссёр фильма Роберт Вайз привлёк к работе над картиной настоящих подводников. Они консультировали и тренировали актёров, чтобы те реалистично показали все трудности службы на подлодках.

Посмотревшие фильм американские подводники-ветераны отмечали достоверность отображённых на экране сцен. Картина и поныне демонстрирует современным зрителям, какова была жизнь подводников времён Второй мировой.

«Лодка» (Das Boot)

В 1981 году киностудия «Бавария» выпустила «Лодку» — один из самых необычных фильмов о войне. Сюжет картины основан на воспоминаниях военного корреспондента Лотара-Гюнтера Буххайма.

Фактически это история одного из походов U-96. На протяжении фильма субмарина уходит из французского порта Ла-Рошель в Атлантику, пытается пройти Гибралтар и, терпя неудачу, возвращается обратно.

Режиссёр Вольфганг Петерсен и его команда проделали огромную работу, стараясь быть достоверными во всём. Зритель картины буквально переносится внутрь субмарины. Чувствует и переживает всё, что выпало на долю её экипажа. Становится участником волнительных сражений и утомительной рутины похода.

Чтобы достичь максимальной реалистичности, Петерсен отошёл от традиционных технологий студийных съёмок в павильонах. Интерьер настоящей U-96 времён Второй мировой был воссоздан с максимальной точностью по историческим чертежам.

На протяжении съёмочного процесса актёрам запрещали покидать «трубу», чтобы получить внешнее сходство с подводниками, которые редко видели солнце во время похода (игравшие моряков актёры выглядели бледными, апатичными, с отросшими бородами). Вместе с ними в «отсеках» находилась и съёмочная группа. В итоге все научились быстро двигаться в загромождённых проходах и получили нужную степень клаустрофобии.

Когда на экране лодка погружалась, «трубу» поднимали под углом. Когда рвались бомбы, её как следует встряхивали вместе с людьми внутри. Дотошное внимание создателей к деталям привело к появлению наиболее реалистичного фильма о подлодках. Картина стала также одним из самых исторически достоверных рассказов о войне.

Прокат «Лодки» в США в 1982 году был успешен. Фильм номинировали на шесть «Оскаров». И, хотя картину критиковали, это не помешало ей стать классикой военного кино с миллионами поклонников по всему миру.


Несмотря на то, что на сегодняшний день и в российском, и в зарубежном кинематографе есть немало картин о подлодках («Под нами враг», «72 метра», «К-19» и т. д.), наиболее правдиво о тяготах службы подводников и войне поведали в фильмах из нашей подборки. Которая, конечно, может показаться субъективной искушённому зрителю. Поэтому делитесь в комментариях, какие фильмы о подплаве любите вы?

Подписки в соцсетях