Космоплан Челомея, который мог бы покорить орбиту

Советская космонавтика поздних шестидесятых заметно уступала своему основному конкуренту. Просто решить проблемы деньгами, как поступили за океаном после спутника и Гагарина, экономика Советов не могла — денег не было.

Конструктор Владимир Челомей считал: нашей аэрокосмической отрасли стоит сосредоточиться на асимметричных ответах.

Разумеется, предвидеть события девяностых в семидесятые не могли. Но в прогнозах о собственной отрасли Челомей оказался прав. Большие ракеты-носители и тяжёлые космические челноки ушли на свалку истории за два поколения. Ни   «Шаттл» (американский многоразовый транспортный космический корабль), ни тем более «Энергия-Буран» (космическая программа советской многоразовой транспортной космической системы) не нашли себе постоянных задач, которые окупили бы их строительство.

А вот занятия для малогабаритных «космических такси» наоборот оказались разнообразны, выгодны и регулярны. Как раз такое космическое такси с крыльями — лёгкий космический самолёт — Челомей и предлагал сделать альтернативой слепому копированию американского челнока.

Враг внешний и внутренний

Битва авиации с космическими лавочками за полную монополию на крылья шла у профильных КБ долго, тяжело и с переменным успехом. Это с военными противниками договориться о мирном урегулировании вопросов получалось, даже когда сбивали какой-нибудь самолёт-разведчик. Война же с внутренними конкурентами в СССР шла беспощадная, до полного разгрома противника.

От вида аэрокосмических военных проектов авиационные конкуренты приходили в бешенство. Не без оснований: вдруг и вправду построят — кому тогда понадобятся эти дорогущие сверхзвуковые ракетоносцы?

Впрочем, посудите сами.

Лёгкий, космический… ударный!

Лёгкий космический самолёт Челомея занял бы место среднего брата в семье космических извозчиков.

Линейные размеры — чуть меньше девятнадцати метров в длину и чуть меньше двенадцати — в ширину. Общая масса — двадцать тонн. Полезная нагрузка — четыре тонны в грузовом отсеке на 30 кубометров. Запас топлива для манёвра — две тонны. Атмосферный манёвр на возвращение из космоса — порядка двух тысяч километров. Экипаж — два человека. Срок автономности — десять суток.

Помещалось в эти четыре тонны ой как много!

Убийца «Энтерпрайза»

Космоплан военного назначения вроде бы проигрывает баллистической ракете. Но в СССР знали как минимум одну цель, для которой такая смерть-машина всегда пригодится: флотская эскадра во главе с авианосцем. Космический аппарат может и цель с орбиты разглядеть, и ядерный удар нанести. А если понадобится, то и на второй орбитальный боевой заход уйти. Тот ещё неудобный противник!

И если атмосферный ракетоносец можно перехватить на подлёте своей палубной авиацией, противокорабельную ракету — попробовать сбить, то вот удар из космоса предотвратить куда сложнее.

И главное — всё это в море. То есть на суше ещё есть шанс разрешить конфликт — до того, как ядерный обмен ударами перерастёт в судный день человеческой цивилизации.

Да и ракета для запуска ЛКС на орбиту — вот она. Готовый Протон-К! Никаких спецразработок ценой в постройку города-миллионника, как это вышло с ракетным фиаско Н-1.

Альтернативные задачи

Ещё на ранних стадиях работы над проектом (когда и облик космоплана толком не устоялся) оказалось, что в теории подобное космическое такси может очень многое. Хоть примитивные химические боевые лазеры ПРО (противоракетной обороны) на орбиту катать. И спускать обратно — на перезарядку и пополнение боекомплекта.

Сугубо мирные задачи такой машины тоже вполне убедительны. В четыре тонны полезной нагрузки запросто поместился бы многоразовый орбитальный буксир. Радиоактивное советское железо в космосе до сих пор летает десятками единиц. Вот подобный комплекс и убрал бы его. Всё лучше, чем оставлять атомные реакторы дохлых военных спутников кружиться над головой. Последствия же могут быть самые непредсказуемые!

Шанс на возрождение?

К ранним восьмидесятым проект лёгкого космического самолёта пал в конкурентной борьбе. В работу пошёл «Буран». Полноразмерный макет ЛКС безжалостно демонтировали, а документы отправили на пыльные архивные стеллажи.

Правоту конструктора Челомея это не отменило! Современный американский военный беспилотник X-37 наглядно доказал: малогабаритные космопланы на современной технической базе вполне жизнеспособны.

Эволюция боевых лазеров, высокоточного оружия и долговечной космической электроники требует появления универсальной многоразовой космической платформы.

Аналогичные гражданские проекты тоже не отстают. Сейчас в разработке находятся несколько программ, которые скоро принесут свои плоды — уже имеются прототипы, которые своим ходом летают на испытания или вот-вот полетят.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий