Кино

Ридли Скотт vs. Мел Гибсон: военно-исторические разборки

Режиссёр и актёр-режиссёр. Ридли Скотт и Мел Гибсон. Две легенды в захватывающем киносражении ради истории. Кто же был интереснее и подарил миру самые значимые фильмы на военно-историческую тематику? Мы разобрались.
Михаил Поликарпов
  • 8.5K
  • 16
  • 17
  • 180

Представление сторон

У режиссёров разные стартовые позиции. Гибсон — изначально актёр, получивший широкую известность благодаря «Безумному Максу» и «Смертельному оружию». Если мы вдруг встретим в московском метро Ридли Скотта, то пройдём не обернувшись. А к Гибсону сразу побежим за автографом. Наверное, поэтому он в метро и не ездит.

Его фильмография как режиссёра намного меньше. Но в ней преобладают именно наши, топичные фильмы.

Пеплумы

Ридли Скотт. «Гладиатор» (Gladiator, 2000)

Режиссёр избрал беспроигрышный вариант. Он взял сюжетную матрицу полицейского боевика (месть за убитую семью) и самые эффектные сцены из знаменитых пеплумов 50-60-х годов («Спартака», «Бен-Гура» и «Падения Римской империи»).

Конечно, события времён Римской империи, показанные в фильме, далеки от исторических. Есть масса различных ляпов. Однако зрители проголосовали долларом, рублём и чем там было ещё. Но главное — «Гладиатор» вновь возродил жанр пеплумов, дал начало новой их волне в третьем тысячелетии нашей эры.

Бросаем меч на чашу весов. Vae victis! (Горе побежденным!).

Мел Гибсон. «Страсти Христовы» (The Passion of the Christ, 2004)

Картина о последних двенадцати часах земной жизни Иисуса. Что необычно — там говорят на древних языках, которые были в ходу в те времена. Фильм ставит высокую планку, задаёт новый стандарт того, как надо снимать историческое кино.

Рейтинг:
Ридли Скотт — 4
Мел Гибсон — 3

Средневековье

Ридли Скотт. «Царство небесное» (Kingdom of Heaven, 2005)

Потренировавшись на кошках на Древнем Риме, Ридли Скотт снял фильм про крестоносцев.

«Царство небесное» даёт яркую картину событий, предшествовавших Третьему крестовому походу. Они излагаются не совсем точно, но на фоне «Гладиатора» — это просто эталон историчности. Кульминация фильма — оборона Иерусалима, который осаждает армия Салаха ад-Дина в 1187 году.

Ридли Скотт. «Робин Гуд» (Robin Hood, 2010)

Через пять лет тему фактически продолжил фильм «Робин Гуд». Если в конце «Царства небесного» Ричард Львиное Сердце отправляется в крестовый поход, то тут он, уже после похода, воюет во Франции. Но не зря римские папы запрещали арбалет. Прошедший огонь, воду и медные трубы король погибает от пробившего панцирь арбалетного болта.

Дальше режиссёр представляет свою версию истории знаменитого разбойника. Поскольку Робин Гуд — персонаж вымышленный, можно творить что угодно. Конечно, въедливые историки заметят, что эпоха лонгбоу тогда ещё не наступила. Да и много чего другого.

Козырем режиссёра стал Рассел Кроу, ставший очень популярным после «Гладиатора», где он также играл главную роль.

Мел Гибсон. «Храброе сердце» (Braveheart, 1995)

«Мгновенно в яблочко попасть, почти не целясь».

«Храброе сердце» — вторая режиссёрская работа Мела. Здесь он же играет и главную роль. Фильм сразу стал образцом того, как надо снимать военно-историческое кино — красивые батальные сцены, незатянутый сюжет, любовные линии.

Конечно, историки нашли массу несоответствий реалиям. И килты не те, и романа с Изабеллой у главного героя быть не могло. Но кинофильм получился.

То, что «Храброе сердце» продолжают смотреть, — лучшее тому доказательство.

«Храброе сердце» на весах истории кинематографа многого стоит. Более того — фильм разбудил Шотландию. Стал знаменем её националистов. Правда, для победы на референдуме 2014 года, приуроченном к годовщине знаменитой битвы при Баннокберне (1314), этого оказалось недостаточно. Но Лондон старается.

Рейтинг:
Ридли Скотт — 3
Мел Гибсон — 4

Открытие Америки

Ридли Скотт. «1492: Завоевание рая» (1492: Conquest of Paradise, 1992)

Снятый к юбилею открытия Америки фильм провалился. Даже и говорить особо не о чем.

Мел Гибсон. «Апокалипсис» (Apocalypto, 2006)

Фильм о доколумбовой Америке, где режиссёр показал столкновение мира лесных дикарей-охотников и цивилизации. Той цивилизации.

На эту тему художественных фильмов вообще никто не снимал. И не снимал так. Герои, как и в «Страстях», говорят на своём языке. Фильм лучше воспринимается на большом экране.

Специалисты подвергли картину критике. Они объяснили, что там изображена скорее Амазония. Оружие не той системы, майя не такие… Но кино — это искусство, в нём много условностей.

Рейтинг:
Ридли Скотт — 0
Мел Гибсон — 4

Галантный век и наполеоновские войны

Ридли Скотт. «Дуэлянты» (The Duellists, 1977)

«Дуэлянты» — первый полнометражный фильм Ридли Скотта. Он показал, что можно снимать исторические фильмы с малым бюджетом.

На мой взгляд, минус — герои-французы переписываются по-английски. Что ж, дотошность к деталям в то время ещё не вошла в моду — в советских фильмах о Великой Отечественной немецкие солдаты и офицеры часто говорят по-русски. Тогда это никого не коробило, это теперь в моде оригинальная озвучка.

Мел Гибсон. «Патриот» (The Patriot, 2000)

У Гибсона как режиссёра нет фильмов по этому периоду. На чашу весов можно положить только его главную роль в фильме Роланда Эммериха «Патриот».

Рейтинг:
Ридли Скотт — 3
Мел Гибсон — 1

XX век

Ридли Скотт. «Чёрный ястреб» (Black Hawk Down, 2001)

Режиссёр детально, без лишнего пафоса, показал военную операцию в Могадишо в октябре 1993 года. Провальная операция, которая — благодаря этому фильму! — стала хорошо известна. Американцы в том боестолкновении потеряли убитыми и ранеными около ста человек. Да, потери сомалийцев были выше — но африканцы фактически вышли победителями.

Самый лучший топичный фильм Ридли Скотта. И его чаша весов, словно сбитый вертолёт, стремительно идёт вниз.

Мел Гибсон. «По соображениям совести» (Hacksaw Ridge, 2016)

Фильм о пацифисте на войне. О человеке, который по религиозным соображениям отказывается брать оружие и убивать. Поэтому он спасает людей в качестве санитара.

Рейтинг:
Ридли Скотт — 5
Мел Гибсон — 4

Итоги схватки

«По соображениям совести» — последняя (точнее, крайняя) работа Гибсона как режиссёра. Впрочем, он сравнительно молод. Ну как «молод» — ему 62. Ещё три года до пенсионного возраста по нашим новым стандартам. У Ридли Скотта было двадцать лет форы. Гибсон вполне может догнать — не по всей фильмографии, там список на несколько жизней, а по количеству тематических фильмов. И обогнать.

Не все мечты Гибсона-режиссёра сбывались. Так, ему не удалось снять «Фантастическую сагу» по роману Гарри Гаррисона.

В планах был также фильм про восстание Иуды Маккавея (II в. до н. э.), но еврейские общественные организации выступили против. Они хотели, чтобы картину по столь трепетной для них теме снял не Гибсон, а, например, Стивен Спилберг.

Я вас умоляю! Где теперь то кино, я вас спрашиваю?

Итог:
Ридли Скотт — 15
Мел Гибсон — 16

У вас могут быть дополнения либо вообще иная точка зрения на работы этих режиссёров. И тогда, взвесив всё на весах военной истории, решите сами, у кого — у Скотта или Гибсона — больше заслуг.

Кого больше оценит мать‑история?

Подписки в соцсетях