Восточная Европа Геродота: скифы, каннибалы и волкодлаки

Геродота по праву называют отцом истории. Его главный труд так и называется: Ἱστορίαι — «История». Впервые на памяти человечества минувшие события описали не в легендах и сказаниях, а в почти научном тексте. Это произвело на потомков такое впечатление, что до наших дней дошли бесчисленные списки (копии) «Истории», выполненные в разных веках и странах. А ведь большинство античных текстов безвозвратно сгинули за прошедшие тысячелетия.

Причин для написания своей книги у Геродота было три. Во-первых, он сам по себе был весьма умным и любознательным человеком, склонным к систематизации знаний.

Во-вторых, в молодости Геродот очень неудачно поучаствовал в политической жизни своего родного полиса Галикарнаса. За что его из Галикарнаса выгнали. Изгнанник объездил всю тогдашнюю Ойкумену и собрал бесчисленные истории и впечатления. Которые и изложил в своей книге.

Скульптура Геродота

В третьих, в годы его молодости эллинский мир продолжал затяжную войну с персами. Когда Геродот был маленьким, в Фермопильском проходе умирали спартанцы во главе с царём Леонидом, а флот персидской империи шёл на дно при Саламине. Мирный договор между династией Ахеменидов и Афинским морским союзом заключили, когда Геродоту было хорошо за тридцать.

Потому «История» подчинена главной мысли — как же так получилось, что эллинам пришлось десятилетиями вести смертельную войну с гигантской персидской сверхдержавой?

Варвары, варвары везде!

Геродот постарался описать всю известную ему историю Ойкумены — и эллинов, и варваров. Под варварами подразумевались все «неэллины»: от первобытных племён до имперских персов и таинственных египтян с их древними знаниями.

История по Геродоту в целом сводится к тому, что «неэллины» по своему врождённому варварству испокон веков нападали на просвещённых эллинов.

А те героически превозмогали и вообще в белых хитонах стояли красивые.

Но надо отдать Геродоту должное: варвары ему при всём при этом были откровенно интересны. Нередко даже вызывали симпатию и уважение.

Особый интерес для «отца истории» представляло становление державы Ахеменидов. Ведь это для нас она — преданья старины глубокой. А для него — такая же живая, важная и недавняя история, как для нас — Вторая мировая война. Ведь сама персидская империя появилась на месте древних восточных царств лишь за 75 лет до рождения Геродота.

Панки, металлисты и готы до того, как это стало мейнстримом

Среди бесчисленных сюжетов в девяти томах нам — как (в основном) жителям Восточной Европы — более всего интересны описания из IV тома. О том, как персидский царь Дарий решил покорить скифов и их соседей.

«Скифские послы у Дария». Художник — Франциск Смуглевич

К слову, скифы были для эллинов варварами в квадрате. Судите сами. Жили они в далёких, холодных и странных землях на границе цивилизованного мира — у самых северных греческих полисов на берегах Чёрного моря. Вместо почтенного земледелия самым дикарским образом кочевали. Носили штаны вместо приличествующих культурному человеку хитонов. Пили человеческую кровь из черепов убитых врагов, обтягивали колчаны содранной с врагов кожей.

И вообще дичайше угорали во славу древних богов, например. Norwegian Black Metal во плоти.
Милейшие люди, в общем.

А уж соседи их — и вовсе ужас из бездн ада.

На западе от верховий Борисфена (греческое название Днепра. — Прим.ред.) жил народ невров, писал Геродот. Севернее — только пустоши и погибель от холода и снега. Есть мнение, что речь о территории современной Беларуси — но это не точно.

Невры имели сложные отношения со змеями. И прекрасный народный обычай ежегодно на несколько дней обращаться в волка. В чём Геродот сильно сомневался, но байку описывал как крайне устойчивую среди тех, кто с этими самыми неврами жил и общался. По мнению учёных, речь шла о ритуалах с переодеванием в волчьи шкуры. Вроде современной субкультуры фурри, но всерьёз.

Замецки

«Фурри» в переводе с английского — «пушистый». Это субкультура, представители которой увлекаются образами антропоморфных животных. Например, Гаечкой из «Чипа и Дейла».

К востоку от невров (на территории нынешней Смоленской области) жили андрофаги. И если невры — варвары на фоне варваров-скифов, то андрофаги — варвары даже по сравнению с неврами. Бродили по лесам, законов не знали, на приличия чхали, жрали кого поймают. И название у этих панков-каннибалов соответствующее: андрофаг с греческого переводится как «людоед». Видимо, с тех пор смоляне настолько суровы и свирепы.

Впрочем, имелись у скифов по Геродоту соседи и поприличнее.

Например, меланхлены. Они просто меланхолично ходили все в чёрном (их название по-гречески и значит «одетые в чёрное»). Видимо, потом от них и пошли готы.

Тавры — натуральная гопота. Жили грабежом и разбоем, пленных ритуально били дубинками по головам до смерти.

Будины из большого города Гелон — ходили в меховых шубах, пили спиртное до буйства и потери пульса. И зачем-то закусывали сосновыми шишками.

Савроматы, восточные кочевые соседи и родичи скифов, — феминисты. У них женщины наравне с мужчинами ходили на войну, грабили и резали врагов.

И агафирсы — из всех самые цивилизованные. И очень изнеженные. Ходили они обвешанные украшениями и были склонны к разным нетрадиционным вещам в личной жизни.

И вот в 512 году, лет за тридцать до рождения Геродота, всех этих прекрасных людей решил завоевать персидский царь Дарий.

Скифский Кутузов

C северными кочевниками у персидских царей не задалось с самого начала. Создатель империи Кир Великий пошёл как-то в поход на массагетов (родственников скифов в Средней Азии). Да так удачно, что погиб. Царица массагетов Томирис повелела доставить ей тело неудачливого завоевателя, отрезала ему голову и утопила в крови (по другим данным — в вине), «чтобы он утолил наконец свою ненасытную жажду».

«Царица Томирис приказывает окунуть голову Кира в чан с кровью». Художник — П. Рубенс (источник фото)

И вот царь Дарий двинул свои армии из Балкан в скифские степи. Геродот описывал кампанию грандиозного масштаба.

Для начала скифы попытались собрать против персов коалицию из своих замечательных соседей. Из последовавшей «международной конференции» получился сплошной скандал.

Феминисты-савроматы, а также выпивохи-будины согласились воевать с персами. А вот андрофаги, невры, агафирсы, тавры и меланхлены наотрез отказались. И заявили, что надо было раньше думать — когда скифы жизнерадостно грабили персидские владения. «Ну а теперь выкручивайтесь сами. Держитесь там и хорошего вам настроения».

Скифы обиделись. И обозвали всех агафирсами в плохом смысле слова.

И придумали хитрый план. Который заключался в том, чтобы сняться с пастбищ и всем табором откочевать от наступающей персидской армии. А чтобы заодно проучить всяких пацифистов, откочёвывали они на север — в земли не пожелавших воевать соседних племён.

Первой на пути оказалась земля будинов. «Мы же союзники!» — кричали жители Гелона. «Ну так и воюйте, персидская армия как раз на подходе», — отвечали кочующие мимо скифы. — «А у нас стратегия, понимать надо!».

Персы взяли Гелон, сожгли его и выпили всё спиртное. Затем двинулись за скифами дальше — в земли меланхленов и андрофагов.

Скифы (VII—IV вв. до н.э.)

Меланхлены меланхолично спрятались среди лесов в своих чёрных одеяниях. Андрофаги, как и положено панкам, сказали «ну вас нафиг с вашими войнами» и тоже ушли в чащобы. Схомячив, надо полагать, отбившихся от войска скифов и персов. Невры задумчиво повыли на луну и последовали примеру соседей.

Завидев приближающихся скифов, агафирсы вышли на границу и сказали, что беженцев сейчас не принимают. А если скифы хотят драться, так они не против. Только пусть потом в плену не обижаются на разные пикантные недоразумения.

Скифы позеленели и решили не связываться.

Тем временем Дарий, которому надоело бродить по степям и лесам без добычи (тем более что конфискованный у будинов самогон давно кончился), передал с гонцом требование к скифам выйти и сражаться как мужчины. «Э, зачем убегаешь, дорогой? Трусливый, да?».

Скифский царь передал, что не убегает, а кочует. Как предки завещали. А зачем за ними персы бродят — он понятия не имеет. «Захотим — подерёмся с вами, но пока как-то лениво. И вообще, базар фильтруй, дорогой!».

Скифский царь начала VI века до н.э.

Персидская армия страдала, голодала и таяла под постоянными ударами скифских отрядов. В порядке психологического террора в дар персидскому царю скифы отправили птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Лучшие мудрецы Дария свернули себе мозги в бесплодных попытках понять, какого лешего всё это значит.

Побродив ещё по лесам и степям, персы стали срочно отступать обратно через Дунай, пока войско окончательно не растаяло. Как спустя пару тысяч лет — Великая армия Наполеона.

Персидский царь так спешил, что приказал даже бросить обозы и раненых.

У Дуная его уже ждали объединённые силы скифов, савроматов, и вынужденно трезвых — и потому очень злых — будинов.

На переправе случилась натуральная Березина. Дарий с остатками армии едва сумел прорваться за Дунай.

После чего перевёл дух и гордо объявил Скифию покорённой.

Предполагаемый маршрут Скифского похода Дария I (фото: Anton Gutsunaev)

Скифы, подсчитывая трофеи и недорезанных пленных, очень удивились. И отхлебнули из черепов ещё свежей персидской кровушки.

Был ли мальчик?

С похода Дария в Скифию до момента начала работы Геродота над «Историей» прошло 66 лет. В полисах Северного Причерноморья он, вероятно, тоже бывал. И вполне мог даже встретить кого-то из очевидцев персидского вторжения.

Вот только в том, что собой представляло это вторжение, есть большие сомнения.

Значительная часть сведений Геродота — это собранные по всему миру (от дворцов до кабаков) байки. Он не скрывал, что публикует их по принципу «за что купил, за то и продаю». Но в них по определению множество самых бредовых выдумок.

К примеру, в Ливии по Геродоту обитают и вовсе порождения ночных кошмаров — псоглавцы и люди без голов с глазами посреди груди. На этом фоне людоеды и оборотни, соседствующие со скифами, — сущая безделица.

Рисунок Себастьяна Мюнстера

О походе Дария в скифскую степь за Дунай пишут и другие античные авторы. Например, Ктесий Книдский, изучавший данную эпоху по персидским источникам, и отец географии Страбон. У них эта эпопея выглядит гораздо более скромной, чем у Геродота.

Сам поход они не отрицают. Вот только Дарий, по версии Ктесия, зашёл за Дунай на пятнадцать дней. Обнаружил, что дальше лежит безводная степь, где его пехота будет умирать от жажды тысячами безо всяких скифских стрел. Затем на горизонте показались конные отряды скифов. Демонстрировавшие явные намерения по степному обыкновению взять неповоротливую армию персов — состоявшую в основном из пеших воинов — в кольцо. Со всеми вытекающими печальными последствиями.

Потому Дарий приказал немедленно отходить к переправам, бросив обозы. Переправиться успели не все — арьергард скифы отсекли от переправы и вырезали.

Просто, логично, реалистично. Что-то подсказывает, что примерно так всё и обстояло в действительности.

Исчезнувшие мертвецы андрофагов

А что же со всеми этими странными народами — соседями скифов? Людоедами, оборотнями?

Данные археологии говорят, что всё было гораздо проще и прозаичнее.

К примеру, невры и андрофаги, скорее всего, были древними балтами милоградской и днепродвинской культур. Они имели культы медведя, волка и змеи. А также массу дремучих пережитков времён индоевропейской экспансии и даже каменного века. Потому их со всем основанием можно было считать варварами на фоне скифов — которые имели сложно устроенное общество с богатейшей культурой и создавали умопомрачительной красоты золотые украшения.

Золотые скифские серьги, около 350 до н. э.

А вот каннибализма, похоже, не было. По крайней мере, характерных следов в виде обглоданных человеческих костей, что регулярно находятся у стоянок палеолита, в местах обитания племён не найдено.

Впрочем, есть небольшая загадка. У днепродвинцев — они же андрофаги — до сих пор не найдено захоронений. У милоградцев-невров есть и курганы, и урны с пеплом от кремации. А тут — пустота.

Нет, днепродвинцы не были настолько суровы и свирепы, что сгрызали покойников прямо с костями. Ответ на загадку, скорее всего, дают озёра Литвы. Ведь и литовцы, и днепродвинцы-балты, и их традиции имеют одни корни. В этих озёрах находили древние урны с прахом умерших, которые ритуально топили в воде. Если то же делали и «андрофаги», то их останки покоятся под многими метрами древнего ила на дне рек и озёр.

В общем, соседями скифов были вполне обыкновенные племена древней Европы: индо-иранские, как сами скифы и савроматы, балтские и праславянские. Которые в те времена были изрядно отсталыми.

И есть серьёзные подозрения, что те самые склонные к выпивке будины и есть предки всех славянских народов. Правда, умение закусывать сосновыми шишками потерялось где-то в веках.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий